Описание роли мастера производственного обучения в учебно-производственном процессе. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Описание роли мастера производственного обучения в учебно-производственном процессе.

2018-01-04 320
Описание роли мастера производственного обучения в учебно-производственном процессе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План курсового проекта

 

Введение

1.Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы

2.Распределение материала темы на подтемы и уроки

.Подбор учебно-производственных работ

.Материально-техническая подготовка к изучению темы

.Методическая подготовка мастера к занятиям

.План урока

.Разработка конспекта вводного инструктажа

.Методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей

9. Учет и оценка знаний учащихся, критерии оценок

. Техника безопасности

Методическая литература

 

Введение

 

Задачи профобразования на совместном этапе. Экономический кризис и рост цен создает трудно разрешимые проблемы профобразования:

договорная система отношений профессиональных училищ с предприятиями не получает развития;

материальная база профучилищ ухудшается;

крайне низкий уровень финансирования;

рыночная экономика нуждается в рабочих специалистах разного уровня квалификации и конкурентоспособности.

Отсюда возникает необходимость создания новой квалификационной структуры, дифференцированного подхода к подготовке кадров различных уровней:

профессиональные училища, спрофилированные на металлургию, машиностроение и тому подобное, должны быть приведены в соответствии с новой экономикой;

переориентация структуры экономики на интересы и потребности разрушила престижность профессий (особенно в среде молодежи началось хаотическое перекатывание рабочей силы из производственной сферы в непроизводственную).

Самыми «модными» стали профессии рыночной экономики - менеджеры, коммерсанты, дилеры, брокеры, маклеры, бизнесмены, а это требует создание разветвленной сети коммерческих учебных заведений.

Становление рынка рабочей смены обусловило возникновение безработицы. Многие выпускники профессиональной школы, оказываются невостребованными производством.

Вместе с тем, есть производственные моменты в реформировании профессиональной школы, в особенности подготовки рабочих кадров:

старая система производственного обучения с жестким управлением из центра преобразуется в гибкую систему профессиональных услуг и управление смещается регионы. Изменяется порядок финансирования системы профессионального образования;

произведено распределение ответственности между центром и регионами;

осуществляется конкурсный отбор учащихся и вариантное содержание образования в государственных и альтернативных ученых заведениях.

Значительно расширяются пава профессиональных учебных заведений:

использовать доходы от производственной деятельности, от сдачи в аренду помещений, оборудования, транспортных средств;

определять совместно с предприятием номенклатуры профессий, по которым организуется подготовка;

заключать договора с предприятиями на подготовку или переподготовку рабочих кадров.

Серьезные изменения происходят в методике обучения. Особое место начинают занимать активные методы обучения, особенно в маркетинге и менеджменту, сочетающиеся с деловыми играми. Высокую эффективность в управлении, контроле и планировании учебного процесса приносит использование электронно-вычислительной техники. Большую роль в становлении рыночных отношений в системе профессионального образования играет заключение трехсторонних договоров. Профессиональное училище - учащийся - предприятие.

План урока

производственное обучение урок агрегат высев

Тема: «Подготовка агрегатов для высева семян свеклы».

Цель урока: Закрепить умение в проведении ежесменного технического обслуживания тракторов, научить учащихся подготавливать свекловичные сеялки к высеву семян с соблюдением агротехнических требований и технической безопасности.

Воспитательные цели: 1. Выработать у учащихся прочные знания, умения и навыки обеспечивающие качественное выполнение работ в проведении ежесменного технического обслуживания тракторов.

. Формировать у учащихся умения и навыки связанные с умственной деятельностью при подготовке свекловичной сеялки.

Материально-техническое оснащение: Колесный трактор, сеялка, контрольная линейка, подкладки под колеса и сошники сеялки, шнур, калиброванные непротравленные семена свеклы, удобрения, весы, комплект инструментов для ЕТО тракторов и сеялок, топливосмазочные и обтирочные материалы, заправочный инвентарь. Шинный манометр, учебные плакаты и схемы по техническому обслуживанию и подготовке к работе свекловичной сеялок.

Ход урока.

I.Организационная часть (1-2 мин)

1.Проверка количества, состава группы.

2.Проверка внешнего вида учащихся.

II.Вводный инструктаж (50 мин)

1.Сообщение темы урока, целей урока.

