Драматургия в годы гласности — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Драматургия в годы гласности

2018-01-05 416
Драматургия в годы гласности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реакцией на события в обществе в годы гласности стала и драматургия. Активно разрабатывается запрещённая в предшествующие годы антитоталитарная тема – обличение тоталитаризма и его наследия в душах людей. Одно из самых примечательных текстов этого рода – пьеса-притча, пьеса-предостережение, сочетающая в себе трагедию и политический фарс «Великий Будда, помоги им». Казанцева.

В это время вторгается в драматургическое искусство и авангардистская экспериментальная пьеса: Олег Дарк «Распашонка» (1990), «комедия для чтения».

Появляются на сцене и постмодернистские тексты. Пользуется популярностью пьеса Виктора Коркия «Чёрный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» (1989).

Гибридно-цитатные персонажи создаёт в своих пьесах и Владимир Сорокин. Наибольшую известность приобрела его пьеса «Дисморфомания» (1989), которая имеет антиэдиповскую направленность.

В драматургии периода гласности укореняются новые проблемы и новые способы художественного изображения.

Поэзия в годы гласности

Не столь ярко, как в годы оттепели, выявила себя поэзия. Она очень политизирована. Это качество присуще прежде всего поэзии бывших шестидесятников. В непосредственной публицистической апелляции к читателю находят выражение гражданская вера писателя, его негодование, воодушевление, боль. Авторы стремятся пробудить гражданскую активность, преодолеть апатию, привлечь людей на сторону перестройки. Много таких текстов у Евтушенко: «Личное письмо генералиссимуса», «Прелестный сон», «Красное и чёрное» и др.

Попытку создать образ новой действительности предпринимает и Вознесенский в поэме «Ров» (1986). Он даёт развёрнутый перечень преступлений человека перед обществом. Тексту свойственна повышенная концентрация общественных аномалий. Поэт использует материалы судебного дела 1586 – симферопольского процесса над так называемыми «гробокопателями», которые грабили могилы людей, расстрелянных в годы войны. Не голод и не нужда вели к преступлению, показывает автор, а социальное отчуждение. И многие другие примеры, которые приводит поэт, показывают безудержную алчность позднесоветской эпохи. Автор осуждает эти явления и заявляет, что «болен наш дух». Вместе с тем «прорезается зренье в стране», но ясно, что перемены не наступят легко и просто: «Мертвецы и творцы – вечный бой, вечный риск».

Прозвучала романтическая нота в творчестве Окуджавы. Для его текстов характерен образ надежды: автор надеется, что трагический опыт, который пережили советские люди, побудит их одуматься. Тот «поворот руля», который наблюдает Окуджава в годы перестройки, вызывает у него чувство ликования и вместе с тем страха перед неведомым. Как бы ни сомневался поэт в перспективах развития общества, веры в конечную победу добра над злом Окуджава не утрачивает: стихотворение «В земные страсти вовлечённый...». Это стихотворение можно с полным правом назвать антиапокалипсисом, в котором последнее слово остаётся за ангелом надежды и спасения.

Период гласности завершает целый этап развития русской литературы – литературу, создававшуюся в советскую эпоху, и непосредственно подготавливает её постсоветский статус.

 

Современная русская литература

С декабря 1991 начинается современный период литературного развития, главной особенностью которого является эстетический плюрализм. В литературе осуществляется радикальная переоценка ценностей. Также новой чертой в развитии русской литературы является появление на рубеже прошлого и нашего веков «сетературы», то есть литературы, создаваемой в сети. Это принципиально новое явление, указывающее на скрещение литературы с техникой. Сетература оказывает известное воздействие на книжную литературу, предлагая ей некоторые новые способы и приёмы освоения реальности и работы с текстом.

Произвести реальную перестройку существующей общественно-политической системы советское руководство во главе с Горбачёвым по многим причинам не смогло. Слова заменяли действия. В этих условиях из среды коммунистических лидеров выдвигается фигура Ельцина, который репрезентировал себя как настоящий сторонник перемен. Он сумел получить популярность в массах. Чтобы не подчиняться президенту СССР, в декабре 1991 года вместе с лидерами Украины и Белоруссии Ельцин подписывает Беловежское соглашение, согласно которому, реализуя конституционное право наций на самоопределение, три республики выходят из состава СССР. Вскоре по их примеру так же поступили и остальные республики. СССР распался.

Начинается новый – постсоветский период развития российского общества и культуры, характеризующийся переходом от тоталитарных форм к более свободным и цивилизованным, сопровождающийся многочисленными трудностями и болезненными явлениями.

