Глава 2 Технологии развития артикуляционной моторики — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 2 Технологии развития артикуляционной моторики

2018-01-04 510
Глава 2 Технологии развития артикуляционной моторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Точность, сила и дифференцированность дви­жений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию подвижности органов артику­ляционного аппарата проходит по следующим направ­лениям:

· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;

· проведение работы по борьбе с солевацией;

· проведение артикуляционной гимнастики.

 

 

Логопедический массаж

Массаж — это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду. Массаж является фоновой процедурой, улучшающей питание тканей. Массируя кожу, мы воздействуем на все ее слои, на кожные сосуды и мышцы, а также на центральную нервную систему, с которой кожа неразрывно связана.

Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, за­медляется мышечная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрофия.

Массаж оказывает существенное влияние на суставы. Под действием массажа улучшается кровоснабжение сустава и укрепляется связочный аппарат сустава.

Нервная система первая воспринимает действие массажа, так как в коже находится огромное количество нервных окончаний. Изменяя силу, характер, продолжительность массажа, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать и оживлять утраченные рефлексы, улучшать трофику тканей, а также деятельность внутренних органов.

Глубокое влияние оказывает массаж на перифери­ческую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при его повреждении, предупреждая или уменьшая вазомоторные чувствительные и трофические расстройства.

Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но рефлекторно и внутренних органов, в результате чего происходит усиленный газообмен между кровью и тканью (кислородная терапия).

Положение ребенка при массаже лежа или полуле­жа на спине: руки вытянуты вдоль туловища, стопы свисают за край массажной кушетки.

Основные цели логопедического массажа:

1) нормализация мышечного тонуса общей, мимичес­кой и артикуляционной мускулатуры;

2)уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3)снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги ит. д.);

4)стимуляция проприоцентивных ощущений;

5)увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6)активизация тех групп мышц периферического ре­чевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

7)формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Методические указания к проведению расслабляю­щего массажа:

1.Массаж проводится в медленном темпе.

2.Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:

1)мышцы шеи и плечевого пояса;

2)мимическая мускулатура;

3)мышцы губ;

4)мышцы языка.

 

Методические указания к проведению активизиру­ющего массажа:

1.Движения логопеда должны быть достаточно рит­мичными.

2.Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего мас­сажа может быть следующая:

1) мимическая мускулатура;

2)мышцы губ;

3)мышцы языка;

4)мышцы шеи и плечевого пояса.

 

Техники массажа

Сила массажа — это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она мо­жет быть большой (глубокий массаж), средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повы­шает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способ­ствует развитию тормозных процессов.

Темп массажа может быть быстрым, средним и мед­ленным. Быстрый повышает возбудимость, средний и медленный — снижают.

Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы. Приемы массажа:

· поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное;

· растирание;

· разминание;

· вибрация и поколачивание;

· «плотное нажатие.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мы­шечного тонуса, двигательных возможностей и патоло­гической симптоматики.

Массаж лобной области. При массаже лобной обла­сти производят:

1)поглаживание плоскостное, глажение в направлении снизу вверх от надбровных дуг к линии начала рос­та волос, от середины лба к височным областям;

2)растирание прямолинейное (продольное и попереч­ное), круговое, спиралевидное; все приемы прово­дить «переступанием» во всех направлениях;

3)разминание — надавливание прерывистое, шипцеобразное, пощипывание большим и указательным пальцами по всей поверхности лобной области;

4) вибрацию — «пальцевой душ».

Все приемы чередуют с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.

Массаж области глазницы. При массаже области глазницы производят:

1)поглаживание в верхней части орбиты по направле­нию к височным областям, в нижней части орбиты по направлению к переносице, к внутреннему краю глаза, плоскостное, щипцеобразное;

2)растирание прямолинейное, круговое по тем же ли­ниям;

3)разминание — надавливание, в верхней части орби­ты щипцеобразное, в нижней — по направлению к переносице;

4)вибрацию — поколачивание пальцами.

