Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Вопрос 1. Принципы риск - менеджмента. Оценка рисков и методы их минимизации.

2018-01-04 232
Вопрос 1. Принципы риск - менеджмента. Оценка рисков и методы их минимизации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Вопрос 42. Основные понятия и характеристики качества услуг.

Влияние качества продукции и услуг на основные сферы деятельности государства отражено в проекте Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг Проект Концепции, согласованном с Концепцией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 рис. 1.1. Данный проект был разработан межведомственной рабочей группой, в которую вошли представители 24 министерств и ведомств, четырех регионов, ряда общественных организаций и крупных предприятий. Принципы, положенные в основу реализации национальной политики в области качества продукции и услуг, согласно проек-
ту Концепции включают в себя:
- всеобщее повышение качества продукции и услуг в качестве
национальной идеи

- овладение методами управления качеством руководителями и специалистами всех уровней управления

- создание правовых, экономических, социальных и организационно-технических условий, обеспечивающих организациям
- возможность успешно решать задачи в области качества

- формирование механизма защиты потребителей от недобро качественной продукции.
Качество-степень соответствия присущих характеристик требованиям. Может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или отличное. Термин присущий в отличие от термина присвоенный означает имеющийся в чем-то. Прежде всего это относится к постоянным характеристикам. Чтобы уяснить определение термина качество, необходимо раскрыть содержание понятий характеристика, требование и степень:
характеристика — отличительное свойство, а характеристика качества — характеристика, присущая продукции, процессу или системе, вытекающая из требования

требование — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Требование может кроме перечисленных объектов относиться к потребителям и другим заинтересованным сторонам в деятельности организации
владельцам, работникам организации, банкирам, ассоциации или обществу

степень — мера, сравнительная величина чего-нибудь. Применительно к качеству тех или иных объектов степень означает частичное, неполное соответствие предъявляемым требованиям. Отсюда и неполная удовлетворенность, например, потребителей.
Удовлетворенность потребителей — восприятие потребителями степени выполнения их требований. Жалобы потребителей являются показателем низкой их удовлетворенности, однако отсутствие жалоб не обязательно предполагает высокую степень их удовлетворенности.
Качество продукции — это совокупность св-в, отражающих уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность и потребит св-ва продукции, придающая ей способность удовлетворять обуславливаемые или предполагаемые потребности в системе произв отношений.
Качество услуги — переменная величина, поэтому предполагается пост совершенствование и улучшение на основе обратной связи с потребителями; к.у. в большей степени ориентировано на индивидуального потребителя; при восприятии к.у. потребителем особую весомость имеют психологические факторы; т.к. доставка услуги неотделима от производства, то контроль и оценка к.у. возможны только в процессе ее оказания.
Качество обслуживания — это совокупность хар-к процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.
Система менеджмента качествава — это совок-ть структур предприятия, выполняющ ф-ции упр-я и обеспеч-я кач-ва, установленными методами и с использованием необх ресурсов.
Управление качеством — Часть мент-та качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Цель управления качеством — выпуск продукции, уровень качества которой удовлетворяет потребителя.
Характеристики к.у. влияющие на процесс восприятия:
- физические: механические, электрические

- этические напр вежливость, честность, правдивость

- органолептические: связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом

- временные: пунктуальность, безотказность, доступность

- функциональные напр макс-ная скорость самолета.
А также характеристиками качества услуги явл: месторасположение, ср-ва обслуживания, уровень сервиса, имидж.
Качество — это комплексное, интегрирующее понятие всех сторон продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение многообразных потребностей общества и каждого человека. Качество продукции — это совокупность св-в, отражающих уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность и потребит св-ва продукции, придающая ей способность удовлетворять обуславливаемые или предполагаемые потребности в системе произв отношений.
Качество услуги — переменная величина, поэтому предполагается пост совершенствование и улучшение на основе обратной связи с потребителями; к.у. в большей степени ориентировано на индивидуального потребителя; при восприятии к.у. потребителем особую весомость имеют психологические факторы; т.к. доставка услуги неотделима от производства, то контроль и оценка к.у. возможны только в процессе ее оказания.
Качество обслуживания — это совокупность хар-к процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.
Система менеджмента качествава — это совок-ть структур предприятия, выполняющ ф-ции упр-я и обеспеч-я кач-ва, установленными методами и с использованием необх ресурсов.
Управление качеством — Часть мент-та качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Цель управления качеством — выпуск продукции, уровень качества которой удовлетворяет потребителя.
Характеристики к.у. влияющие на процесс восприятия:
- физические: механические, электрические

