Пирамида логических уровней (нейрологические уровни) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Пирамида логических уровней (нейрологические уровни)

2018-01-05 800
Пирамида логических уровней (нейрологические уровни) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная тема в современном НЛП является одной из центральных, т.к. определяет закономерности в рассмотрении субъективных процессов человеческого опыта, вносит структурность в их описание и логику взаимосвязей и соподчинения. Эта тема была разработана Робертом Дилтсом как обобщение идей, выдвинутых такими философами как Грегори Бэйтсон и Бертран Рассел. В данной парадигме НЛП удачно сочетается строгий логический подход к познанию Рассела, основанный на выделении логических типов в познании информации, и экологичный взгляд Бэйтсона на обучение живых существ на основе построения субъективных моделей, балансирующих между структурой и спонтанностью в познании.

Пирамида логических уровней основана на иерархической классификации структур мозга, языка и систем восприятия. Р. Дилтс предложил следующую иерархию:

 
 


Разберем каждый уровень подробнее на примере: с момента рождения ребенок попадает в богатейшую среду предметного мира, мгновенно получая информацию данного класса о вещах, людях, контекстах. Это уровень окружения. Т.е. все, что нас окружает: предметы (книги, машины, ложки и т.д.), а также люди (Вася, Петя, Маша и т.д.). Пробуя взаимодействовать с окружением, человек обучается разным вариантам поведения. Этот уровень характеризуется конкретными действиями: бежать, трогать, смотреть и т.д. Также к этому уровню относятся состояния. Например, я чувствую себя хорошо, свободно. Вскоре определенные поведения достаточно быстро обобщаются в мыслительные и поведенческие стратегии и способности. Например, Вася хорошо катается на роликах, Маша плохо делает домашнее задание. Проявляя различные данные, человек начинает формировать систему веры и убеждения относительно масштабов своих возможностей и границ личного опыта, устанавливая при этом особые ценностные предпочтения. Этот уровень характеризует наши жизненные утверждения, какие-либо убеждения относительного этого мира. Также у нас есть определенные ценности. Причем, часто ценности могут быть с уровня окружения. Например, семья – это окружение, но по значимости для человека, семья относится на уровень ценностей. Также присутствуют такие ценности, как свобода, любовь, мама, папа и т.д. Обобщая приобретенный опыт, человек учится осознавать себя в соотношении с другими людьми, определяя свою «самость», неповторимость, т.е собственное «Я» как целое. Это уровень личной самоидентификации. Это социальные роли человека, то как он себя видит. Например, я директор, я студент, я рабочий. И затем, на определенном этапе, человек формирует свое представление о собственном назначении во взаимосвязи с семьей, обществом, планетой, Вселенной на основе представления о личностном своеобразии. Это высший уровень, уровень миссии. Это смысл жизни человека, то ради чего он живет и существует, осуществляя какие-либо конкретные действия, обучаясь определенным способностям, формируя убеждения и ценности.

Для пирамиды логических уровней действует более общий закон, сформулированный Расселом для определения взаимоотношения между классами информации различных логических уровней, иначе «закон пирамид»: изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не затрагивает высшие логические уровни; а перемена, происходящая на более высоком логическом уровне, почти всегда вызывает целый комплекс изменений на более низких.

Смешение логических уровней характеризуется тем, что в речи смешиваются два достаточно удаленных друг от друга логических уровня. Например, «если ты настоящий друг, ты поддержишь меня в трудную минуту и дашь мне 100 долларов». «Настоящий друг» – фраза с уровня личностного своеобразия, а фраза «дашь мне 100 долларов» с уровня поведения. При таких смешениях отсутствует информация с промежуточных логических уровнях. В нашем случае это убеждения/ценности и способности. С одной стороны, такое смешение вполне логично, так как оно обусловлено иерархической структурой самих логических уровней: более высоко расположенные уровни включают в себя нижележащие. Такая «упаковка» информации значительно ускоряет общение: вместо того, чтобы описывать по отдельности каждый уровень, человек выдает самый высокий ЛУ, в то время как наличие нижележащих подразумевается. С другой стороны, возможна определенная «склейка», в результате которой человек окажется не в лучших условиях. Например, жена, говоря мужу: «Ты что не мужчина? Полку повесить не можешь!», подразумевает, что если муж не повесит полку, то он уже не мужчина.

Часто смешение Лу используется в рекламе, а точнее в рекламных слоганах, например, «Тойота – управляй мечтой» (управляй – поведение, мечта – ценность, а для некоторых людей – миссия). Также смешение ЛУ мы наблюдаем в некоторых изданиях и статьях, когда автор хочет навязать нам свое мнение, либо доказать правильность только его утверждения.

 

Рефрейминг

Слово рефрейминг дословно переводится как «переобамление». Рефрейминг это смена рамки у какого-либо события или явления. У каждого отрицательного момента можно найти какую-нибудь положительную сторону. Под поиском в данном случае понимается возможность переключения внимания человека с ограниченного участка собственного знания на контекст, где оцениваемое действие, состояние или явление имеет позитивное значение. Рефрейминг служит для переключения внимания с негативного отношения к событию на позитивное. Рефрейминг делится на два вида: рефрейминг контекста и рефрейминг смысла.

При использовании рефрейминга контекста смысл оцениваемого факта остается без изменений, а вот сам факт переносится в контекст, где более явно видны его позитивные стороны. Этот прием позволяет «подобрать для картины явления более подходящую рамку». Например, человек говорит: «Я слишком медлительный». Тогда рефрейминг контекста будет звучать следующим образом: «Вы не медлительный, вы основательный!». Или фраза «я слишком много сплю» будет звучать как «я слишком много сплю, зато потом, на свежую голову, я успеваю сделать больше, чем те, кто спят меньше». Рефрейминг контекста помогает осознать, что многие люди слишком «относительны», и на самом деле человека мучает не само качество, а отношение к нему.

Рефрейминг смысла – процесс переоценки значения какого-либо события без изменения контекста, в котором оно расположено. Это взгляд на то же явления, только с другой стороны. Рефрейминг смысла развивает множественное восприятие, позволяя у любой ситуации видеть более одной грани. Например, человек говорит «я обжора». Тогда рефрейминг смысла звучит так: «ты не обжора, ты просто гурман!».

 

Речевые пресуппозиции

Речевые пресуппозиции – это мощные языковые паттерны, которые позволяют говорящему предопределить то, что он не хочет ставить под сомнение. Общий принцип – это дать слушателю много выборов, все из которых предполагают нужный ответ. Способ определить то, что же пресуппозируется – это проверить, что остается неизменным после отрицания предложения. Например, «вам может быть интересно, какое упражнение может быть сделано первым» (это предполагает, что упражнения будут сделаны, и единственный вопрос – в каком порядке), «ты помоешь посуду до или после еды?» (подразумевается, что посуда будет помыта в любом случае).

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.