Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2018-01-05 | 333 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Индивидуализм философского мышления, его нравственно-практическая направленность свойственны и римскому периоду в развитии античной философии. Римский стоицизм представлен творчеством Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и характеризуется усилением религиозно-мистических тенденций. Природа считалась пронизанной божественным началом – Логосом. Его понимание приблизилось к христианской трактовке Бога как абсолютной Личности. Обожествляемый космос отождествлялся с универсальным государством, в котором человек является космополитом (гражданином неба), поскольку его родина – не конкретное земное государство, а небесный Космополис.
№ 8. Статус и основные проблемы философии в эпоху Средневековья
Переход от античности к средневековью обусловлен рядои социокультурных предпосылок:
1. разложение рабовладельческого строя и формирование феодальных отношений;
2. изменение социальной структуры общества – появляются прослойки и социальные группы, оказывающие значительное влияние на общественную жизнь: вольноотпущенники, свободные люмпены, колоны (мелкие арендаторы земель, зависимое крестьянство), профессиональные солдаты;
3. утверждается политическая и духовная монополия западной Церкви, и религиозное мировоззрение становится господствующим. Новая ситуация изменила статус философии, поставив ее в зависимое положение от религии: по образному выражению П. Дамиани, она – «служанка теологии»;
4. признание Библии в качестве единой священной книги христианства, осмысление которой породило христианскую теологию и христианскую философию. Теперь философствовать – означает истолковывать текст Священного Писания и авторитетные книги.
|
В этот период заметно влияние эллинистической культуры на становление христианской теологии и философии, разработку религиозных догматов и критику ересей, несмотря на то, что отношение к античному наследию было далеко не однозначным, что находило отражение либо в полном неприятии философии античности, либо в ориентации на возможность ее использования христианством. Терпимость к эллинской философии выразилась в том, что для христианства стало важнее убедить язычников в преимуществах новой религии с помощью философских знаний, способствующих развитию веры, которая выше всякого знания и является его венцом.
Принципы средневекового философского мышления:
Монотеизм | Бог является личностью, он един и уникален, вечен и бесконечен |
Теоцентризм | Бог является высшей сущностью всего бытия |
Креационизм | идея об акте свободного творения мира Богом из ничего |
Символизм | существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами |
Провиденциализм (провидение) | история человечества понимается как осуществление Божественного замысла |
Эсхатологизм | учение о конечности бытия мира и человека, о конце света и страшном суде |
В развитии средневековой философии можно выделить следующие этапы:
Течение | Идеи |
Апологетика (2-3 вв. н. э.) · Тертуллиан · Климент Александрийский · Ориген и др. | (греч.защищаю) – защищается христианство, раскрываются познавательные возможности веры, которая способна охватить любые проблемы в отличие от разума, полагавшего некоторые из них абсурдными. О несовместимости веры и разума, божественного откровения и человеческой мудрости гласит максима Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно» |
Патристика (4-8 вв.) · Аврелий · Августин · Боэций · Григорий Нисский · Григорий Палама и др.). | (от лат. patres – отцы) – разрабатываются основы христианской догматики с целью раскрыть глубинный смысл Библии. При этом предполагалось отделить подлинные (канонические) тексты от неподлинных и выявить истинные значения основных положений Библии, чтобы исключить еретические интерпретации. Проблемное поле философии было связано с темой теодицеи (богооправдания), осмыслением сущности Бога как высшего Бытия, его трансцендентной (потусторонней) природы и тройственности Божественных ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа). Отношения веры и разума получают иную интерпретацию, т.к. в прозрении истины, согласно Августину, вера выступает в союзе с разумом: «я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верую, чтобы понимать»; |
Схоластика (9-14 вв. н. э. «золотой век» – 13 в.) · Эриуген · Ансельм Кентерберийский · Бонавентура · Фома Аквинский · Росцеллин · П. Абеляр · У. Оккам · Р. Бэкон и др. | (лат. scholasticus – школьный, ученый) – сохраняется приоритет веры над разумом, т. к. главным предметом остаются философско-теологические проблемы, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма. Своеобразие этого этапа связано с формированием двух систем образования – монастырской и университетской. В самой философии проявился интерес к логике Аристотеля. Великим систематизатором средневековой философии признан Фома Аквинский, который полагал, что религия и философия отличаются методом получения истин, т.к. источником религиозного знания является вера и Священное Писание, а философское – опирается на разум и опыт. Главный труд – «Сумма теологии». Главной проблемой схоластики являлась проблема универсалий (общих понятий), которую представляют следующие философские подходы: Ø реализм – общие понятия представляют собой подлинную реальность и существуют до всякой вещи (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и др.); Ø номинализм – подлинной реальностью считает единичные вещи, а понятия – лишь имена, созданные человеческим разумом путем абстрагирования (П. Абеляр, У. Оккам, Р. Бэкон и др.). |
№ 9. Философия Эпохи Возрождения
|
Эпоха Ренессанса (14 - 16 вв.) была переломным этапом в культуре западной цивилизации, повлекшим за собой ряд глубинных изменений в социальной и духовной жизни Европы. В философии возрождаются идеи и положения античного рационализма. Философствование приобретает светский характер и претендует на абсолютную независимость от Церкви. В развитии философии Возрождения можно выделить три периода: гуманистический, неоплатонический, натурфилософский.
