Научная и научно-техническая деятельность в РФ — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Научная и научно-техническая деятельность в РФ

2018-01-04 593
Научная и научно-техническая деятельность в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной формой человеческого познания является наука. Наука является значимой и существен­ной составной частью той реальности, которая нас окружает, и в которой надлежит ориентироваться, жить и действовать.

Одно из определений науки трактуется так: "Наука ― это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непос­редственной целью постижение истины и открытие объектив­ных законов на основе обобщения реальных фактов в их «взаимосвязи». Другое определение: "Наука ― это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания, приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и про­цесс их производства".

Существуют три основные кон­цепции понимания науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет со­бой органичное единство этих трех концепций.

Наука как знание — рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний.

Наука как деятельность – рассматривается как превращение науки в непосредственную производительную силу, которая является основой для практического использования научных зна­ний, появления таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-техничес­кой информации и др.

Наука как социальный институт — это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые явля­ются особой социально-профессиональной группой, определен­ным сообществом.

Законодательной основой регулирования отношений меж­ду субъектами научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации, органами власти и потребителями научной и научно-техничес­кой продукции стал Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической по­литике". Согласно этому Закону, государствен­ная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- признания науки социально значимой отраслью, опре­деляющей уровень развития производительных сил страны;

- гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

- интеграции научной, научно-технической и образова­тельной деятельности на основе различных форм участия ра­ботников, аспирантов и студентов вузов в научных исследова­ниях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, научных организа­ций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных орга­нов государственной власти;

- поддержки конкуренции и предпринимательской дея­тельности в области науки и техники;

- развития научной, научно-технической и инновацион­ной деятельности посредством создания системы государствен­ных научных центров и других структур;

- концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

- стимулирования научной, научно-технической и инно­вационной деятельности через систему экономических и иных льгот.

Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются:

- развитие фундаментальной науки, важнейших приклад­ных исследований и разработок;

- совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

- формирование национальной инновационной системы;

- повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

- сохранение и развитие кадрового потенциала научно-тех­нического комплекса;

- интеграция науки и образования;

- развитие международного научно-технического сотруд­ничества.

В Российской Федерации управление научной и (или) на­учно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и само­управления.

Органы государственной власти, учреждающие государ­ственные научные организации, утверждают их уставы, осуще­ствляют контроль над эффективным использованием и сохран­ностью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий.

В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В уставах этих фондов указано, что они являют­ся некоммерческими организациями в форме федеральных уч­реждений. Они проводят отбор на конкурсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т. п.), развитию экспериментальной базы научных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и мероприятия, контролируют использование выделен­ных средств, поддерживают международное сотрудничество в области научных исследований.

Важные управленческие функции в сфере вузовской на­уки выполняет Министерство образования и науки РФ. Оно яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим управление не только в сфере образования, но и в сфере научной и научно-технической деятельности образова­тельных учреждений, научных и других организаций в сфере образования. В число основных задач Министерства образова­ния и науки РФ входит разработка и реализация системы уп­равления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреж­дениях и организациях сферы образования, реализация кадро­вой политики в областях образования и научной деятельности.

Федеральные органы исполнительной власти в сферах на­уки и образования работают во взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, сотруднича­ют с образовательными учреждениями высшего профессио­нального образования, общественными научными объединени­ями.

Высшим научным учреждением страны является Российс­кая академия наук (РАН). Она учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. Воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 г. как высшее научное учреждение России. Российская академия наук является самоуправляемой не­коммерческой организацией (учреждением), имеющей государ­ственный статус. Академия наук действует на основе законода­тельства Российской Федерации и собственного Устава.

Академия наук связана со всей системой научных исследо­ваний и высшего образования страны. При Академии состоят научные советы, комитеты, комиссии, организуемые в порядке, устанавливаемом Президиумом РАН.