- этические напр вежливость, честность, правдивость

- органолептические: связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом

- временные: пунктуальность, безотказность, доступность

- функциональные напр макс-ная скорость самолета.
А также характеристиками качества услуги явл: месторасположение, ср-ва обслуживания, уровень сервиса, имидж.

Вопрос 43. Влияние туризма на платежный баланс страны.
Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как видимая и невидимая торговля, видимый и невидимый экспорт и импорт.
Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом материальной продукции, такой, как товары и сырье. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта.
Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Большая часть дохода от невидимого экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма.
Экспорт продукции, товаров и услуг включая потребление продукции, товаров и услуг в стране пребывания иностранными туристами обеспечивает доход страны. Расход страны заключается в оплате импорта продукции, товаров и услуг из других стран включая потребление продукции, товаров и услуг гражданами страны во время их пребывания за рубежом.
Разница между полным доходом страны от экспорта видимого и невидимого и полной стоимостью импорта явного и неявного называется платежным балансом. Платежный баланс может быть отрицательным дефицит и положительным.
Согласно рекомендациям Международного валютного фонда в актив платежного баланса по статье Туризм включаются следующие доходы:
• поступления от продажи товаров и туристских услуг въездным и внутренним туристам

• поступления от экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий

• поступления от продажи прочих услуг подготовка кадров, предоставление услуг специалистами страны зарубежным партнерам

• транспортные расходы въездных туристов на внутренний и международный транспорт в стране пребывания

• инвестиции иностранного капитала в индустрию отечественного туризма

• поступления от кредитов, предоставленных другим странам проценты и возмещение капитала для развития туризма. В пассив платежного баланса по статье Туризм включаются следующие расходы:
• на приобретение туристских услуг и товаров выездными туристами в стране пребывания

• на импорт товаров, необходимых для обслуживания въездных, туристов, в том числе на прямой и косвенный импорт

• на приобретение прочих услуг подготовка кадров за рубежом, оплата труда иностранных рабочих и специалистов, занятых в сфере туризма

• на перевозки выездных туристов зарубежными транспортными компаниями

• на инвестиции за рубежом на развитие туризма в других странах

• на долгосрочные кредиты проценты и возмещение капитала, вложенные в развитие отечественного туризма.
Вопрос 44. Принципы всеобщего управления качеством и их практическая реализация в деятельности пред-ий сферы услуг.

Всеобщее управление качеством TQM — концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.
Принципы ТQМ: 1. Ориентация организации на потребителя: Организация зависит от своих потребителей, и поэтому д. понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их треб-я и стремиться превзойти их ожидания.
2. Роль руководства. Рук-ли обеспеч-т единство цели и напр-я деят-ти орган-ции. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники м б полностью вовлечены в решение задач организации.
3. Вовлечение сотрудников. Раб-ки всех уровней составляют основу орг-ции, и их полное вовлечение дает возможность орг-вней составляют основу организации с выгодой использовать их способности.
4. Процессный подход. Желаемый рез-т достигается эффективней, когда деят-тью и соответствующими ресурсами управл-т как процессом
5. Системный подход к управлению. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют в результативности и эфф-сти организации при достижении ее целей.
6. Постоянное совершенствование. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель
7. Принятие решений, основанное на фактах. Эфф-ые реш-я основыв-ся на анализе данных и инфо.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Орг-ция и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимоной выгоды повышают спос-сть обеих сторон создавать ценности
Преимущества внедрения TQM:

-Увеличение прибыли;

-Экономическая устойчивость и рациональное использование ресурсов

-Улучшение имиджа и репутации;

-Улучшение качества управленческих решений;

- Внедрение новейших достижений;

-Увеличение производительности труда;

-Увеличение качества и конкурентоспособности продукции

- Повышение степени удовлетворенности клиентов.
Проблемы внедрения TQM:

- Сопротивление персонала нововведениям

-Не понимание взаимосвязи качества с эффективностью деятельности организации

-Подход к совершенствованию качества как к разовому мероприятию;

- Придание совершенствованию качества статуса статистического мероприятия.

