Главная цель дизайн-проекта состоит в его воплощении. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Главная цель дизайн-проекта состоит в его воплощении.

2018-01-04 305
Главная цель дизайн-проекта состоит в его воплощении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАКТИЧНІ УРОКИ

З ДИЗАЙН-ПРОЕКТУВАННЯ ІНТЕРЄРУ
Дизайн-проект интерьера и из чего он состоит?

Полный дизайн-проект содержит довольно много документов - начиная от планировочного решения, заканчивая рекомендациями по подбору мебели и аксессуаров.

Основной целью его создания, вне зависимости от помещения, является конечный результат, а именно,гармоничный и функциональный интерьер, в котором максимально эффективно использованы площади помещения, и все средства, потраченные на ремонт или строительство, использованы с максимальной отдачей и без потерь.

Качественно проработанный дизайн-проект позволяет исключить несостыковки и недоработки, что в свою очередь дает возможность сэкономить средства и не выбрасывать деньги на ветер при переделках.

УРОК 2. СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН ПОМЕЩЕНИЯ.

Любой проект начинается с изучения объекта, который Вы хотите преобразовать. В данном курсе мы с Вами будем говорить об интерьере, поэтому для начала подробно изучим имеющееся у Вас помещение.

Для начала пройдитесь по комнате (комнатам), посмотрите по сторонам. Обратите внимание на окна, двери, толщину стен, высоту потолков. Обратите внимание, где находятся вентиляционные отверстия в ванной комнате и на кухне, где вытяжка на кухне или отверстие под нее, где выходы канализационных труб для ванной и унитаза, какая у вас плита (электрическая или газовая), имеются ли нестандартные выступы на стенах (очень часто в многоквартирных домах имеются выступы на кухне и в санузле, внутри них проходят каналы для вытяжки и вентиляции).

Возьмите чистый лист бумаги и начертите на нем ваше помещение (т.е. стены, окна, двери и т.д.). Обратите внимание, что стены (и наружные и внутренние) имеют толщину.

· Очень хорошо, если у Вас на данном этапе есть план БТИ. Возьмите его и сделайте ксерокопию. Это значительно облегчит Вам работу на данном этапе.

Измерьте все важные элементы Вашего помещения и нанесите размеры (цифры) на Ваш план. Размеры проставьте в сантиметрах или в миллиметрах, как Вам удобнее. Обязательно зафиксируйте расстояния от угла до окна, от двери до угла, от угла до вытяжки или до вентиляции, до слива раковины, ванной, унитаза. У Вас они должны быть обязательно. И еще, высоты потолка, подоконника, окон, дверей на плане не проставляются. Вы должны их обязательно написать где-нибудь рядом. Этап промеров очень важен. От точности измерения зависит точность проектирования.

Это первое.

И второе: если помещение не Ваше, а друга или заказчика, то от того, как точно, и подробно Вы все сейчас сделаете, зависит в дальнейшем экономия Вашего и чужого времени. Сделав как можно больше промеров сейчас, Вам в процессе проектирования не нужно больше будет возвращаться в это помещение и уточнять то, что Вы сейчас упустили.

Конечно, Вы понимаете, что перенести Ваше помещение, каким бы маленьким на Ваш взгляд оно ни было, на бумагу в натуральную величину нельзя. Придется его уменьшать. И делать это нужно по определенным правилам. Для этого существует масштаб.

Масштабом называют отношение линейных размеров изображения предмета к его действительным размерам.

Другими словами, масштаб показывает, во сколько раз предмет на бумаге меньше, чем в жизни. Масштабы могут быть любые, но в практике дизайна приняты следующие основные стандарты масштабов: 1:100 (один к ста); 1:50 (один к пятидесяти); 1:25; 1:20; 1:10.

· Масштаб 1:100 обозначает, что предмет на бумаге в 100 раз меньше, чем в жизни. 1:50 – предмет на бумаге (чертеже) в 50 раз меньше, чем в жизни, далее все аналогично.

Если Вы никогда не работали с масштабами, на первых порах Вам будет несколько сложно разобраться во всех этих кажущихся противоречиях. Но при определенной практике Вы поймете, что на самом деле это все очень просто.