Массаж щек. При массаже щек производят:

1)поглаживание по направлению к ушным раковинам, плоскостное, щипцеобразное, глажение;

2)растирание круговое, прямолинейное, спиралевид­ное, пиление;

3)разминание щипцеобразное, надавливание, сдвига­ние, растяжение;

4)вибрацию — «пальцевой душ».

Массаж области носа. При массаже области носа производят:

1)поглаживание плоскостное, щипцеобразное;

2)растирание — прямолинейное, круговое, щипцеоб­разное, штрихование; разминание — надавливание, щипцеобразное;

3)вибрация — сотрясение концевыми фалангами боль­шого и указательного пальцев.

Все движения проводят от кончика носа к переносице.

Массаж области рта и подбородка. При массаже области рта и подбородка производят:

1) поглаживание от средней линии по нижнему краю челюсти к заушным областям, от крыльев носа к мочке уха, от углов рта к ушным раковинам, плос­костное и щипцеобразное;

2)растирание — круговое, прямолинейное, спиралевид­ное, штрихование, щипцеобразное;

3)разминание — надавливание, щипцеобразное, рас­тяжение, сдвигание;

4)вибрация— «пальцевой душ», похлопывание.

Все приемы чередуют с поглаживанием, при масса­же носогубной складки движения проводят от нижней части середины подбородка к носогубным складкам до крыльев носа.

Массаж языка. При массаже языка производят:

1)поглаживание плоскостное (лучше проводить обре­занной т-образно зубной щеткой), снизу вверх от кон­чика языка при расслаблении и сверху вниз при уве­личении тонуса;

2)растирание прямолинейное (продольное и попереч­ное), круговое, спиралевидное; все приемы прово­дить «переступанием» и глажением, снизу вверх от кончика языка при расслаблении и сверху вниз при увеличении тонуса;

3)разминание — надавливание прерывистое, шипце-образное, пощипывание большим и указательным пальцами, снизу вверх от кончика языка при рас­слаблении и сверху вниз при увеличении тонуса;

4)вибрацию — «пальцевой душ».

Все приемы чередуют с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.

Массаж подъязычной связки. При массаже подъя­зычной связки производят:

1)поглаживание плоскостное (лучше проводить обре­занной т-образно зубной щеткой), сверху вниз, сни­зу вверх — холостой ход;

2)растирание, разминание, перетирание. Большим и указательным пальцами логопед обхватывает уздечку и производит прямолинейное (продольное и попе­речное), круговое, спиралевидное растирание, раз­минание, перетирание.

Все приемы проводить «переступанием» и глажени­ем, снизу вверх и сверху вниз;

2. Массаж ушных раковин (аурикулотерапия). При массаже ушных раковин производят:

1)плоскостное поглаживание мочки уха, при этом надо воздействовать последовательно, переходя с мочки уха на нижнее, среднее, верхнее углубления, после чего массируют заднюю поверхность ушной раковины;

2)растирание — поочередно прямолинейное, круговое, щипцеобразное;

3)разминание — щипцеобразное надавливание;

4)вибрацию с использованием приспособлений (пало­чек, стерженьков различного диаметра с шарообразно закругленными концами).

Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуще­ствляющих связи с центральными и вегетативными от­делами нервной системы и внутренними органами.

Общая схема расположения точек на ушной ракови­не напоминает ребенка в эмбриональ­ном состоянии (рис. 4). Можно пред­ставить себе, что голова его лежит на мочке уха, руки сложены вдоль тела и оказываются вместе с ногами в вер­хней части ушной раковины.

Точки ушной раковины расположе­ны довольно близко друг к другу, раз­меры их незначительны, и обнаружить их только по анатомическому описанию непросто. Таких точек в настоящее вре­мя насчитывается до двухсот. У здоро­вого человека они как бы скрыты и не проявляют себя. При острых заболеваниях или травмах соответствующие точки становятся резко болезненными. Точки ушной раковины, в отличие от точек тела, имеют действительно точечные размеры 1-2 мм. Так, зона, на­ходящаяся на валике противозавитка, по своему действию соответствует проекции позвоночника. Мочка и противокозелок — соответственно проекция головного мозга, ар­тикуляционного аппарата, глаз.

