Методы дивергентного речевого развития — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методы дивергентного речевого развития

2018-01-04 467
Методы дивергентного речевого развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дивергентное мышление — творческое, оригиналь­ное мышление. Характеризуется отсутствием стереоти­пов, выходом за рамки привычного, поиском нового. При таком мышлении при одной поставленной задаче или проблеме возникает множество решений. Противо­положность такого мышления — конвергентное мыш­ление. Оно направлено на поиск одного-единственного верного решения. В этом случае используется некая последовательность действий, усвоенная ранее. Дивер­гентное мышление является основой творчества.

Дивергентное речевое развитие — это развитие ре­чевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.

Дети при традиционном обучении в дошкольном уч­реждении, школе имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учеб­ных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для раз­вития творческого потенциала детей. Это можно осуще­ствить на лексико-грамматических занятиях, не отходя от традиционных программ, используя на обычных за­нятиях упражнения, направленные как на развитие ди­вергентного.

Основными требованиями, на которые нужно опе­реться при составлении и применении упражнений на развитие дивергентного мышления, являются следу­ющие:

1)найти для детей проблему, которая имеет множе­ство правильных решений;

2)поощрять детей в фиксировании и записи всех мыс­лей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются «дикими», непрак­тичными и сумасшедшими;

3)ценить не качество ответов, а их количество (устро­ить, например, соревнование, где выигрывает ребе­нок, предложивший больше способов решения про­блемы);

4)воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

Можно рекомендовать следующие упражнения, на­правленные на развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.

1.Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия весны и зимы (тепла и хо­лода, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов:

Весна — теплая, солнечная, веселая;

солнце —...

почки —...

листочки —...

подснежник —...

Зима — холодная, морозная, снежная;

мороз —...

снег —...

метель —...

2.Найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов:

колодец— ведро;

стол — дерево;

мороз — солнце;

кукла — девочка.

3.Речевые упражнения на поиск причин возникно­вения событий.

— Маше подарили на день рождения большую куклу.

— Море было большое и теплое.

— Солнце медленно заходило за горизонт.

4.Придумать рассказ, историю или сказку, исполь­зуя заданный набор слов, например:

Солнце, улица, светофор.

Самолет, дождь, горы.

Ветер, арбуз, машина.

 

Методы креативного речевого развития

Креативное речевое моделирование

Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводит­ся в несколько этапов.

1-й этап. Предлагаются несложные задания, элемен­ты которых ребенку уже знакомы,

Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предме­тов, явлений:

— лопата, сковородка;

— стол, шкаф;

— вилка, ножницы;

— книга, театр и т. д.

Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.

Например, возможны такие ответы при анализе при­знаков в паре «лопата, сковородка»:

Лопата и сковородка сделаны из железа.

И лопатой, и сковородкой можно защищаться.

На лопате и на сковородке можно что-нибудь пере­нести.

Лопата и сковородка сделаны руками человека.

2-й этап. Ребенку называются пары слов без нагляд­ной опоры, и он также ищет сходные признаки в дан­ных названиях:

— самолет, чашка;

— стадион, слон;

— комар, роса и т. д.

 

Мозговой штурм

Наиболее известным методом психологической акти­визации мышления является «мозговой штурм», предло­женный А. Осборном (США) в 1940-х годах. «Мозговой штурм» — это коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»», а также разде­ление процесса генерации и критики идей во времени.

Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:

· нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются;

· приветствуются любые идеи, в том числе фантасти­ческие. Нет плохих идей;

· поощряются развитие, усовершенствование и ком­бинирование чужих идей;

· идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафе­ту идей.

Главная цель — получить как можно больше идей. Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» являются создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни выс­казывать нелепые идеи из-за боязни их критики, при­влечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе.

Например, заключительное занятие по теме «Весна».

Педагог беседует с детьми о признаках весны. Дети называют. Затем педагог задает вопрос, требующий пси­хологической активизации мышления: «А что будет, если таять начнут все снега гор, полюсов, если будут идти, не прекращаясь, дожди?» Когда дети вволю нафантазируются, можно задать другой вопрос: «Ребята, а как мы поможем людям спастись от потопа?» и т. д.

«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно на всех лексико-грамматических занятиях, в игровой деятельности.

 

Обратная мозговая атака

Одной из разновидностей «мозгового штурма» явля­ется «Обратная мозговая атака». Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа.

На первом этапе выявляются все возможные недо­статки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи.

Вторым и третьим этапом являются этапы обычного «мозгового штурма». Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.

Например, занятие по теме «Огород».