Итак, Мы с Вами начнем делать план Вашего помещения в определенном масштабе. На первых порах можете пользоваться масштабом 1:100, он очень легкий. В нем один метр на местности соответствует одному сантиметру на плане.

· На самом деле, если предмет (стена, окно и т.д.) в жизни 100 см (один метр), то на бумаге он будет в 100 раз меньше, т.е. 1 см; если предмет 126 см, на бумаге он будет 1,26 см (или 1,3 см). Очень легко проводить вычисления, в том числе и обратные, для проверки (размеры начерченной стены перевести в реальные).

· Очень многие помещения в таком масштабе помещаются на лист формата А4, что тоже облегчает работу.

· Когда начнете детализацию проекта, многие элементы (мебель, плитка, светильники и т.д.) будут очень мелкими, неудобными для работы. Еще бы, ведь они уменьшены в 100 раз! Но эту проблему мы будем решать потом. А пока забудьте о ней.

Получившаяся у вас работа должна быть примерно похожа на ту, которую Вы видите на представленной картинке.

План комнаты с размерами


План стен с размерами


Итак, Вы начали свой дизайн-проект. Добро пожаловать дальше. Следующим этапом у нас с Вами будет нахождение и оформление основных идей и декоративных приемов, которые мы хотим использовать в дальнейшем проекте.


План спальни

А если нужно показать стены? Опять на помощь придет черчение. Только чертить Вы будете не план пола, а план стены (развертку стены). Ведь чертить мы с вами уже умеем? Только не забывайте, что все чертежи создаются в определенном масштабе. Можно создавать планы стен, не прорисовывая мебель, которая будет возле них стоять. А можно чертить развертки стен с мебелью и шторами.

Примерно так, как план этой стены с кроватью

Или этой стены с дверью

Кроме всего прочего, Вы можете визуализировать свои идеи с помощью компьютерных программ. Итак, Вы собрали материалы, вооружились своими собственными идеями, оформили их в виде эскизом или коллажей для каждой комнаты, а сейчас самое время... отложить эти идеи на несколько дней, отвлечься от них и подумать о чем-нибудь другом. Этот время, когда голова отдыхает после достаточно интенсивной работы в одном направлении. Оно обязательно нужно для того, чтобы уложить "по полочкам" в голове все то, что вы придумали. После такого перерыва, который может длиться от нескольких дней до недели, Вы снова, как бы свежим взглядом, увидите свой проект и сможете внести в него необходимые корректировки, которые сразу обычно не видны.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на неделю. Собираем идеи, вырезки, цветовые комбинации, настроение… Все, из чего может в будущем составиться ваш интерьер. Особенно важны детали, мелочи, а не точное копирование картинки из глянцевого журнала. Во-первых, очень дорого, а во-вторых не всегда пригодно для жизни, и к тому же дворец в хижину механически не переносится, так же как и хижина во дворец:).

P.S. А в следующий раз займемся изучением основных законов построения композиции в интерьере. Эти знания помогут Вам создать более гармоничный интерьер.


Итак, что же такое линия?

Линию можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Удивительно, что с помощью линий на плоском листе бумаги можно передать впечатление объема предмета. Это достигается тем, что линия строит форму предмета в пропорциях и в перспективе. Другими словами линия – предшественница формы.

Любая линия обладает эмоциональным воздействием на человека, имеет свой характер. Если говорить про дизайн интерьера, то линия на полу направляет пришедшего в нужное Вам помещение. Линия вносит необходимый эмоциональный настрой в композицию, в том числе и в интерьер. Линии могут связывать смежные помещения, поэтому очень важно созвучие линий, особенно в помещениях без дверей. Линии в интерьере непрерывны. Они не обрываются, не уходят в угол. Одна линия должна переходить в другую, либо завершаться формой.

Каждая композиция несет в себе линию. От их характера зависит характер всей композиции и направление ее развития.

А теперь рассмотрим символическое значение различных линий.

Вертикальная линия (направленная вверх). Эта линия символизирует стремление вверх, торжественность, праздничность. Очень горячая и быстрая линия. С помощью вертикальных линий подчеркивается высота помещения. Вертикальные линии всегда придают помещению ощущение величия и приподнятости. Они же вносят парадность и торжественность в любоую композицию. Вспомните свечи на торте или колоннады древнегреческих храмов.