Вопрос 45. Туризм как фактор развития цивилизации.
Современный туризм — явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.
В истории развития туризма мы различаем четыре этапа:
-до начала XIX в. — предыстория туризма

-начало XIX в. — начало XX в. — элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг

-начало XX в. — до второй мировой войны — начало становление социального туризма

-после второй мировой войны — современный этап — массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
В основу данной периодизации положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает влияние на ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др., т.е. выступает своебразным катализатором социально-экономического развития.

М.б. как положительным по значению, так и отрицательным. Как известно, одним из нечастых, но положитльных аспектов является культурный обмен. Туризм может помочь стимулировать интерес к сохранению местного культ.наследия. Это явлется важным + соц.-культурным импульсом, который направлен на сохранение древних памятников, исторических зданий и мест, традиционных искуств, промыслов и национальных обычаев. Негативное социально-культурное воздействие иногда является результатом прямого контакта или демонстрационного эффекта, но может быть также вызвано тем, что развитие туризма ведется неправильно и потенциальные экономические преимущества остаются нереализованными. Ограничение доступа местных жителей к определенным средствам обслуживания туристов таким, как частные пляжи, казино и транспортные службы порождает конфликт. Большая проблема может также возникнуть на почве явной а иногда лишь кажущейся разницы в материальном положении туристов и местных жителей.

Воздействия на окружающую среду, связанные с развитием туризма, можно рассматривать с точки зрения прямых, косвенных и стимулированных эфектов. Эти воздействия могут быть как +, так и -. Развитие туризма невозможно без воздействия на окруж. среду, но можно за счет правильного планирования управлять развитием туризма т.о., чтобы MIN негативные последствия и поддерживать положительные эффекты.

Прямое воздействие туризма на окружающую среду включает в себя следующие + эффекты: Сохранение восстановление исторических зданий и мест Создание национальных парков и заповедников Защита рифов и пляжей Сохранение лесов.

Что касается — сороны, туризм может оказывать прямое воздействие на качество воды и воздуха, а также на уровень шума. Слив сточных вод обостряет проблемы загрязнения так же, как и использование моторных лодок во внутренних водах. Возросшее использование двигателей внутреннего сгорания для туристского транспорта, сжигание топлива для обеспечения энергией гост.кондиционеров и хол-ков ухудшает качество воздуха, а уровень шума может резко возрасти из-за интенсивного движения транспорта. Негативное воздействие на окружающую среду может иметь и серьезные последствия. Охота и рыболовство непосредствено воздействуют на дикую природу; песчаные дюны могут разрушаться в результате их чрезмерного использования; растительный мир уничтожается пешеходами, а костры уничтожают леса; неправильная утилизация отходов способна нанести ущерб эстетическим качествам окружающей среды и причинить вред дикой природе.

Прямые, косвенные экономические эффекты. Тур. расходы имеют эффект каскада в местной экономике. Он начинается с того, что туристы тратят свои деньги в первичных туристских заведениях, таких как гостиницы, рестораны и такси. Затем этот каскад распространяется на остальные области экономики. Он может быть исследован путем оценки его воздействия на различных уровнях — прямом, косвенном. Прямой уровень воздействия определяется объемом тур. расходов за вычетом объема импорта, необходимого для обеспечения первичных товаров и услуг. Заведения, которые напрямую получают расходы туристов, также должны приобретать товары и услуги других секторов местной экономики. Косвенный эффект не охватывает всех денег, затраченных туристами т.е. денег прямого эффекта, поскольку некоторые из этих денег утекают из обращения за счет импорта, сбережений и налогообложения. В конце концов, в результате прямых и косвеных циклов расходов возрастает доход местных жителей в форме зарплаты, распределенной прибыли, ренты и процентов. Это увеличение доходов будет, в свою очередь, вновь потрачено в местной экономике на товары и услуги и вызовет дальнейшие циклы экономической активности.

