Церковный год. Непереходящие церковные праздники — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Церковный год. Непереходящие церковные праздники

2018-01-05 157
Церковный год. Непереходящие церковные праздники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УРОК №2

Суточным кругом богослужения называют такие богослужения, которые совершаются Церковью на протяжении суток.

1. ВЕЧЕРНЯ---------------вечером

2. ПОВЕЧЕРИЕ---------- на сон

3. ПОЛУНОЩНИЦА-----не забывать о пришествии Господа

4. Утреня-------------------благодарность за ночь и надежда на грядущий день

5. I час-----------------------7 часов

6. II час----------------------9 часов

7. III час---------------------12 часов

8. IX час--------------------15 часов

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Теперь остановимся на недельном, или седмичном, круге богослужения Православной Церкви. Каждый день здесь посвящен своему молитвенному воспоминанию.

Недельным (седмичным) кругом богослужения называется порядок Церковных служб, совершающихся на протяжении семи дней недели (седмицы).

1. ВОСКРЕСЕНИЕ----------Малая Пасха

2. ПОНЕДЕЛЬНИК----------Ангелы и все бесплотные силы

3. ВТОРНИК-------------------Иоанн Креститель

4. СРЕДА-----------------------Предательство Господа Иудой и Крест

5. ЧЕТВЕРГ--------------------Св. Апостолы и святитель Николай

6. ПЯТНИЦА-------------------Крестные страдания и смерть Господа. Служба кресту

7. СУББОТА-------------------День покоя. Прославляется Богородица и все святые, нашедшие упокоение в Боге.

В самый первый день недели – воскресенье – вспоминается Светлое Христово Воскресение. Именно в этот день в древней церкви совершалась Литургия (см. Деян. 20. 7). То есть воскресенье было уже в некотором смысле «днем будущего века», праздником преодоления нашего пространства и времени.

Остальные дни недели также имеют особые посвящения. В понедельник – прославляются бесплотные Силы Небесные, Ангелы, которые были созданы раньше человека. Во вторник – память святого Иоанна Крестителя, как большего из всех некогда живших на земле пророков. В среду вспоминается предательство Господа Иисуса Христа Иудой, совершается служба Кресту Господню. В четверг прославляются святые апостолы и Николай Чудотворец. Пятница посвящена воспоминаниям крестных страданий Спасителя, так же как в среду, совершается служба Кресту Господню. Суббота – день покоя. Особо прославляется Божия Матерь, святые праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, прожившие свою жизнь со Христом в сердце. Также вспоминаются все усопшие.

 

А сейчас обратимся к годичному кругу богослужений.

Годовым кругом богослужения называется порядок служб, совершающихся на протяжении всего года. Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых,также особым священным событиям-праздникам и постам. Он имеет сложное внутреннее строение, обусловленное многовековой историей, начиная с апостольских времен. Содержание служб чрезвычайно разнообразно, но главное в них не информация о том или ином факте Священной Истории и Истории Церкви, а развивающееся преемство понимания и переживания жизни с Богом. Вообще, о церковных праздниках нельзя просто рассказывать, их нужно прожить. Тайна любви Божией раскрывается только перед жаждущим сердцем. А каждый переступающий порог храма становится не зрителем, а действующим участником службы. Годичный круг по внутреннему смыслу повторяет содержание главной службы Церкви – Божественной Литургии. Только путь, проходимый нашей душой в краткий отрезок времени, когда совершается Литургия, теперь разворачивается на целый год.

ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ, или начало индикта, было установлено еще в 325 году 14 сентября по новому стилю (по старому 1 сентября).

Рождество Пресвятой Богородицы – 8 сентября (21 сентября н. ст.).

Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня – 14 сентября (27 сентября н. ст.).

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря н. ст.).

Рождество Христово – 25 декабря (7 января н. ст.).

Крещение Господне (Богоявление) – 6 января (19 янв. н. ст.).

Сретение Господне – 2 февраля (15 февраля н. ст.).

Благовещение, т. е. ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия – 25 марта (7 апреля н. ст.).

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – в последнее воскресенье перед Пасхою.

Вознесение Господне – в сороковой день после Пасхи.

10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница), или день Святой Троицы – в пятидесятый день после Пасхи.

Преображение Господне – 6 августа (19 августа н. ст.).

Успение Пресвятой Богородицы - 15 августа (28 августа н.ст.).

ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ:

Покров Божией Матери – 1 октября (14 октября н. ст.).

Обрезание Господне (Новый год ст. ст.) - 1 января (14 января н.ст.).

Рождество Иоанна Крестителя – 24 июня (7 июля н. ст.).

Св. Перв. Апостолов Петра и Павла – 29 июня (12 июля н. ст.).

ХРАМ И ЕГО УСТРОЙСТВО.

