Сладостное прославление Радха-кунды — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сладостное прославление Радха-кунды

2018-01-04 374
Сладостное прославление Радха-кунды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Маханидхи Свами

РАДХА КУНДА МАХИМА МАДХУРИ

Сладостное прославление Радха-кунды

Кунджа Шри Лалиты сакхи (к северу от Радха-кунды)

Кунджа Лалиты имеет форму огромного лотоса, и в ней можно насладиться всеми временами года. Она самая боль­шая и наиболее дорога Радхе и Кришне, потому что всегда наполняет Их величайшей радостью. В этой кундже есть площадки из золота, хрусталя, сапфиров и лазурита. В цент­ре расположен золотой храм в форме лотоса с тысячей ле­пестков, который называется Анангам-рангамбуджа. Эта кунджа уменьшается или увеличивается в размерах по же­ланию Радхи-Мадхавы.

Восемь меньших кундж вокруг нее напоминают свои­ми очертаниями лотосы с восемью лепестками. Одна из них, Васанта кунджа, дарует весеннее наслаждение своими прекрасными белыми, синими, красными, желтыми и зеле­ными цветами, жужжанием пчел и сладостным пением ку­кушек.

К юго-западу от кунджи Лалиты распрложен трехэ­тажный храм-лотос удивительнейшей красоты. В нем на двух этажах расположено шестнадцать богато убранных комнат. Со всех четырех сторон в храме есть окна и вход­ные двери. Внутри на стенах храма — изображения сокровенных игр Радха-Мадхавы {раса-хила, пурва-рага и другие), инкрустированные драгоценными камнями;

Глава 4. ОписаниеРадха-кунды

снаружи изображены игры Кришны, в которых Он убивает демонов (Путану, Ариштасуру и других). На третьем же этаже большой изукрашенный драгоценными, камнями ку­пол поддерживают красные коралловые колонны срезны­ми хрустальными основаниями. В этом зале на открытом воздухе Радха и Кришна наслаждаются прекрасным видом на Радха-кунду.

Лотосные качели Лалиты

К юго-востоку от кунджм Лалиты есть огромные качели в форме лотоса, называемые Мадана Додана. Они подвешены к двум деревьям бакула на четырех толстых шелковых ка­натах. На качелях укреплены восемь рубиновых сидений с коралловыми спинками в сорок пять сантиметров высотой и с подножиями в форме лотосов. На каждом сидении — подушки из хлопка, обтянутые шелком, а также круглые подушечки и валики. Прекрасный балдахин из яркого гобе­лена натянут над Радхой и Кришной, когда Они качаются на качелях.

Ашта-сакхи. сидят вокруг Радхи-Мадхавы и поют ра­достные песни, в то время как Вриндадеви раскачивает ка­чели. И хотя сакхи сидят вокруг Радхи и Кришны, кажется, будто Божественная Чета улыбается одновременно каждой из них.■..

2. Кунджа Шри Вишакхи Деви

(к северо-востоку от Радха-кунды)

Красные, синие, желтые и зеленые цветки четырех больших деревьев чампака источают сильнейший аромат и затап­ливают им все вокруг кунджи Вишакхи. Синие, зеленые и

СладостноепрославлениеРадха-кунды

желтые пчелы, попугаи и кукушки оживляют атмосферу своими яркими цветами, жужжанием и сладостным щебе­том. Опьяненные пчелы, подобно стражам, готовы выпро­водить непрошеных гостей. Лозы мадхави обвили склонив­шиеся к земле ветви деревьев чампака и затенили собой все, сделав кунджу похожей на дворец. Под деревьями рас­положены площадки, на которых приятно сидеть, благода­ря прохладе, создаваемой плотной листвой над головой. Рад-ха и Кришна всегда вкушают здесь сладчайший нектар любовных игр.

Кунджа Шри ЧитрыДеви (разноцветная, к востоку от Радха-кунды)

Слово читра означает «разноцветная» или «прекрасная». Вот почему деревья, лозы, птицы, пчелы, животные, двори­ки, площадки, качели и троны в этой кундже всевозможных форм и цветов.

Кунджа Шри Ранга Деви

(цвета шьям, к юго-западу от Радха-кунды)

Эту темно-синюю кунджу Шримати Радхарани любит больше всех остальных, потому что все здесь напоминает Ей о Ее возлюбленном Шьямасундаре. Земля, храмы и домики выложены синим сапфиром. Темно-синие лианы обвивают деревья тамала.

Когда непрошеные гости, такие, как бабушка Шри Рад­хи, Мукхара, или Ее старшие подруги-гогаг, проходят мимо, они не видят, что Шьяма сидит рядом со Своей возлюблен­ной Шримати. Радуясь при виде благочестивой Шри Радхи, которая сидит одна, старшие благословляют Ее и уходят.