Негативное экономическое воздействие. Производство туристских товаров и услуг требует перераспределения ресурсов, которые могли бы использоваться для др.целей. При отсутствии избытка трудоспособного населения обеспечение потребностей туристов может потребовать перемещения рабочей силы из других различных отраслей в сферу туризма. Более того, при недостатке квалифиц. рабочей силы может потребоваться ее импорт из других стран. Для получения реальной картины экономического воздействия туризма необходимо учесть временые издержки использования огран. ресурсов для тур.развития, а не другие цели.

46. Применение международных стандартов ISO серии 9000 и 14 000 в туризме.
ИСО 9000 ISO 9000 — серия международных стандартов, которые приняты в качестве национальных в более чем 140 странах мира. Стандарты ISO 9000 относятся не к самой продукции, а к управлению её качеством — Система Менеджмента Качества СМК. СМК обеспечивает уверенность заказчиков и потребителей в качестве получаемой продукции, а также улучшает деятельность предприятия. В будущем получать крупные заказы, предлагать свою продукцию или услуги будет невозможно без наличия сертификата ISO.

Кроме того, несертифицированные организации не могут получить государственный или муниципальный заказ, у них меньше шансов на льготные кредиты или крупные инвестиции. Все это влияет на конкурентоспособность предприятия, заставляет потенциальных партнеров и потребителей делать выбор в пользу компаний, прошедших сертификацию ISO. Если сертификация к тому же проведена добровольно — это позиционирует компанию, как солидную организацию, которая гарантирует качество и безопасность своих услуг или продукции. Такая политика ведет к созданию позитивного имиджа компании, говорит о ее надежной репутации и стабильном положении на современном рынке.

Буквально несколько лет назад получить сертификат ISO 9000 могли только самые крупные компании и предприятия. Сегодня сертификат стал доступен остальным, в том числе и предприятиям малого и среднего бизнеса. В настоящий момент получить сертификат соответствия может позволить себе любое предприятие, независимо от своего статуса.
Рассмотрим более подробно структуру серии ISO 9000. В настоящее время серия ISO 9000 включает:
1.все международные стандарты с номерами ISO 9000-9004, в том числе все части стандарта ISO 9000 и стандарта ISO 9004; 2.все международные стандарты с номерами ISO 10001-10020, в том числе все их части; 3.ISO 8402.

Три стандарта из серии ISO 9000 ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003 являются основополагающими документами Системы Качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими три различные формы функциональных или организационных взаимоотношений в контрактной ситуации. Стандарты ISO 9000 и ISO 9004 представляют собой справочники по общему руководству качеством, стандартам по обеспечению качества, которые помогают пользователю прояснить трактовку требований стандартов ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003. ISO 19011 — Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества иили охраны окружающей среды
ИСО 14000. Мировая практика развития стран с рыночной экономикой показывает, что с 90-х годов значительно активизировалось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества, при этом особое внимание стало уделяться проблеме защиты окружающей среды и безопасности продукции. Соответственно ИСО приняты международные стандарты серии 14000 Управление качеством окружающей среды, которые становятся на современном этапе не менее популярными в мире, чем МС ИСО серии 9000.
Появление в 1996 году ИСО 14001 — первого международного стандарта из серии ИСО 14000, содержащего требования к системе экологического менеджмента, обусловлено необходимостью оценки эффективности существующих систем экологического менеджмента на разных предприятиях и компаниях в разных странах мира по единым объективным критериям и облегчения задач предприятий имеющих намерения создать систему экологического менеджмента
Серия ИСО 14000 также связана с выпущенной ранее серией ИСО 9000, устанавливающей требования к системе менеджмента качества.

Из серии ИСО 14000 ГОСТ Р ИСО 14000 только стандарт ИСО 14001 ГОСТ Р ИСО 14001 содержит требования к системе экологического менеджмента. Соответственно сертификация проходит только по этому стандарту.

В соответствии со стандартом ISO 14001 ГОСТ Р ИСО 14001, под воздействием на окружающую среду понимается не только воздействие оказываемое в результате производственной деятельности предприятия, но и воздействие оказываемое продукцией или услугами. В связи с этим был разработан стандарт ISO 14040, описывающий методологию и принципы оценки жизненного цикла продукции.

