Психолого-педагогические основы индивидуализации и дифференциации обучения — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Психолого-педагогические основы индивидуализации и дифференциации обучения

2018-01-04 307
Психолого-педагогические основы индивидуализации и дифференциации обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нормальные дети, т.е. дети, в принципе способные к обучению в школе по психическим и физическим критериям, - тем не менее, существенно различаются между собой как по физическим, так и особенно по психическим свойствам:

¨ имеют разные задатки, темперамент, особенности нервной системы и т.д.;

¨ разный тип мышления, памяти и др.;

¨ разные личностные особенности: интересы, склонности, нравственные, волевые и эмоциональные характеристики;

¨ разная обучаемость и разная мотивация к учебе.

Школа должна не только учитывать индивидуальные особенности детей, но и содействовать их развитию через разные формы дифференцированного обучения и строения самой школы. Наиболее эффективными считаются следующие формы дифференциации.

Межшкольная дифференциация в виде специализации школ. Целесообразно в крупных городах иметь незначительное число специальных школ, главным образом, языкового характера и физико-математических. Опыт создания и деятельности таких школ в нашей стране и нашем регионе имеется.

Внутришкольная межклассная дифференциация обучения путем фуркации. Создание на младшей ступени обучения классов выравнивания или коррекции для отстающих учащихся и детей с задержкой психического развития оказалось ошибочным направлением (изоляция слабых учеников от сильных не способствует мобилизации у них компенсаторных механизмов преодоления задержки); адаптация характера обучения к сложившейся задержке психики и прочее убивает остатки продуктивного мышления, усиливает застой в развитии, формирование этих классов в публичной ситуации (на глазах у детей) вызывает к ним пренебрежительное и оскорбительное отношение.

Вместо этого можно использовать принцип гомогенного комплектования ученических классов со скольжением. При приеме детей в школу (на основе внимательного собеседования с ними) они разбиваются на три потока по уровню развития и подготовки:

A. Наиболее сильные дети по уровню развития;

B. Средние по развитию дети;

C. Более слабые, сюда же попадают дети с задержкой психического развития.

Эти потоки образуют соответствующие ученические классы (каждый поток - один или несколько классов - для школ, где прием детей не менее 70 чел.). С каждым классом обучение ведется соответствующим образом:

¨ в классе А - в достаточно быстром темпе со значительным углублением в содержание;

¨ в классе B - со средним темпом и без особого углубления в содержание;

¨ в классе С - с низким темпом и минимумом содержания (на уровне «учебного минимума»).

Каждую четверть все учителя параллельных классов собираются и обсуждают успехи и неудачи своих учеников и решают, кого из них целесообразно перевести в тот или иной класс: при успехах, например, из C в B или даже в А; при отставании - из А в B, или из B в C. Перевод производится с согласия родителей. При несогласии родителя вносится предупреждение об ответственности его за судьбу ребенка и снятии ее со школы. Для наиболее одаренных детей, опережающих в своем развитии учащихся класса А, составляется особая индивидуальная программа домашних заданий, по выполнению которых после проверки они переводятся через класс. После 6-го класса возможна профильная дифференциация по интересам и склонностям учащихся. В зависимости от возможностей школы создается ряд профильных направлений: гуманитарное; художественное; математическое; естественное; техническое; экономическое; сельскохозяйственное; спортивное. Седьмой класс является переходным. Ученики 7-го класса могут в течение года менять выбор, но после 7-го класса переходы, как правило, не разрешаются.

Естественная (стихийная) дифференциация. Наряду с достоинствами (учет индивидуальных особенностей детей, их склонностей и интересов) межшкольная и межклассная дифференциация имеют недостатки:

¨ эти формы не являются строго индивидуализированными для каждого ребенка;

¨ относительная одинаковость учащихся в одной школе и особенно в одном классе - обедняют межличностное общение учащихся.

В связи с этим возможна еще одна форма дифференцированного обучения: гетерогенное комплектование ученических классов, т. е. естественная (стихийная) дифференциация внутри ученических классов в зависимости от уровня способностей, темпов обучаемости, интересов. В этом случае необходимо строгое обеспечение процесса через индивидуализацию обучения:

¨ использование программированного обучения на базе ЭВМ (если есть возможность);

¨ сочетание индивидуальных и групповых форм учебных занятий.

Воспитательный процесс также должен носить и индивидуальный характер:

¨ проектировка личности каждого школьника с учетом его способностей, дарований, интересов и состояния здоровья;

¨ развитие самосознания каждого школьника;

¨ включение в жизнь детского коллектива индивидуально значимых видов деятельности;

¨ включение ребят в деятельность коллектива в «престижных» ролях, реализация которых оказалась бы для них успешной.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы отличительные признаки учебной деятельности?

2. Назовите основные компоненты учебной деятельности.

3. В чем различие между обучением и научением?

4. Как соотносятся учение и обучение?

5. Когда обучение можно назвать развивающим?

6. Почему культурно-историческую теорию Л.С. Выготского также называют теорией высших психических функций?

7. Почем ориентировочная часть учебной деятельности определяет ее успешность?

8. Какие основные этапы учебной деятельности выделяются в теории П.Я. Гальперина?

9. Сравните теоретическое и эмпирическое мышление.

10. Каковы достоинства и ограничения проблемного обучения?

11. Почему необходимо формировать мотивацию учения?

12. Назовите уровни развития мотивации учения (отношения к учению).

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.