Раскройте понятие рынка, охарактеризуйте его элементы. Изложите функции и виды рынка. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Раскройте понятие рынка, охарактеризуйте его элементы. Изложите функции и виды рынка.

2018-01-04 282
Раскройте понятие рынка, охарактеризуйте его элементы. Изложите функции и виды рынка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раскройте понятие рынка, охарактеризуйте его элементы. Изложите функции и виды рынка.

Рынок – сов-ть экономических отношений между производителем и потребителем по поводу купли-продажи товара.

Элементы рынка

1. Спрос форма выражения потребности, обеспеченная денежными средствами.

2. Предложение вся масса товаров, которая предназначена для реализации.

3. Конкуренция соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства и реализации продукции.

4. Цена – денежное выражение стоимости товара.

5. Инфраструктура система организаций, которые обеспечивают движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

6. Конъюнктура – соотношение спроса и предложения в определенный момент времени.

7. Ёмкость рынка – max возможный объем реализации товаров при конкретном уровне денег населения.

Функции рынка

1. Регулирующая – регулирование спроса и предложения на основе управления цены.

2. Санирующая -рынок очищает производство от экономически слабых хоз. единиц, ↑ и поощряет более эффективных.

3. Посредническая – производитель может выбрать наиболее подходящего покупателя, а покупатель - оптимального производителя.

4. Информационная - рынок дает info хоз. Субъектам о кол-ве, качестве и ассортименте продукции.

5. Стимулирующая – рынок вынуждает производителей внедрять в производство НТП.

 

 

Виды рынка

1) по экономическому содержанию:

a. товарный;

b. финансовый;

c. рынок труда;

d. рынок услуг;

e. рынок информации и НТР;

 

2) по территориальному признаку:

a. местный;

b. национальный;

c. мировой;

 

3) по механизму функционирования:

a. свободный;

b. регулируемый;

c. монополизированный;

 

4) по организации рыночного обмена:

a. розничный;

b. оптовый;

c. экспортный;

d. импортный;

 

5) по степени насыщенности:

a. равновесный (спрос = предложению);

b. дефицитный (нехватка товаров);

c. избыточный (избыток товаров);

 

6) по степени легальности:

a. легальный;

b. нелегальный;

 

Раскройте понятие предпринимательской деятельности. Назовите субъекты, объекты т принципы предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная деятельность граждан или предпринимателей, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой страх и риск, и под свою имущественную ответственность.

Объектами ПД являются:

1. Производственная деятельность;

2. Торгово-рыночная деятельность;

3. Консультационная деятельность;

4. Биржевая деятельность;

5. Операции с ценными бумагами;

 

Субъектами ПД являются:

1. физ. лица;

2. граждане РБ;

3. коллективы предпринимателей и лица без гражданства;

Не могут быть:

Лица до 18 лет, гос. служащие должностные лица и специалисты, работающие в органах власти, судах, прокуратуре.

 

Принципы ПД

· умение организовать и вести свое дело;

· коммерческая направленность деятельности,, связанная с получением прибыли и дохода;

· независимость хоз. субъектов и их экономическая самостоятельность;

· риск и ответственность;


 

Дайте понятие торговли. Назовите виды товарного обращения.

Торговля – отношение обмена путем купли/продажи товаров по средствам денег, и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарного денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследованием цели наиболее полного удовлетворения потребителей.

Выделяют 3 вида товарного обращения:

1. рынок средств производства и материально-технического снабжения

2. торговля товарами народного потребления

3. заготовка с/х продуктов и сырья – система формирования ресурсов, которая обеспечивает промышленность сырьем, а население - продовольствием, а также создает резервы с/х продуктов и сырья.

Изложите функции торговли, виды торговой деятельности и факторы, влияющие на развитие торговли.

Функции торговли

1. Удовлетворение платежеспособного населения.

Реализация произведенных продуктов.

 

2. Обмен товаром путем купли/продажи.

Обмен денежных доходов населения на предметы потребления.

 

Виды торговой деятельности

а) розничная;

б) оптовая;

в) рознично-оптовая;

г) оптово-посредническая;

д) общественное питание;

 

 

Факторы, влияющие на развитие торговли

I группа. ВНЕШНИЕ

а) экономические – уровень развития производства, уровень цен, насыщенность рынка товарами.