Стандарт ISO 14050 содержит все определения, используемые в стандартах серии ISO 14000.

ISO 14001 является исключительно добровольным стандартом. Данный стандарт содержит общие рамочные требования к системе экологического менеджмента и не содержит требований к результатам природоохранной деятельности, такие требования предприятие устанавливает само в своей экологической политике в общем виде и программе экологического менеджмента конкретные значения. Например, в соответствии с ISO 14001, два предприятия, занимающиеся аналогичной деятельностью, но демонстрирующие различные результаты экологической деятельности могут оба соответствовать стандарту.

Вопрос 47. Отбор и набор персонала на предприятиях туризма: особенности, задачи, методы.
Отбор персонала — процесс, с помощью которого предприятие или организация выбирает из ряда кандидатов одного или нескольких подходящих под критерии отбора на вакантное место.
Основной целью отбора является набор работников с высокой культурой работы, выявление возможности и взглядов кандидата с целью определения его соответствия условиям и особенностям работы, которая может быть осуществлена менеджерами-управляющими или людьми, контролирующими интересы компании.
Подбор персонала — установление идентичности характеристик работника и требований организации, должности. Подбор персонала может осуществляться в виде набора, выдвижения или ротации.
Отбор персонала — оценка кандидатов на вакантные должности или рабочие места. Отбор персонала включает: предварительное собеседование; анализ анкетных данных; наведение справок о кандидате; проверочные испытания, тестирование; медицинское освидетельствование; основное собеседование; подготовку экспертного заключения.

Рис. 1.1 — Процедура подбора, отбора и найма

Современные технологии подбора и отбора персонала в организацию. Набор персонала — это последоват. действий, кот. предпринимает организация для привлечения кандидатов на вакантные должности, облад. кач-вами необх. для того, чтобы предпр. можно достигнуть своих целей. Осн. источники из кот. предпр. черпает сведения на вакантные долж.: объявления в СМИ и Интернет, частные агентства по трудоустройству, случайно зашедшие люди, гос-ная служба по трудоустройству, универы и др. учебные заведения, профессион. ассоциации, профсоюзы, участие в ярмарках вакансий, проведение компанией дней открытых дверей, продвижение по служебной лестнице сотрудников собственной компании, по знакомству. Методы отбора и оценки персонала: 1 биографич. оценка кандидата по биогр. данным; 2 письмен. или устные х-ки; 3 тестирование; 4 ранжирование опред. ранга или места среди др. работников; 5 оценка по рез-там; 6 метод групп. дискуссии; 7м-д попарн. сравнений; 8 метод графич. профиля

Вопрос 48. Организация и обслуживание рабочих мест на предприятиях туризма. Аттестация раб. мест, ее экономический эффект.
Организация труда — упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином произ-ом процессе.
Задачи: -технико-технолог.структура предприятия, специализация производства, выбор технологий
-экономич. max производ. труда, min себестоимость изготовления, высокая рентабельность производства
-психофизиологические применение физиолог. обоснованных режимов труда и отдыха, оптимизации темпов работ при установлении работникам меры труда, создания на рабочих местах нормальных условий труда

-социальные — выбор рациональных форм разделения и кооперации труда, обеспеч. оптимальное сочетание физич. и умственных усилий работающих.
Основные направления ОТ:
1.Разделение и кооперация труда — технолог., функц., проф.-квалифик. Разделение и установлени связей между работниками, группами работников в процессе их совместного труда.
2.Нормирование труда — расчет норм затрат труда на производство продукции и услуг.
3.Организ-ия раб. мест — рациональное размещение в рабочей зоне, оснащение средствами производства, предметами труда, инструментом, приспособлениями и оснасткой, средствами связи
4.обслуживание рабочих мест — включает планировку, освещение. РМ должно соответствовать данным чел-ка эстетическим, физиологическим требованиям ч-ка. Должны проводить аттестацию РМ.
5.Улучшение условий труда — устранение вредности производства, тяжелых, физических, психолог-х эмоциональных нагрузок. Формирование системы защиты и охраны труда.
6.Эффективное использование рабочего времени — оптимизация режимов труда и отдыха.
7.Рационализ-я трудовых процессов — внедрение оптимальных приемов, методов труда, обучение работников, обновление научно-технической информации.
8.Аттестация- периодический учет, всесторонняя оценка и аттестация на соответствие современным требованиям.
9.Оплата труда
Теоритические основы организации труда
Математич. методы, анализ — применяется при разработке нормативных