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений. Новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале-скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор; так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

 

УРОК №2

ЦЕРКОВНЫЙ ГОД. НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

 

Все мы хорошо знаем как новые времена приводят за собой новые праздники. Иногда нововведения оказываются недолговечными, а иногда приживаются в истории. Так или иначе необходима проверка временем. Только оно может определить истинную значимость для человека того или иного исторического события. И вот перед нами целый круг праздников, которые выдержали многовековое испытание и не оказались забытыми ни во времена страшных войн, ни среди бушевавших стихийных бедствий, ни среди суетности и корысти мирного существования. Разрушая границы пространства и времени праздники Православной Церкви связывают нас с Вечной Жизнью, которая с приходом Спасителя на землю стала для человека доступной. Земная жизнь получила еще одно необходимое измерение – проекцию в вечность. Может быть в этом разгадка того, почему церковные праздники не забываются людьми. В сущности каждый праздник является и событием божественной Священной Истории, и этапом личной духовной жизни каждого человека, да и человеческого общества как единого организма. В основе церковного праздника лежит не просто некогда случившийся исторический факт из жизни Церкви, праздник имеет непосредственное отношение к сегодняшнему дню, к внутреннему миру каждого из нас.

Христианство не музей древности, а жизнь с Богом, каждодневное соотнесение себя, своего поведения, своих мыслей и чувств со Священной Историей, с жизнью Христа. И даже если мы только попытаемся установить эти соотнесения, то сразу же почувствуем, что мы небезразличны Богу, что Он помогает нам строить себя. Себя, а не внешние обстоятельства жизни. Внутренняя жизнь человека является истинным полем творческого созидания, а внешняя – лишь средством для него. И Господь незримо участвует в наших трудах, ничего нам не навязывая и ничем не стесняя. Мы получаем укрепление, прибегая к нему за помощью, но, кроме того, Бог предлагает нам наилучшие условия духовного возрастания – цельную и единую систему церковной жизни.

Преподобный Максим Исповедник называл Церковь «царственное убежище мира». Здесь происходит восхождение человека к Божественной жизни и нисхождение Бога с неба на землю.

Богослужение – не только наше служение Богу, но и служение нам Богочеловека Иисуса Христа. Поэтому в нем нет места никакому произволу. Все богослужения строго определены церковными канонами. Но ни психологически, ни тем более духовно это не может стеснить человека, наоборот, предает верное направление его духовному развитию. Как маленький ребенок нуждается в пеленках, и как неокрепшее деревце в подпорке, так душа человеческая в своем земном странствии должна иметь крепкую опору. И сам строй церковной жизни как раз и является такой опорой.

Богослужебный опыт Церкви по свидетельству многих поколений приводит душу к истинной свободе, обретению себя. Как сказано в учебнике богослужения 1912 года «каждая церковная служба представляет стройное, законченное, художественное священное произведение, рассчитанное на то, чтобы при посредстве словесных, вокальных и созерцательных впечатлений создать в душе молящихся благочестивую настроенность, укрепить живую веру в Бога и подготовить православного христианина к восприятию Божественной благодати».

Все церковные богослужения можно разделить на три круга: суточный, недельный (седмичный) и годовой. Суточный круг основан на древнем ветхозаветном правиле молитвенного освящения 3, 6 и 9-го часов, что соответствует нашим 9, 12 и 15-му. В древнем Израиле новый день начинался с 6 часов вечера, и имел два 12-ти часовых круга: ночной и дневной. Жертвы в ветхозаветном Иерусалимском храме приносили тоже трижды в день: утром, в полдень и вечером. В Псалтири мы также читаем, что прославляют Бога «вечером, утром и в полдень» (Пс. 54, 18).

В христианском богослужении это молитвенное почитание особых часов наполняется совершенно особым смыслом и содержанием: воспоминанием земной жизни Спасителя, событий Церковной Истории. Так, в 3-й час воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в 6-й – страдание на Кресте Иисуса Христа, в 9-й – его Крестная Смерть.

Уже в первые века христианства суточное богослужение значительно дополняется новыми службами: вечернего часа - «при заходе солнца», ночного – при пении петухов и раннего утреннего – на рассвете.

Попытаемся вникнуть в смысловую наполненность всех этих богослужений.

Вечерня является первой среди повседневных служб, потому что, по церковному Преданию, день начинается с вечера, так как при сотворении Богом мира дню предшествовал вечер. В вечернем богослужении внимание привлечено к сотворению мира и человека. Кроме того, в Православной Церкви в вечерне вспоминается грехопадение первых людей и обетование о будущем спасении.

Повечерие, т. е. служба, совершаемая после вечерни, совпадает со временем отхода ко сну. Сон напоминает о смерти, за которой последует воскресение, - это и стало основной темой службы.

Полунощница совершается ночью. Этот час напоминает христианам о молитве Спасителя в Гефсиманском саду и еще тем, что в притче о десяти девах Господь приурочил к этому часу Свое Второе Пришествие.

Утренний час приносит с собой бодрость и свет. Поэтому возбуждает в сердце благодарное чувство к Богу. В православном богослужении за утреней прославляется пришествие в мир Спасителя, принесшего с собою новую жизнь людям.

Таковы священные события, послужившие поводом для установления названных 8-ми повседневных общественных служб Православной Церкви. Но самая важная служба – девятая – Литургия или Евхаристия. В ней содержатся воспоминания о Ветхозаветных временах, но вся она повторяет земную жизнь Спасителя, установившего Таинство Святой Евхаристии. Вот основные храмовые общественные богослужения Православной Церкви. Вначале они совершались отдельно друг от друга. Но со временем были сгруппированы по три – 9-й час, вечерня и повечерие; утром – полунощница, утреня и 1-й час; днем – 3-й, 6-й часы и Литургия. Сейчас вечерние и утренние богослужения во многих храмах принято совершать вместе вечером, а дневные тоже вместе – утром.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.