Журналистика как совокупность профессий — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Журналистика как совокупность профессий

2018-01-04 323
Журналистика как совокупность профессий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие 1

Журналистика как общественный феномен и учебная дисциплина

План

1. Предмет и задачи курса.

2. Журналистика как предмет изучения:к вопросу о многозначности толкования термина «журналистика» (как социальный институт, система видов деятельности, совокупность профессий, система произведений, комплекс каналов).

3. Элементы системы журналистики как функциональной системы.СМИ: основные понятия (ст.2 Закона РФ «О СМИ»).

4. Гуманистические ориентиры профессии как основополагающие.

5. Социальная миссия журналиста: дискуссии, взгляды и мнения Луизы Свитич, Алексея Волина и Ядвиги Юферовой.

Литература

ü Свитич Л. Профессия: журналист. – М., 2003. – С. 3-8;

ü Прохоров Е. Ведение в теорию журналистики. – С. 6-13;

ü Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/;

ü Графова Л. Почему я не могу замолчать? // Журналист. – №3. – 2014. – Режим доступа: http://kompravda25.ortox.ru/publikacii/view/id/1181657;

ü Журналистика: профессия или социальная миссия? (Луиза Свитич,Алексей Волин, Ядвига Юферова) // Медиатренды. – 2013. – № 1(38). – с.4-5.

Задания

ü ознакомившись с произведением Л. Графовой, укажитесобственные мотивы не покидать эту сложную профессию;

ü с помощью схематизации представьте журналистику как функционирующую систему; отобразите характер связей элементов;

ü подберите из печатных СМИ текст, который, на ваш взгляд, реализует гуманистическую функцию журналистики; выбор аргументируйте.

 

Практическое занятие 2

К истокам профессии

План

1. Мифологические герои-медиаторы эпохи античности.

2. Вестники-информаторы в христианской традиции.

3. Великие ораторы древности – публицисты.

4. Работники первых газет в мире: специфика информационной деятельности.

5. Положение литераторов в XVIII-XIX ст.: возможности и условия творческой работы. Сущность понятий «персональный журнализм» и «массовый журнализм».

6. Эволюция профессии журналиста в ХХ ст.: отечественный и зарубежный контекст. Новые приемы журналистики Т.Вулфа.

7. Современные толкования «нового журнализма». Тенденции развития и свойства сегодняшней журналистики.

Литература

ü Свитич Л. Профессия: журналист. – М., 2003. – С. 8-25;

ü Русский фельетон. Сборник / Западов А.В., Прохорова Е.П. - М., 1958. – Эл. ресурс кафедры;

ü Вулф Том. Новая журналистика и Антология новой журналистики. – СПб.: Амфора, 2008. – Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/bib/vulf.htm.

Задания

ü создайте таблицу «Исторический портрет журналиста» (отобразите медиатора информационно-коммуникативной сферы, его функции / задания, канал передачи сообщений, вид текста, характер работы с аудиторией);

ü подберите иллюстрации к некоторым историческимпрототипам медиатора (автор, название картины, год создания), объясните специфику художественного отображения его творческих качеств. Примеры распечатайте либо оформитев виде эл. презентации;

ü прочитайте один из фельетонов в предложенном сборнике; выпишите образные характеристики газетчика; объясните, на каких профессиональных качествах газетчиков акцентирует автор, используя стилистические средства портретирования.

 

Практическое занятие 3

Журналистика как совокупность профессий

 

План

1. Роль журналистики в мире профессий.

2. Журнализм как сфера специфических видов деятельности.

3. Требования к профессиональным качествам журналиста.

4. Родственные профессии журналистики (писательская деятельность, наука, история, политика и т.п.).

5. Специализации в журналистике и критерии их разделения (по родам, видам, жанрам, технологическим операциям и др.). Фотожурналистика как особый вид профессиональной деятельности.

 

Литература

ü Цвик В. Журналистские профессии [Эл.ресурс];

ü Свитич Л. Профессия: журналист. – М., 2003. – С.25-38; 62.

Задание

ü Найдите в различных печатных СМИ материалы, презентующие журналиста как писателя, деятеля искусства, политика, оратора, юриста и т.д. Объясните, на основе чего вы сопоставили две профессии (объекта, функций, особенностей взаимодействия с аудиторией); Прим.: тексты вклейте в тетрадь, ниже каждого аргументируйте свой выбор.

