Тема 8. Культура досуга молодежи стран Запада и современной России. Сравнительный анализ: общее и национальное — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 8. Культура досуга молодежи стран Запада и современной России. Сравнительный анализ: общее и национальное

2018-01-04 254
Тема 8. Культура досуга молодежи стран Запада и современной России. Сравнительный анализ: общее и национальное 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ООН о принципах воспитания молодежи. Молодежные организации, их задачи и программы обогащения досуга. «Американская полевая служба» (АПС) программы молодежного международного сотрудничества. Американский совет молодежи. Ассоциация молодых христиан США.

Британский совет молодежи. Национальный союз студентов Великобритании.

Французская федерация домов молодежи и культуры. Организации: «Рабочая христианская молодежь» и «Рабочая христианская женская молодежь»; «Национальный союз студентов Франции» и Национальный комитет ассоциаций молодежи и народного образования Франции. Комитет молодежи за мир и другие организации.

«Археология души» современных молодых американцев и европейцев в исследовании университетской молодежи А.Блума. Духовные потребности и интересы молодых людей. Структура их свободного времени. Приоритеты в сфере досуга. Возможности реализации и интересов в общественно-организованной рекреационной системе. Домашний досуг молодежи и использование свободного времени вне дома.

Спортивно-оздоровительная деятельность молодежи и ориентация на красоту тела как на ценность. Деятельность молодежи.

Участие молодежи в общественных движениях, в культурно-досуговых центрах.

Проблемы досуга молодежи. Потребление культуры и пассивные формы времяпрепровождения. Вторичная безграмотность. Формы антикультурного проявления и др.

Диалектика взаимоотношений культуры и субкультуры, многоаспектность проявлений культуры и субкультуры. Теории Т.Адорно, Ч.Бидуэлла, М.Дикштейна, Ж.Манделя, Г.Маркузе, Р.Парка, Т.Парсонса, Ч.Рейча, Т.Роззака, Ф.Слейтера, В.Тернера, Л.С. Фойера, Э.Фромма и др.

Молодежная субкультура как одно из средств адаптации и средство самовыражения молодых людей. Молодежная субкультура как феномен индустриально развитых и развивающихся обществ. Источники формирования молодежных субкультур. Оппозиционность молодежной среды, маргинализация сознания; специфика конфликта поколений в переходную эпоху; культурная дезинтеграция; ускорение темпов жизненных перемен, происшедших под влиянием научно-технической революции; новые технологии и средства массовой коммуникации; «технократическое мышление» и главные «объекты отрицания» контркультуры – массовая культура и «узурпированный» технократией рационализм как мировоззренческая основа бытия человека – порождения общемировых тенденций техногенной цивилизации.


Планы семинарских занятий

Методические рекомендации

 

При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты должны прочитать записи лекций, изучить рекомендуемую литературу, ответить на вопросы и выполнить задания для самостоятельной работы.

Целесообразно подготовиться к семинарским и практическим занятиям за неделю до их начала: на основе изучения литературы составить конспект основных категорий и понятий по учебной дисциплине, подготовить письменные словарные материалы, домашние упражнения и задания.

Каждую тему занятия важно связывать с предыдущим учебным материалом, спецификой будущей профессиональной деятельности социолога.

Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряются и поощряются инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских и практических занятий.

Семинарское занятие 1. Объект и предмет курса «Организационные формы социокультурной деятельности». Специфика социологического подхода к изучению организации социокультурной деятельности. (2 часа)

План:

1. Объект курса «Организационные формы социокультурной деятельности». Проблема многообразия подходов к организации деятельности в социокультурной сфере и в современном социогуманитарном познании.

2. Понятие «организация» как основание и принцип курса. Специфика социологического подхода к изучению современного общества и организационных форм социокультурной деятельности. Основные задачи курса, его теоретическое значение и практическое применение.

3. Проблемы развития культуры в информационном обществе. Общая характеристика концепций информационного общества.

4. Теории постиндустриального общества. Значение работ Д.Белла, О.Тоффлера и др. Постмодернистские теории об обществе и культуре (Ж.Лиотар, Ж.Бодрийяр и др.).

