Модель этноконфессионального мониторинга — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Модель этноконфессионального мониторинга

2018-01-28 208
Модель этноконфессионального мониторинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Категория - Индикатор

Среда и ресурсы

1 Водные ресурсы (питьевая вода, ирригация, водные пути, промысел),

энергоресурсы

2 Земельные ресурсы (качество и цена, размер на человека, доступ, лес

и др. угодья)

3 Недра (использование, доступ, пользователь, дивиденды)

4 Техногенное воздействие (опасные производства, выбросы, отходы,

изъятия, компенсации)

5 Бедствия и катастрофы (стихийные, экологические, промышленные,

спровоцированные)

 

Демография

и миграции

6 Расселение (динамика численности, этнические пропорции, степень и

динамика урбанизации)

7 Смешанные браки и разводимость

8 Естественное движение населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни)

9 Механическое движение населения (миграции, беженцы и переселенцы, временные жители)

 

Власть, государство и политика

10 Государственно-административный статус

11 Доктрина и режим власти (федерализм, унитаризм, местное управление, партии и движения, выборы и смена власти, госпрограммы разного уровня)

12 Этническое представительство (в органах власти, бизнесе, информационной и научно-образовательной сферах)

13 Отношения «центр-регион» (правовые основы, переговоры, контакты,

выгоды и обременительность)

14 Права человека и коллективные права (правовая обеспеченность, на-

рушения, контроль, административное давление и тяготы, правозащитная деятельность

15 Общественный порядок и контроль за оружием, противодействие

терроризму

16 Компетентность и авторитет властей и лидеров

17 Официальная символика и календарь

 

Экономика и социальная сфера

18 Производство и динамика цен

19 Уровень и расхождение доходов

20 Занятость и безработица

21 Разделение труда (этническое, региональное, отраслевое, на уровне

общин, обмен услугами, торговое посредничество, престиж занятия)

22 Социально-профессиональная мобильность (продвижение этнических

групп, изменение статуса в трудовой деятельности, наличие маргиналов и их состав)

23 Участие в приватизации, купле-продаже земли

24 Состояние социальной защищенности, обеспеченность жильем

25 Преступность и бытовое насилие

 

 

5. Культура,образование,информация

26 Культурное доминирование

27 Религиозная жизнь (конфессиональный состав и изменения, наличие

и доступность храмов, возможность отправлять обряды, наличие и

состояние святынь, лидеры и прозелитическая деятельность, роль в

государстве, регионе, общине)

28 Языковая ситуация (законы и инструкции, язык власти, бизнеса, образования, информации и межгрупповых контактов)

29 Школьное образование (доступ, обеспеченность, гарантии, состав

учителей, учебные материалы)

30 Высшее образование (условия поступления, состав студентов, содержание программ, студенческая жизнь)

31 Средства массовой информации (структура, состав, контроль, характер программ, этнический состав журналистов и телеведущих)

32 Традиционные праздники и обряды (условия, поддержка властей, политическая окраска, участие разных групп населения)

33 Исторический дискурс

 

Контакты и стереотипы

34 Групповые требования и жалобы

35 Прошлые конфликты и коллективные травмы

36 Этнические стереотипы (положительные, отрицательные, распространенность и использование, обидные клички, официальное противодействие)

37 Изменения в самосознании (соотношение этнического и гражданского, местного и регионального, возрождение старых идентичностей и

появление новых)

38 Мифы, страхи и слухи

39 Наличие групповой идеи и идеологии

40 Уровень толерантности (межгрупповые ненависть, стычки и насилие,

дискриминация)

 

 

Внешние условия

41 Наличие и влияние диаспор (соседи, столичная, зарубежная)

42 Стабильность/нестабильность соседних и пограничных регионов и стран

43 Влияние глобального соперничества

44 Территориальные претензии и проблема границ

45 Внешние связи и сотрудничество

46 Меняющийся внешний имидж (страны, региона, республики, народа, общины, режима в регионе, республике, стране, мире)

 

 

.