Для выявления зон болезненности ушную раковину сдавливают между большим и указательным пальцами (8-10 раз), фиксируя ответную реакцию. В процессе массажа ушной раковины вначале усиливается местная болезненность уха, затем появляются ощущение тепла, жжение, болезненность уменьшается, периферическая боль затихает, наступает лечебный эффект. Для дости­жения лечебного эффекта необходимо детальное изуче­ние строения и расположения точек воздействия (кар­тография наружного уха).

Точечный массаж

Точечное воздействие на биологически активные точки вызывает местную, сегментарную и общую реак­ции организма.

Местная реакция — это реакция локального харак­тера в месте воздействия. Под действием точечного воз­действия локально изменяется сосудистый тонус, повы­шается местная температура кожи.

В зависимости от техники воздействия на локаль­ную точку метод может быть возбуждающим или успо­каивающим. Так, при нарушениях мышечного тонуса, при повышении его, применяется «тормозной», «седативный» метод — находят необходимую точку, в тече­ние 5-6 с производя вращательные движения по часо­вой стрелке, углубляются, надавливая на эту точку и постепенно наращивая усилие, фиксируют достигнутый уровень на 1-2 с, производят противоположное движе­ние, «вывинчивая» палец против часовой стрелки, умень­шают постепенно силу надавливания, выполняя враще­ние в течение 5-6 с. Затем, не отрывая пальца от фик­сируемой точки, данный цикл движений повторяют в зависимости от рекомендаций по терапии (при воздей­ствии в течение 1 мин седативным способом производят 4 входа и выхода, каждый по 15 с, если необходимо воздействовать 2 мин, то производят 8 входов и выхо­дов). С каждым воздействием усилие надавливания на точку увеличивается в зависимости от предусмотренных ощущений у массируемого (распирание, онемение, бо­лезненность, тепло и др.).

При явлениях пониженного тонуса применяется «стимулирующая» (тонизирующая, возбуждающая) тех­ника точечного массажа, находят точку, затем в тече­ние 3—4 с проводят вращательные движения по часовой стрелке, «ввинчивая» палец с надавливанием на точку, а затем массирующий палец резко отрывают от точки, наподобие того, как птица бьет клювом, данное движе­ние повторяют 8-10 раз в одной точке, что составляет 40-60 с воздействия. Симметричные точки массируют попарно и одновременно. Массаж, как правило, пред­шествует логопедическому занятию.

Точечный массаж рекомендуется проводить целым курсом: между 1 и 2-м курсами перерыв две недели; между 2 и 3-м перерыв может составить около трех ме­сяцев. Курсы массажа повторяются каждые 3-6 меся­цев. Сеанс массажа следует проводить через день. Пере­рыв между сеансами массажа, проводимого целым кур­сом, не должен превышать трех дней.

В логопедическом массаже используется, как прави­ло, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей.

Комплекс БАТ для нормализации состояния мышц артикуляционной мускулатуры (рис. 5):

· А — одиночная точка под носом в верхней трети вер­тикальной борозды;

· Б — точка в центре подбородочно-губной складки;

· В — парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

· Г — парные точки на 1 см по диагонали от рыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее;

· Д — парные точки на нижней челюсти, расположе­ны почти на одной вертикальной линии с точками В.

 

Метод массажа БАТ выгодно отличается от других относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия, возможностью применения как в доврачебной практике, так и во время лечения. Разно­видности точечного массажа могут быть применены в ком­плексе с лекарственной терапией. Необходимо помнить, что методы древневосточной медицины лишь дополняют современные методы, обогащая их, но никак не заменяют их полностью и не являются панацеей от всех болез­ней. При применении точечного массажа необходимо учи­тывать все основные положения и требования современ­ной медицины.

В том случае, если массаж направлен на релакса­цию мышц, точечный массаж полезно проводить на фоне релаксации, для чего можно использовать специально подобранную музыку. Такой массаж можно проводить на фоне аутогенной тренировки.

 

 

Зондовый массаж

Логопедический точечный массаж, который прово­дится в зависимости от нарушения: при спастичной форме — расслабление мышц артикуляционного аппа­рата, при вялой — их укрепление. Массаж зондами:

а) игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка;

б) зондом «лопаточка» — вибрация щек, губ, языка;

в) зонд «салазки» — поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз;

г) «рубящий» зонд — постукивающие движения;

д) зонд «толкач» — разминание.