ü В виде эл. презентации представьте личность известного корреспондента / репортера / обозревателя / комментатора / интервьюера / спецкора / ведущего / колумниста / очеркиста. Придерживайтесь такой схемы: 1) ФИО; 2) СМИ, котором работал журналист; 3) наиболее известные материалы; 4) особенности профессионального мастерства.

Практическое занятие 4

Профессиональное образование журналистов

Задание

Подготовиться к контрольной работе по предыдущим темам занятий.

Практическое занятие 5

Пространстве современности

План

1. Терминологическое поле определений: «информация»,«коммуникация», «массовая информация/ коммуникация», «информационный запас личности». Проблема информационной насыщенности текста.

2. Схематизация массово-информационных процессов в обществе. Модель массовой коммуникации Марью Лауристин.

3. Массово-информационные потоки (МИП) и механизмы их формирования.

4. Информационное пространство (поле) и его рамки. Факторы, нарушающие целостность единого информационного пространства.Типы взаимодействий СМИ: макро- и микроконтакты.

 

Литература

ü Прохоров Е. Ведение в теорию журналистики. – С.40-45; 52-56; 236-238; 261-273;

ü Шишкин Н. Введение в теорию журналистики [Эл.ресурс]. – Глава 1. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности (§1, §3);

ü Черникова Е. Основы творческой деятельности журналиста. – п.2.1., п.2.2 – С.46-58.

Задания

ü Из толкового, философского, социологического и психологического словарей (обязательно подайте библиографическую характеристику словарных изданий) выпишите определение понятий «информация», «коммуникация»; объясните, что общего/различного в интерпретациях;

ü Схематически представьте совокупность разнообразных МИП, активизированных функционированием студ. газ. «Новый взгляд»;

ü Сравнив способы освещения одного события двумя республиканскими СМИ (на выбор), определите тип их взаимодействия;

ü Укажите и аргументируйте, относятся ли нижеприведенные тексты к массово-коммуникативным.

Текст 1

Улица была совершенно пуста. Дома были все одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, с большими садами, и казалось, что в них нет ни души; белая густая пыль лежала на мостовой; и все это слепило, все было залито жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным, солнцем. Вдали улица поднималась, горбилась и упиралась в безоблачный, сероватый, с отблеском небосклон. В этом было что-то южное, напоминающее Севастополь, Керчь... Анапу.

Текст 2

День ото дня становится всё проще не замечать в студенческих работах грамматические ошибки, поскольку границы между понятиями культурности и образованности для многих сегодня являются неясной абстракцией.

Иметь грамотность – это значит, обращаться в своей устной и письменной речи к неиссякаемым сокровищам родного языка. Тем, кто не черпает культуры из этих несметных богатств, грозит, увы, превратиться в недалеких людей с пустыми, никчемными мыслями. Стоит ли ради такой перспективы продолжать разговаривать на «покалеченном» вульгаризмами языке?

Текст 3

После проведенных исследований лингвисты разных стран пришли к единогласному выводу, что самым широко употребляемым словом на планете является «Ок», пришедшее из английского языка. В своей речи такое слово употребляют миллионы людей во всем мире.

 

 

Практическое занятие6

Задание

ü Пользуясь авторитетными словарями, составьте таблицу – научную характеристику интересов и потребностей как социально-психологических феноменов;

ü Проведите опрос среди студентов на тему «Информационные потребности/интересы современной молодежи» (с обязат. данными кол-ва, возраста, пола респондентов); результаты представьте в процент. характеристике. Полученные данные сравните с теми, о которых пишет Станислав Сергеев.

Практическое занятие 7

Функции журналистики

План

1. «Пространство функций» современной журналистики: тенденции расширения и усложнения. Полифункциональность как особенность.

2. Коммуникативная функция как базисная.

3. Разновидности идеологических функций журналистики. Понятие идеологии как способа социальной ориентации. Процессы ре-, пере- и деидеологизации в обществе. Структура массового сознания.

4. Культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции современной журналистики.

5. Собственно организаторские функции журналистики.

Литература

Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. – М., – С.57-86.

Задание

ü Подберите различные тексты, в которых ярко выражена одна из основных функций журналистики. Тексты вклейте в рабочую тетрадь, свой выбор аргументируйте.

