Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2018-01-04 | 712 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Одна из сфер применения аргументации – практика спора. Спор представляет собой сложный процесс аргументации в диалогической форме. В споре взаимодополняют друг друга два аргументативных процесса – доказательство и опровержение некоторого тезиса. Аргументация, таким образом – ядро любого спора. Но в споре выделяют также психологическую, этическую, эстетическую сторону. Ведение спора требует большого напряжения интеллектуальных и психических сил. Отсюда одно из наиболее общих правил ведения спора: не стоит спорить без необходимости.
В процессе спора выделяют следующих участников:
1. Пропонент (лицо, выдвигающее тезис);
2. Оппонент (лицо, опровергающее выдвинутый тезис);
3. Аудитория.
Каждый из участников формирует поле аргументации – занимаемую в споре позицию (включает тезис, антитезис, аргументы, способы аргументации и исходные принципы). Спор предполагает согласование полей аргументации.
Эристика – искусство ведения спора, теория аргументации образует его логическую основу.
Различают виды спора по цели и по способу ведения.
По цели:
1. спор ради истины (научный, логический спор)- например, научная дискуссия;
2. спор для убеждения – спор политических противников, представителей различных конфессий по вопросам веры и т.п.;
3. спор ради победы (эристический спор).
В зависимости от цели споры различаются также по способу ведения:
Научный спор – для выяснения истинности или ложности тезиса, предполагающий соблюдение правил спора; в нем, как правило, не допускаются некорректные приемы и уловки.
Спор-полемика, спор-свара по своему характеру нередко приводит к использованию некорректных приемов. В связи с этим знание допустимых и недопустимых приемов, правил спора является необходимым.
|
Дискуссия – вид спора (зачастую эти понятия отождествляются). Дискуссия предполагает коллективное совместное обсуждение вопроса и его решения. Ведение дискуссий предполагает соблюдение ряда требований.
Правила ведения дискуссии:
1. Необходимо соблюдение определенных условий:
а) Наличие предмета спора. Беспредметный спор не имеет смысла, в этом случае невозможно сформулировать тезис и антитезис. Ведение спора требует также знания предмета спора;
б) Должна существовать реальная противоположность позиций. Если между выдвинутыми участниками спора положениями нет противоречия, то спор невозможен;
в) Наличие общей основы спора (общих принципов и приемов). Без согласия участников относительно темы спора, принципов и правил его ведения спор также невозможен.
2. Необходимо использовать только допустимые (корректные) приемы. Недопустимо использование уловок, софизмов, уводящих в сторону, запутывающих спор. При необходимости следует указать оппоненту на недопустимость таких приемов;
3. Необходимо согласование правил формирования банка аргументов и правил отзыва аргументов, правил ответа на вопросы и постановки вопросов. Каждый участник имеет право по согласованию с оппонентом вводить в процессе спора дополнительные аргументы и отзывать их, если он видит, что эти аргументы не подтверждают выдвинутое им положение. При этом должны устраняться и следствия отзываемых аргументов;
4. Следует согласовать время ведения спора, условия его окончания. Спор не всегда заканчивается полной победой – опровержением тезиса противника. Во многих случаях это может быть и успешная критика аргументов, и выявление несостоятельности демонстрации. Окончание спора может быть связано и с согласованием позиций в ходе дискуссии, с убеждением оппонента. К допустимым (корректным) уловкам и приемам относят следующие:
1. Затягивание ответа на вопрос. Применяется в случае успешной критики ваших аргументов противником, когда срочно необходимо сосредоточится, скрыть растерянность, подобрать новые аргументы.
|
2. Концентрация внимания на слабых местах аргументации противника.
3. Сохранение самых сильных аргументов на конец спора.
4. Стремление взять последнее слово в дискуссии.
Допустимые приемы лучше применять в тех случаях, когда оппонент их уже применяет.
К недопустимым приемам относят уловки: “подмена тезиса”, “довод к человеку” и ему подобные, психологическое давление на противника и т.п. Такие уловки не допустимы в научной дискуссии и в ходе судебного процесса.
Тема 7.
ГИПОТЕЗА
1. Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез.
2. Построение и развитие гипотез. Доказательство и опровержение гипотез.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!