|
Становление гуманизма было связано с творческой деятельностью таких мыслителей, как Данте Алигьери, Ф. Петрарка, К Салютати, Л. Бруни, Л. Б. Альберти, Л. Валла. В Западной Европе гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения формировалось благодаря творчеству Эразма Роттердамского, Т. Мора, М. Монтеня. Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.
Характерные черты философии эпохи Ренессанса. Специфика данного периода в развитии европейской философии выражается совокупностью характерных особенностей, присущих философским учениям эпохи Ренессанса.
Прежде всего, им был присущ гуманистический антропоцентризм. Человек рассматривался как совершенное единство духа, души и тела, центральное звено космоса, «мастер земного света» (Парацельс). Бог поставил человека в самом центре мироздания, сделав его судьей мудрости, величия и красоты воздвигнутого им космоса. На смену христианской идее «обожения» пришел идеал обожествления человека, максимального сближения его с Богом на пути разумной творческой деятельности.
Другой особенностью философии эпохи Возрождения был натурфилософский пантеизм. В онтологических концепциях Ренессанса Бог понимался как переполненное благом, переливающееся через край бытие, которое не может существовать и мыслиться без природы и тем более без человека. Мировая душа (Anima), как последняя бестелесная ипостась, ближе всего к излучаемому ею телесно-земному миру. Натурфилософии Ренессанса были присущи качественная трактовка природы и органицизм в понимании строения и способа бытия природных явлений. Вся природа одушевлялась, поскольку Мировая душа рассматривалась как объединяющее и всепроникающее начало космоса.
Общественно-политическая проблематика этого времени была связана со становлением идеалов свободы, равенства и братства. Особую роль в гуманистической философии играло понятие человеческой деятельности. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей. Философское обоснование принципов дружбы, любви, человечности отражало республиканские идеалы итальянских городов-государств. Философские изыскания мыслителей Возрождения послужили основанием для прогресса новоевропейской науки и дальнейшего развития философии.
|
В духовной жизни стали проявляться две тенденции:
1. возвращение к классикам (Ф. Петрарка);
2. возвращение к природе (Дж. Боккаччо, Виллами, Савонарола). Живопись ориентировалась на подражание природе, а скульптура соединяла в себе обе тенденции (возникает понятие пропорции, происходит сближение изобразительных искусств с архитектурой).
В рамках ренессансной культуры:
Ø изменяется статус науки, она становится самостоятельной формой знания с опорой на реальный эксперимент. В большей степени это проявилось в сферах математического, медицинского и астрономического знания. Новый облик науки сформировали Н. Коперник (1473-1543) концепцией гелиоцентризма, Дж. Бруно (1548-1600) идеей о бесконечности вселенной и существования в ней множества миров и др.;
Ø формируется философия политики, у истоков которой стоял Н. Макиавелли («Государь»), заинтересовавшийся природой власти, механизмами ее получения и утраты;
Ø разрабатываются социально-политические утопии с их идеалом общей собственности, равенства и аскетизма в жизни, представленные Т. Мором («Утопия») и Т. Кампанеллой («Город Солнца»).
