Транспортная задача линейного программирования — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Транспортная задача линейного программирования

2018-01-05 252
Транспортная задача линейного программирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Транспортная задача линейного программирования

Постановка задачи

Пусть имеется m поставщиков некоторого однородного груза, сосредоточенного на станциях А 1 , А 2 , …, А m и имеется n потребителей этого продукта, расположенные на станциях В 1 , В 2 , …, Вn. Известны также запасы этого груза 1 , а 2 ,…, аm), которые должны быть вывезены в фиксированный период времени. Потребности получателей груза за этот же период времени составляют (b 1 , b 2 , … bn).

Пусть запасы равны потребностям, т.е.. (6.1)

 

При выполнении условия (6.1) транспортная задача называется закрытой.

Кроме того, известны затраты С ij на перевозку единицы груза с любой станции Аi на каждую станцию Вj.

Требуется составить такой план перевозок, чтобы весь груз был вывезен, все потребности были удовлетворены, а суммарные затраты на перевозки были минимальны.

Математическая модель

Обозначим величину перевозки со станции Аi на станцию Bj как xij. Тогда условия полного вывоза груза со всех станций Аi можно записать в виде системы уравнений:

 

(6.2)

 

С другой стороны, станции Вj должны получить необходимое количество груза, что тоже записывается в виде системы уравнений:

 

(6.3)

 

При этом выполняется условие неотрицательности для переменных xij:

Функция цели задачи по критерию минимума суммарных затрат –

(6.4)

Таким образом, транспортная задача представляет собой основную задачу линейного программирования.

Методом искусственного базиса можно привести эту задачу к каноническому виду и затем решить ее симплекс-методом. Ввиду того, что число переменных транспортной задачи велико и, при этом на любом плане число свободных переменных также велико, то симплекс метод является чрезмерно громоздким и малоэффективным. В связи с этим были разработаны специальные методы решения транспортных задач.

Вся исходная информация для транспортной задачи организуется в виде матрицы или таблицы (здесь для краткости рассмотрена задача размерности ), в которую заносится опорный план задачи. В этой же таблице проводится оптимизация плана и записывается решение задачи

 

  B 1 B 2 B 3 B 4 B 5 Запасы
А1 c 11 x 11 c 12 x 12 c 13 x 13 c 14 x 14 c 15 x 15 a 1
А 2 c 21 x 21 c 22 x 22 c 23 x 23 c 24 x 24 c 25 x 25 a 2
А 3 c 31 x 31 c 32 x 32 c 33 x 33 c 34 x 34 c 35 x 35 a 3
Потребности b 1 b 2 b 3 b 4 b 5  

 

Рассмотрим различные методы нахождения первого опорного решения.

6.2. Методы определения начального опорного плана

Метод северо-западного угла

В соответствии с этим методом, в верхнюю левую (северо-западную) клетку таблицы заносится максимально допустимая перевозка. При этом либо вывозится весь груз со станции А 1, тогда все остальные клетки первой строки вычеркиваются, либо потребности первого потребителя В 1 полностью удовлетворены, тогда все клетки первого столбца вычеркиваются. После этого самой северо-западной клеткой становится клетка А12 или А21. Указанный алгоритм применяется до заполнения всей таблицы.

Рассмотрим этот метода на примере.

Ставим первую перевозку в клетку А11. Она будет равна . Закрыт первый столбец. Идем по строке. В клетку А12 ставим перевозку, равную . Закрыли первую строку (в закрытой строке или столбце будем ставить прочерки для того, чтобы не поставить туда перевозку). Спускаемся по второму столбцу. В клетку А22 ставим перевозку и закрываем второй столбец. Идем по второй строке и ставим перевозку в клетку А23. Она равна . Закрыли третий столбец. Продолжаем идти по третьей строке. В клетку А24 ставим перевозку . Теперь закрыли вторую строку и спускаемся по четвертому столбцу. В клетку А34 ставим перевозку . Закрыв этот столбец, идем по третьей строке. Перевозка в клетке А35 равна . Таблица исчерпана. Все грузы вывезены, все потребности удовлетворены.

Недостатком данного метода является то, что он не учитывает стоимость перевозок и поэтому, как правило, получаемый план далек от оптимального.

 

  В 1 В 2 В 3 В 4 В 5  
А 1 20 4 20 3 - 4 - 11 - 9  
А 2 - 3 1 4 7 7 22 15 - 8  
А 3 - 7 - 4 - 2 2 8 8 15  
             

 

Вычислим стоимость всех перевозок. Она равна:

Теперь на этом же примере рассмотрим другой метод.

Метод наименьшей стоимости

Метод наименьшей стоимости учитывает в какой-то мере затраты на перевозки и строится следующим образом: рассматривается матрица, находится клетка с наименьшей стоимостью, в которую заносится максимально допустимая перевозка. При этом вычеркивается либо строка, либо столбец, затем в остающейся части таблицы находится клетка с наименьшей стоимостью и т. д.

Опишем последовательность действий для данного метода на примере.