вот вертикальная линия, направленная вниз, выглядит печально и траурно. К тому же она устремляется в землю с огромной скоростью. Представьте себе висящий над Вами острием вниз огромный меч! Вам понравиться сидеть под ним? Или хотя бы просто проходить? Примите совет: выбирая люстру, обратите внимание, не заложена ли в ее форму явно выраженная вертикальная линия с острием вниз.Ниспадающая мягкая линия, направленная вниз как согнутая ветка дерева выглядит тоже остаточно печально, хотя она мягкая расслабленная. Использовать ее в интерьере в больших количествах также не рекомендую. Та же самая линия с приподнятым нижним краем выглядит более оптимистично, уже вселяет надежду.

Горизонтальная линия

выражает фундаментальность, приземленность, спокойствие. Она не такая быстрая, как вертикальная, но зато движение вдоль нее кажется непрерывным. По температуре она также холоднее вертикальной линии. Зато она симвользирует твердую почву под ногами и уверенность в себе. Горизонтальное направление в композиции создает впечатление неподвижности и тишины.

Диагональные (наклонные) линии могут быть направлены вверх или вниз. От этого направления и зависит их характер. Если диагональная линия направлена вверх – она выглядит достаточно оптимистично, символизируют возвышенность, рост. Это как подъем в гору: все выше к новым вершинам! Диагональ же, направленная вниз, выглядит грустной и печальной. Диагональ всегда вносит элемент подвижности в композицию, делает ее более динамичной и интересной.

Витиеватые линии воспринимаются необычными, взбалмошными. Они всегда очень декоративны, часто являются акцентными. В интерьере их желательно использовать в единственном экземпляре (например торшер или декоративная композиция из корилиса в высокой вазе и т.д.).

 

Спиральные линии– скорость их различна в зависимости от степени сжатия. Все они выражают скованность, сдержанность. Также достаточно декоративны, сразу привлекают к себе внимание и могут быть акцентными

Зигзагообразные линии выражают остроту, колкость, крах. Очень требовательные, воспринимаются тяжело. Такая линия хороша как одна, акцентная. Достаточно часто используется в оформлении каминной трубы, имитируя трещину на ней. Хотя я бы не стала это делать. Любая трещина наводит меня на грустные мысли и сразу хочется ее сгладить.

Лучистые, выходящие из одной точки линии выражают радость, тепло. Их может быть много, они похожи на солнце или фонтан, а может быть фейерверк. В любом случае они радостные и приветливые.

Парные линии, выходящие из одной точки имеют свой собственный смысл. Они выражают либо единение, либо расставание. Примером могут быть либо линии, из которых состоят сердечки, либо буква V. Парные линии часто встречаются в орнаментах и бордюрах.

Классическая плавная S-образная линия

плавная, гармоничная, приятная. Часто используется в разного рода композициях в интерьере или ландшафте. Она может быть выражена в линиях потолка или создавать линию движения на полу. Нравится почти всем, в интерьере создает ощущение спокойствия и одновременно движения.

3. КРУГ ИЛИ КВАДРАТ? (Посмотрите внимательно на обстановку Вашего дома: какие формы и линиипреобладают в его интерьере: в архитектурных деталях, в мебели, в тканях и узорах? Или же просто мысленно представьте себе (или нарисуйте) следующие геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг. Какая из этих фигур Вам нравится больше остальных?

КВАДРАТ. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, – вот чем отличаются истинные «Квадраты». Выносливость, терпение и методичность обычно делают «Квадрата» высококлассным специалистом в своей области. «Квадрат» любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал «Квадрата» – распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

ПРЯМОУГОЛЬНИК. Временная форма личности, которую могут принимать остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому ведущие качества «Прямоугольника» – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Он открыт для новых идей, ценностей, способов мышления в жизни, легко усваивает все новое.

ТРЕУГОЛЬНИК. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного «Треугольника» – способность концентрироваться на главной цели. «Треугольники» – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Потребность быть правым и управлять положением дел делает «Треугольник» личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

КРУГ. Самая доброжелательная из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. «Круг» ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у «Круга» возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно «Круг» уступит первым. «Круг» стремиться найти общее даже в противоположных точках зрения.