СладостноепрославлениеРадха-кунды

7. КунЪжа Шри Тунгавидьи (темно-красная, к западу от Радха-кунды) <

Вся роща выложена рубинами. По желанию Кришны лозы, деревья, цветы, птицы, животные, качели и тропинки здесь стали темно-красными.

Кунджа Уджджвалы

(к северо-востоку от Шьяма-кунды)

Эта кунджа — в распоряжении Вишакхи Сакхи. Топы от­дали гопи все свои кунджи, расположенные вокруг Шьяма-кунды. К водам обеих кунд спускаются покатые берега, так что коровы Кришны и другие животные тоже могут омы­ваться в кундах.

Глава 5

ИГРЫ НА РАДХА-КУНДЕ

Каждый день Радха-Шьямасундара встречаются у Радха-кунды и проводят вместе около шести часов (с 10.48 до 15.36), наслаждаясь блаженными прекрасными сокровен­ными играми. Это Их дневные игры, или мадхйахна лила. В дневное время Радха и Кришна наслаждаются такими иг­рами, как спор о сорванных цветах, похищение флейты Кришны, наваграха пуджа, холи, джхулана, кунджа-кели, джала-кели, мадхупан, игра в кости, пикники в лесу и про­гулки по шести лесам времен года

«Обычно шесть времен года следуют одно за другим. В одно время проявлены признаки только одного из них. Но во Вриндаване Кришна, Луна Вриндавана, может когда угодно наслаждаться любым временем года по Своему же­ланию. Вб Вриндаване все времена года вечны и преданно служат Кришне, Луне Вриндавана Топи с любовью наря­жают Кришну гирляндами и другими украшениями из цветов, цветущих в разные времена года» («Враджа-рити-чинтамани»).

В «Шри Кришна Бхаванамрите» говорится, что в каждом лесу времени года проходит своя особая лила. Холи лила (веселое брызганье красящими жидкостя­ми)— в весеннем лесу. Дждлй кели (купание и игры в

СладостноепрославлениеРадха-кунды

водах Радха-кунды) — в летнем. В лесу сезона дождей Рад-ха-Мадхава наслаждаются качанием на качелях, джхула-на ятрой. Радха-Говинда танцуют экстатический танец раса в осеннем лесу. Мадху&ан лила (вкушение пьяняще­го медового вина) происходит в лесу начала зимы, Хеман-та. А чудесными пикниками Божественная Чета наслаж­дается в зимнем лесу.

Далее мы опишем некоторые из игр Радха-Мадхавы у Радха-кунды. Но сначала вспомним вечные дневные игры Шри Чайтаньи Махапрабху, которые Он являл в Шри На-вадвипа-дхаме. Приведенный ниже стих, который можно петь на мотив молитвы Шести Госвами, взят из «Шриман-махапрабхор-аштакалийа-лила смарана-мангала-стотрам» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура-

мадхйахне соха таих сва-паршада-ганаих,

санкиртайад-идришам.

садваитенду-гададхарах кила саха,

шрилавадхута-прабхух.

араме мриду-марутаих шиширипшир,

бхринга-двиджаир-надите.

свам вринда-випинам смаран бхрамапш йас,

там гаурам адхйемй ахам.

«Весь день (с 10.48 до 15.36) Шриман Гаурасундара, Шри Нитьянанда Авадхута, Адвайта Ачарья, Гададхара и все дорогие сердцу Господа преданные продолжают свою экстатическую санкиртану. Потом они гуляют по лесам времен года в Надии. В этих лесах, полных жужжащих пчел и щебечущих птиц, всегда царит прохлада благодаря бри­зам с Ганга. В этих приятных и красивых местах Господь Чайтанья вспоминает Свои игры — игры Радхи и Кришны,

Глава 5. ИгрынаРадха-кунде

которые в это же-время проходят в лесах Вриндавана. Давайте же будем медитировать на Шри Гаурангу и Его дневные игры».

А вот описание из «Гауранга Лиламриты»: «Попугаи кричат: «Джай Шри Шачинандана! Слава! Слава Радхе и Кришне, соединившимся в единой форме! Слава, Слава Ему, явившему все эти деревья, исполняющие желания!» Према каждого вриндавана-васи возрастает бесконечно, когда Радха и Кришна играют здесь, в Навадвипё!»

Слушая слова попугаев, Господь Чайтанья в Своем уме вспоминает полуденные игры Радхи и Кришны у Радха-кун-ды. То Он говорит: «Кто украл Мою флейту?», то — «Смот­ри-ка! Я выиграла у Тебя в кости!», то — «Давайте играть в водах этой кундьй», — а то — «Ну же! Пойдемте к месту Су-рья-пз/Эжгг!»