Педагог беседует с детьми об огороде, как за ним ухаживают, что выращивают, когда производят посад­ку рассады и собирают урожай и т. д. Дети отвечают на вопросы. Затем педагог предлагает найти недостатки в посадке растений, самих овощах, сборе урожая. Каж­дый недостаток методом мозгового штурма анализиру­ется и совершенствуется. Например, помидор. Малень­кий — станет большим. Низко растет на тонких кусти­ках — будет расти на толстых и на уровне среднего человека. Требует постоянного ухода — вообще не надо заботиться, и т. д.

Корабельный совет

Еще одним коллективным методом психологической активизации мышления, который можно применять на лексико-грамматических занятиях, является «Корабель­ный совет». В этом методе так же, как при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию детей, участников совещания. Однако правила проведения этого совещания несколько отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма». Вот основные из них:

· высказываться по проблеме должны все;

· порядок и очередность выступлений устанавливает капитан — от юнги к капитану, от младшего к стар­шему;

· вопросы задает только капитан. Участники совеща­ния могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана;

· все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи, отобранные капитаном, в том числе и свои собственные;

· итоги работы совета подводит капитан.

Капитаном, пока дети не усвоили правила игры, может быть педагог. Все участники совещания выбира­ются педагогам, и каждый может побывать и в роли юнги, и в роли кока, и в роли рулевого и т. д.

Основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех работы совещания главным образом зависит от умения педагога создать спокойную деловую и творчес­кую обстановку, стимулирующую ребят на активный поиск решения проблемы.

 

 

Аналогии Синектика

Приемы использования аналогий относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пе­режитых мыслей, восприятий и «включить» богатую ин­формацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассо­циаций, которые, в свою очерёдь, стимулируют творчес­кие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие.

Прямая аналогия, в соответствии с которой осуще­ствляется поиск решений аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальней­шей адаптацией этих решений к собственной задаче.

Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними.

Например: на что может быть похоже платье — на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря, на оперение птицы...

На листву платье похоже потому, что дерево весной одевается, а осенью раздевается.

На стог сена платье может быть похоже по форме юбки.

На доспехи рыцаря платье похоже в том случае, если оно закрывает большую часть тела, и т. д.

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и путях решения проблемы.

Личная аналогия (эмпатия) предполагает постанов­ку себя на место объекта. В этом случае человек должен взглянуть на ситуацию «глазами изучаемого объекта». Например, что думает рыбка из аквариума об обитате­лях квартиры?..

Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?

Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании задачи пользуются образами, сравне­ниями и метафорами, отражающими ее суть. Использо­вание символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.

Символическая аналогия используется для поиска какого-то важного качества или свойства, характеризу­ющего сущность предмета или явления. Чаще всего это делается в виде яркой метафоры. Многие из этих мета­фор устоялись в языке и стали привычными.

Например:

небоскреб — очень высокий дом;

колотун — сильный мороз.

С помощью символов можно показать историю стра­ны, профессию, какое-то действие или процесс. Напри­мер: профессию учителя можно символически выразить горящей свечой или лампочкой.

Фантастическая аналогия предлагает ввести в за­дачу фантастические средства или персонажи, выпол­няющие то, что требуется по условию задачи. Фантас­тическая аналогия возникает тогда, когда используется фантастическое сравнение или невероятная сказочная ситуация.

Например: человек похож на самолет, на Бабу-ягу, на машину и т. п.

Задания:

1.На что похожи: лошадь, стол, машина, ракета, лист...? Объясните почему?

2.Подберите сравнения:

Вода в реке, словно...

Холодный ветер, словно...

Теплый ветерок, словно...

Свежий хлеб, как...

Черствый хлеб, как...

Объясни предложенные сравнения.

3.Что может означать выражение: золотой человек —

белая ворона — буря в стакане воды — золотые руки — золотая голова?

4.Какие предметы могут быть символами профес­сий: врач, моряк, учитель, летчик, садовод?

5.Что будет, если у нас удлинится на время нос?

— Можно будет понюхать цветы на клумбе, не вы­ходя из дома; можно будет определить, что вкусненько­го готовят соседи.

— Это хорошо, а что в этом плохого?

— Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

6.Человек может летать, как орел.

— Человек имеет сверхострое орлиное зрение, на­пример, видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, ви­дит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч.

— Человек питается орлиной пищей — грызунами, птицами.

— Человек покрыт перьями.

7.Придумайте органы чувств, которых нет у чело­века, но могли бы быть.

Например, не плохо бы чувствовать наличие радиа­ции, чтобы от нее уберечься.

Не плохо бы чувствовать нитриды и нитраты и дру­гие загрязнения. Есть прекрасное и редкое чувство — это чувство меры, не у всех оно есть.

Не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность

8. Поставить себя на место любого неодушевленного предмета и попытаться передать его мысли, чувства. Пример: Я — щетка.

Вопросы:

Что ты любишь?