2.Повторение пройденной темы: «Подготовка агрегатов для высева зерновых и зернобобовых культур».

.1 Проверить знания учащихся по вопросам:

а) Как правильно проводится ЕТО гусеничного трактора, прицепных сеялок и сцепки к работе?

б) Как правильно производится составление агрегата?

в) Как правильно подготовить колесный трактор, навесную сеялку к работе, составление агрегата?

.2 Проверить владение приемами работы:

а) Показать правильность проведения ЕТО гусеничного трактора, прицепных сеялок и сцепки к работе?

б) Показать правильность составления агрегата?

в) Показать правильность подготовки колесного трактора, навесную сеялку к работе, составление агрегата и проверка его в движении?

. Объяснение нового материала

.1 Привести план объяснения

а) «Подготовка трактора к работе со свекловичной сеялкой».

б) «Подготовка свекловичной сеялки к работе и составление агрегата».

.2 Трудовые приемы демонстрируемых мастером:

а) Показать учащимся правильную регулировку механизма навески и колей колес;

б) Показать учащимся как регулируют крылья загортачей.

. Проверить усвоение нового материала

.1 Задать учащимся вопросы:

а) Как правильно осуществляется регулировка механизма навески и колеи колес?

б) Как правильно регулируют крылья загортачей?

.2 Предложить воспроизвести трудовые приемы:

а) Воспроизвести правильность регулировки механизма навески и колеи колес;

б) Воспроизвести правильность регулировки загортачей.

. Подвести итоги вводного инструктажа.

III.Упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж мастера (240 мин).

Упражнения:

1.Проведение ЕТО тракторов и подготовка их к работе со свекловичными сеялками;

2.Выполнение операций ЕТО сеялок;

.Подготовка сеялок к высеву семян свеклы;

.Комплектование посевного агрегата и проверка его работы;

.Установка сеялки и трактора на место стоянки.

Целевые обходы с проверкой:

1.Проверка качественного выполнения ЕТО тракторов;

2.Проверка внимательности при выполнении ЕТО сеялок;

.Проверка качественной подготовки сеялок к высеву семян свеклы;

.Проверка аккуратности при комплектовании агрегата и проверки его работы;

.Проверка внимательности и четкости при установке сеялок и трактора на место стоянки.

IV.Заключительный инструктаж.

1.Подведение итогов урока. Сообщение оценок.

2.Анализ результатов (разбор лучших образцов работ, анализ характерных ошибок, их причины).

.Задание на дом. Подготовиться к тесту.

 

Инструктажей

 

На уроке по изучению приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Учащиеся при этом располагаются у рабочего места мастера (стоят или сидят на скамейках) таким образом, чтобы каждому из них было четко видно и слышно, что показывает и поясняет мастер. На рабочем месте мастера размещаются необходимые наглядные пособия, инструкционная карта, выполненная на щите размером примерно 80*100 см, тематические щиты, плакаты, образцы, схемы, таблицы - все необходимое для инструктирования. Должно быть обеспеченно хорошее освещение рабочего места и всего, что на нем расположено.

Длительность вводного инструктажа на уроках по изучению приемов операций зависит от места темы в общем процессе производственного обучения, от места урока в системе. Средняя продолжительность такого вводного инструктажа 30-35 минут, но не более 1 часа. Более длительная продолжительность инструктажа не эффективна, так как учащиеся устраняют и не воспринимают разъяснений мастера.

Для вводного инструктажа на уроках при изучении приемов и операций характерна следующая типовая последовательность:

сообщение темы и цели урока (этап целеустановки);

проверка знаний и умений учащихся по материалу, связанному с материалом предстоящего урока (этап актуализации);

объяснение и показ приемов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы;

разбор документов письменного проектирования;

разбор технических требований к учебно-производственным работам;

рассмотрение типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждений и устранения;

объяснение и показ способов организации рабочего места, правил безопасности труда;

проверка усвоения учащимися материала водного инструктирования;

пробное выполнение учащимися приемов и способов выполнения изучаемой операции, показанных мастером;

выдача заданий учащимся и распределение их по рабочим местам.