Радха-кунда лила — два Кришны в одной кундже

Однажды возле Радха-кунды Кришне захотелось одеть Рад-харани так, чтобы Она была в точности похожа на Него. По велению Кришны манджари намазали золотое тело Шри-мати черным агуру и кастури (оленьим мускусом). Затем они задрапировали Шри Радху в желтое дхоти Шьямы, на­дели на Нее Его украшения и заткнули Ей за пояс флейту Кришны..

Шри Радха, одетая, как Кришна, села на асану из тра­вы куша, покрытую тигровой шкурой, лицом на север. Взяв четки рудракша, Шри Радха, похожая на великого йога, стала молча медитировать. Кришна сел подле Шри Радхи на другую асану. Сакхи очень смутились, когда, придя в кунд-жу, увидели, что в медитации пребывают два Кришны.

СладостноепрославлениеРадха-кунды

Одна сакхи сказала: «Что это за место такое, что здесь два Кришны? Посмотрите — оба Они синего цвета исъям, с цветочными гирляндами на шеях и павлиньими перьями в волосах».

Сакхи пришли в замешательство и очень встревожи­лись: как же они объяснят исчезновение Шри Радхи Ее све­крови Джатиле? Подумав, что «йог» с четками рудракша и есть настоящий Кришна, сакхи решили, что второй Криш­на — это Шри Радха.

Сакхи сказали: «Хе Радхе! Зачем Ты оделась, как этот беспутный влюбленный? Пусть Кришна сидит на Своей ти­гровой шкуре и повторяет мантры. Нам надо уходить отсю­да немедленно!»

Подражая голосу Шри Радхи, Кришна ответил: «О Лали-та! Я очень стесняюсь сказать тебе, что сделал Кришна, чтобы Я стала такой. Если ты пойдешь со Мной в укромное место, Я все расскажу тебе».

Услышав знакомый голос, сакхи обрадовались, что на­шли Радху. Прикоснувшись к телу Кришны, они сказали: «Если не считать голоса, тело Твое в точности похоже на те­ло Кришны. Как это случилось?»

Продолжая подражать голосу Радхи, Кришна сказал: «Кришна загипнотизировал Меня при помощи мантр. По­том Он пропел мантры над пригоршней воды, которой по­сле этого натер Мое тело. И удивительным образом каждая часть Моего тела стала точно такой же, как у Него. Посколь­ку рот Мой был закрыт, заколдованная вода не коснулась Моего горла и не повлияла на голос. Я очень стесняюсь рас­сказать вам, что Он сделал после этого».

Сочувствуя Радхе, все сакхи, кроме Лалиты, покинули кунджу. Они знали, что потом Лалита им все расскажет. За­тем Кришна привел Лалиту в другую сокровенную кунджу.

56

Глава 5. ИгрынаРадха-кунде

И там Радха (Кришна) крепко обняла Лалиту и стала стра­стно целовать ее. Вздрогнув, Лалита спросила: «О Радха' Что Ты делаешь?»

По-прежнему подражая голосу Шри Радхи, хитрый Кришна ответил: «О Лалита! Я так стеснялась рассказать те­бе, что Кришна сделал со Мной, что решила вместо этого показать, что Он сделал».

Тут Кришна перестал подражать голосу Радхи и стал наслаждаться с Аэлитой Сакхи радостью и смехом к их об­щему удовольствию. Пообещав хранить тайну Кришны, Ла­лита ушла из кунджи и присоединилась к остальным сакхи. Лалита сказала Вишакхе: «О сакхи\ Если ты хочешь знать, что случилось с Радхой, ступай в эту кунджу и сама все узна­ешь». И Кришна играл в ту же лилу по очереди с Вишакхой, Чампакалатой, Читрой и другими сакхи.

Холи лила

Холи лила проходит на красочной площадке, инкрустиро­ванной драгоценными камнями, в северо-западной части кунджи Лалиты, в весеннем лесу. Площадку украшают ис­кусные рисунки, нанесенные рисовой пастой. Здесь приго­товлено множество золотых кувшинов с красками: с муску­сом кастури, кункумой, агуру и сандаловой пастой, разведенными водой; Наготове было множество украшен­ных драгоценными камнями пинкари для разбрызгивания красок.

Здесь есть и стрелы-цветы из кункумы, камфары и дру­гих компонентов. И особые «бомбы» из камфары, кункумы, кастури и агуру в оболочке из лача Они устроены столь искусно, что взрываются в воздухе, окатывая краской свер­ху. Для снятия усталости после игры здесь приготовлены

СладостноепрославлениеРадха-кунды

освежающие напитки из пана, ароматизированная розовая вода и. гирлянды из свежих цветов.