ЗИГЗАГ. Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится «Зигзагам». Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. «Зигзаг» – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! «Зигзаги» – неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.)

4.СИМВОЛИКА ФОРМ.( Восприятие форм связано с теми или иными биологическимипотребностями организма. «Человеку присущи некоторые биологические потребности, – пишет Р. Арнхейм, – для ориентации ему необходима четкость и простота, для уравновешенности и правильного функционирования – единство и равновесие, для стимулирования – разнообразие и напряженность. Эти потребности удовлетворяются одними формами лучше, чем другими. Квадрат и круг просты и уравновешенны. Прямоугольник с соотношениями 2:1 внушает страх, что распадается на 2 квадрата. В отношении «золотого сечения» (пример 5:8) успешно сочетается нерушимое единство и достаточная напряженность».

Круг – символ, имеющий древнейшую мифологическую основу. Так как круг (сфера) – фигура, не имеющая начала и конца, то это наиболее важная и универсальная из всех геометрических форм в мистических учениях.

Круг символизирует дух, описывает весь космос в целом – все, что заключено в широких просторах небес. Это совокупность, совершенство, единство, вечность. Это символ полноты, законченности, который может заключать в себе идею и постоянства и динамизма. К руг считается универсальным символом вечности и непрекращающегося бытия. Круг – монограмма (знак) Бога. Круг олицетворяет собой единство, согласие, гармонию. Вспомните Круглый стол в легенде о короле Артуре или стол переговоров, форма которого и в наши дни близка к кругу. Круг являет силу и скрытность, которые сокрыты за внешней оболочкой обтекаемости (за внешней простотой – могучие и таинственные силы). Круг со спицами превращается в колесо – символ движения. Для древних обозримая вселенная виделась кругообразной: так, на их взгляд, выглядели все планеты, включая предполагаемый земной диск, окруженный водой, в этом их убеждали также цикличность процессов и смена времен года. Символические значения и функции при использовании круга для измерения времени (солнечные часы) и пространства (основные астрологические и астрономические исходные точки) составляли неразрывное единство. В дзен-буддизме круг означает просветление, озарение, совершенство человека в единстве с первоначальным принципом (инь – ян тоже заключены в круг).

Квадрат – символическая противоположность кругу. Обозначает земной мир и все материальные объекты бытия. Квадрат – это геометрическая фигура, имеющая ряд мифологических, символических и иных нетрадиционных толкований. Наиболее явно квадрат связан с числом четыре, символизирующим такие понятия, как: порядок, равенство, истина, справедливость, мудрость, честь, искренность, земля. Квадрат олицетворяет четыре стороны света, четыре времени года, четыре человеческих возраста. Это также союз четырех стихий: огня, воды, земли, воздуха. Квадрат символизирует совершенный тип замкнутого пространства и является моделью для многих культовых сооружений (пирамиды, церкви, зиккураты, пагоды и т. д.), которые в свою очередь, рассматриваются как символический образ мира. Квадрат – мужское начало, круг – женское, поэтому квадрат отождествляется с землей, круг – с небом. Символика квадрата олицетворяет процессы, проходящие на Земле, в то время как символика круга, как правило, является аллегорией мира высшего надземного, мира Богов. Квадрат стабилизирует обычные системы организма, успокаивает вибрации, уравновешивает полярности, фокусирует основную жизненную силу.

Треугольник – символ Троицы, святого духа. Символ экспансии и лидерства. Динамика, развитие, неоднозначность. Из треугольников состоят пентаграмма (звезда), гексограмма, зигзаг.

Ромб олицетворяет женский творческий принцип. Жизненный символ богинь плодовитости.

Пирамида – отражает идею процесса, эволюции или законченности дела.

Волна – символизирует мысль, раздумье, высокая идея.

Пентаграмма – символизирует человеческое тело. По этой причине этот символ часто использовался в различных мистических учениях.)

1.

У ВАШЕГО ДОМА ЕСТЬ ИМЯ?

Сегодня мы с Вами вновь затронем тему Создания Композиции в интерьере.

