В отечественном и зарубежном пространстве — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

В отечественном и зарубежном пространстве

2018-01-04 105
В отечественном и зарубежном пространстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

План

1. История становления институтов журналистики в мире.

2. Зарождение и развитие системы журналистского образования в советский период.

3. Основные формы профессиональной подготовки журналистских кадров. Волонтариат как особая глубокая форма практической адаптации: опыт Германии.

4. Особенности университетской подготовки журналистов: отечественная и материковая (австралийская) модели.

5. Актуальные задачи и проблемы современного журналистского образования.

Литература

ü Свитич Л. Профессия: журналист. – М., 2003. – С.108-128;

ü Мисонжников Б., Тепляшина А. Журналистика: введение в специальность. – СПб, – С.28-38.

ü Солодовник И. Австралийский журналист: сколько лет учиться? // Журналист. – №2. – 2013. – С. 82-83.

Задание

Подготовиться к контрольной работе по предыдущим темам занятий.

Практическое занятие 5

Роль журналистики в массово-информационном

Пространстве современности

План

1. Терминологическое поле определений: «информация»,«коммуникация», «массовая информация/ коммуникация», «информационный запас личности». Проблема информационной насыщенности текста.

2. Схематизация массово-информационных процессов в обществе. Модель массовой коммуникации Марью Лауристин.

3. Массово-информационные потоки (МИП) и механизмы их формирования.

4. Информационное пространство (поле) и его рамки. Факторы, нарушающие целостность единого информационного пространства.Типы взаимодействий СМИ: макро- и микроконтакты.

 

Литература

ü Прохоров Е. Ведение в теорию журналистики. – С.40-45; 52-56; 236-238; 261-273;

ü Шишкин Н. Введение в теорию журналистики [Эл.ресурс]. – Глава 1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности (§1, §3);

ü Черникова Е. Основы творческой деятельности журналиста. – п.2.1., п.2.2 – С.46-58.

Задания

ü Из толкового, философского, социологического и психологического словарей (обязательно подайте библиографическую характеристику словарных изданий) выпишите определение понятий «информация», «коммуникация»; объясните, что общего/различного в интерпретациях;

ü Схематически представьте совокупность разнообразных МИП, активизированных функционированием студ. газ. «Новый взгляд»;

ü Сравнив способы освещения одного события двумя республиканскими СМИ (на выбор), определите тип их взаимодействия;

ü Укажите и аргументируйте, относятся ли нижеприведенные тексты к массово-коммуникативным.

Текст 1

Улица была совершенно пуста. Дома были все одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, с большими садами, и казалось, что в них нет ни души; белая густая пыль лежала на мостовой; и все это слепило, все было залито жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным, солнцем. Вдали улица поднималась, горбилась и упиралась в безоблачный, сероватый, с отблеском небосклон. В этом было что-то южное, напоминающее Севастополь, Керчь... Анапу.

Текст 2

День ото дня становится всё проще не замечать в студенческих работах грамматические ошибки, поскольку границы между понятиями культурности и образованности для многих сегодня являются неясной абстракцией.

Иметь грамотность – это значит, обращаться в своей устной и письменной речи к неиссякаемым сокровищам родного языка. Тем, кто не черпает культуры из этих несметных богатств, грозит, увы, превратиться в недалеких людей с пустыми, никчемными мыслями. Стоит ли ради такой перспективы продолжать разговаривать на «покалеченном» вульгаризмами языке?

Текст 3

После проведенных исследований лингвисты разных стран пришли к единогласному выводу, что самым широко употребляемым словом на планете является «Ок», пришедшее из английского языка. В своей речи такое слово употребляют миллионы людей во всем мире.

 

 

ПОДГОТОВИТЬСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ 1

 

 

Практическое занятие6

Журналистика как социальный институт

Каково общество,

такова и журналистика…

 

План

1. Социальная суть профессии журналиста.

2. Понятие социального института.

3. Общественные интересы и потребности как механизмы порождения информационной деятельности. Направленность и свойства информационных потоков.

4. Значимые характеристики аудитории СМИ.

5. Актуальные проблемы функционирования журналистики как социального института.

Литература

ü Свитич Л. Введение в специальность. Профессия журналист. – М., – С.38-52;

ü Сергеев С. Гимн профессии // Журналист. – № 12. – 2003.

Задание

ü Пользуясь авторитетными словарями, составьте таблицу – научную характеристику интересов и потребностей как социально-психологических феноменов;

ü Проведите опрос среди студентов на тему «Информационные потребности/интересы современной молодежи» (с обязат. данными кол-ва, возраста, пола респондентов); результаты представьте в процент. характеристике. Полученные данные сравните с теми, о которых пишет Станислав Сергеев.

Практическое занятие 7

Функции журналистики

План

1. «Пространство функций» современной журналистики: тенденции расширения и усложнения. Полифункциональность как особенность.

2. Коммуникативная функция как базисная.

3. Разновидности идеологических функций журналистики. Понятие идеологии как способа социальной ориентации. Процессы ре-, пере- и деидеологизации в обществе. Структура массового сознания.

4. Культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции современной журналистики.

5. Собственно организаторские функции журналистики.

Литература

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. – М., – С.57-86.

Задание

ü Подберите различные тексты, в которых ярко выражена одна из основных функций журналистики. Тексты вклейте в рабочую тетрадь, свой выбор аргументируйте.

ü Сравните отечественный и зарубежный* (см. ниже текст) подходы к выделению основного комплекса функций журналистики. Укажите сходства/различия, подумайте над причиной разных подходов в определении комплекса.

 

*О ФУНКЦИЯХ СМИ

«Ряд ученых, исследующих массовую коммуникацию, предпочитает говорить не о функциях журналистики, а о функцияхсредств массовой коммуникации.

Французские социологи А. Катля и А. Каде выделяют четыреосновные функции СМК в современном обществе.

Функция антенны: снабжают общество разного рода информацией (вызывающей конфронтацию с культурой других стран)и нововведениями (стимулирующими агрессивные чувства), систематически предъявляют обвинения обществу по поводу различных воззрений, привычек, установок, обычаев. В этом заключается их стимулирующая роль: в результате происходит ниспровержение традиций и устоявшихся норм.

Функция усилителя: вызывают нарушение баланса различныхсторон жизни общества, и у людей все более возрастает ощущение «непригодности личных схем поведения»; обостряют и распространяют дисбаланс, пока это явление не охватит все общество; драматизируют ситуацию, преувеличивают значение фактов и событий.

Функция призмы: так же как призма преломляет свет, каждоесредство массовой коммуникации фильтрует, детализирует и передает новые тенденции, облекая их в простую, доступную форму с атрибутами повседневной жизни каждого человека, предлагает новые модели поведения и установки, адаптированные кновой социальной структуре. Эта роль распространения культурных инноваций и разнообразия вкусов выполняется специализированной прессой (журналами для домохозяек; журналами мод;журналами для мужчин, женщин, юношества; специализированными техническими журналами и т. д.).

Функция эха: защита и сохранение определенной социальнойструктуры, социального порядка; противостояние инновациям.Если изменения все же происходят и реализуются в новых товарах, новых поведенческих установках, новых ценностях, средства массовой коммуникации начинают говорить о становлении новых тенденций. Данную функцию выполняют прежде всего местные газеты, издания для детей и семейного чтения, женские и мужские журналы.

Обобщив терминологию исследований, к функциям СМК можно отнести регулятивную, инструментальную, информационную, прогностическую, развлекательную* (Мисонжников Б., Тепляшина А.).

Практическое занятие 8


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.