Горный инженер – геолог (специалист) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Горный инженер – геолог (специалист)

2018-01-04 144
Горный инженер – геолог (специалист) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

Урбанистики и городского хозяйства

____________/Л.А. Марюшин /

“____”______________20__ г.

 

Рабочая программа дисциплины

«Поиски и разведка подземных вод»

 

Специальность

21.05.02 - «Прикладная геология»

 

Специализация

«Поиски и разведка подземных вод и

Инженерно-геологические

Изыскания»

Квалификация выпускника

Горный инженер – геолог (специалист)

 

 

Форма обучения

Заочная

 

 

Москва 2017


1. Цели освоения дисциплины

 

В процессе изучения дисциплины «поиски и разведка подземных вод» осваиваются классификации месторождений подземных вод и особенности строения главных типов и подтипов, а также методика их поисков, разведки и подсчета запасов с учетом требований государственной комиссии по запасам подземных вод. При этом особое внимание обращается на экономические и экологические аспекты, в том числе связанные с техногенным влиянием как на поверхностные и подземные воды, так и в целом на окружающую среду.

 

Цели преподавания дисциплины «Поиски и разведка подземных вод»:

- сформировать представление об общих условиях образования месторождений подземных вод;

- ознакомить студентов с научно-методическими основами постановки геологоразведочных работ на подземные воды;

- выработать навыки использования базовых методов оценки запасов и ресурсов месторождений пресных, минеральных, промышленных и термальных подземных вод.

Задачи преподавания дисциплины «Поиски и разведка подземных вод»:

- изучить теоретическую часть курса, рассматривающую общие положения учения о месторождениях подземных вод;

- освоить классификацию месторождений и приобрести навыки в оценке сложности их гидрогеологических условий;

- освоить основные методические приемы проведения поисковых и разведочных работ на подземные воды;

- изучить основные методы оценки эксплуатационных запасов и ресурсов подземных вод;

- получить представление о порядке подготовки месторождений подземных вод к их промышленному освоению;

- приобрести навыки камеральной обработки специальной гидрогеологической информации, в том числе с использованием ПК и ПО;

 

 

2. Место дисциплины в структуре ОП специалитета

Дисциплина относится к профессиональному циклу, и является одной из основных дисциплин, читаемых для студентов специальности, играет ведущую роль при подготовке инженеров гидрогеологов. Для изучения курса требуется знание: общей гидрогеологии, общей геологии, структурной геологии, литологии, динамики подземных вод.

Данная дисциплина является предшествующей дисциплинам «Водоснабжение и инженерные мелиорации» и «Месторождения минеральных, промышленных и термальных подземных вод».

 

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:

 

Код компетенции В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать   Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ПК-3 способностью проводить геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения (ПК-3); Знать, уметь, владеть: · методы поисков, разведки и оценки запасов различных типов подземных вод; · обрабатывать результаты опытно-фильтрационных, опытно-миграционных режимно-стационарных наблюдений;    
ПК-6 способностью осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов (ПК-6); · методы моделирования гидрогеологических процессов; · прогнозировать изменения гидрогеологической обстановки под воздействием природных и техногенных процессов;  
ПК-10 геологоразведочных работ, выполнения инженерных расчетов для выбора технических средств при их проведении (ПК-10); · составить проект на проведение поисков, разведки и оценки подземных вод; · методами гидрогеологических исследований;  
ПСК-2.2 способностью планировать и организовать инженерно-геологические и гидрогеологические исследования (ПСК-2.2); · методику гидрогеологических исследований; · оценивать гидрогеологические условия разведки и разработки месторождений подземных вод;

 


4. Структура и содержание дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц,т.е.144 академических часов (из них 120 часов – самостоятельная работа студентов).

Разделы дисциплины «Поиски и разведка подземных вод»изучаются на 5 курсе.

Структура и содержание дисциплины «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»по разделам и видам занятий представлены в приложении 1.