Само слово «композиция»предполагает построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве. В дизайне интерьера композицией является все помещение в целом, а также некоторые видовые точки, индивидуальные в каждом помещении. Кроме того, в каждой видовой точке находится несколько композиций.

Примечание: Видовая точка – та часть помещения (ландшафта), которую можно увидеть, не поворачивая головы.

Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Ошибочным является подход, когда пытаются раздробить помещение на отдельные кусочки и решить каждый кусочек в отдельности.

Наоборот, правильным является такой подход, когда решение каждой отдельной комнаты в доме опирается на общую организующую весь интерьер идею.

Первое, с чего необходимо начинать любой проект (пусть даже небольшой) – это с поиска ИДЕИ.

Именно эта основная идея и будет объединять все помещения Вашего дома (если мы говорим об интерьере) в единое целое. Примерами таких объединяющих идей в интерьере могут быть:

оформление всего жилья в одном выбранном стиле (с ньюансами в каждой комнате);

поддержание определенного настроения в доме (например, открытости и веселья);

создание определенного образа (дом для молодоженов или респектабельные апартаменты).

Выбрав основную идею, необходимо подходить ко всему помещению КОМПЛЕКСНО. Каждая деталь, каждый элемент дизайна должен подчеркивать и усиливать эту Вашу основную идею.

Если Вы планируете структуру на потолке, нишу или подиумную ступеньку – всегда спрашивайте себя: зачем? Какой цели служит этот элемент?

Кроме того, все элементы дизайна должны быть согласованы между собой в соответствии с основными композиционными принципами. Вы уже поняли, что любое композиционное построение предполагает наличие замысла (цели, идеи). А значит, любой композиции можно дать свое ИМЯ.

Композиция без имени – как корабль – не поплывет.

Уже по одному названию можно представить те формы и линии, из которых может состоять композиция: нежность, сила, вечность, величие, разрыв и т.д.

В этом смысле мне очень нравится старая английская традиция давать имена своим имениям. Вилла «Ивы» – сразу складывается определенный образ старинного традиционного дома, стоящего на берегу озера. Возле него растут старые плакучие ивы, под которыми может располагаться гамак или столик для чая. В доме много дерева, обои со старинными принтами. Дамы в длинных платьях и шляпах медленно прогуливаются по парку…

Кроме того, при создании композиций в дизайне следует учитывать не только основные законы, но и подключать интуицию. Это очень важно для создания интересной и оригинальной работы. Только если Вы расслабитесь и отвлечетесь от всех насущных дел, Вы сможете «поймать» идею, образ, настроение, которое потом можно будет воплотить в том или ином варианте работы. Поэтому большое значение в композиции приобретают именно психологические аспекты цвета, линий, форм.

 

9ТАКИЕ РАЗНЫЕ КОМПОЗИЦИИ…

Одним из основных признаков любой композиции является то, что она всегда строится на какой-либо плоскости. Другими словами, любая композиция имеет свои границы. Границы обусловлены не только размером имеющегося в наличии листа бумаги или свободного пространства. Смысл границ в том, что мы отделяем реальный мир от того, который хотим воспроизвести, о котором хотим рассказать своей композицией. Ведь Вы помните, что у каждой композиции должен быть свой смысл, своя идея.

Композиция может быть:

закрытой, существующей внутри определенной формы,

или открытой, предполагающей мысленное продолжение композиции за пределы отведенной ей плоскости или пространства.

Рамка для телевизора Полка для книг

В зависимости от взаимоотношений элементов композиции в пространством, выделяют следующие виды композиций.

Фронтальная композиция – характеризуется развитием формы по горизонтальной и вертикальной координатам при подчиненной глубине. Фронтальная композиция воспринимается зрителем при движении по направлению к ней или вдоль нее (вид спереди, фасады зданий и т.д.).

Представленная выше рамка для телевизора тоже служит примером фронтальной композиции Обычно при фронтальной композиции возникает общая статичность изображения, появляются спокойствие и строгость в трактовке материала. Фронтальная композиция чаще всего используется при съемке архитектурных сооружений, рассчитанных на обозрение именно с центральной точки,а также симметричных композиций, неподвижность которых сильнее всего проявляется именно в таком ракурсе.