Руководство учебно-производственной деятельностью учащихся в процессе упражнений, формирование у них профессиональных умений и навыков мастер осуществляет путем их текущего инструктирования. Это основная форма обучающей деятельности мастера производственного обучения. Основные цели текущего инструктирования учащихся мастером в процессе упражнений в выполнении операций можно представить следующими требованиями - правилами:

. Добиваться, чтобы учащиеся выполняли учебно-производственные задания с наименьшим количеством ошибок и недостатков.

. Добиваться, чтобы ошибки и недостатки учащихся в ходе упражнений устранялись настойчиво и до конца.

. Добиваться, чтобы учащийся сегодня узнал и научился делать больше и лучше, чем он знал и умел делать вчера.

Текущее инструктирование учащихся мастером проводится, как правило индивидуально. Основной организационной формой индивидуального текущего инструктирования являются целевые обходы мастером рабочих мест учащихся.

Кроме целевых обходов возможны и другие варианты форм организации текущего индивидуального инструктирования учащихся мастером: мастер наблюдает за группой со своего рабочего места и дает указания учащемуся, совершающему ошибки, испытывающему затруднения или нуждающемуся в помощи; мастер инструктирует учащегося по его просьбе; учащиеся сами подходят к мастеру, и он инструктирует их на своем рабочем месте. Однако наиболее предпочтительной и рациональной формой организации инструктирования является целевые обходы мастером рабочих мест учащихся.

.3. Обязательным структурным элементом урока производственного обучения является заключительный инструктаж. Он обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа - на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.

Проводя заключительный инструктаж, следует исходить из следующих посылок: заключительный инструктаж - это составная часть урока, его содержание, организация и методика проведения должны вносить свой вклад в решение учебно-воспитательных задач производственного обучения; заключительный инструктаж - это коллективная форма работы мастера с учащимися, чем активнее мастер вовлекает учащихся в его проведение, тем эффективнее он проходит

 

Техника безопасности

 

Техническое обслуживание тракторов и сельскохозяйственных машин в зависимости от сложности операций проводится в различных условиях: в поле, на полевых станах бригад, на специализированных пунктах технического обслуживания.

Для проведения операций технического обслуживания в полевых условиях агрегат устанавливают на ровной горизонтальной площадке. Для придания устойчивого положения под колеса трактора и сельскохозяйственной машинам подкладывают прочные упоры.

Запрещается применять в качестве упоров случайные предметы: кирпичи, шлакоблоки, диски колес и пр.

Важнейшим требованием безопасности при проведении технического обслуживания или устранении неисправностей является выполнение их при остановленной машине и неработающем двигателе или отключенном электроприводе.

Особую осторожность следует соблюдать при отсоединении трубопроводов или шлангов гидравлической системы машин. Перед выполнением этой операции необходимо убедиться, что рабочие органы навешиваемой машины опущены на землю. Травмирование может произойти и от струи масла, вытекающего под большим давлением.

Осторожность должна быть соблюдена при разборке и регулировке некоторых деталей и сборочных единиц двигателей.

Особая опасность возникает при обслуживании аккумуляторных батарей.

Определенную опасность представляет перекатка колес большегрузных автомобилей и тракторов вручную.

 

Методическая литература

 

1.Скакун В.А. Методика производственного обучения? М., 2003.

2.Организация и методика производственного обучения. / Под ред. проф. Жиделева М.А.? М.: Высшая школа, 1978.

.Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования.? М.: Высшая школа, 1983.

.Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения.? М.: Высшая школа, 1988.

.Тамарин Н.И., Шафаренко М.С. Справочная книга мастера производственного обучения.? М.: Высшая школа, 1988.

 

План курсового проекта

 

Введение

1.Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы

2.Распределение материала темы на подтемы и уроки

.Подбор учебно-производственных работ

.Материально-техническая подготовка к изучению темы

.Методическая подготовка мастера к занятиям

.План урока

.Разработка конспекта вводного инструктажа

.Методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей

9. Учет и оценка знаний учащихся, критерии оценок

. Техника безопасности

Методическая литература

 

Введение

 

Задачи профобразования на совместном этапе. Экономический кризис и рост цен создает трудно разрешимые проблемы профобразования:

договорная система отношений профессиональных училищ с предприятиями не получает развития;

материальная база профучилищ ухудшается;

крайне низкий уровень финансирования;

рыночная экономика нуждается в рабочих специалистах разного уровня квалификации и конкурентоспособности.