Содержание разделов

Содержание разделов дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144часа). Распределение часов по видам занятий представлено в Приложении 1.

Раздел 1. Введение. Цели и задачи курса

Предмет, цели и задачи курса. Связь курса со смежными дисцип­линами. Историческая справка. Примеры использования подземных вод в народном хозяйстве. Обзор учебной, справочной, нормативной, спе­циальной и научно-популярной литературы по курсу.

 

Раздел 2. Понятие о месторождениях подземных вод.

Главные особенности подземных вод как полезного ископаемого. Определение понятия о месторождениях подземных вод (МПВ). Класси­фикация МПВ.

 

Раздел3. Краткая гидрогеологическая характеристика основных типов месторождений подземных вод

Месторождения подземных вод, пригодных для питьевого и хозяй­ственного водоснабжения (месторождения речных долин, артезианских бассейнов, конусов выноса, массивов трещинных и трещинно-карстовых пород, трещинно-жильных вод зон тектонических нарушений, линз прес­ных вод пустынь и полупустынь, морских побережий, надморенных и межморенных отложений, многолетнемерзлых пород).

Основные особенности МПВ, пригодных для технического водоснаб­жения.

Критерии отнесения подземных вод к промышленным. Основные ге­нетические типы месторождений промышленных подземных вод. Особен­ности разработки промышленных подземных вод с поддержанием пласто­вого давления.

Месторождения термальных (энергетических) подземных вод. Теплоэнергетические показатели термальных подземных вод.

Основные провинции минеральных лечебных вод. Основные типы месторождений лечебных подземный вод.

 

Раздел 4. Оценка эксплуатационных запасов подземных вод

Общие запасы подземных вод. Гравитационные и упругие запасы подземных вод. Общие ресурсы подземных вод. Естественные запасы и ресурсы, искусственные запасы и ресурсы. Понятие об эксплуатацион­ных запасах подземных вод.

Основные принципы оценки эксплуатационных запасов подземных вод. Методы оценки эксплуатационных запасов.

Общие принципы схематизации природной гидрогеологической об­становки и выбора расчетных схем. Методы схематизации, применяемые при оценке эксплуатационных запасов.

Оценка эксплуатационных запасов гидродинамическими методами.

Оценка эксплуатационных запасов гидравлическим методом.

Балансовые методы оценки эксплуатационных запасов. Основные принципы разработки кондиций на промышленные и энер­гетические подземные воды. Особенности оценки эксплуатационных за­пасов промышленных и термальных (энергетических) подземных вод.

Особенности оценки эксплуатационных запасов подземных вод в условиях их искусственного пополнения.

Метод гидрогеологических аналогий и его применение при оценке эксплуатационных запасов.

Использование аналогового и численного моделирования для оцен­ки эксплуатационных запасов.

Методика оценки эксплуатационных запасов подземных вод. Обо­снование выбора метода оценки эксплуатационных запасов. Обоснова­ние расчетных параметров. Комплексирование методов оценки эксплуа­тационных запасов.

 

Раздел 5. Оценка качества и санитарного состояния подземных вод

Требования, предъявляемые к качеству и санитарному состоянию подземных вод различного целевого назначения. Виды и источники загрязнения подземных вод.

Схема поршневого вытеснения и ее использование для прогноза изменения качества подземных вод. Расчет подтягивания к водозабо­ру контура некондиционных вод. Расчет качества подземных вод по формулам смешения. Учет явлений гидродисперсии.

Методы прогнозирования изменения качества промышленных и тер­мальных (тепло-энергетических) подземных вод.

Понятие о зонах санитарной охраны. Общие принципы выделения зон санитарной охраны. Методы расчета зон санитарной охраны.

 


Раздел 6. Общие вопросы методики поисков и разведки МПВ

Основные принципы проведения поисково-разведочных работу принцип последовательных приближений, принцип обратной связи, принцип максимума информации, принцип адаптации и др. Стадии гид­рогеологических исследований и задачи, решаемые на них. Связь стадий с этапами проектирования водозаборов подземных вод. Состав исследований, применяемых при поисках и разведке МПВ.