Вриндадеви одевает Кришну и гопи в тончайшие белые одежды, надевает на них гирлянды, предлагает им пан и ук­рашает их чанданой. Кришна стоит на одном краю пло­щадки лицом к Шри Радхе и сакхи, занимающим другой край. Битва Холи начинается в любовном умонастроении. Ароматизированные порошки начинают летать повсюду. По звуку тетивы лука Купидона Кришна и гопи одновре­менно осыпают друг друга разноцветными жидкостями и стрелами косых взглядов.

Вскоре лбы гопи покрываются бусинками пота. Цветы выпадают из их кос по мере того, как волосы расплетаются и рассыпаются по плечам. В передниках у них: ароматичес­кие порошки. Топи поют красивые песни, чтобы усилить любовное умонастроение.

Радхика и гопи окатывают своего возлюбленного Шья-му премой, бросая в Него цветочные «бомбы», ароматичес­кие порошки и брызгая в Него из пинкари. И все это в иг­ривом любовном умонастроении. Помните, что все эти вещества — агуру, кастури, кункума, чандана, камфара и шафран — доставляют удовольствие. Таким образом, того, на кого эти вещества попадают в большом количестве, охва­тывает экстаз.

Брызги красок, летящих из пинкари Кришны, восхити­тельны. Они вылетают единой струей и в воздухе разделя­ются на сотни, тысячи и миллионы брызг, орошая тела гопи. «Бомбы» из лача ударяются о землю и взрываются, осыпая всех цветными ароматическими порошками.

Поскольку одежды у всех промокли насквозь, цветные порошки пристают к телу. Тела и одежды гопи становятся разноцветными, когда в них попадает «бомба» из кункумы

Глава 5. ИтрынаРадха-кунде

с камфарой, синдхурой и цветочной пыльцой. На земле, в небе —т повсюду цветные порошки и струи красок, летящие из пинкари.

Когда Кришна пытается дотронуться до Шри Радхи, Она намазывает Его душистой пастой. Некоторые гопи, под­кравшись к Кришне сзади, окатывают Его из кувшинов, под­крашенной водой Все сакхи смеются, когда одна из них ла­донями закрывает Кришне глаза. Потом гопи окружают Кришну и бросают в Него ароматические порошки. Пользу­ясь тем, что они так близко, Кришна обнимает их, бросает им в лицо ароматические порошки и целует их. На протя­жении всей игры гопи и Кришна дразнятся и подшучивают друг над другом. Вот каким стихом Шри Кришнадас Кави-радж завершает описание этой удивительной лильс

«Удивительное зрелище — грозовое облако, спустив­шееся на землю. Более удивительно — увидеть, что оно при­няло человеческую форму. Еще более удивительно, когда молния проливает из него расу. Но когда мириады прекрас­ных молний постоянно сверкают, обдавая это облако потен-ками окрашенной воды, — это удивительнейшее зрелище! Вот почему воробьи чатаки всегда пьют глазами чистей­ший нектар этого облака!» («Говинда-лиламрита»).

Джала-кели

Вриндадеви ведет Радха-Мадхаву и гопи к Радха-кунде, что­бы они насладились играми в прохладных освежающих во­дах. Хотя обычно лебеди, кукушки, попугаи и чатаки поют в разные времена года, в это время они поют все вместе у Радха-кунды, чтобы доставить удовольствие Кришне. Врин­дадеви одевает гопи в тончайшие белые одежды для купа­ния. Так же одевается и Кришна

СладостноепрославлениеРадха-кунды

Подойдя к самому берегу, гопи весело уговаривают друг друга войти в воду. Некоторые застенчивые гопи меш­кают и пытаются убежать. Их подруги со смехом ловят их за одежды и стягивают в воду. Те из гопи, что уже в кунде, своими лотосными ладошками брызгают водой в тех, что еще на берегу.

Чтобы спастись от нападения Кришны, гопи стоят на мелководье, где вода доходит лишь до колен или до бедер. Кришна, стоя по пояс в воде, вызывает гопи на водную бит­ву. Боясь, что Шьяма схватит их, гопи не сразу отвечают Ему. Все гопи держатся за руки, образуя золотую сеть, которой они и окружают Кришну.

Топи обдают Кришну брызгами, смешанными со све­жей цветочной пыльцой и медовым нектаром, сочащимся из розовых, желтых, красных, белых и синих лотосов. Вдруг Кришна с силой обрызгивает всех гопи и смешивает их ряды.