Чтобы сделать это на основе квалифицированного этноконфликтологического мониторинга и менеджмента, в экспертизе необходимо:

а) определить уровень недовольства различных этнических групп населения своимэкономическим, политическим, социальным положением, культурным и бытовым состоянием как в ряде конкретных регионов, каждый из которых соответствует тому или иномууровню межэтнической напряженности, так и по стране в целом;

б) выявить:

конфликтогенные факторы, объективного и субъективного порядка, дестабилизирующие межэтническую ситуацию, их взаимосвязь и взаимоотнесенность по степени важности и значимости в зависимости от способности влиять на обострение конфронтации этнических групп;

тенденции и условия развития межэтнической ситуации в направлении ее

стабилизации и нормализации, а также основные барьеры на этом пути,

включая сложившиеся идеологические стереотипы и социально-

психологические установки;

уровень готовности представителей различных этнических групп к конфронтационным или компромиссным и консенсусным формам поведения вконфликтных ситуациях, а также степень их образовательной и специальнойподготовки к активному участию в предотвращении, урегулировании и ненасильственном разрешении конфликтов;

в) разработать и предложить для реализации соответствующим представительныморганам и административным структурам в регионах способы и формы предотвращенияи урегулирования конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений на основеучета и нейтрализации конфликтогенных факторов, стабилизации общей экономической исоциально-политической обстановки и корректировки массового сознания и поведения в направлении более широкого и основательного освоения демократических норм и правил.

 

При этом в разработке концептуальных оснований и организационных принциповэтноконфликтологического мониторинга и менеджмента основной упор необходимо сделать на

· учете и использовании внутренней мотивации поведения представителей конфликтующих этносов и других участников межэтнических конфликтных ситуаций,

· их ценностных ориентаций и социально-психологических установок, идентификаций и стереотипов.

 

Это связано с тем, что человек или группа людей, включенные в систему общественных, в том числе и межэтнических отношений, могут определенным образом трансформировать свое поведение, лишь корректируя свои идентификации с теми или инымиобщностями, их установками и ориентациями и тем самым меняя регуляторный механизмсвоего индивидуального и группового поведения.

 

 

Выяснение параметров включенности в напряженные, конфликтные взаимодействия предполагает:

Сбор и анализ статистических данных о происшедших конфликтах.

Контент-анализ материалов СМИ.

Наблюдение за поведением участников конфликтов.

Уточнение, нюансировку экспертных оценок конфликтов в рамках фокус-

группового метода.

Конфликтологическую переработку имеющейся социологической информа-

ции, вторичный анализ эмпирических данных.

Конфликтологическое картографирование.

 

Особенно часто для оценки конфликтного потенциала используется массовый социологический опрос в форме анкетирования или интервью, однако данный качественныйтип исследований, используемый «оппонентами» дискурса мирного сосуществования религий, не всегда адекватен в оценке тенденций развития ситуации во всем регионе, зачастую выставляя лишь наиболее острые факты. Большая часть подобных опросов имеет локальный характер.

Массовые опросы дают широкий охват эмпирического материала, но не обеспечивают глубину полученной информации по наиболее важным вопросам исследования. Есть такие аспекты напряженности, которые чрезвычайно трудно выразить на языке статистики, например, связанные с мотивацией. Массовые опросы, касаясь проблемы взаимодействия представителей различных религий, используют, как правило, шкалу Богардуса, оценивая степень межрелигиозной дистанции. Вместе с тем за пределами исследования зачастую остается аспект социального взаимодействия как такового. Поэтому в основном в исследованиях сочетают

массовый опрос и

фокус-групповой метод, что дает возможность изучить конфликтный потенциал на значительной территории и в то же время расмотреть такие важные аспекты конфликтного потенциала, как

причины тревожности и мотивацию представителей различных этнических и социальных общностей.

 

Важным методом исследования конфликтного потенциала является анализ текстов, причем наибольшую важность имеет анализ текстов как органов власти и СМИ, так и религиозной литературы.

В практике исследований по религиозной проблематике большое внимание уделяется оценке религиозности. При этом признание своих конфессиональных предпочтений выступает только одним из ее критериев. Религиозность можно оценивать по пяти измерениям:

1) эмпирическая религиозность обозначает степень эмоциональности индивида ввере;

2) ритуальная – частота свершения молитв или посещения храма;

3) идеологическая

– степень веры индивида в религиозную доктрину;

4) последовательная – насколько сильно религиозные убеждения проявляются в повседневной жизни;

5) интеллектуальная –мера знаний человека об истории и догматах той религии, к последователям которой онсебя причисляет.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.