Обоснование состава, видов и объемов гидрогеологических ис­следований. Обоснование площади, глубины исследований, простран­ственного размещения точек опробования. Проблема комплексирования опытных работ. Оптимизация поисково-разведочных работ.

 

Раздел 7. Утверждение эксплуатационных запасов, охрана и рациональное использование подземных вод

Классификация эксплуатационных запасов подземных вод. Положе­ние о республиканской и территориальных комиссиях по запасам полез­ных ископаемых. Требования РКЗ к степени разведанности и изученнос­ти месторождений подземных вод. Порядок утверждения эксплуатацион­ных запасов подземных вод. Балансовые и забалансовые эксплуатацион­ные запасы.

Рациональное и комплексное использование природных водных ре­сурсов. Основные экологические аспекты эксплуатации подземных вод.

 

Образовательные технологии

Организация занятий по дисциплине «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» проводится по традиционной технологии по видам работ (лекции, практические занятия, лабораторные работы, текущий контроль) согласно расписанию.

Лекционные занятия проводятся в аудиториях с использованием электронных проекторов, при этом параллельно демонстрируются образцы горных пород и минералов. Основные моменты лекционных занятий конспектируются. Отдельные темы предлагаются для самостоятельного изучения.

В процессе преподавания дисциплины «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» для более успешного получения запланированных результатов используются следующие виды активизации познавательной деятельности студентов:

-дискуссии организуются преподавателем, как на лекциях, так и на лабораторных занятиях по вопросам, имеющим альтернативные решения.

- IТ – методы применяются в виде презентаций лекционного материала и использования internet – ресурсов при самостоятельной работе студентов.

Командная работа осуществляется при выполнении лабораторных работ и обсуждении их результатов учебной группой, в том числе для получения ответов на поставленные вопросы.

Индивидуальное обучение достигается многовариантностью заданий на самостоятельную работу и изучением двух тем теоретической части курса, вынесенных на самостоятельное изучение.

Самостоятельная работа

Студенты должны работать с имеющимися учебниками, учебным пособием и конспектами лекций, методическими материалами.

Работа с геологической литературой является одной из основных в самостоятельной деятельности студентов. Рекомендуемую основную литературу необходимо получить в библиотеке. Там необходимо взять учебники по дисциплине, желательно наиболее поздние издания.

Самостоятельная работа студентов во многом может быть облегчена использованием интернета. По дисциплине можно найти учебную литературу. Там же многие темы курса рассмотрены достаточно подробно и подкреплены яркой визуальной информацией.

Одной из самых сложных и трудоемких видов самостоятельной работы является изучение и составлениекартографического материала.

На кафедре для самостоятельно изучения можно получить учебные прогнозные карты.

Учебно-методическое и информационное

обеспечениедисциплины

а) основная литература:

1. Боревский Б.В., Язвин Л.С., Закутин В.П. - Оценка эксплуатационных запасов питьевых итехнических подземных вод по участкам недр эксплуатируемым одиночными водозаборами. -Методические рекомендации –М.: 2012.

2. Санитарно-гигиенические требования к качеству подземных вод используемых в питьевыхцелях. Шварц А.А. –М.: 2007.

 

б) дополнительная литература

1. Синдаловский Л.Н. Справочник аналитических решений для интерпритации опытно-фильтрационных решений. -СПб.:Издательство С.-Пб университета, 2006.

2. Фролов Н.М., Язвин Л.С. Поиски, разведка и оценка эксплуатационных запасов термальных вод. - М.,2006.

3. Плотников Н.А., Алексеев В.С. Проектирование и эксплуатация водозаборов подземных вод.-М.: 2000.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Программы: Macromain, ArcView, Автокад, AdobePhotoshop, Coreldraw, идр.