В Возрождении выделяют три этапа, отличающихся философской проблематикой:
Гуманистический (14 - первая половина 15 вв) | гуманизм и индивидуализм как два ведущих принципа составили его главный смысл. Высшей ценностью жизни объявляется человек – «свободный» и «благородный», с ощущением собственного я, своей незаурядности и гениальности. Это приводит к антропоцентризму – человек становится «вторым Богом», который должен преобразовать природу в соответствии со своими потребностями. Гуманисты породили культ природы, тела и чувственности человека (А. Данте, Ф. Петрарка и др.) |
Философский неоплатонизм (вт. половина 15 в.) | происходило возвращение идеи о человеке как микрокосме. Эта идея получила ту или иную интерпретацию у многих мыслителей ренессансной философии (Н. Кузанский, М. Фичино, Д. Пико деллаМирандола и др.) |
Натурфилософский (к. 15-16 вв.) | сущностью становится глубокий интерес к природе (Л. да Винчи, Дж. Бруно.М. Монтень, Б. Телезио, Парацельс, Н. Коперник). Становление натурфилософии (философии природы) обусловлено стремлением к пониманию природы и усилению власти над ней (правда, из-за отсутствия развитого естествознания, размышления о свойствах, элементах и атрибутах природы носили зачастую умозрительный характер). Основу натурфилософии составил пантеизм, который сохранял Бога в качестве творческого начала, «растворенного» в природе и наполняющего жизнь природы и человека духовной энергией. Развитие натурфилософии в Европе было связано с деятельностью Леонардо да Винчи, И. Кеплера, Парацельса, Д. Бруно и Николая Коперника. Согласно идее тождества макро- и микрокосма, устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. В этот период доминировала качественная, органистская модель природы. Основоположник экспериментального естествознания Леонардо да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом. Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. На этом основании Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце. И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию. |
|
№ 10. Становление классической науки и особенности философии Нового времени
Для эпохи Нового времени (к. 16-17 вв.) характерен наукоцентризм – задача познания видится в том, чтобы научиться читать и понимать «книгу природы» рациональными средствами науки.
Этому способствовало: развитие капиталистической системы хозяйства, крупных производств, требующих разнообразных знаний;
· завершение создания экспериментально-математического естествознания;
· ориентация на научное знание, которое становится автономным от религиозной веры и умозрительных философских концепций, научный разум приобретает статус высшей инстанции, что порождает научный тип рациональности;
· синтез науки и техники, теории и практики, формирование нового типа ученого, для которого знание должно пройти экспертизу со стороны опыта;
· дальнейшее изменение статуса Бога, что нашло отражение в принципе деизма, согласно которому Он выполняет функцию первотолчка и создателя основных субстанций мира, после чего мир развивается самостоятельно;
· оформление теории познания (гносеологии), которая актуализировала проблему природы и механизмов познания, и формирование методологических программ научной деятельности;
· изменение задач философии: ее первоочередной целью становится поиск всеобщего метода научного познания.
Новоевропейский идеал деятельностного отношения человека к природе предполагал ценность познания природных объектов, раскрытия законов их существования, в соответствии с которыми они преобразуются человеком. Это способствовало организации систематических исследований природы и построению ее объективной картины. Решением этих задач и стало заниматься классическое естествознание, точкой отсчета для которого могут считаться работы Ф. Бэкона (1561-1625) и Г. Галилея (1564-1642).
В эпоху Нового времени сформировались четыре исследовательские программы: 2 философско-методологические и 2 научные.