б) социальные – уровень развития культуры населения.

в) демографические – численность населения, структура, миграция.

г) природно-климатические

д) существенный уровень конкуренции и конъюнктуры на рынке

II группа. ВНУТРЕНННИЕ

а) состояние и уровень развития МТБ

б) обеспеченность квалифицированными кадрами

в) качество товара

г) формы организации торговли и методы обслуживания покупателей

Принципы деятельности

1. Экономическая свобода

2. Самостоятельность и самофинансирование

3. Использование договоров как правовой основы экономических отношений

4. Ответственность за соблюдение договорных обязательств

5. Материальное стимулирование работников

 

Классификация спроса

По периодичности возникновения:

а) повседневный

б) периодический;

в) эпизодический;

 

По степени удовлетворения:

а) реализованный – отражает часть представленного на рынке спроса, который фактически удовлетворен при покупке товаров.

б) нереализованный – показывает часть спроса, который остался нереализованный из-за отсутствия на рынке необходимых товаров.

 

По степени интенсивности:

а) формирующийся – совокупность новых требований, предъявленных покупателем к потребителю к товарам и их качеству;

б) спонтанный – импульсный спрос, появляющийся при покупке незапланированных товаров;

в) отрицательный;

 

По намерениям покупателя:

а) твердосформулированный – спрос, на конкретный товар, не допускающий замены одного изделия другим;

б) альтернативный – допускается замена одного изделия другим;

 

По времени предъявления:

а) прошлый;

б) будущий;

 

 

Факторы

1. Экономического порядка:

а) V производства;

б) экономическая ситуация в стране;

в) уровень денег населения;

г) инфляция;

д) безработица;

е) степень насыщенности рынка товарами;

2. Социального порядка:

а) культура;

б) привычки населения;

 

3. Демографические факторы:

а) численность населения;

б) половозрастной состав населения;

в) миграция;

г) соотношение город/село;

4. Природно-климатические факторы:

а) географическое положение;

б) климатические условия;

в) t° воздуха;

5. Национально-исторические факторы:

а) национальные обычаи и традиции;

б) условия быта;

 

6. Морально-психологические факторы:

а) мода;

б) реклама;

Классификация ОС

1. По натурально-вещественной форме:

 

здания;

сооружения;

машины и оборудование;

транспортные средства;

 

2. По экономическому назначению:

производственные ОС – участвуют в процессе производства и реализации товаров. Их 90 %;

непроизводственные ОС – фонды культурно-бытового назначения, находящиеся на балансе п/п (общежитие, поликлиники);

3. По формам собственности:

 

ОС государственной собственности;

ОС частной собственности;

ОС смешанной собственности;

ОС иностранной собственности;

4. По видам торговой деятельности:

 

ОС розничной торговли;

ОС оптовой торговли;

ОС общественного питания;

 

5. По принадлежности:

 

собственные;

арендованные;

безвозмездно полученные;

 

6. По роли в процессе производства и реализации товаров:

 

активные – ОС, которые непосредственно участвуют в процессе обращения товаров и оказывают влияние на производительность труда работников, V производства и Т/О (оборудование, транспорт)

пассивные ОС - непосредственно не воздействуют на предмет труда, но создают условия необходимые для осуществления торговой деятельности.

 

Структура ОС – характеризуется состоянием отдельных видов ОС в общем их V.

Структура ОС характеризуется таким показателем, как удельный вес.

 

Удельный вес = * 100

 

 

Полный Частичный

(дальнейшее использование (дальнейшая эксплуатация

не целесообразно) при выполнении работ)

Линейный способ

Начисление амортизации производится равномерно, на протяжении СПИ объекта ОС.