5. Теории, подчеркивающие информационный тип развития общества (М.Кастельс и др.).

6. Проблемы взаимодействия культуры и техники.

7. Тиражирование культуры. Социальная сущность массовой культуры.

8. Влияние массовой культуры на жизненные силы человека и общества. Концепция «одномерного человека» Г.Маркузе.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технологическая волна на Западе. М., 1986.

2. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л.Иноземцева. – М.: Аcademia, 1999.

3. Злобин Н.С. Становление информационного общества и перспективы личности // в кн. Цивилизация, культура, личность. – М.: Эдиториал, УРСС. 1999.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000.

5. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития, - М.: Изд-во МГУ, 1998, 208 с.

6. Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С.Гуревича. М.:Прогресс, 1986.

7. Тоффлер О. Третья волна. – М.: АСТ, 1999.

Дополнительная:

1. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль, 1996, № 1, с. 76-82.

2. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

3. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы, 1991.

 

Семинарское занятие 2. Предпосылки социокультурной деятельности. Культурная политика зарубежных стран как отражение проблем организации социокультурной деятельности (2 часа)

План:

Отличительные черты СКД - гуманистический, культурологический, развивающий характер. Функции социокультурной деятельности – развивающая, информационно-просветительская, культуротворческая, рекреационно-оздоровительная.

Зарождение социокультурной деятельности, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей социокультурной деятельности.

3. Понятие о культурной политике как системе мер и действий направленных на культуру. Многообразие типологий культурной политики. Управляющая (авторитарная), регулирующая, демократическая культурная политика. «Европейская» и «Американская», «Экономическая» и «Культурная» модели культурной политики и др.

4. Новая культурная политика за рубежом. Общие для запада и России цели и задачи новой культурной политики: демократизация культуры, осуществление возможности равенства между социальными группами и индивидами в свободном развитии их способностей и талантов и т.д.

5. Специфические приоритеты культурной политики разных стран: демократизация культуры и многообразие форм ее проявления (Франция); развитие средств массовой информации и социально-культурной активности населения (США, Канада, Швеция); сохранение и поддержание культурного наследия (Италия) и др.

Семинарское занятие 3 Приоритеты культурной политики. Компаративный анализ (2 часа)

План:

1. Многообразие типологий культурной политики.

2. Управляющая (авторитарная), регулирующая, демократическая культурная политика.

3. «Европейская» и «Американская», «Экономическая» и «Культурная» модели культурной политики и др.

4. Новая культурная политика за рубежом.

5. Общие для развитых капиталистических стран цели и задачи новой культурной политики: демократизация культуры, осуществление возможности равенства между социальными группами и индивидами в свободном развитии их способностей и талантов и т.д.

6. Специфические приоритеты культурной политики разных стран: демократизация культуры и многообразие форм ее проявления (Франция); развитие средств массовой информации и социально-культурной активности населения (США, Канада, Швеция); сохранение и поддержание культурного наследия (Италия) и др.

7. Содержание понятия «культурная политика».

8. Типы и модели культурной политики развитых капиталистических стран.

9. Цели и задачи новой культурной политики являющиеся общими для развитых стран.

10. Являются ли актуальными для современной России цели культурной политики развитых капиталистических стран?

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. – М., 1990.

2. Гаджиев К.С. Основы политологии. – М., 1994.

3. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. – М., 1990.

4. Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи // Социс, № 12, 2006.

5. Иконникова С.Н. Постмодернизм как новая парадигма культуры // Вопросы культурологи, № 7, 2008.

6. Культура и политика в странах Азии и Африки. – М., 1986.

7. Лукин Ю.А. Культура и культурная политика. – М., 1992.

8. Манхейм К. Проблема интеллигенции: Демократизация культуры. – М., 1993.

9. Панарин А.С. Политология. – М., 1997.

10. Политическая культура: Теория и национальные модели. – М., 1994.

11. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. – М., 1994.

12. Татарова Социальное знание // Социс, № 9, 2006.

13. Флиер А.Я. О новой культурной политике России// ОНС, 1994, № 5.

Дополнительная:

1. Культура на перепутье. – М., 1994.