Вопрос 49. Сущность и значение разделения и кооперации труда. Коллективные формы организации труда. Совмещение профессий и функций.
Рассматривая разделение труда внутри предприятия, следует выделить следующие основные его виды:

1 функциональное разделение труда между различными категориями работников предприятия;

2 разделение труда между группами рабочих по признаку технологической однородности выполняемых ими работ — пооперационное, предметное,подетальное.
3 разделение труда между группами рабочих в зависимости от сложности выполняемых ими работ — профессиональное разделение труда; квалификационное разделение труда.
Названные выше виды разделения труда имеют отличительные особенности. Так, функциональное разделение труда проявляется в двух направлениях: между категориями работников, входящих в состав персонала предприятия, и между основными и вспомогательными работниками. Первое означает выделение в составе персонала предприятий таких категорий работников, как рабочие, руководители, специалисты и служащие. Характерной тенденцией в развитии этого вида разделения труда является возрастание доли специалистов в составе производственного персонала. Другим направлением функционального разделения труда является разделение работников на основных и вспомогательных. Вторые непосредственного участия в осуществлении технологического процесса не принимают, но создают необходимые условия для бесперебойной и эффективной работы основных рабочих. Особым видом разделения труда является его профессиональное разделение, которое развивается в зависимости от применяемых орудий труда, предметов труда, технологии производства. Наконец, важным видом разделения труда является квалификационное разделение труда в зависимости от сложности работ. Оно имеет теснейшую связь с повышением культурно-технического уровня работников, ведущим к сокращению доли малоквалифицированного труда в народном хозяйстве. Квалификационные различия между группами работников объективно обусловлены различной сложностью выполняемых работ. Работники одной и той же профессии или специальности могут иметь разные знания, умение работать и производственный опыт. Все это выражается в квалификации — качестве работы труда и лежит в основе распределения работников по группам квалификации — разрядам, категориям, классам и т.п.
Кооперация труда.

С разделением труда в производстве неразрывно связана его кооперация. Существование разделенного труда по функциональному, профессиональному и квалификационному признакам объективно требует установления определенных соотношений и взаимодействия между видами труда. Без этого производство невозможно. Следует иметь в виду, что кооперация труда не означает лишь достижения рациональных пропорций в затратах труда различных видов, а предполагает установление социально-трудовых взаимоотношений между участниками производства, согласование интересов людей и целей производства. Кооперация труда на предприятиях осуществляется в различных формах в зависимости от конкретных производственных условий. На это влияют характер оборудования и особенности технологии, тип производства и степень расчленения производственных процессов и многие другие факторы, включая организационно-экономические и социальные. Так, кооперирование труда может происходить при индивидуальном выполнении работы на отдельных рабочих местах, при многостаночной работе или совмещении трудовых функций и специальностей, при коллективной работе.

Формы кооперации:
Межцеховая — разделение производства между цехами, в общем производстве участвуют коллективы цехов.
Внутрицеховая — взаимодействие отдельных структурных подразделений, цехов.
Внутриучастковая — взаимодействие отдельных работников в процессе совместного труда или организация коллективного труда рабочих
Коллективные формы организации труда.
Производственные бригады — первичный трудовой коллектив рабочих одинаковых или различных профессий, специальностей, квалификации, совместно выполняющих единое производственное задание и объединенных общей экономической оценкой результатов труда.
Бригадные формы: специализированные бригады — выполнение однородных технологических операций. Преимущества: сокращаются внутрисменные потери рабочего времени, обмен опытом, усиление дисциплины труда. Комплексные бригады — комплекс технологиски разнородных, но взаимосвязанных работ. Преимущества: применение принципа совмещения профессий и специальностей, гибкости в расстановке рабочих.
Экономические предпосылки:
-Уменьшение потерь рабочего времени
-Увеличение времени использования оборудования
Психофизиологические факторы
-Выполнение разнообразных технологических операций
-Создание условий, снижающих монотонность труда за счет периодического перемещения рабочих с одного рабочего места на другое
Социальные предпосылки:
-Сплочение коллектива на основе производственных интересов
-Развитие взаимопомощи