АО =

СГС ОС = ПС ОС + СГС ОС ввод. – СГС ОС выбывших

СКС ОС ввод. =

СГС ОС выбывших =

Нелинейный способ

А. Метод суммы чисел лет

Н = , где t – остающееся время эксплуатации в годах

СЧЛ =

АО =

Классификация ОбС

1) По источникам формирования:

 

Собственные ОбС (формируются за счет собственного капитала п/п, УК, РФ, чистой прибыли);

Заемные ОбС (банковские кредиты, займы);

Привлеченные ОбС (средства других п/п, временно находящиеся в обороте п/п);

 

2) По принципу организации их финансирования:

 

Нормируемые ОбС (те виды ОбС, которые можно достаточно точно рассчитать на перспективу: готовая продукция, деньги в кассе);

Ненормируемые ОбС (не предусмотрен остаток этих средств);

Конец квартала сумме

Состав РТО

продажа товаров на наличный/безналичный расчет;

продажа товаров в кредит, в рассрочку;

киоски, латки, доставка товаров по почте;

 

Структура РТО характеризуется УВ отдельных видов продажи товаров в общем V ТО.

 

 

Классификация РТО

1) По формам торговли:

þ РТО гос.торговли;

þ РТО частной торговли;

2) По территориальному признаку:

þ РТО в городе;

þ РТО с/х;

 

3) По видам борота:

þ ТО розничной торговли;

þ ТО ООП;

 

4) По структуре ТО:

þ Продажа продовольственных товаров;

þ Продажа непродовольственных товаров;

5) По формам расчета:

þ наличный;

þ безналичный;

þ кредит;

þ рассрочка;

 

Внутренние

v Обеспеченность организации товарными ресурсами.

Взаимосвязь ТР и из влияние на РТО выражается формулой товарного баланса:

ТЗН + П = Р + ВПР + ТЗК

v Обеспеченность и эффективное использование трудовых ресурсов.

v Состояние развития и эффективное использование МТБ.

v Цена – с ростом розничной цены ↑ ТО.

26.Изложите методы определения ожидаемого товарооборота.

Метод прямого счета

РТОожид . = РТО факт за 9 месяцев + РТО план 4 квартала (3 месяца)

 

Метод по сложившемуся % выполнения плана

ü % в.п. = * 100

ü Ср. % в.п. =

ü РТО ожид 4 кв =

ü РТО ожид год = РТО факт за 9 месяцев + РТО ожид 4 кв

Расчет по квартальным Тр ТО

ü Тр РТО = * 100

ü Ср. Тр РТО =

ü РТО ожид 4 кв =

ü РТО ожид год = РТО отч за 9 месяцев + РТО ожид 4 кв.

Балансовый метод

ü ТЗН + П = Р + ВПР + ТЗК

ü Р = ТЗН + П - ВПР - ТЗК

 

27. Раскройте сущность плана розничного товарооборота и предпосылки для его составления.

Одним из основных разделов плана хоз. деятельности является план ТО, который включает в себя следующие разделы:

1. План РТО по общему V, составу и структуре

2. Анализ ТЗ и товарооборачиваемости

3. План товарного обеспечения

 

Основные предпосылки для развития плана РТО

1. Расчеты V ТЗ, которые могут быть вовлечены в ТО в прогнозируемом периоде;

2. Материалы, изучение спроса, конъюнктуры рынка, динамика цен.

3. Материалы экономического анализа ТО за текущий и прошлые года.

4. Изучение в составе МТБ ТО.

5. Прогноз прибыли и расходов на предстоящий год.

28. Изложите методы планирования розничного товарооборота.

I. Метод экономико-статистических расчетов

а) метод скользящей средней:

 

Ø определяем темпы изменения ТО и производим выравнивание рядов. К1, К2, К3. Если показателей четное число – выравниваем по 2, если нечетное – по 3.

Ø Определяем средне годовое изменение Тр ТО

⌂ =

Ø Находит Т пр ТО на будущий год:

Т пр = Кn + 2*⌂

Ø РТО план =

 

б) метод по коэффициенту эластичности:

 

Ø К эл. = /

Ø Т пр РТО = К эл. * Тпр ПФ

Ø РТО план =

Классификация ТЗ

1) По месту нахождения:

 

ТЗ в розницу;

ТЗ на оптовых базах;

ТЗ по ООП;

ТЗ в организациях промышленности;

 

2) По срокам:

 

ТЗ на начало;

ТЗ на конец;

ТЗ на определенную дату;

 

3) По назначению:

 

текущие – являются основным видом ТЗ в РТ, т.к. обеспечивают бесперебойную торговлю;

