Понятие воспитания. Цели воспитания — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие воспитания. Цели воспитания

2018-01-04 367
Понятие воспитания. Цели воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Личность формируется под влиянием различных факторов, доминирующим среди которых является воспитание. В современной науке не существует единой трактовки понятия воспитание. С позиции психологии воспитание – это процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей во внутренний, психический план личности: в ее убеждения, установки, поведение.

В настоящее время в педагогике существует более 30 моделей, концептуальных подходов воспитания, представленных такими авторами как В.Г. Бочарова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, В.М. Коротов, А.В. Мудрик и др. Воспитание рассматривается как общественное явление, как педагогическое явление, как воспитательный процесс.

Как общественное явление воспитание характеризуется особенностями генезиса, своеобразием соответствующего этапа общественно-исторического развития общества. Оно тесно связано с такими формами общественного сознания, как политика, религия, мораль. По мнению Д.М. Гришина, воспитание как общественное явление - это передача накопленного опыта от одного поколения к другому. Воспитание как психологическое явление - это планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных мотивов, интересов, идеалов, мировоззрения и установок. Многие концепции рассматривают воспитание как процесс управления, организации воспитательного воздействия, формирования. Большое внимание при этом уделяется созданию благоприятных для этого условий, к которым относят воспитательную среду, личность воспитателя и т.д.

По мнению П.И. Пидкасистого процесс воспитания - это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека. Психологами Б.Н. Боденко, Н.А. Морозовой, И.А. Зимней был проведен анализ существующих концептуальных подходов и концепций воспитания. Его результаты свидетельствуют, что большинство психологов определяют задачи воспитания как воспитание современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования гражданственности.

Сущность воспитательного процесса состоит в формировании в ребенке умения реализовать себя в трех главных ролях в жизни: гражданина, работника, семьянина.

Рис.5.1. Соотношение основных понятий психологии воспитания личности

 

                               
   
 
   
 
   
Воспитание
 
Воспитание как общественное явление
   
 
   
 
 
     
 
Воспитание как психологическое явление
 
 
 
   

 

 


Содержание воспитания включает в себя формирование ценностных отношений, семейных отношений, культуры общения, жизненного самоопределения, а также интеллектуальной, нравственной, художественной, физической, экономической, экологической, трудовой и правовой культуры.

Процесс воспитания - это последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделяются следующие этапы: диагностика воспитанников и определение задач воспитания; проектирование (разработка содержания, методов и форм); организация педагогического взаимодействия; проверка и оценка результатов. Процесс воспитания диалектичен, что выражается в его непрерывном развитии. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в противоречиях. Наиболее изученными противоречиями являются: противоречия между задачами воспитания и уровнем воспитанности ученика; между обобщенным морально-этическим опытом и индивидуальным жизненным опытом ребенка; между коллективными формами воспитания и индивидуальным характером овладения духовными ценностями; между неупорядоченным влиянием социальной среды и целенаправленностью и планомерностью воспитания и т.д.

Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда, для любого общества. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека. Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды развития общества. Во времена значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним обычно относят понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью понимают приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой будем понимать стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.

Общие цели воспитания - сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Кроме общих выделяют еще и специальные цели воспитания, которые ученые описывают весьма приблизительно. Это цели воспитания, которые, как правило, становятся другими, когда общество, завершив один этап своего развития, начинает двигаться дальше.

Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.