Тема 8. Психология взрослости. Период зрелости и старости — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 8. Психология взрослости. Период зрелости и старости

2018-01-04 365
Тема 8. Психология взрослости. Период зрелости и старости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: закрепить полученные в ходе лекционного занятия знания о психологических особенностях личности в период зрелости и старости.

 

Семинарское занятие – 2 часа

Практическое занятие – 4 часа

План

1.Общая характеристика взрослости.

2.Общая характеристика периода зрелости.

3.Общая характеристика старости.

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса проанализировать психологические особенности взрослости. Охарактеризовать кризис взрослости, негативные проявления кризиса. Рассмотреть психологические особенности мотивационной сферы личности взрослого человека (мотивация достижений и мотивационный кризис). Провести анализ особенностей социального поведения и трудовой деятельности (переоценка профессиональной карьеры). Дать психологическую характеристику учебной деятельности в период взрослости.

При подготовке второго вопроса рассмотреть особенности познавательных процессов, Я-концепциюсамоактуализирующейся зрелой личности, особенности самооценки зрелого человека (зрелость как связующее звено между двумя поколениями, психологическая готовность зрелого человека к изменениям в семейной жизни, позитивное преодоление кризиса зрелости: формирование новой Я-концепции, установление более стабильной эмоциональной связи с миром, опора на духовные возможности). Рассмотреть особенности познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы осужденных, подозреваемых и обвиняемых в период зрелости. Гендерные различия осужденных подозреваемых и обвиняемых в период зрелости. Психологические приемы коррекции и профилактики поведения осужденных, подозреваемых и обвиняемых в период зрелости в условиях уголовно-исполнительной системы.

При подготовке третьего вопроса проанализировать психологические особенности личности в период старости, (уход на пенсию как центральный момент ситуации развития в период старости, изменение профессиональных и межличностных отношений, природа интеллектуального долголетия). Дать характеристику основных стадий старости. Рассмотреть особенности познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы осужденных, подозреваемых и обвиняемых в период старости, гендерные различия осужденных подозреваемых и обвиняемых в период старости. Психологические приемы коррекции и профилактики поведения осужденных, подозреваемых и обвиняемых в период старости в условиях уголовно-исполнительной системы.

Темы рефератов

1. Феноменология кризиса взрослости.

2. Поиск духовных ориентиров в индивидуальной жизни взрослого человека.

3. Основные линии перестройки мотивационной и эмоциональной сфер личности взрослого человека.

4. Психосексуальные проблемы личности в период зрелости.

5. Психологические проблемы изменения социального статуса.

6. Психологический портрет современных бабушек и дедушек.

7. Психологические особенности изменения личности старого человека.

8. Психологические проблемы финальной стадии жизни человека.

Цели проведения практического занятия: закрепить и расширить знания, полученные в процессе лекционных и семинарских занятий о психологических особенностях периода зрелости.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная:

У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относи­тельное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.

Развитие отдельных способностей человека продолжается в течение все­го среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.

Специфика интеллектуального развития человека и показатели его ин­теллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенно­стей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.

Главное достижение этого возраста может быть определено как обрете­ние состояния мудрости. Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно.

Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста.

В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиноче­ства.

Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной.

Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования концеп­туального ядра личности.

Сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступны­ми индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.

Для самооценки периода средней взрослости характерна тенденция уси­ления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер.

Я-образ динамически гармонично развивающейся личности в этом воз­расте преобразуется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.).

У самоактуализированной личности развивается эффективная Я-концеп­ция, а для пограничных состояний характерна «диффузностьсамоидентич­ности», или расколотое самосознание.

Следует отметить, что ведущим фактором развития в этом возрасте явля­ется успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.

Задание:

В ходе практического занятия обучающиеся формируют умение анализировать основные проблемы и психологические особенности периода взрослости, зрелости, старости.

Круглый стол «Психология взрослости. Период зрелости и старости»

 

Цели проведения практического занятия: закрепить и расширить знания, полученные в процессе лекционных и семинарских занятий о психологических особенностях периода старости.

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы, методический кабинет.

Вводная:

Главной особенностью данного возраста является процесс старения, проявляющимися прежде всего в постепенном ослаблении деятельности организма.

В развитии когнитивной сферы происходят изменения. В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается.

Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

Не у всех лиц, достигших данного возраста, динамика когнитивной сферы имеет одинаковый характер, в процессе которой формируются признаки мудрости. Динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.

Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.

После 70 лет на передний план выходит другая потребность — поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, у пожилых людей не ослабевает.

Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения, которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека.

Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.

Позитивная и деятельная Я-концепция обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, позволяет притормозить физическое старение и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.

Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.

Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается.

Степень социальной активности пожилых людей снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.

В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

Следует отметить, что ведущими факторами развития продуктивного старения являются самоактуализация «Я» и ориентация на творческую деятельность

Задание:

1. Решение практических задач и ситуаций, результаты решения задач оформляются в виде практической работы.

2. Заслушивают доклады по теме занятия.

 

Используемая литература: [1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 16, 31, 36, 48, 49, 50].


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.