сезонные;

ТЗ досрочного завоза;

 

4) По размерам:

 

max;

min;

средние;

Устанавливается норматив ТЗ в ∑ и днях на квартал:

НТЗ в днях =

 

 

Виды ОТО

· ОТО по реализации – продажа розничным, промышленным организациям и учреждениям;

· Межгосударственный отпуск – продажа товаров за пределы РБ другим государствам на основе заключенных согласий;

· Внутрисистемный отпуск – продажа товаров внутри РБ одним оптовым п/п;

Формы ОТО:

Складской – формируется за счет продажи товаров со складов оптовых баз, которые требуют доработки;

Транзитный – формируется яза счет товаров, отгруженных непосредственно в различную сеть, минуя склады оптовой базы:

Ø с участием в расчетах -база рассчитывается с поставщиком за отгруженный товар и предъявляет счета для оплаты;

Ø без участия в расчетах – расчеты за товар ведутся непосредственно пред поставщиком РТ организации, а база вознаграждение за товародвижение;

33. Изложите методику планирования оптового товарооборота.

ОТО по реализации = РР + Р в +Р вн, где

РР – ОТО по реализации розничным организациям;

Р в – оптовая реализация товаров другим потребителям для перепродажи;

Р вн – реализация на экспорт или внутрисистемный отпуск;

РР пл. = РТО план ⌂ТЗ – поступление товаров в розницу план

ОТО по реализации = , где

КД – коэффициент долевого участия базы в обеспечении продажи товаров на экспорт и на внутрисистемные нужды;

КВ – коэффициент поставки товаров по внерыночному фонду;

КД = * 100

Классификация ТЗ

1) По назначению:

текущие;

сезонные;

досрочного завоза;

 

2) По месту нахождения:

на складе;

в пути;

 

3) По срокам:

фактические;

планируемые;

Факторы, влияющие на ТЗ

1. V складского ТО – чем ↑ ТО, тем ↑ при прочих равных условия ТЗ;

2. Ассортиментная структура складского ТО.

3. Обеспеченность складскими площадями.

35. Раскройте особенности планирования и расчет товарного обеспечения и закупок товаров на оптовой базе.

Для непродовольственных товаров НТЗ устанавливают и в ∑, и в днях.

Для продовольственных – только в ∑.

 

1. Экономико-статистический

а) метод скользящей средней

- выравниваем ряды по средней арифметической:

1, К2, К3)

- находим среднегодовое изменение ТЗ:

⌂ =

- находим НТЗ в днях:

НТЗ в днях = Кn + 2*⌂

- находим НТЗ в ∑:

НТЗ в ∑ = НТЗ в днях * ОТО однодневный складской

б) метод по коэффициенту эластичности

 

- находим К эл:

К эл. = /

- находим Тпр. ТЗ:

Т пр = К эл. * Тпр ОТО

- находим НТЗ в ∑:

НТЗ в ∑ =

- находим НТЗ в днях:

НТЗ в днях =

 

в) индексный метод

- находим индексы ТЗ за 3 предыдущих периода;

 

2. Технико-экономические расчеты

НТЗ в днях = З тп + З пн + З стр + З пно + З од, где

З тп – запас текущего пополнения

З стр – страховой запас

З пно – запас товаров в пути и по неоформленным отгрузкам

З од – однодневная реализация

 

Элементы рынка труда

цена рабочей силы – з/п, уровень личных доходов лиц, занятых трудовой деятельностью;

спрос на рабочую силу на рынке труда – потребность п/п и отраслей экономики в рабочей силе соответствующей квалификации и специальности;

предложение рабочей силе – численность т структура трудовых ресурсов;

государственное регулирование рынка труда – система подготовки и переподготовки кадров, структура рынка и соц.защиты населения;

Показатели

Производительность труда

ПТ = ;

2. ПТ на 1 работника:

ПТ =

3. Трудоемкость:

Т = (человекоднях);

4. УР на з/п:

УР на з/п = * 100;

5. УВ Р по з/п:

УВ = * 100;

6. Прибыль на 1 работника:

П = ;

7. Прибыль на единицу з/п:

= ;

8. Интегральный показатель:

=

Внешние факторы

1. уровень развития производства товаров, насыщенность рынка товарной массой;

2. Изменение состава и численности населения;

3. Розничные цены на товары;

4. Развитие конкуренции на рынке;

Внутренние факторы

1. Объем и ассортимент;

2. Состояние МТБ;

3. Методы продажи товаров;

4. Условия труда;

5. Квалификация работников;

↑ПТ можно добиться за счет следующих факторов:

1) Материально-технические – зависят от уровня использования МТБ, достижений НТП.