Во что ты одеваешься?

С кем дружишь?

Чем питаешься?

Кого недолюбливаешь?

Ознакомление детей с предметами и материалами.

 

Оператор РВС

Существуют методы психологической активизации творческого мышления, которые можно использовать как при коллективном, так и при индивидуальном по­иске новых идей. К таким методам относится, напри­мер, «Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)». Для преодоления инерции мышления меняют эти парамет­ры объекта. Этот метод используется во многих сказках и фантастических романах: главный герой становится то большим, то маленьким, время то ускоряется, то за­медляется, вплоть до полной остановки («Приключения Гулливера», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о поте­рянном времени»), может назначаться любая стоимость объекта (сказки «Сливы за сор», «Жадный раджа»).

1. Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая увеличивает (уменьшает) предметы. Ты прика­саешься палочкой к предмету, и он начинает быстро расти (уменьшаться). Если палочку отодвинуть от пред­мета — рост (уменьшение) прекращается.

Что получится, если ты прикоснешься этой палоч­кой к чайной ложке, гусенице, наперстку?..

2.Представь, что у тебя есть машина времени. Ты можешь путешествовать во времени в прошлое и буду­щее, можешь остановить время для всех окружающих, а сам действовать. Что бы ты стал делать, чтобы предот­вратить аварии, катастрофы, предупредить людей от злых действий?

Что бы могла сделать Красная Шапочка, имея та­кую машину времени?

3.Представь, что ты попал вместе с друзьями на необитаемый остров, там ты нашел волшебный цветок, который может предоставить вам любые три предмета (какие ты пожелаешь). Что ты попросишь?

Представь, что какая-то из твоих вещей (карандаш, кукла, гвозди) внезапно стала очень дорогой. Ты мо­жешь обменять ее на множество других вещей и пред­метов. Что бы ты стал делать, чтобы эту вещь у тебя не украли? На что бы ты хотел ее обменять?

 

Метод маленьких человечков

Этот метод широко применяется в ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (недели­мость человеческого организма).

Техника применения метода сводится к следующим операциям:

· необходимо выделить часть объекта, которая не мо­жет выполнять требования задачи, и представить эту часть в виде маленьких человечков;

· разделить человечков на группы, действующие (пе­ремещающиеся) по условиям задачи.

Полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

С его помощью можно моделировать физическое со­стояние вещества — твердое, жидкое, газообразное, вза­имодействия между предметами. Ребенок понимает, что окружающий мир состоит из частичек, из этих части­чек состоят и твердые предметы, и вода, и воздух. Каж­дую такую частичку можно представить себе в виде маленького человечка. Если человечек крепко стоит на ногах и держится поднятыми руками за стоящих рядом других маленьких человечков — вещество твердое. Что­бы разорвать сцепление маленьких человечков — нуж­но потрудиться. Чем крепче вещество — тем плотнее стоят маленькие человечки друг к другу и тем крепче они держатся друг за друга (рис. 6).

 

Если человечки опустят руки вниз и перестанут дер­жаться друг за друга — вещество становится жидким. Части вещества легко отделяются друг от друга, но все еще находятся рядом. Плотную жидкость можно срав­нить с плотно стоящей толпой людей, например, в авто­бусе, которые не держатся друг за друга и потому ко­леблются в такт с движениями автобуса. Менее плот­ную жидкость можно сравнить с редко стоящими людьми (рис. 7).

 

Если человечки начинают активно двигаться — раз­бегаться, вещество становится газообразным. Процесс превращения одного состояния вещества в другое можно показать на примере превращения воды в лед или пар.

Задания:

1.Попробуй смоделировать с помощью метода ма­леньких человечков воду и сметану. Чем будут отли­чаться модели этих веществ?

2.Изобрази с помощью маленьких человечков лепе­сток розы, дерево, аквариум, снежинку, мокрый песок.

3.Что сначала может быть жидким, потом твердым? Перечисли как можно больше веществ.

Например: вода — лед, блины, канцелярский клей, холодец...

4.Что сначала может быть твердым, а потом жид­ким? Манная крупа, лед — вода, металл...

5.Как нужно подействовать на вещество, чтобы оно превратилось из твердого в жидкое и наоборот? Пере­числи возможные способы превращений.

6.Как нужно подействовать на вещество, чтобы оно превратилось из жидкого в газообразное и наоборот?

Метод «Хорошо — плохо»

Этот метод развивает умение видеть во всем хоро­шие и плохие (полезные и вредные) стороны. Рассмот­рим какой-нибудь предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хо­рошо и чем плохо.

Например. Лексико-грамматическое занятие по теме «Весна»: идет дождь...

Хорошо

растение будет лучше расти...

по лужам можно пускать кораблики...