Данный -массаж хорошо проводить при помощи об­резанной зубной щетки. Движения те же, что и при зондовом, да и логопедическом массаже. Массаж лица, в который входят расслабление ли­цевой и губной мускулатуры методом разглаживания, расслабление языка, расслабление губ, расслабление шейной мускулатуры. Упражнения подбираются в за­висимости от состояния мышечного тонуса артикуля­ционной зоны. По длительности массаж не более 5 ми­нут. Массаж, кроме нормализации мышечного тонуса язы­ка, губ, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинистезий). При асимметриях тонуса мышц артикуляции массаж проводится гиперкоррекцией соответствующей стороны — на поражен­ной стороне — больше движений. Таким образом, мас­саж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, рас­ширения возможности речевых мышц и включения их в процесс произношения.

 

Искусственная локальная гипо- и гипертермии (ИЛГ)

Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) была создана и разработана во Всесоюзном научно-методичес­ком центре по восстановительному лечению детского церебрального паралича. ИЛГ — это одно из направле­ний современной криомедицины, которая использует в качестве лечебного фактора холодовое воздействие на органы и ткани (В.И. Грищенко, Б.П. Сандомирский, 1987). Использование ИЛГ в логопедической практике как средства коррекции мышечного тонуса способству­ет нормализации мышечных реакций. Все это создает благоприятные условия для коррекционной работы.

Искусственная локальная гипо- и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемператур­ных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций.

Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно. Существуют различные ва­рианты воздействия:

· только гипотермия (холодовой массаж);

· только гипертермия (тепловой массаж);

· гипотермия, затем гипертермия;

· поочередное использование тепловых и холодовых воздействий.

Показанием к применению данной методики являются:

· возраст с двух лет;

· формы ДЦП: спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма;

· различные виды артикуляционных апраксий;

· синкинезии в артикуляционной моторике;

· повышенная саливация.

Противопоказания к использованию ИЛГ:

· атонически-астатическая форма ДЦП;

· холодовая аллергия;

· индивидуальная непереносимость;

· заболевания ЛОР-органов и ОРВИ;

· эписиндром и повышенная судорожная готовность.

Пределы проведения холодовой аппликации огра­ничиваются языком, губами, и не затрагивают около­ушные и подчелюстные слюнные железы. Холодовую аппликацию необходимо начинать с пробной дозы воз­действия (3-5 с). Если не возникнет аллергических ре­акций, значит, метод приемлем для данного ребенка и может быть включен в схему коррекционно-логопедической работы.

Авторы методических рекомендаций К.А. Семено­ва, О.В. Степанченко и Л.И. Виноградова предлагают следующую методику использования ИЛГ в логопеди­ческой практике.

Лед в марле накладывается поочередно на мышцы артикуляционного аппарата: круговая мышца рта, большая скуловая мышца, подбородок в области подчелюст­ной ямки, язычная мускулатура. При накладывании льда на язык, придерживая последний за кончик марлевой салфеткой, делаем скользящие движения по кончику, спинке и боковым краям языка. Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора контрастное термальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей, особенно на кисть правой руки. При этом в качестве низкотемпературного агента выступает лед, а в качестве высокотемпературного — шерстяная варежка, опущенная в горячий на­стой трав успокоительного сбора. Продолжительность экспозиции в первый день проведения ИЛГ 10 с, затем при ежедневном увеличении процедуры на 10-15 с, сле­дует довести воздействие до 4 минут и в этом режиме продолжить курс, состоящий из 20-25 сеансов. Целе­сообразно проводить по три курса ИЛГ с перерывом в 10 дней, затем через 6 месяцев повторить полный курс лечения.

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне­ние неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под­бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений на­блюдается саливация, то перед артикуляционной гим­настикой рекомендуется проведение следующих уп­ражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-ак­тивных движений нижних челюстей. Сначала пас­сивно: одна рука логопеда — под подбородком ре­бенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.