2) Организационно-экономические – связаны с совершенствованием организации ПТ и управления.

3) Социально-психологические – характеризуются определенным составом кадров, их ролью и местом в процессе производства и управления.

40. Рассмотрите план по труду, методы планирования численности и производительности труда.

Составной частью плана хоз. деятельности является план по труду, который включает в себя следующие показатели:

1. ССЧ

2. ПТ

3. ФЗП (в сумме и в % к ТО)

4. Средняя з/п на работника

 

Планирование трудовых ресурсов

 

1. Экономико-статистические методы:

 

Ø К эл. = /

Ø Т пр ССЧ = К эл. * Тпр РТО

Ø ССЧ план =

Ø ПТ план =

 

Внешние факторы:

- объем производства;

- уровень цен;

- жизненный уровень населения;

- экономическая ситуация;

 

Внутренние факторы:

объем ТО – чем больше ТО, тем больше РР;

ассортиментная структура ТО – чем больше УВ занимают новые товарные группы с высоким уровнем расходоёмкости, тем выше ∑ и уровень РР;

состояние МТБ – чем лучше состояние МТБ, тем меньше РР;

производительность труда – чем она выше, тем меньше РР;

оборачиваемость товаров – чем выше скорость товарооборачиваемости, тем меньше ∑РР;

организация товародвижения – чем меньше каналов товародвижения, тем меньше ∑РР;

формы и методы продажи товаров: чем более современные, тем меньше ∑РР.

 

 

А. Метод скользящей средней

Ø Производим выравнивание рядов. К1, К2, К3. Если показателей четное число – выравниваем по 2, если нечетное – по 3.

Ø Определяем среднегодовое изменение

⌂=

Ø У РР = Кn + 2*⌂

Ø ∑РР =

 

Раскройте понятие рынка, охарактеризуйте его элементы. Изложите функции и виды рынка.

Рынок – сов-ть экономических отношений между производителем и потребителем по поводу купли-продажи товара.

Элементы рынка

1. Спрос форма выражения потребности, обеспеченная денежными средствами.

2. Предложение вся масса товаров, которая предназначена для реализации.

3. Конкуренция соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства и реализации продукции.

4. Цена – денежное выражение стоимости товара.

5. Инфраструктура система организаций, которые обеспечивают движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

6. Конъюнктура – соотношение спроса и предложения в определенный момент времени.

7. Ёмкость рынка – max возможный объем реализации товаров при конкретном уровне денег населения.

Функции рынка

1. Регулирующая – регулирование спроса и предложения на основе управления цены.

2. Санирующая -рынок очищает производство от экономически слабых хоз. единиц, ↑ и поощряет более эффективных.

3. Посредническая – производитель может выбрать наиболее подходящего покупателя, а покупатель - оптимального производителя.

4. Информационная - рынок дает info хоз. Субъектам о кол-ве, качестве и ассортименте продукции.

5. Стимулирующая – рынок вынуждает производителей внедрять в производство НТП.

 

 

Виды рынка

1) по экономическому содержанию:

a. товарный;

b. финансовый;

c. рынок труда;

d. рынок услуг;

e. рынок информации и НТР;

 

2) по территориальному признаку:

a. местный;

b. национальный;

c. мировой;

 

3) по механизму функционирования:

a. свободный;

b. регулируемый;

c. монополизированный;

 

4) по организации рыночного обмена:

a. розничный;

b. оптовый;

c. экспортный;

d. импортный;

 

5) по степени насыщенности:

a. равновесный (спрос = предложению);

b. дефицитный (нехватка товаров);

c. избыточный (избыток товаров);

 

6) по степени легальности:

a. легальный;

b. нелегальный;

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.