Намокая, тончайшие одеяния гопи льнут к их телам, открывая взгляду всю их совершенную красоту. Глаза Кришны подобны опьяненным слонам, купающимся в нектарных реках восхитительного даршанси Враджа-готш становятся пассивными. Хотя они и надувают губы и дро­жат от холода, лица их светятся улыбками.

На берегу Радха-кунды расположились две группы бо­лельщиков. Из одной беседки за битвой смотрят Вринда, Дхаништха и Нандимукхи. Когда гопи начинают побеж­дать Кришну, они. бросают лепестки и кричат: «Джай Радхе! Радхе!» В другой беседке сидят Субала, Мадхумангала и Кун-далата. Когда Кришна одерживает верх, они бросают цветы и кричат: «Джай Кришна! Джай Кришна!»

Кришна и гопи снова начинают сражаться. Снача­ла они лишь слегка плещут водой друг в друга. Затем, по мере возрастания энтузиазма, обе стороны начинают брыз-

Глава 5. ИгрынаРадха-кунде

гаться все сильнее в азартнейшем состязании. Из-под лотос-но-красных ладошек гопи непрестанно летят стрелы брызг, осыпающие тело Кришны, подобно стрелам Купидона.

Кришна, силой подобный льву, мощными брызгами по­беждает гопи, подобных оленям. Топи не в силах противить­ся штурму Кришны. Оставив всякую надежду на победу, они опускают головы и закрывают лица руками. Видя триумф Кришны, Мадхумангала кричит со своей трибуны:

«Эй, Сакха\ Ты победил! Ты победил! Смотри-ка, эти гордячки сакхи хотят спрятать свои драгоценности и убе­жать! Скорее хватай их украшения и отдавай мне! Я продам их в Матхуре и накуплю сладостей!»

Лалита, рассердившись на нелепое заявление Бату (прозвище Мадхумангалы), выкрикивает:

«Эй, ты, негодяй! Погоди, мы еще отплатим тебе!»

Тем временем Мадхусудана (Кришна) готовится со­брать трофеи: объятья, поцелуи и украшения гопи. Топи потеряли интерес к битве. Руки их опустились, волосы, одежды и гирлянды сбились. Видя, что Ее прия-сакхи (бли­жайшие подруги) устали и растрепаны, а Кришна улыбает­ся Своей победе, Радха клянется нанести поражение воз­гордившемуся герою.

Топи было запрещено вмешиваться в битву Божествен­ной Четы. Сражение началось с воды, потом Радха-Мадхава стали все ближе подходить друг к другу, сначала соприкос­нулись их руки, потом ногти, губы и, под конец, даже зубы. Сакхи окружили Божественную Чету кругом любви и под­держки. Яростный натиск Радхики так ошеломил Кришну, что Тот лишился чувств.

Лалита Сакхи сказала: «Хе Раи (Радха)! Теперь Ты мо­жешь остановиться. Взгляни! Корона Кришны свалилась с Его головы, а драгоценный камень каустубха принял

Мы обращаемся ко всём

С просьбой о пожертвовании

Преданные должны жертвовать лакшми на поддержание этого и всех остальных священных мест, которые мы посе­тим во время нашей парикрамы. В ведических шастрах утверждается, что, придя к садху (святому) или в храм Гос­пода Шри Кришны, человек должен сделать похсертвова-ние. Подношение может быть скромным и состоять из зла­ков, фруктов, сладостей или овощей, а может представлять собой и большие суммы денег.

Пренебречь этим ведическим предписанием и не по­жертвовать ничего означает совершить оскорбление. «Тот, кто обладает одними лишь книжными познаниями и не желает следовать предписаниям шастр, не может считать­ся добродетельным человеком» («Шримад-Бхагаватам», 1.13.31, комм). Один разгневанный пуджари-враджаваси так изложил мне свои мысли на этот счет:

«Махарадж, западные преданные тратят около соро­ка тысяч рупий на одни только билеты, чтобы прилететь во Вриндаван из Америки или Европы, так ведь? Они тра­тят эти деньги, чтобы увидеть изначальные Божества Вриндавана: Говиндаджи, Дамодару, Радхараманаджи и других. Их главное занятие здесь — это получение даргиа-на, омовение в Ямуне и Радха-кунде и парикрама вокруг Гирираджа.

Но можете ли Вы объяснить мне, Махарадж, почему западные преданные, преодолев столько препятствий для того, чтобы приехать сюда, получают даршан Тхакураджи (Божества Шри Кришны), выражают свое почтение — и просто уходят, не пожертвовав ни пайсы? Разве они приез­жают не из богатейших стран мира? Что это сними? Даже

Глава 8. ПарикрамапоРадха-кунде

самый бедный индиец жертвует несколько рупий, получив дарщан Тхакураджи».