Совмещение профессий функций.
Совмещение профессий и функций получает все большее распространение. Оно вызывается необходимостью рационального использования рабочего времени, полной загрузки оборудования, повышения маневренности в использовании кадров, обеспечения их взаимозаменяемости. Сущность совмещения профессий состоит в том, что рабочий, постоянно выполняя в течение дня работы, предусмотренные тарифно-квалификационным справочником по основной профессии, дополнительно за счет более рационального использования времени выполняет работы, отнесенные к другой, смежной профессии.
Цель — обеспечение полной нагрузки работников, устранение монотонности труда, повышение его содержательности, обеспечение роста квалификации и расширение трудового профиля рабочихнеобходимо отступать от строгого разделения работ по функ. и техн.. признакам
Возможность совмещения профессий выявляется на основе данных фотографирования производственных элементов, хронометраж, моментных и других наблюдений.
Основными условиями, при которых возможно и экономически оправдано совмещение профессий, являются:

наличие у рабочих неиспользованного рабочего времени, обусловленного технологией производства или применяемым оборудованием;

общность содержания труда работников, которые должны совмещать профессии, их технологическая и функциональная взаимосвязь;

разновременность выполнения совмещаемых функций

отсутствие отрицательного влияния совмещения работ на точность, качество и производительность труда;

достаточный культурно-технический уровень рабочего.

Вопрос 50. Содержание и задачи нормирования труда. Виды фондов рабочего времени. Виды норм труда и их характеристики.
Нормирование труда — вид деят-ти по управлению производством, направленный на установление необходимых затрат и рез-тов труда, а также необходимых соотношений му численностью р-ков различных групп и количеством единиц оборудования.
Содержанием работы по нормированию труда является анализ производственного процесса, разделения его на части, выбор оптимального варианта технологии и организации труда, проектирование режимов работы, режимов труда и отдыха, расчет норм в соответствии с особенностями технологич. и труд. процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технич. усл-ий.
Основными задачами нормирования труда являются:
разработка и внедрение научно обоснованных норм и нормативов по труду;

выявление резервов роста производительности труда, потерь рабочего времени, недостатков в организации труда и производства и на этой основе разработка организационно-технических мероприятий по совершенствованию организации труда;

внедрение норм труда;

контроль за освоением норм труда и накоплением материалов для их пересмотра.

Задачи нормирования труда преследуют цели наилучшего использования средств производства при максимальной экономии и облегчении труда.
Различают нормативы и нормы труда. Нормативы труда характеризуют научно обоснованные, централизованно разработанные показатели затрат труда. На их основе предприятие самостоятельно разрабатывает свои нормы труда. Таким образом, норма труда — это норматив труда, скорректированный на местные условия труда.
Виды норм труда:
Норма времени — это необходимые затраты времени на выполнение единицы работы одним или несколькими работниками. Измеряется в челмин и челч
Состав нормы времени можно представить в виде следующей формулы 2.1 2.2 где Нвр — норма времени,Тпз — подготовительно-заключительное время,Топ — оперативное время,Тос — основное время,Твс — вспомогательное время,Торм — время на обслуживание рабочего места,Тотд — время на отдых и личные надобности,Тпт- перерывы, обусловленные технологией и организацией производства.
Норма выработки — это количество единиц работы, которые должны быть выполнены в единицу времени час, смену, год и т.д.. Норма выработки обратно пропорциональна норме времени. Измеряется в нат-х единицах кол-во комнат, турпакетов и выражает необходимый рез-т деят-ти сотрудника
Наиболее общая формула имеет следующий вид

2.6
где Нвыр — норма выработки

Тсм — сменный фонд рабочего времени

Нвр — установленная норма времени на единицу изделия. В тех производствах, где подготовительно-заключительное время, время на обслуживание рабочего места, на личные надобности и отдых нормируются на смену, норма выработки рас


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.