Философско-методологическая программа эмпиризма (Ф. Бэкон) |
Ф. Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе,руководствуясь научным методом, чтобы построить «в человеческом понимании истинный образ мира... А это нельзя сделать без тщательного рассечения и анатомирования мира» («Новый Органон»). В основе научного исследования лежит опыт как лучшее из всех доказательств, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. Объективно-истинные знания, лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблуждений чувств (идолы рода и пещеры) и заблуждений разума (идолы рынка и театра). Эмпиризм развивался в гносеологических концепциях Дж. Локка, Дж. Беркли и Д. Юма. |
Философско-методологическая программа рационализма (Р. Декарт) |
Цель философствования Р. Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «я», т.е. критерий истинности находится в сознании. Субъект познания может в принципе сомневаться в существовании всего сущего – других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существовании своего собственного мышления. Это связано с тем, что «...к нашей природе... причастно одно лишь мышление, познаваемое нами поэтому прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь...». Единственное, что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogitoergosum» (Я мыслю – следовательно, существую). Принцип методического сомнения и поиск универсального метода и философии, и науки – важные составляющие дедуктивно-рациональной методологии Р. Декарта. Согласно ей, чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятельность организуется в соответствии с универсальными предпосылками – «врожденными идеями», новое знание выводится дедуктивным путем (Р. Декарт «Рассуждение о методе»). Последователями рационалистической линии в философии были Б. Паскаль, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц. |
Атомистическая программа (П. Гассенди, Р. Бойль) |
Она развивает атомистические представления об устройстве мира, опираясь на его научное исследование. Ученые отказываются от умозрительных рассуждений античных атомистов и предлагают научный способ объяснения вещей и явлений, опираясь на факты науки. Так, Р. Бойль («Химик-скептик») доказывал, что химия должна быть самостоятельной наукой, поэтому отвергал алхимию, ятрохимию, ввел в химию экспериментальный метод, определил понятие химического элемента и др. |
Механистическая программа И. Ньютона |
В ней природа рассматривается в качестве часового механизма, а Бог – великого часовщика, который ее создал, завел, а затем все предоставил естественному ходу событий. Ньютон создал первую научную физическую теорию, задача которой – изучить природу («Математические начала натуральной философии»). Он разработал методологические принципы физического познания, называемые им «правилами философствования», ориентирующие ученых на отыскание объективных причин, являющихся общими для всех тел природы: 1) опыт – основной источник наших знаний; 2)общие законы природы познаются путем индукции от частных эмпирических знаний к общим закономерностям (принципам); 3)из этих принципов дедуктивным путем выводятся теоретические положения, проверяемые экспериментам. На основе его работ складывается стиль научного мышления Нового времени, для которого характерны: ориентация на эксперимент; использование преимущественно индуктивного способа получения нового знания; механицизм, т.е. сведение любого изучаемого процесса к законам механики. |
Названные исследовательские программы привели в итоге к становлению классической науки и зафиксировали статус и функции философского знания в естественнонаучном познании мира. В этот же период Т. Гоббс и Дж. Локк разрабатывали теорию общественного договора, объясняющую причины и механизмы возникновения государства.
Т. Гоббс («Левиафан») | Дж. Локк («Трактаты о государственном правлении») |
1.Естественное состояние общества – это «война всех против всех», т.к. природе человека присущи соперничество, недоверие и жажда славы; Государство, возникшее в результате договора между людьми, призвано обеспечить порядок и справедливость в обществе; Монархия – наилучшая форма правления, но допустимы и другие. | 1.Для естественного состояния общества характерны равенство людей, свобода распоряжаться своей личностью и собственностью, но в нем нет механизмов разрешения споров и гарантий свобод и прав; Государство – результат необходимости защищать свободу и собственность; Разделение властей – основной принцип конституционного правления; Народ имеет право на свержение правительства, не выполняющего условия договора. |
Данные идеи получили дальнейшее развитие в философии эпохи Просвещения.
Итог: Новое понимание философии поставило перед европейскими мыслителями вопрос особой гносеологической значимости: каков должен быть метод объективного познания природы? Решение этой проблемы привело к формированию трех основных методов, определивших векторы развития европейской науки 16 - 17 вв. Это были опытно-индуктивный (эмпирический) метод Ф. Бэкона; гипотетико-дедуктивный, или математический метод Г. Галилея; рационалистический метод Р. Декарта.
№ 11. Классическая немецкая философия и ее историко-философское значение
Ее выдающимися представителями были И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. И. Шеллинг, Г. Ф. В. Гегель и Л. Фейербах.
Для гносеологического рационализма 17 – 18 вв. было характерно принижать роль чувственного познания, он исходил из абсолютной презумпции разума как единственного источника и критерия истинности знания, при этом полностью игнорировалась роль чувственного восприятия. В учениях немецких мыслителей на основе синтеза положений рационализма и сенсуализма была раскрыта диалектическая природа познавательного процесса.