Университет обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

1. Международная минералогическая ассоциация (International Mineralogical Association) http://www.ima-mineralogy.org//

2. Российское минералогическое общество http://www.minsoc.ru/

3. http://www.geohit.ru/mineral/1.html

4. http://www.catalogmineralov.ru/

5. http://www.exceptionalminerals.com/

Определители минералов:

6. http://mirmineralov.ru/opredelitel/search.html

Ресурсы КНИГАФОНДА:

1. Геология: учебник для вузов. Добровольский В.В.. Изд. ВЛАДОС, 2008.

 


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Кафедра «Техника и технология горного и нефтегазового производства», обеспечивающая преподавание дисциплины «Историческая геология», располагает аудиторией 430 (15 посадочных мест), и лабораторией 439 на 40 посадочных мест, в которой находится коллекция горных пород и минералов, оптическое оборудование (микроскопы Polam 311). Аудитории оснащены электронными проекторами.

Для организации образовательного процесса со студентами используется также материально-техническая база университета, обеспечивающая проведение всех видов лекционных, практических и лабораторных занятий. Преподаватели кафедры и студенты имеют возможность пользоваться компьютерными классами: аудитория 338, оснащенная 30 компьютерами класса Pentium – IV и аудитория 133, в которой установлено 24 компьютера класса Core 2 DUO. Все компьютеры имеют выход в систему Интернет. Студенты и преподаватели имеют доступ к электронным образовательным ресурсам, размещенным в Интернете.

В процессе обучения используется геоинформационная ArcGIS (компьютерный класс), материалы сети интернет (www.google.com), атлас геологических, гидрогеологических и инженерно-геологических карт России.

9. Методические рекомендации преподавателю

Данный раздел настоящей рабочей программы предназначен для начинающих преподавателей.

Дисциплина «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» является дисциплиной профессионального цикла.

Структура и последовательность проведения лекционных занятий и практических занятий по дисциплине представлена в приложении 1 к настоящей рабочей программе.

Подробное содержание отдельных разделов дисциплины «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» рассматривается в п.4 рабочей программы.

Базовая тематика лабораторных работ по дисциплине «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания» представлена в составе ФОС по дисциплине в Приложении 2 к рабочей программе.

Перечень основной и дополнительной литературы и нормативных документов, необходимых в ходе преподавания дисциплины «Поиски и разведка подземных вод», приведен в настоящей рабочей программе.

 


И итоговой аттестации

 

Итоговая аттестация по дисциплине «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»в 10семестре проходит в форме экзамена.Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»состоит из 3 вопросов и приведен в соответствующем подпункте Приложении 2 к рабочей программе.

Подготовка к экзамену предполагает изучение рекомендуемой литературы и других источников, конспектов лекций, повторение материалов практических.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки специалистов 21.05.02«Прикладная геология».

Программу составили:

Ст. преподаватель /Т.И. Баранова/

 

Программа обсуждена на заседании кафедры «Техника и технология горного и нефтегазового производства»

«___» ____________2017 года,протокол №_____

 

Заведующий кафедрой

доцент, к.т.н. /В.Н. Крынкина/

Программа согласована:

Руководитель ОП направления 21.05.02

Ст. преподаватель /Баранова Т.И./

Декан факультета

Урбанистики и городского хозяйства / Л.А. Марюшин /


Приложение 1

Структура и содержание дисциплины «Поиски и разведка подземных вод»

Направление подготовки - 21.05.02 – Прикладная геология

Форма обучения - заочная

 

Раздел Курс Недели Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в часах Самостоятельной работы студентов Формы аттеста- ции
Л П/З Лаб СРС КСР К.Р. К.П. РГР Реф. К/р Э З
Раздел 1.                            
Раздел 2.                            
Раздел 3.                            
Раздел 4.                            
Раздел 5.                            
Раздел 6.                            
Раздел 7.                 +          
Итого                 +       +  

 


Приложение 2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский политехнический университет»

(МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХ)

 

Направление подготовки: 21.05.02. «Прикладная геология»

Специализация:

«Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»

Формы обучения: заочная

Виды профессиональной деятельности:

-производственно-технологическая;

-научно-исследовательская

 

Кафедра: Техники и технологии горного и нефтегазового производства

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по дисциплине

«Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»

Составители:

Ст. преподаватель /Т.И. Баранова/

 

Москва, 2017 год


1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины. Формы контроля формирования компетенций

 

Компетенция В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать Форма контроля Этапы формирования (разделы дисциплины)
    -  
ПК-3 способностью проводить геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения (ПК-3); Текущий контроль: опрос на практических занятиях; 1,2
ПК-6 способностью осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов (ПК-6); Текущий контроль: опрос на практических занятиях; проверка практических работ   3,4
ПК-10 геологоразведочных работ, выполнения инженерных расчетов для выбора технических средств при их проведении (ПК-10); Текущий контроль: опрос на практических занятиях;проверка лабораторных работ 5,6
ПСК-2.2. способностью планировать и организовать инженерно-геологические и гидрогеологические исследования (ПСК-2.2); Текущий контроль: опрос на практических занятиях; проверка лабораторных работ Итоговый контроль:экзамен, защита КП.  

 

Примерная тематика курсовых проектов

1. Проект детальных поисков пресных подземных вод для водо­снабжения... (приводится наименование объекта).

2. Проект детальных поисков минеральных вод для обеспечения курорта …. (объект) лечебными водами.

3. Проект комплексной гидрогеологической и инженерно-геологической съемки масштаба I:50000 (или другого) для целей мелиорации массива (орошения, осушения).

4. Проект предварительной (детальной) разведки месторождения пресных подземных вод для водоснабжения.... (объект).

5. Проект предварительной (детальной) разведки месторождения минеральных вод для обеспечения курорта (объект) лечебными во­дами.

6. Проект предварительной (детальной) разведки месторождения термальных вод с целью теплофикации... (объект).

7. Проект гидрогеологических исследований с целью обоснования работ по мониторингу... (объект).

8. Проект гидрогеологических исследований по изучению режима подземных вод на... участке (объект).

9. Проект гидрогеологических исследований при предварительной (детальной) разведке месторождения... (объект) полезного ископае­мого (твердого, нефтяного, газового).

10. Проект гидрогеологических исследований при изысканиях под строительство (плотины, канала» метро) на стадии....

11. Проект нефте-, газопромысловых исследований на месторож­дении... (объект).

Перечисленная тематика не исчерпывает всех возможных вариантов, поэтому допускается по согласованию с кафедрой составление курсовых проектов по иной тематике.

 


3.4. Итоговый контроль (примерный билет к экзамену)

(формирование компетенций ПК- 12, 13, 16)

Вопросы для самопроверки

1. Каким образом учитывается влияние границ пласта при откачке?

2. Можно ли решить данную задачу методом зеркальных отображений?

(две скважины по разные стороны от границы первого рода)

3. Есть ли существенные отличия в расчетных схемах?(пласт-квадрант с разнородными границами в одном случае скважина у непроницаемой границы в другом - у питающей)

4. Каким является водоносный горизонт по типу граничных условий? (пласт птямоугольной формы ограничен попарно противоположными по характеру границами без указания местоположения скважины)

5. Будет ли взаимодействовать с границей скважина N2? (у границы первого рода скв.N1, работающая в режиме нагнетания, а далее по лучу скв.N2, работающая в режиме откачки)

6. Составить общее решение задачи. (у границы первого рода две скважины на одинаковых расстояниях от границы, но работающие в разных режимах, требуется определить понижение в точке А, где нет скважины)

7. При каких условиях фильтрационные параметры пласта, определенные по схеме N1 и схеме Т2, будут равны? (на схемах скважины у границы первого рода показаны на различных расстояниях)

8. Какую (какие) наблюдательные скважины следует использовать для определения параметров пласта? (по четному лучу две наблюдательные скважины по нечетному – три, из которых две на разных берегах "малой" реки)

9. Можно ли обработать результаты длительной откачки по уравнению Тейса-Джейкоба?