Из произведений писателей видно, что в Россию пришла свобода. Михаил Бутов озаглавил «Свобода» один из своих романов. Константин Победин назвал книгу малой прозы «Поэмы эпохи отмены рабства». Семён Липкин в одном из своих сонетов сравнивает наступившую свободу с отменой крепостного права. Преимущества свободы, ощущаемые людьми, – это гласность, политическая и религиозная терпимость, появление новых возможностей, включая возможность открыть своё коммерческое дело и увидеть мир. Произошло воссоединение метрополии и эмиграции, обогащение культуры ранее запрещёнными и недоступными ценностями, освоение пространства интернета.

Однако свобода была получена в придачу к экономическому развалу и социальной незащищённости. Беловежское соглашение не предусмотрело последствий отделения и реальных форм последующего сотрудничества. Это привело к разрыву экономических связей, что, безусловно, повлекло за собой резкое падение уровня производства и уровня жизни людей. Экономическая же свобода при непродуманности законодательства и попустительстве властей увенчалась криминализацией и олигархизацией страны, разграблением народного достояния, так что только к началу нашего века Россия смогла более-менее выкарабкаться из кризиса.

Наложили свой отпечаток указанные явления и на развитие литературной жизни. Впервые после Февральской революции русская литература функционирует в условиях свободы слова и печати, что ведёт к появлению и утверждению в ней ситуации постмодерна. Между тем, в конце XX века влияние литературы на жизнь общества уменьшилось. В условиях свободы печати и переживаемого человечеством информационного взрыва традиционный российский литературоцентризм оказался поколеблен. Ведь с XIX столетия литература в России была центром духовной жизни, так как все остальные сферы свободного волеизъявления были полностью задушены.

В конце XX столетия Россия стала свободной страной, но у литературы появилось множество конкурентов, и в первую очередь свободные печать и телевидение. Кроме того, российский Интернет (Рунет) отвлёк на себя от литературы значительную массу читателей. В оперативности освещения событий литература уступает СМИ, но никто не отнимет у неё роль целостного синтезирующе-обобщающего механизма. Большее внимание современная литература должна уделять эстетической стороне творчества. Следует отметить, что текущая литература была на время оттеснена в сторону возвращённой литературой («читатель в первую очередь хватал Цветаеву и Платонова»). Лишь на рубеже XX – XXI века, когда те, кто хотел, прочли возвращённую литературу. Возник настоящий интерес к современной литературе. Возвращение такого интереса подтверждает существование коммерчески процветающего книжного рынка. В новых условиях литературе пришлось вписаться в рыночные отношения, так как книга не как феномен культуры, а и как рыночный товар. Ранее она контролировалась государством, но и издавалась за государственный счёт, а теперь книга должна быть окупаемой. В связи с этим возникают проблемы с изданием книг, ориентированных на читателя-интеллектуала. Хорошо расходится в основном массовая беллетристика. Современная литература получила свободу, но лишилась государственной финансовой поддержки. Резко сократились тиражи. Многие авторы вынуждены добывать средства нелитературными занятиями, что отвлекает от творчества. На прибыли, получаемые от издания своих книг, существуют в основном так называемые культовые писатели, причём культовыми они являются только в определённой читательской среде. К числу таких активно читаемых авторов относятся Пелевин, Сорокин, Петрушевская, Акунин, Лимонов, Макс Фрай, (с оговорками) Мария Арбатова.

Хотя рынок очень осложнил положение литературы, в то же время он повысил требования к художественному уровню произведений. Книга должна быть и интересной, и талантливой. Возникли издательства, специализирующиеся на современной литературе: Вагриус, Амфора, Ad Marginem. Получили распространение и новые для России формы издания: за счёт автора или спонсоров. Хотя подобные произведения малотиражные, они дают самому автору моральное удовлетворение и пополняют фон культуры.

Постепенно опубликовав возвращённую литературу, современные толстые журналы также приступили к публикациям современных авторов. Появилось огромное число новых журналов и альманахов: «Новая Юность» (ориентирована на психологию молодого человека наших дней), «Золотой век» (один из наиболее дорогих и ярко издаваемых, публикует тексты приличного уровня, ориентирован на интеллектуальную элиту), «Арион» (посвящён только поэзии), «Драматург» (только драматургия) и проч. Наибольший тираж имеет футурологическо-фантастический журнал «Если».

Поддержку современным литераторам осуществляют комитеты по присуждению различных премий. Такого рода премий, более и менее престижных, очень много.

В числе наиболее авторитетных называют следующие:

· Государственная премия России (присуждается за лучшее произведение года). Её был удостоен, например, роман Андрея Волоса «Хурамабад».

· Премия имени Аполлона Григорьева (за высокие эстетически инновационные достижения) – книга Виктора Сосноры «Флейта и прозаизмы».

· Самая «денежная» российская премия ($50000) называется «Триумф» и присуждается независимым фондом за совокупность достижений. Среди лауреатов Ахмадулина, Жванецкий, Астафьев, Гребенщиков, Володин, Толстая, Петрушевская и ряд других.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.