Во всех ведических предписаниях подчеркивается, что домохозяева должны раздавать милостыню, чтобы очистить нажитое богатство, В«Шримад-Бхагаватам»(1.13.31) гово­рится, что Махараджа Юдхиштхира был праведным царем и достойным подражания грихастхой. Он занимался бла­гочестивой деятельностью, предписанной домохозяевам, ежедневно лично раздавая пожертвования в храмы, брах­манам и так далее.

Бали Махараджа был великим царем и грихастхой, который стал вечным спутником Верховного Господа, по­жертвовав все, что у него было. В «Бхагавад-гите» Шри Кришна говорит: йе йатха мам прападйанте — «Я ода­ряю тебя по твоей преданности Мне». Далее, в одиннадца­том стихе двенадцатой главы «Гиты», Кришна говорит: карма пхака тйагам — человек обретает умиротворе­ние, отказываясь от плодов своей деятельности. Спокойст­вие ума необходимо для того, чтобы стать сознающим Кришну.

«Милостыня, поданная в соответствии с предписания­ми, без ожидания выгоды, в нужное время, в надлежащем месте и достойному человеку, является милостыней в гуне благости» («Бхагават-гита», 17.20).

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада го­ворит. «Духовное совершенство имеет важное значение. Вот почему давать пожертвования рекомендуется в местах паломничества (таких как, например, Вриндаван) или достойным брахманам, или в вайшнавские храмы». Поми­мо того, что благотворительность — это одна из шести брах-манических добродетелей, раздача пожертвований необхо­дима для самоосознания. «Не занимаясь подвижничеством

СладостноепрославлениеРадха-кунды

иНе жертвуя свои богатства, невозможно обрести милость Верховного Господа» («Шримад-Бхагаватам», 3.24.3, комм).

В Конце концов, мы должны отдать Кришне все, так почему бы не начать с нескольких рупий? Совершая пари-краму, йадо отдавать приемлемые пожертвования в каж­дом храме. Пож&луйста, помните, что минимальная сумма, двадцать рупий, в Америке— всего лишь пятьдесят центов. Приезжие^преданйые обычно тратят сто-трисга рупий в день на еду и питье, а на парикраме не хотят потратить и десяти рупий на служение Господу Кришне.

У нас искаженная система ценностей, это очевидно. Мы без долгих раздумий щедро тратим деньги на нужды своего тела. Но, к сожалению, когда речь заходит о служении Криш­не и очищении души, мы становимся скупцами. Мы смирен­но просим всех преданных не скупиться и жертвовать в те храмы, которые они посещают. Давать пожертвования на Радха-кунде особенно благоприятно, потому что это самое важное место во всем духовном царстве Вриндавана.

Шри Шри Тхакура Радха-Гокулананда ки джай! Щри Щри Радха-кунда Шъяма-кунда ки джай!

2. Шри Кундешвара Махадева Мандир

Идите дальше по дороге, ведущей к Радха-кунде, по правую руку от вас будут два магазина, торгующих сладостями. А по левую руку, на обочине дороги, прямо перед тем, как спра­ва от вас покажется Радха-кунда, вы увидите маленький бе­лый мраморный храм Кундешвары Махадевы (Господа Шивы). Внутри храма растет священное дерево титул.

Отсюда, с западного берега, Господь Шива защищает священное озеро Радхи от вторжения недостойных людей.

Глава 8. ПарикрамапоРадха-кунде

Господь Шива, как оберегающее Божество, служит Божест­венной Чете повсюдуво Враджа-мандале, охраняя наиболее сокровенные места Их игр, такие как Радха-кунда, Вамши-вата, Манаси Ганга и другие. Следующие цитаты из шастр помогут осознать положение Господа Шивы..<

«Господь Шри Кришна сказал: «Внемли Мне, о Шива, ты столь же дорог Мне, как и Мое тело. Тот, кто дорог те­бе, Мне еще дороже. Я позволяю тебе жить во всех Моих обителях. Ты защищаешь и поддерживаешь все святые дхамы. Тот, кто заявляет, что лредан Мне, но пренебрега­ет тобой, всего лишь притворяется Моим преданным» («Сканда пурана»).

«Господь Кришна сказал: «Как могут те, кто не выказы­вает почтения лучшему из Моих преданных, Господу Шиве, стать Моими преданными?» («Ади-вараха пурана»).

«Шри Чайтанья Махапрабху говорил, что никто не дол­жен критиковать или принижать положение Его энергий, проявленных в формах полубогов и полубогинь. Выражая любовь и почтение к ним, человек укрепляет свою предан­ность Господу Кришне» («Чайтанья-бхагавата»).