10. Можно ли обработать результаты откачки из безнапорного пласта по формулам для напорного водоносного горизонта?

11. Возрастет ли точность определения фильтрационных параметров водоносного горизонта, если расстояние между наблюдательными скважинами возрастут в два раза? (в 10 раз, в 100 раз)

12. Что такое гидравлический скачек уровня?

13. Можно ли определить величину гидравлического скачка уровня, используя наблюдательную скважину?

14. В каких случаях можно измерить уровень в центральной скважине куста без влияния гидравлического скачка уровня? (и предыдущий вопрос)

15. Какие меры следует принять для правильной интерпретации результатов кустовой откачки, проводящейся в зоне влияния действующего водозабора?

16. Необходимо сократить количество наблюдательных скважин вдвое, из-за отсутствия финансирования. (куст из восьми наблюдательных скважин у непроницаемой границы)

17. Одинаковы ли расходы откачек из напорного и безнапорного водоносных горизонтов при прочих равных условиях, в том числе и равных радиусах депрессионных воронок?

18. При каких условиях скорости фильтрации в напорном и безнапорном водоносных горизонтах одинаковы? (в б/н в.г. только средняя скорость)

19. В чем отличие напорного водоносного горизонта от безнапорного (для расчетов)?

20. Влияет ли влажность горных пород на процесс фильтрации?

21. Изобразить неравномерный поток в напорном водоносном горизонте.

22. Существует ли напор в безнапорном водоносном горизонте.

23. В каких случаях вода не движется под действием силы тяжести внутри водоносных горизонтов?

24. Как зависит скорость фильтрации от пористости водовмещающих пород?

25. Может ли существенно увеличить гидростатический напор избыточное количество пленочной воды в водонасыщенных грунтах?

24. По какой формуле можно рассчитать гидравлический уклон в точке? В каких случаях?

25. Может ли равномерный поток подземных вод иметь переменный гидравлический уклон?

26. В каких случаях важно знать разницу между гидростатическим и гидродинамическим напором?

27. Внутри водоносного горизонта в точках А и Б давление отличается на 1 атм., как отличается напор?

28. Каким образом зависит вязкость жидкости от внешнего давления?

29. Можно ли насытить грунт только пленочной водой?

30. Каким образом может перемещаться в грунтах гигроскопическая вода?

31. Чему равен коэффициент фильтрации водоносного горизонта, если перепад напоров в 1 м обнаружен на расстоянии в 100 см?

32. Изменится ли расход напорного горизонтально залегающего водоносного горизонта, если его водоупорное основание приобретет наклон в направлении обратном уклону?

33. Можно ли совмещать плоскость для отсчета напоров с направлением напластования?

34. Как влияет на расход безнапорного водоносного горизонта увеличение атмосферного давления?

35. Роль литостатического давления как составляющей гидродинамического давления?

36. Как изменится расход безнапорного водоносного горизонта, если его мощность уменьшится вдвое?

37. Может ли уровенная поверхность пересекать водоупорное основание безнапорного водоносного горизонта?

38. Закон Дарси.

 

 

Экзаменационный билет:

МПУ (Московский политех) Кафедра «Техники и технологии горного и нефтегазового производства» Экзаменационный билет № 1 Направление «Прикладная геология» Дисциплина: «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»   Утверждаю: Зав. кафедрой «ТиТГиНП» _______________2017 В.Н. Крынкина
1. Можно ли обработать результаты откачки из безнапорного пласта по формулам для напорного водоносного горизонта? 2. Как зависит скорость фильтрации от пористости водовмещающих пород? 3. Роль литостатического давления как составляющей гидродинамического давления?  

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

Урбанистики и городского хозяйства

____________/Л.А. Марюшин /

“____”______________20__ г.