Родоначальником немецкой классической философии по праву считается И. Кант. Пытаясь обосновать научность философии, он всестороннее осмыслил возможности и пределы знания, выявил всеобщие, субъективные предпосылки его конструирования. Особое значение для его учения имела проблема опыта, при анализе которой И. Кант стремился найти четкие критерии для обоснования объективности знания. Существенным вкладом И. Канта в историю европейской гносеологии стал анализ механизмов познания, на основе которого он вводит свой знаменитый принцип «трансцендентального единства апперцепции» («Критика чистого разума»). Кант выявил категориальную структуру человеческого мышления и впервые в истории гносеологии разработал представление о родовой сущности субъекта, который включает в себя весь предшествующий исторический опыт познания мира.Новым взглядом на проблему человека являлось гуманистическое учение И. Канта о человеческой личности. Кант был в числе первых европейских мыслителей, провозгласивших безотносительную ценность человека независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности. Гуманистическое понимание личности он основывал на принципе автономии нравственности, идее долга и свободы. Это было «коперниканской революцией» в европейской философии морали.
Новым вкладом в историю европейской философии была идеалистическая концепция И. Г. Фихте. Стараясь преодолеть гносеологический дуализм Канта, ограничившего научное познание идеей непознаваемой «вещи-в-себе», Фихте в качестве исходного принципа своей философской системы вводит понятие субъекта («Я»), которое отождествляется с деятельностью самосознания. Сознание у Фихте не дано, а задано, оно порождает себя. Предметно-деятельностное отношение человека к действительности выходит у Фихте на первый план. Все мироздание рассматривается немецким мыслителем сквозь призму деятельности, каждая вещь воспроизводит своими сущностными характеристиками принцип ее конструирования. Поэтому подлинным предметом философии является свободная деятельность человека, творимый им природный, социально-исторический и нравственный мир.
Под влиянием Великой французской революции немецкие мыслители большое внимание уделяли проблемам социальной жизни, что привело к созданию актуальной и по сей день концепции правового государства («Метафизика права» И. Канта, «Философия свободы» И. Г. Фихте, «Философия права» Г. В. Ф. Гегеля). Достижение всеобщего правового состояния они рассматривали как конечную цель исторического прогресса. Торжество правопорядка, а не произвола и тирании обеспечивает справедливый, рационально организованный общественный строй.
Диалектика, понимаемая как универсальная теория развития и метод познания мира, считается важнейшим достижением немецкой классической философии. В учении Канта диалектика еще выполняет критическую функцию. Она выступает как средство разоблачения иллюзий разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. В философских построениях Фихте и Шеллинга диалектика постепенно приобретает позитивные черты. В наукоучении Фихте сформулировал основную идею диалектического метода – идею противоречия.
Шеллинг выдвигает на первый план принцип историзма в познании («Система трансцендентального идеализма»). Он выстраивает иерархию философских категорий, которая совпадает с историческим развитием человеческого мышления.
Однако подлинной вершиной классической диалектики явилось учение Гегеля. Впервые в истории философской традиции вся область действительности была представлена в беспрерывном движении, изменении и развитии («Наука логики», «Феноменология духа»). В своей концепции Гегель раскрывает внутреннюю связь развития, понимая его как переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. Гегелевская диалектика, начиная с чисто логических категорий, переходила далее к природе и духу и заканчивалась категориальной диалектикой исторического процесса
Историческая ограниченность философской системы Гегеля состояла в том, что началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому развитие мира предстает в гегелевской философии как чисто логический процесс, целиком пребывающий в лоне идеи, а не объективной действительности.
Оппозицией идеалистическому направлению немецкой классической философии было материалистическое учение Л. Фейербаха. Важнейшая тема его философских сочинений – критика гегелевской философии религии, которая перерастала у него в критику идеализма, отождествлявшего бытие и мышление. Историческая заслуга Л. Фейербаха заключалась в том, что он ввел в философскую традицию принцип антропологизма, согласно которому человека следует рассматривать как единственный, универсальный и высший предмет философии. Однако антропологический материализм Л. Фейербаха имел односторонний, метафизический характер. Под человеком он понимал абстрактного природно-биологического индивида, движущей силой которого является стремление к счастью. Его социальную сущность он сводил к понятию рода и межличностному общению, в силу чего Л. Фейербаху не удалось удовлетворительно объяснить особенности общественной жизни людей.
№ 12. Основные принципы классической философии и постклассические ориентации философствования
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!