«Если человек относится к Господу Шиве с преданнос­тью и почтением* сердце его сразу же очищается» («Шри-мад-Бхагаватам», 4.7.10, комм).

Преданный должен смиренно и почтительно просить у Шри Кундешвары Махадевы разрешения' войти в пределы Радха-кунды. Мы. должны искренне молить Господа Шиву дать нам возможность служить лотосным стопам Радха-Мадхавы на берегу Радха-кунды. Господа Шиву можно лег­ко умилостивить, предложив ему цветы и воду из Шри Рад­ха-кунды.

Господь Шива вознес множество чудесных молитв во славу Радха-Шьямасундары. В «Урдхвамнайа Тантре»

Суръя-кунда

Продолжая Свои дневные забавы на Радха-кунде, Радха-Мадхава приходят сюда, чтобы «поклоняться» Сурьядеве, богу солнца На самом же деле это Кришна являет Свою форму бога солнца, чтобы принять поклонение. Он также принимает облик пуджари Вишва Шармы, вместе со своим закадычным другом Мадхумангалой играет роль «священ­нослужителя» Радхи.

«Все полубоги —. живые существа, назначенные на эти должности за свои великие заслуги и благочестивые поступки. И только Верховное Божество, Сурья Нарая-на, — воплощение Верховной Божественной Личности» («Шримад-Бхагаватам» 523.3, комм.). «Верховное Божест­во солнца — Господь Нараяна. Ему поклоняются, произно­ся Гаятри мантру: ом бхур бхувах свах тот савитур ва-ренйам бхарго девасйа дхимахи. Господь Нараяна пребывает внутри солнца» («Шримад-Бхагаватам» 5.7.13, комм.). Поскольку Кришна уже пребывает внутри солнца, Ему несложно принять форму Сурьи Нараяны в этой весе­лой игре.

Взяв такси от Радха-кунды, вы сможете добраться до Сурья-кунды (возле деревни Басанти) и вернуться обратно за два часа. Вы можете заказать такси от Говардхана через Махеша, владельца магазина тканей, что напротив Божест­ва Ханумана у Радха-кунды (см пункт 47). Это будет стоить двести рупий.

Глава 8. ПарикрамапоРадха-кунде

Если у вас есть машина, поезжайте на восток по доро­ге во Вриндаван до деревни Рал (девять километров), это будет первый оживленный перекресток слева. Сверните влево на асфальтовую дорогу прямо перед деревней Рал. По пути не забывайте спрашивать у местных жителей дорогу на Сурья-кунду (от поворота до нее около шести километ­ров). Дорога петляет по многочисленным полям. Когда приедете в маленькую деревушку, окружающую Сурья-кунду, спросите в храме Гаура-Нитай, как пройти к Сурья Мандиру и кунде.

Однажды, купаясь, Радха положила Свою мукуту (зо­лотую корону) на скалу. И на этой скале, которая оплави­лась от экстаза при Ее прикосновении, до сих пор сохрани­лись следы золота короны Радхи. Вы можете получить даршан этой скалы в недавно отреставрированном храме Гаура-Нитай, что справа от кундъи Она врезана в стену вну­три самадхи мандира Мадхусуданы даса Бабаджи, распо­ложенного внутри храма Гаура-Нитай. Джаганнатха Дас Бабаджи, ученик Мадхусудана Бабы, какое-то время совер­шал здесь бхаджану. Самадхи Шри Бхагаваты Даса Бабад­жи, веша гуру Шрилы Гауракишоры Даса Бабаджи, тоже находится здесь. Храм Сурьи Нараяны (храм бога солнца) расположен на берегу кундъи

Иногда Кришна приходит сюда, собирает цветы и дела­ет гирлянды для Шримати Радхарани. Сакхи передают их Радхарани, и Она тотчас узнает, что эти гирлянды искусно на­низаны Ее возлюбленным. Радхарани приходит в восторг от запаха мускуса, алоэ, сандала и камфоры — запаха лотосных рук Кришны, который все еще держится на цветах.

«Взгляните на божество Сурьядевы в Сурья Мандире, что в лесу. С великой радостью Шримати Радхарани и Ее сакхи пришли сюда, чтобы поклониться Сурьядеве. Сам

СладостноепрославлениеРадха-кунды

Кришна стал священнослужителем и с наслаждением про­водит пуджу. Это божество Сурьядевы очень милостиво и дарует любовь к Кришне. Л г поклоняюсь Сурьядеве, отцу Ямуны, изгоняющему все недуги. Он дарует привязанность к лотосным стопам Кришны, апотому он — основа всего благополучия» («Бхакти-ратнакара»).