 

Рабочая программа дисциплины

«Поиски и разведка подземных вод»

 

Специальность

21.05.02 - «Прикладная геология»

 

Специализация

«Поиски и разведка подземных вод и

Инженерно-геологические

Изыскания»

Квалификация выпускника

Горный инженер – геолог (специалист)

 

 

Форма обучения

Заочная

 

 

Москва 2017


1. Цели освоения дисциплины

 

В процессе изучения дисциплины «поиски и разведка подземных вод» осваиваются классификации месторождений подземных вод и особенности строения главных типов и подтипов, а также методика их поисков, разведки и подсчета запасов с учетом требований государственной комиссии по запасам подземных вод. При этом особое внимание обращается на экономические и экологические аспекты, в том числе связанные с техногенным влиянием как на поверхностные и подземные воды, так и в целом на окружающую среду.

 

Цели преподавания дисциплины «Поиски и разведка подземных вод»:

- сформировать представление об общих условиях образования месторождений подземных вод;

- ознакомить студентов с научно-методическими основами постановки геологоразведочных работ на подземные воды;

- выработать навыки использования базовых методов оценки запасов и ресурсов месторождений пресных, минеральных, промышленных и термальных подземных вод.

Задачи преподавания дисциплины «Поиски и разведка подземных вод»:

- изучить теоретическую часть курса, рассматривающую общие положения учения о месторождениях подземных вод;

- освоить классификацию месторождений и приобрести навыки в оценке сложности их гидрогеологических условий;

- освоить основные методические приемы проведения поисковых и разведочных работ на подземные воды;

- изучить основные методы оценки эксплуатационных запасов и ресурсов подземных вод;

- получить представление о порядке подготовки месторождений подземных вод к их промышленному освоению;

- приобрести навыки камеральной обработки специальной гидрогеологической информации, в том числе с использованием ПК и ПО;

 

 

2. Место дисциплины в структуре ОП специалитета

Дисциплина относится к профессиональному циклу, и является одной из основных дисциплин, читаемых для студентов специальности, играет ведущую роль при подготовке инженеров гидрогеологов. Для изучения курса требуется знание: общей гидрогеологии, общей геологии, структурной геологии, литологии, динамики подземных вод.

Данная дисциплина является предшествующей дисциплинам «Водоснабжение и инженерные мелиорации» и «Месторождения минеральных, промышленных и термальных подземных вод».

 

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

В результате освоения дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:

 

Код компетенции В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать   Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ПК-3 способностью проводить геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения (ПК-3); Знать, уметь, владеть: · методы поисков, разведки и оценки запасов различных типов подземных вод; · обрабатывать результаты опытно-фильтрационных, опытно-миграционных режимно-стационарных наблюдений;    
ПК-6 способностью осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных объектов (ПК-6); · методы моделирования гидрогеологических процессов; · прогнозировать изменения гидрогеологической обстановки под воздействием природных и техногенных процессов;  
ПК-10 геологоразведочных работ, выполнения инженерных расчетов для выбора технических средств при их проведении (ПК-10); · составить проект на проведение поисков, разведки и оценки подземных вод; · методами гидрогеологических исследований;  
ПСК-2.2 способностью планировать и организовать инженерно-геологические и гидрогеологические исследования (ПСК-2.2); · методику гидрогеологических исследований; · оценивать гидрогеологические условия разведки и разработки месторождений подземных вод;

 


4. Структура и содержание дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц,т.е.144 академических часов (из них 120 часов – самостоятельная работа студентов).

Разделы дисциплины «Поиски и разведка подземных вод»изучаются на 5 курсе.

Структура и содержание дисциплины «Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания»по разделам и видам занятий представлены в приложении 1.

Содержание разделов

Содержание разделов дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144часа). Распределение часов по видам занятий представлено в Приложении 1.

Раздел 1. Введение. Цели и задачи курса

Предмет, цели и задачи курса. Связь курса со смежными дисцип­линами. Историческая справка. Примеры использования подземных вод в народном хозяйстве. Обзор учебной, справочной, нормативной, спе­циальной и научно-популярной литературы по курсу.

 

Раздел 2. Поняти<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.222 с.