2. Культурная политика за рубежом (реферативный обзор). – М., 1991.

3. Ориентиры культурной политики. Информ. Выпуск № 2., М., 1993, стр. 57 – 63.

Семинарское занятие 4. Организация, управление и финансирование социально-культурной деятельности. Система учреждений, организаций, предприятий, обеспечивающих социально-культурную деятельность в сфере свободного времени как объект управления (4 часа)

План:

 

К данному семинарскому занятию студентам предлагается охарактеризовать один из типов социокультурной организации. Страна по выбору.

1. Типы и виды учреждений. Клубы, дома культуры.

2. Центры культуры (национальные центры культуры, спортивно-культурные центры, пришкольные центры досуга, центры быта и творчества и т.д.). Учреждения музейного типа.

3. Театрально-зрелищные предприятия.

4. Парки и зоны отдыха.

5. Спортивные сооружения.

6. Игорные заведения.

7. Межотраслевые рекреационные комплексы.

8. Культурные ассоциации и фонды.

9. Общественные организации и объединения (светские, религиозные) и т.д.

10. Зависимость управления и финансирования от принадлежности организации к одному из секторов сферы досуга: государственному, коммерческому, общественному.

11. Система служб управления и их функции. Государственный сектор (федеральные службы, службы штатов, округов, провинций, коммун, графств, муниципальные службы).

12. Коммерческий сектор (службы, корпорации, фирмы, компании, зрелищно-развлекательных предприятий и т.д.).

13. Общественный сектор (некоммерческие организации по обслуживанию духовной жизни определенных групп населения). Виды и формы финансирования учреждений сферы досуга.

14. Государственное финансирование (бюджетное и внебюджетное). Частное финансирование (патронаж, индивидуальные пожертвования, деловое финансирование). Спонсорство и мотивы его проявления.

15. Подготовка специалистов для сферы досуга. Востребованность кадров такого рода за рубежом. Система учебных заведений США, Европы по досугу. Учебные программы подготовки менеджеров культуры, социальных работников, релаксаторов, аниматоров, организаторов досуга.

16. Различие в подготовке специалистов сферы досуга в разных странах. Достижения и проблемы России в подготовке организаторов социально-культурной деятельности.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Культура – рынок (Круглый стол)/ Свободная мысль. – 1991, № 8.

2. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. – М., 1981.

3. Мудрик А.В. Социальзация в сиутное время. – М., 1991.

4. Новые публикации в журналах.

5. Онуфриенко Г. На перепутье. Развитие культуры и механизмы власти // Свободная мысль. – 1991, № 15.

6. Саймон Б. Общество и образование. – М., 1989.

7. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. – М., 1986.

8. Харчев Л.Г. Социология воспитания. – М., 1990

9. Экономика культуры. Проблема теории и практика. – М., 1987.

Дополнительная:

1. Титов Б.А., Кострова Н.А. Досуг в США. Учебное пособие. – СПб. – 1992.

2. Культура на перепутье. – М., - 1994.

Семинарское занятие 5. Общие и специфические характеристики организации социокультурной деятельности за рубежом и в современной России. Факторы влияния американской модели организации досуга на культуру свободного времени стран мира. Общественные организации досуга и свободного времени. Современная инфраструктура социокультурной деятельности (4 часа)

План:

1. Современная инфраструктура культурно-досуговой сферы общества. Национальные парки и леса, природно-исторические достопримечательности и другие зоны отдыха, составляющие рекреационный фонд государства, штатов, округов и муниципалитетов. Специализированные базы отдыха, спорта и развлечений. Учреждения культуры и культурного досугового творчества. Гостинично-туристские предприятия. Культурно-бытовые, спортивно-культурные центры досуга и творчества и т.д.

2. Перемещение производительных сил из сферы материального производства в сферу досуга и быта, увеличение капиталовложений – факторы развития рекреационных услуг.

3. Зависимость досуга от социального статуса и уровня доходов граждан, от пола, возраста, семейного положения.

4. «Приватизация досуга». Возрастающее стремление к семейному досугу.