Объемная композиция – характеризуется равномерным развитием формы по трем координатам (высота, длина, глубина). На вид композиции часто влияет положение зрителя. Дом может быть изображен с фасадной стороны, и его композиция является фронтальной, а может восприниматься в объемном измерении.

Пространственная композиция – характеризуется главенством пространства над элементами, которые его организуют. В пространственной композиции элементы могут располагаться, и, соответственно, восприниматься зрителем по вертикальной, фронтальной и глубинной координатам. Пространственная композиция характерна для интерьера, архитектурных и садово-парковых ансамблей, зон отдыха. Пространство в таких композициях играет не менее важную роль, чем сами предметы. В интерьере, чаще всего, применяются пространства, ограниченные по периметру. Кроме мебели, в организации таких пространств участвуют поверхности пола, потолка и стен.

Границами для композиции могут быть: лист бумаги (если это композиция на плоскости, рисунок), или часть помещения (функциональная зона, имеющая свой собственный объем), или стена (часть стены) и т.п.

Размеры композиционной плоскости уже на первом этапе обусловливают то впечатление, которое Ваша композиция впоследствии может создать. Если Вы пишете картину – то большой формат подходит для грандиозных событий и величественных фигур. В интерьере большие залы подходят для дворцового стиля, а маленькие комнаты – например для спальни или комнаты для медитаций. Формат, вытянутый в длину, благоприятствует подробному рассказу, взаимодействию отдельных объектов и групп. Как его не растягивай, он все равно несет в себе заряд спокойствия, уравновешенности. Напротив, вертикальный формат, вытягиваясь, все острее подчеркивает контраст верха и низа композиции, становится все более напряженным. Его выбирают для сюжетов торжественных или, напротив, драматических.

Другим характерным признаком композиционного построения является такженаличие системы, соподчиненности частей композиции. Любая композиция состоит из некоторого количества неравноценных по смыслу и значению частей. В композиции всегда можно выделить главные и второстепенные элементы, акцентные и дополнительные. И при этом все части композиции так организованы между собой, что создают единое целостное произведение, каждая часть которого несет в себе частицу единой смысловой идеи. В законченной композиции нет лишних частей, как нет и недостающих.

В простом хаотическом нагромождении предметов отсутствуют основные признаки композиции. Нет композиции и в однородном и элементарном скоплении.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

 

Принцип доминанты.

Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты – смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты (акцента) начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Смысловой центр часто совпадает со зрительным центром, т. е., располагается в центральной зоне картинного поля. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой.

В букете доминантой является красный цветок к центре. Спускающиеся вниз небольшие красные цветочки являются отголосками доминанты.

В интерьере гостиной доминантой выступает рояль. Вся композиция построена таким образом, чтобы сфокусировать наш взгляд на этом самом рояле.

Ведущая роль доминанты, главного участка, центра композиции, связана с особенностями направленного и периферического зрения человека, благодаря которым мы различаем детали только вокруг точки фиксации (той точки, на которую направлено все наше внимание).

Принцип динамизма.

Даже если в нашем распоряжении имеется симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение. Их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты – все это ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения. Композиционное построение может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения в картине – по диагонали, по кругу, лучевое, S - образное. Движение в композиции имеет организованный характер, строиться по законам ритма.

В первом случае взгляд движется слева направо и останавливается в акцентной точке – скульптуре.

Во втором варианте взгляд также движется слева направо вдоль линии потолка, но не останавливается в конечной точке. Вся эта композиция направлена на продолжения обзора.

Принцип равновесия.

Уравновешенность частей в композиции – первостепенное требование композиционного построения – означает расположение материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требование к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую установку в восприятии равновесия.

Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения. Асимметрия, т. е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Движение же – форма существования материи, «движение есть жизнь». Асимметрия всегда соседствуете симметрией в формах органического мира. Абсолютная симметрия встречается только в неорганическом мире (в кристаллах).

Симметричная композиция спокойна и статична. Асимметричная композиция создает ощущение движения.

Принцип гармонии.

Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Главным здесь является подключение интуитивного начала. Обязательно нужно сверить с интуицией, с неуловимым ощущением гармонии ту грамотно построенную композицию, которую Вы создали. Именно интуиция может «заставить» Вас перевернуть с ног на голову все те законы, которые мы здесь изучаем, для того, чтобы выразить Вашу основную идею. Именно гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения – примиряет противоречия между формой и содержанием, между материалом и формой, между предметом и пространством и прочими элементами формы, сводя все воедино в единое композиционное целое.

 

Поймите главное: подчиненность композиций строгим правилам математики – довольно распространенное заблуждение. Все должно подвергаться зрительной корректировке. Дизайнер должен обладать внутренним чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей. У каждого человека есть природное чувство ритма, которому нужно доверять, тренировать его, развивать.

Стремление к гармоничным формам существования естественно для человека. Платон говорил: «Целое – есть нечто большее, чем простая совокупность его частей». И со временем каждый из Вас может научиться видеть и чувствовать гармонию просто на уровне интуиции, не вспоминая при этом каждый раз все те законы и правила, которые мы с Вами здесь изучаем.

 

14 ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ГАРМОНИИ.

Итак, Золотое сечение является разновидностью геометрической пропорции. Это такое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

Отношение золотого сечения выражается числом 0,618.

Пропорция золотого сечения 1:0,618= 0,618:0,382.

На основании пропорции золотого сечения был построен ряд чисел, замечательный тем, что каждое последующее число оказывалось равным сумме двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 1З, 21 и т. д. Этот ряд был открыт итальянским математиком Фибоначчи и называется поэтому рядом Фибоначчи. Он обладает тем свойством, что отношения между соседними членами по мере возрастания чисел ряда, все более приближаются к 0,618, то есть к отношению золотого сечения.

Посмотрите на рисунки. Какой из представленных прямоугольников Вам кажется наиболее гармоничным?

По результатам различных опросов, большинство людей признает самым гармоничным прямоугольник под номером 3. Именно он построен в соответствии с правилом «золотого сечения». Его стороны относятся друг к другу как 0,618:0,382 или, если обратиться к ряду Фибоначчи, то 3:5, или 5:8 или 8:13…

Числа ряда Фибоначчи часто используются в дизайне для вычисления пропорций, т.к. работать с ними легче, чем с числом 0,618. Суть ряда состоит в том, что частное от любых двух соседних чисел приближается к 0,618, т.е. к тому гармоничному отношению, которое и необходимо нам для создания композиций.

Примером использования этого ряда может стать составление букета.

Если букет состоит из двух элементов: цветка и вазы – то общая высота вазы в композиции должна составлять 3 части, высота цветка легко вычисляется относительно данной конкретной вазы и составляет 5 частей, а общая высота композиции, таким образом, составляет 8 частей.

Обратите внимание, цветок привязывается к размерам конкретной вазы. Забудьте про ситуацию, когда жалко обрезать подаренную длинную розу и она ставится в любую подвернувшуюся под руку вазу. Роза ровно во столько раз длиннее вазы, как 5 больше 3.

Если мы в ту же вазу захотим добавить еще два цветка, гармоничные пропорции будем рассчитывать так:

Основные пропорции остаются прежними. А дополнительные цветы добавляются таким образом, чтобы расстояние между ними было 3-5-8 единиц. Т.е не равномерно через одинаковые расстояния, а скачкообразно, чтобы усложнить ритм и придать ощущение движения. Размеры головок цветов тоже подчиняются золотому сечению: они уменьшаются в 0, 618 раз или как 3:5:8.

На данном этапе мы с Вами можем скорректировать тот принцип, что композиция должна занимать не более 1/3 плоскости фона. Более точно это отношение выражается числом 0,618:0, 382, или условно 3:5. Но Вы уже поняли, что нарушение этого общего правила возможно, если Вы выражаете таким образом свою основную идею.

Если Вы оформляете картины, подбираете мебель для комнаты, хотите скомбинировать разные виды обоев на стене в гостиной или плитку в ванной – во всех этих случаях знание принципа Золотого Сечения сильно облегчает жизнь дизайнеру.

Но это правило имеет более широкое применение, чем просто создание интерьерных или архитектурных композиций. Согласно этому правилу строиться любое художественное произведение, будь то книга, лекция, кино или музыкальное произведение. Если Вы хотите, чт


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.