ü Сравните отечественный и зарубежный* (см. ниже текст) подходы к выделению основного комплекса функций журналистики. Укажите сходства/различия, подумайте над причиной разных подходов в определении комплекса.

 

*О ФУНКЦИЯХ СМИ

«Ряд ученых, исследующих массовую коммуникацию, предпочитает говорить не о функциях журналистики, а о функцияхсредств массовой коммуникации.

Французские социологи А. Катля и А. Каде выделяют четыреосновные функции СМК в современном обществе.

Функция антенны: снабжают общество разного рода информацией (вызывающей конфронтацию с культурой других стран)и нововведениями (стимулирующими агрессивные чувства), систематически предъявляют обвинения обществу по поводу различных воззрений, привычек, установок, обычаев. В этом заключается их стимулирующая роль: в результате происходит ниспровержение традиций и устоявшихся норм.

Функция усилителя: вызывают нарушение баланса различныхсторон жизни общества, и у людей все более возрастает ощущение «непригодности личных схем поведения»; обостряют и распространяют дисбаланс, пока это явление не охватит все общество; драматизируют ситуацию, преувеличивают значение фактов и событий.

Функция призмы: так же как призма преломляет свет, каждоесредство массовой коммуникации фильтрует, детализирует и передает новые тенденции, облекая их в простую, доступную форму с атрибутами повседневной жизни каждого человека, предлагает новые модели поведения и установки, адаптированные кновой социальной структуре. Эта роль распространения культурных инноваций и разнообразия вкусов выполняется специализированной прессой (журналами для домохозяек; журналами мод;журналами для мужчин, женщин, юношества; специализированными техническими журналами и т. д.).

Функция эха: защита и сохранение определенной социальнойструктуры, социального порядка; противостояние инновациям.Если изменения все же происходят и реализуются в новых товарах, новых поведенческих установках, новых ценностях, средства массовой коммуникации начинают говорить о становлении новых тенденций. Данную функцию выполняют прежде всего местные газеты, издания для детей и семейного чтения, женские и мужские журналы.

Обобщив терминологию исследований, к функциям СМК можно отнести регулятивную, инструментальную, информационную, прогностическую, развлекательную* (Мисонжников Б., Тепляшина А.).

Практическое занятие 8

Задание

ü Отобразите схему функционирования ньюзрума.

ü Создайте графическую модель ньюзрума, которым вы бы хотели руководить.

 

 

Практическое занятие 9

Задание

Составьте креативный морально-этический кодекс для коллектива сотрудников газетной редакции.

 

Практическое занятие 10-11

Журналист: я познаю мир

План

1. Типология информационных ресурсов: социальная среда, собственно информационные источники, аналитическая работа ума.

2. Система методов и приемов в профессиональной деятельности журналиста:

ü коммуникативные методы сбора информации;

ü запрос информации;

ü некоммуникативные способы получения информации.

3. Методы работы журналиста с документами.

4. Сотрудничество с фрилансерами: положительные и отрицательные аспекты.

5. Измерения и научные данные как объективные методы работы.

6. Аналитические процедуры моделирования, реконструкции и прогнозирования в профессиональной деятельности специалиста медиа.

Литература

ü Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста [Ресурс кафедры]. – М., 2007. –С. 62-115.

Задания

ü в печатных СМИ проанализируйте 3-4 материала на предмет использованных журналистами различных методов работы (тексты вклейте в рабочую тетрадь для самостоятельной работы);

ü приведите примеры наводящих, уточняющих, тематических, открытых и закрытых вопросов для интервью;

ü напишите журналистский текст в качестве фрилансера конкретного издания.

 

Практическое занятие 12-13

Журналистский текст:

Критерии оценивания

Баллы, которые получают студенты дневной формы обучения

Вид текущей учебной работы Количество балов
Работа на практических занятиях 42 (14*3 б)
Контрольная работа 1  
Контрольная работа 2  
Самостоятельная работа студентов  
Экзаменационная работа  
Итого:  

 

Практическое занятие 1

Журналистика как общественный феномен и учебная дисциплина

План

1. Предмет и задачи курса.

2. Журналистика как предмет изучения:к вопросу о многозначности толкования термина «журналистика» (как социальный институт, система видов деятельности, совокупность профессий, система произведений, комплекс каналов).

3. Элементы системы журналистики как функциональной системы.СМИ: основные понятия (ст.2 Закона РФ «О СМИ»).