5. Переориентация на активный творческий досуг как результат утверждающего себя культа здоровья и роста предприятий, предоставляющих условия для активных занятий. Канадский опыт осуществления государственной политики оздоровления нации.

6. Интеграция социально-культурной деятельности в общество и многообразие программ социально-культурной деятельности людей, нуждающихся в поддержке общества.

7. Сравнительный анализ американской, французской и японской систем организации досуга. Особенности рекреационной модели досуга США. Аниматорская модель социально-культурной деятельности Франции. Многовековые традиции японской культуры – основа поддержания традиционных форм досуга. Роль синтоизма в сохранении национального восхищения окружающим миром в традиционных формах культурно-досуговой деятельности японцев. Проявление японского коллективизма в стиле и формах деятельности в свободное время. «Экологичность» японского досуга. Американизация японского массового сознания и ее влияние на образ жизни и деятельность в сфере свободного времени.

8. Развитие форм досуга ХХI века под влиянием научно-технического прогресса.

9. Проявление негативных сторон социально-культурной деятельности в США, в англоязычных странах, странах Европы и в современной России: ориентация на потребление и на прибыль как определяющий мотив функционирования коммерческого сектора сферы досуга, а не на творчество личности и ее конкретные интересы и потребности; приоритеты в развитии коммерческих дорогих и громоздких форм досуга в ущерб недорогим, стимулирующим развитие творческого потенциала человека и т.д.

10. Всемирная Ассоциация досуга и свободного времени – некоммерческая, независимая международная организация при Организации Объединенных наций. Ее функции и задачи. Исследовательская комиссия Всемирной Ассоциации досуга и программы ее деятельности. Координация исследований и поддержание диалога между учеными мира как функция исследовательской комиссии.

Семинарское занятие 6. Учреждения и организации социально-культурной сферы (4 часа)

План: Понятие социально-культурного института

1. Всемирная Ассоциация досуга и свободного времени – некоммерческая, независимая международная организация при Организации Объединенных наций. Ее функции и задачи.

2. Исследовательская комиссия Всемирной Ассоциации досуга и программы ее деятельности.

3. Координация исследований и поддержание диалога между учеными мира как функция исследовательской комиссии.

4. Характеристика семьи, государственных и муниципальных структур, производственных объединений и предприятий.

5. Функции негосударственных общественных организаций.

6. Система народного образования.

7. Средства массовой информации.

8. Специальные учреждения социально-культурного профиля.

9. Изучить инфраструктуру культурно-досуговой сферы развитых капиталистических стран и формы семейного и общественно-организованного досуга.

10. В связи с этим каждый студент получает пакет информации (в нем могут находиться одинаковые или различные для всех учащихся группы сведения) и решает следующие задачи:

1.группирует данные по ряду направлений:

G инфраструктура культурно-досуговой сферы развитых капиталистических стран;

G формы общественно-организованного досуга;

G формы семейного досуга.

G делает сообщение о полученных результатах.

2.формулирует, вместе со всеми студентами группы общие выводы о состоянии и формах организации культурно-досуговой деятельности за рубежом и в современной России.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 1989.

2. Барис Дж.Г. Социальная работа с семьями в Англии. – М., 1993

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.

4. Васильев В.С. Американская политика в области науки // США – Канада, № 6, 2005.

5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999, 440 с.

6. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. – М., 1990.

7. Гумилев Л. Ритмы Евразии? Эпохи и цивилизации. – М., 1993.

8. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. – М., 1989.

9. Духовная культура и этническое самосознание. – М., 1991.

10. Иванов О.А. Иммиграция в США в последнем десятилетии ХХ века. Исторический аспект // США – Канада, № 6, 2005.

11. Клейнер Г.Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты // ОНиС, № 3, 2005.

12. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

13. Соколов В.И. Канада: на путях построения инновационного общества // США – Канада, № 6, 2005.

14. Фролова М.А. Западная цивилизация – доминанты становления и развития // Социально – политический журнал. – 1993, № 12.

15. Холодов Л. Обучение иностранцев – выгодный бизнес // Современная Европа, № 2 (апрель - июнь).

16. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальная программа США. – М., 1992.

Дополнительная:

1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. – Париж, 1939.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.