Органами управления Российской академии наук являют­ся: Общее собрание, Президиум, президент. Президиум Россий­ской академии наук является постоянно действующим колле­гиальным органом управления РАН. Он подотчетен Общему со­бранию. Президиум докладывает Общему собранию о важней­ших решениях, принятых им в период между сессиями Общего собрания. Заседание Президиума правомочно, если на нем при­сутствует большинство его членов; решения принимаются боль­шинством голосов, присутствующих на заседании членов Пре­зидиума.

Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных иссле­дований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих тех­нологическому, экономическому, социальному и духовному раз­витию России.

Помимо РАН, функционируют отраслевые академии наук: Российская академия архитектуры и строительных наук, Рос­сийская академия медицинских наук, Российская академия об­разования, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств, Российская академия транспорта. Эти академии имеют государ­ственный статус: они учреждаются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюд­жета.

Большой объем научных исследований в стране выполня­ется высшими учебными заведениями (университетами, акаде­миями, институтами).

Научно-технический потенциал (НТП) страны создается усилиями как национально-технических организаций, так и мировых достижений науки и техники. Научно-технический потенциал включает:

- материально-техническую базу;

- научные кадры;

- информационную составляющую;

- организационно-управленческую структуру.

Материально-техническая база — это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, эксперимен­тальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т. д.

Средства труда в сфере научно-технического прогресса подразделяются на четыре группы.

Первая включает научные приборы, оборудование и изме­рительную аппаратуру, служащие для получения новой науч­ной информации (специфические средства научного труда, ко­торые изготавливаются в индивидуальном или мелкосерийном порядке применительно к задачам конкретных исследований и отличаются быстрыми сроками морального износа).

Ко второй группе относятся электронно-вычислительные машины, которые используются для полунатурного моделиро­вания объектов систем, автоматизированного конструирования, планирования экспериментов и регистрации их результатов, поиска информации, частных инженерных и планово-экономи­ческих расчетов, управления ходом научно-производственного цикла.

Третья группа — опытно-производственное оборудование в процессе разработок и освоение нововведений. В четвертую группу входят средства механизации иссле­дований и разработок (копировальные, множительные, вычис­лительные устройства, оргтехника и т. д.), которые служат для снижения трудоёмкости научно-вспомогательных работ, интен­сификации научно-производственного цикла.

Кроме того, науч­но-технические организации располагают зданиями, сооруже­ниями, передаточными устройствами, транспортными средства­ми, инвентарем и т. д.

Важную роль в научно-техническом по­тенциале играет информационная составляющая. В качестве специфическо­го предмета труда здесь выступает информация об итогах пред­шествующих исследований, разработок и освоении нововведе­ний.

Организационно-управленческая структура научной сфе­ры — это структура научно-исследовательских организаций и ее гибкость, то есть возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны.

Подготовка научно-педагогических работников осуще­ствляется в магистратуре, аспирантуре и докторантуре вузов, научных учреж­дений или организаций, а также путем прикрепления к указан­ным учреждениям или организациям соискателей для подготов­ки и защиты диссертаций на соискание ученой степени магистра, канди­дата наук или доктора наук либо путем перевода педагогичес­ких работников на должности научных работников для подго­товки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

Субъектами научной и (или) научно-технической деятель­ности в Российской Федерации являются физические и юриди­ческие лица. Физические лица разделе­ны на три группы: научные работники (исследователи), специ­алисты научной организации (инженерно-технические работ­ники) и работники сферы научного обслуживания. К научным работникам относятся граждане, обладающие необходимой ква­лификацией и профессионально занимающиеся научной и на­учно-технической деятельностью. Специалистами научной орга­низации являются граждане, имеющие среднее профессиональ­ное или высшее профессиональное образование и способствую­щие получению научного и научно-технического результата или его реализации. Работники сферы научного обслуживания — это граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.

Субъектами научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются на­учно-технические, научные и инженерно-технические работни­ки, докторанты, аспиранты, соискатели, а также студенты и слушатели. К научно-техническим работникам относятся лица, занимающие должности декана факультета, заведующего ка­федрой, профессора, доцента, старшего преподавателя и асси­стента.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.