4. Гуманистические ориентиры профессии как основополагающие.

5. Социальная миссия журналиста: дискуссии, взгляды и мнения Луизы Свитич, Алексея Волина и Ядвиги Юферовой.

Литература

ü Свитич Л. Профессия: журналист. – М., 2003. – С. 3-8;

ü Прохоров Е. Ведение в теорию журналистики. – С. 6-13;

ü Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/;

ü Графова Л. Почему я не могу замолчать? // Журналист. – №3. – 2014. – Режим доступа: http://kompravda25.ortox.ru/publikacii/view/id/1181657;

ü Журналистика: профессия или социальная миссия? (Луиза Свитич,Алексей Волин, Ядвига Юферова) // Медиатренды. – 2013. – № 1(38). – с.4-5.

Задания

ü ознакомившись с произведением Л. Графовой, укажитесобственные мотивы не покидать эту сложную профессию;

ü с помощью схематизации представьте журналистику как функционирующую систему; отобразите характер связей элементов;

ü подберите из печатных СМИ текст, который, на ваш взгляд, реализует гуманистическую функцию журналистики; выбор аргументируйте.

 

Практическое занятие 2

К истокам профессии

План

1. Мифологические герои-медиаторы эпохи античности.

2. Вестники-информаторы в христианской традиции.

3. Великие ораторы древности – публицисты.

4. Работники первых газет в мире: специфика информационной деятельности.

5. Положение литераторов в XVIII-XIX ст.: возможности и условия творческой работы. Сущность понятий «персональный журнализм» и «массовый журнализм».

6. Эволюция профессии журналиста в ХХ ст.: отечественный и зарубежный контекст. Новые приемы журналистики Т.Вулфа.

7. Современные толкования «нового журнализма». Тенденции развития и свойства сегодняшней журналистики.

Литература

ü Свитич Л. Профессия: журналист. – М., 2003. – С. 8-25;

ü Русский фельетон. Сборник / Западов А.В., Прохорова Е.П. - М., 1958. – Эл. ресурс кафедры;

ü Вулф Том. Новая журналистика и Антология новой журналистики. – СПб.: Амфора, 2008. – Режим доступа: http://dedovkgu.narod.ru/bib/vulf.htm.

Задания

ü создайте таблицу «Исторический портрет журналиста» (отобразите медиатора информационно-коммуникативной сферы, его функции / задания, канал передачи сообщений, вид текста, характер работы с аудиторией);

ü подберите иллюстрации к некоторым историческимпрототипам медиатора (автор, название картины, год создания), объясните специфику художественного отображения его творческих качеств. Примеры распечатайте либо оформитев виде эл. презентации;

ü прочитайте один из фельетонов в предложенном сборнике; выпишите образные характеристики газетчика; объясните, на каких профессиональных качествах газетчиков акцентирует автор, используя стилистические средства портретирования.

 

Практическое занятие 3

Журналистика как совокупность профессий

 

План

1. Роль журналистики в мире профессий.

2. Журнализм как сфера специфических видов деятельности.

3. Требования к профессиональным качествам журналиста.

4. Родственные профессии журналистики (писательская деятельность, наука, история, политика и т.п.).

5. Специализации в журналистике и критерии их разделения (по родам, видам, жанрам, технологическим операциям и др.). Фотожурналистика как особый вид профессиональной деятельности.

 

Литература

ü Цвик В. Журналистские профессии [Эл.ресурс];

ü Свитич Л. Профессия: журналист. – М., 2003. – С.25-38; 62.

Задание

ü Найдите в различных печатных СМИ материалы, презентующие журналиста как писателя, деятеля искусства, политика, оратора, юриста и т.д. Объясните, на основе чего вы сопоставили две профессии (объекта, функций, особенностей взаимодействия с аудиторией); Прим.: тексты вклейте в тетрадь, ниже каждого аргументируйте свой выбор.

ü В виде эл. презентации представьте личность известного корреспондента / репортера / обозревателя / комментатора / интервьюера / спецкора / ведущего / колумниста / очеркиста. Придерживайтесь такой схемы: 1) ФИО; 2) СМИ, котором работал журналист; 3) наиболее известные материалы; 4) особенности профессионального мастерства.

Практическое занятие 4

Профессиональное образование журналистов


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.