Выбираем в таблице клетку с наименьшей стоимостью (А33) и ставим в нее перевозку , закрыли третий столбец. В пункте А 3 осталось 10-7=3 единиц груза. В оставшихся клетках выбираем наименьшую стоимость. Таких клеток две: А21 и А12. Случайным образом выбираем сначала клетку А12: ставим сюда перевозку, равную . Мы закрыли второй столбец, а в пункте А1 осталось 40-21=19 единиц груза. Далее ставим перевозку в клетку А21. Она равна . Закрыли первый столбец, а в пункте А 2 осталось 30-20=10 единиц груза. Минимальная стоимость в оставшихся клетках равна 8 и находится она в клетке А34. Ставим туда перевозку . Закрыта третья строка.

Пункту В 4 необходимо еще 24-3=21 единиц груза. Такая же стоимость и в клетке А25. Ставим туда перевозку . Закрыли пятый столбец, а в пункте А 2осталось 10-8=2 ед. груза. Во второй строке осталась свободной только клетка А24. Ставим туда перевозку . Вторая строка закрыта.

Пункту В 4 необходимо 21-2=19 единиц груза. Заполняем оставшуюся клетку А14. Ставим сюда перевозку 19 единиц груза. Заполнена вся таблица.

В большинстве случаев этот метод дает план, который ближе к оптималь2ому, однако, во всех случаях требуется сравнивать величины функции цели на получаемых планах и выбирать тот, для которого функция принимает наименьшее значение.

  В 1 В 2 В 3 В 4 В 5  
А 1 - 4 21 3 - 4 19 11 - 9  
А 2 20 3 - 4 - 7 2 15 8 8  
А 3 - 7 - 4 7 2 3 8 - 15  
             

 

Вычислим общую стоимость перевозок:

.

Метод двойного предпочтения

В данном методе отмечаются клетки с наименьшей стоимостью в каждой строке, затем выбирается наименьший элемент в столбце. Отметим их каким-нибудь значком. В дважды отмеченные клетки ☺☺ заносятся максимально допустимые перевозки. Далее, в отмеченные один раз клетки ☺ заносятся максимальные перевозки. Остаток таблицы можно заполнить методом северо-западного угла или методом наименьшей стоимости.

Опишем алгоритм этого метода на том же примере.

Выберем в каждом столбце минимальную стоимость и отметим его значком. Тоже сделаем со строками. Выбрали клетки с двумя значками: в клетку А12 ставим перевозку (закрыт 2 столбец, в пункте А 1 осталось 40-21=19 ед.); клетка А21 – перевозка равна , закрыт 1 столбец, в пункте А 2 осталось 30-20=10 ед.); клетка А33 – перевозка , закрыт 3 столбец, в пункте А 2 осталось 10-7=3 ед.) Теперь ставим перевозки в клетки с одним значком: А25 – перевозка (закрыт 5 столбец, в пункте А 2 осталось 10-8=2 ед.); А34 – перевозка (закрыта 3 строка, а пункту В 4 нужно 24-3=21 ед.). Остальные клетки можно заполнить так же, как в предыдущем методе.

 

  В 1 В 2 В 3 В 4 В 5  
А 1 - 4 ☺☺21 3 - 4 19 11 - 9  
А 2 ☺☺20 3 - 4 - 7 2 15 ☺8 8  
А 3 - 7 - 4 ☺☺7 2 ☺ 3 8 - 15  
             

 

Общая стоимость перевозок равна:

.

Для нашего примера опорные планы двух последних методов совпадают. Выберем метод двойного предпочтения и оценим его на оптимальность по методу потенциалов.

Метод потенциалов

Метод потенциалов позволяет оценить составленный опорный план и при необходимости, последовательно улучшая его, находить оптимальное решение.

Теоремы метода.

Теорема 1: Если опорный план X = (xij) является оптимальным, то существует система из (m+n) чисел, называемых потенциалами, Ui, Vj, такая, что:

а) Ui +Vj = Cij, для xij > 0 (базисные переменные);

б) Ui +Vj = Cij, для xij = 0 (свободные переменные).

 

Таким образом, для оптимальности опорного плана необходимо выполнение следующих условий:

- для каждой занятой клетки сумма потенциалов равна стоимости перевозки единицы груза, стоящей в этой клетке:

 

Ui +Vj = Cij (6.5)

 

- для каждой свободной клетки сумма потенциалов меньше или равна стоимости перевозки единицы груза, стоящей в этой клетке:

Ui +Vj ≤ Cij (6.6)

 

Примечание: Система (6.5) содержит (m+n) неизвестных и (m+n- 1 ) линейно независимых уравнений. Такая система имеет бесчисленное множество решений, которые можно получить, придавая одной из неизвестных конкретное значение. Это значение выбирается произвольно, например, можно придать U1 значение равное 0, тогда другие потенциалы вычисляются из системы (6.5).

Теорема 2. Любая закрытая транспортная задача имеет решение, которое достигается за конечное число шагов метода потенциалов.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.