всю пыль прибьет к земле, дома

и улицы будут чистые...

Плохо

нельзя гулять по улице...

можно промокнуть и заболеть...

вода в реке может выйти из берегов...

Найдите хорошие и плохие стороны в следующих предметах и явлениях: падает снег, есть велосипед, со­бака в доме, дети дерутся, слышна музыка, жаркое лето.

Метод можно использовать для соревнования двух детских команд. Одна команда говорит о хорошем, дру­гая — о плохом, по очереди. Та из команд, которая боль­ше не может ничего сказать, проиграла.

Игра «Хорошо — плохо».

Дерево — это хорошо или плохо?

Хорошо — укрывает от дождя и солнца.

Плохо — растет на площадке, мешает играть в мяч.

Хорошо — украшает город.

Плохо — дерево может загореться и вызвать пожар.

Хорошо — приносит плоды.

Плохо — когда бьет ветками в стекло — страшно.

Хорошо — из дерева можно построить дом и краси­вые сувениры.

Плохо — в нем живут насекомые-вредители.

Хорошо — птицы вьют себе гнезда.

 

Метод каталога

Метод каталога позволяет раскрепостить воображе­ние и дает возможность посмотреть на изучаемый объект с неожиданной точки зрения. Он стимулирует познава­тельный интерес и порождает новые, необычные и ин­тересные идеи. Суть метода заключается в следующем: знакомясь с каким-то объектом, мы берем любой, не относящийся к этому объекту предмет и перечисляем его признаки и свойства. Затем рассматриваем каждый перечисленный признак и пытаемся понять, как он свя­зан с изучаемым объектом.

Например, знакомимся с понятием «птица». Берем любое слово — «лопата» и перечисляем ее признаки и свойства: лопата — металлическая, деревянная, копа­ет, большая, маленькая и т. д.

Что означает металлическая птица? Это может быть часть памятника из чугуна, птица с оперением с метал­лическим отливом — голубь.

Что означает деревянная птица? Это птица — рису­нок на деревянной расписной посуде, птица, у которой жесткое мясо — «как деревянное»...

Какая самая большая птица? Орел, страус и т. д.

С помощью метода каталога можно рассматривать любое понятие из лексико-грамматической темы.

 

Игра «Наоборот»

Эта игра позволяет лучше осмыслить действия с пред­метами и помогает найти неожиданные решения проблем. Например: карандаш используют для рисования. Что такое антикарандаш? Это может быть предмет, который уничтожает нарисованное, мешает рисовать там, где это­го делать нельзя. Теперь перечислим предметы, которые могут выполнять эти функции: старательная резинка; специальная бумага, с которой через некоторое время исчезает нарисованное; специальные чернила, которые не видны в обычных условиях; датчик, определяющий качество поверхности, пригодной для рисования, и т. д. Таким образом, можно наметить пути усовершенствова­ния вещей и предметов, подойти к изобретению нового.

 

Морфологический анализ

Создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки, кото­рый применил этот подход в 1930-е годы. Сущность мето­да заключается в стремлении систематически охватить все (или хотя бы главнейшие) варианты структуры совершен­ствуемого объекта, исключить влияние случайности.

Метод включает следующие шаги:

· выбирается объект;

· составляется список основных характеристик или частей объекта;

· для каждой характеристики или части перечисля­ются ее возможные исполнения;

· выбираются наиболее интересные сочетания возмож­ных исполнений всех частей объекта.

Анализ удобно вести с помощью многомерной таб­лицы, получившей название морфологического ящика.

Для детей дошкольного возраста главным в этом методе является нахождение наибольших количеств все­возможных комбинаций. Пример:

 

Действующие лица Вид деятельности Объект деятельности
кошка ловит мышей
официант разносит мороженое
комар кусает медведя

 

В результате получается 27 вариантов. Приведем только часть:

Кошка ловит мороженое. Кошка ловит медведя. Официант ловит мышей. Официант кусает медведя. Комар разносит медведя.

Метоп фантограмм

Метод был предложен Г.С. Альтшуллером. Он несколь­ко усовершенствует морфологический анализ. Простые приемы преобразования применяются не только к объекту и его частям, но и к универсальным свойствам объекта. При составлении фантограммы по одной оси выписыва­ются характеристики объекта: вещество, физические свой­ства, способ передвижения, сфера обитания, цель и т. д. А по другой оси — типовые приемы.

ЗАЯЦ

Пример:

Бегает, наоборот — летает, ползает.

Спасается: имеет волшебные сапоги-скороходы, уве­личивается в размерах и способен съесть лису, что про­изойдет?

— Перенесем зайца из степи в море — как будет пе­редвигаться, чем питаться и т. д.?

В результате морфологического ящика получится 25 сочетаний. Результат — активизация детской речи.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.