Отсюда возникает необходимость создания новой квалификационной структуры, дифференцированного подхода к подготовке кадров различных уровней:

профессиональные училища, спрофилированные на металлургию, машиностроение и тому подобное, должны быть приведены в соответствии с новой экономикой;

переориентация структуры экономики на интересы и потребности разрушила престижность профессий (особенно в среде молодежи началось хаотическое перекатывание рабочей силы из производственной сферы в непроизводственную).

Самыми «модными» стали профессии рыночной экономики - менеджеры, коммерсанты, дилеры, брокеры, маклеры, бизнесмены, а это требует создание разветвленной сети коммерческих учебных заведений.

Становление рынка рабочей смены обусловило возникновение безработицы. Многие выпускники профессиональной школы, оказываются невостребованными производством.

Вместе с тем, есть производственные моменты в реформировании профессиональной школы, в особенности подготовки рабочих кадров:

старая система производственного обучения с жестким управлением из центра преобразуется в гибкую систему профессиональных услуг и управление смещается регионы. Изменяется порядок финансирования системы профессионального образования;

произведено распределение ответственности между центром и регионами;

осуществляется конкурсный отбор учащихся и вариантное содержание образования в государственных и альтернативных ученых заведениях.

Значительно расширяются пава профессиональных учебных заведений:

использовать доходы от производственной деятельности, от сдачи в аренду помещений, оборудования, транспортных средств;

определять совместно с предприятием номенклатуры профессий, по которым организуется подготовка;

заключать договора с предприятиями на подготовку или переподготовку рабочих кадров.

Серьезные изменения происходят в методике обучения. Особое место начинают занимать активные методы обучения, особенно в маркетинге и менеджменту, сочетающиеся с деловыми играми. Высокую эффективность в управлении, контроле и планировании учебного процесса приносит использование электронно-вычислительной техники. Большую роль в становлении рыночных отношений в системе профессионального образования играет заключение трехсторонних договоров. Профессиональное училище - учащийся - предприятие.

Описание роли мастера производственного обучения в учебно-производственном процессе.

Выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед профтехобразованием, по подготовке квалифицированных рабочих, соответствующих требованиям научно-технического и социального процесса, в значительной степени зависит от мастера производственного обучения.

Мастер производственного обучения - это особая фигура в педагогическом коллективе профессионально- технического училища, многообразны и сложны его задачи и служебные обязанности. Мастер - это основной учитель профессии, организатор внеклассной, воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в рабочую жизнь.

Мастер назначается приказом директора училища из числа высококвалифицированных рабочих, а также специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование и рабочую квалификацию, как минимум на разряд (класс, категорию) выше установленного выпускником училищ по соответствующей профессии.

Действительность мастера производственного обучения, как инженерно - педагогического работника профессионально - технического училища направлена на развитие личности учащихся, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки.

Главная задача матера - обеспечить подготовку для народного хозяйства молодых квалифицированных рабочих, обладающих глубокими профессиональными знаниями и мастерством, особенность успешно осваивать новую технику и технологию, активно участвовать в общественной жизни трудового коллектива. Он непосредственно отвечает за организацию, содержание и качество производственного обучения учащихся в соответствии с требованиями учебных планов и программ, развитие у учащихся умений творчески применять полученные знания обеспечивает соблюдение ими правил и норм по охране труда, воспитание у учащихся сознательного отношения к учебе, уважения и профессии, труду и людям труда. В процессе производственного обучения мастер формирует у учащихся профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалифицированной характеристикой и программой производственного обучения; обучает учащихся рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, передовым формам организации труда, бережному расходованию материальных и энергетических ресурсов. Мастер обеспечивает высокое качество изготовления учащимися продукции, выполнение ими норма времени и выработки, соблюдение технологической дисциплины и безопасности труда, контроль и приемку готовой продукции.

Мастер производственного обучения ведет установленную документацию по планированию, учету и отчетности, своевременно осуществлять учебно-материальную и методическую подготовку к уроку, подбор учебно-производственных работ, изготовление эталонных образцов типичных учебно-производственных работ: активно участвуют в методической работе, проводимые в училище.

Совместно с работниками базового предприятия мастер обеспечивает качественное проведение производственной практики учащихся; содержит в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учено-производственное оборудование мастерской, инструменты, приспособления и оснастку в работоспособном состоянии, обеспечивает их сохранность и своевременную подготовку к занятиям.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.