Шри-Шри Радха-Мадхава нитья-лила ки джай! Шри Суръя Нараяна ки джай!

СуръяПуджа

Это описание ежедневной игры Радхи-Мадхавы, поклоне­ния Сурье Нараяне, — из «Говинда-лиламриты» и«Криш-на-бхаванамриты». Получив разрешение Джатилы, Радха и гопи каждый день уходят из Явата около половины один­надцатого утра, чтобы у Сурья-кунды поклоняться богу солнца. Радха использует Сурья-пуджу как предлог для того, чтобы оставить дом свекрови и тайком встретиться со Сво­им возлюбленным Приятамой у Радха-кунды.

Все пять часов» мадхьяхна-лилы (с 10.48 до 15.3 6) Рад-ха-Говинда наслаждаются разнообразными веселыми со­кровенными играми у Радха-кунды.

Долгое отсутствие Радхи в Явате наводит Джатилу на подозрения: «Почему же Радха так запаздывает? Наверное, Она встречается с любовником».

Попугай Вринды, Шукшмадхи, встревоженно влетает в кунджу Судеви, пронзительно крича- «Джатила идет!» Дро­жа от страха, Радха-Мадхава и гопи со всех ног бегут на се­вер, к Сурья-кунде. Обогнав Кришну, Кундалата (она играет роль попечительницы Радхи, и Джатила ей доверяет) приво­дит Радху в храм Сурьи как раз перед приходом Джатилы.

Глава 8. ПарикрамапоРадха-кунде

Джатила говорит: «О Кундалата! Почему вы так задер­живаетесь?»

Кундалата отвечает «Мы не могли найти мальчика-брахмана Но есть один мальчик из Матхуры по имени Вишва Шарма. Он ученик Гарга муни и очень искусен в про­ведений Сурья-пуджи. После того, как этот мальчик встре­тил Кришну в Камьяване, Мадхумангала отвел его к Ариш-та-кунде для совершения омовения. Тогда мы смиренно попросили его провести для нас Сурья-пуджу, и он согла­сился. Но Мадхумангала, услышав твое имя, запретил ему из-за твоего грубого поведения и необоснованной критики гопи».

Тогда Джатила ласково попросила Кундалату: «О цело­мудренная! Ты так искусна во всех делах. Иди же скорей и приведи этого мальчика-брахмана из Матхуры, хорошень­ко уговорив его».

Притворившись печальной, Кундалата ответила: «ОАри! Я старалась изо всех сил, но этот миролюбивый мальчик-брахман очень испугался, услышав о твоей резкости!»

Джатила сказала: «Ну, ладно, тогда сделай вот что. Возь­ми с собой Дхаништху и попытайтесь вместе его уговорить. Если он не захочет идти один, пригласите еще и Мадхуман-галу, сказав, что я предложу множество сладостей ц щедрую дакшину».

Джатила, Кундалата и Дхаништха были поражены, увидев Кришну, переодетого брахманом. Полностью умиротворенный и уравновешенный, Он был идеальным брахманом, таким, как его описывают Веды. Джатила была одурачена, и далее гопи удивились, увидев «брахмана».

После того как Джатила выразила ему свое почтение, Вишва Шарма (Кришна) в ответ благословил ее, сказав:

СладостноепрославлениеРадха-кунды

«Пусть у твоего сына будет много коров, а твоей дочери (Радхике) всегда сопутствует удача».

«О Радха! Если Ты обнимешь Меня, то обретешь все блага», — таково скрытое значение предыдущей фразы Кришны.*

Притворившись, что это часть пуджи, брахман (Кришна) спросил Джатилу, как зовут ее невестку. Когда Кришна услышал имя «Радха»; тело Его задрожало от саттвик-бхавы. Чтобы скрыть эти признаки экстаза, Кришна притворился изумленным и радостно сказал: «О! Это та самая возвышенная девушка, чье целомудрие изве­стно даже в Матхуре. Ты и впрямь благословенна, раз у те­бя такая невестка».

Кришна сказал Джатиле, что перед началом пуджи на­до принять священнослужителя, произнеся ведическую мантру: «Я принимаю Вишва Шарму (Кришну), чистейше­го и ученейшего, чей род дарует благо всему миру, моим священнослужителем».

Сокровенный смысл: «Я признаю своим Кришну, чье имя (готра) очищает весь мир, и Кто сведущ в искусстве любви».

Затем брахман объяснил, как произносить пранамы Сурьядеве:

«О Сурьядева! Я склоняюсь перед тобой. Ты разруша­ешь мрак и позволяешь лотосам цвести, и ты — благодетель всего мира».

* Прим. ред. — начиная с этого места лилы, Крищна произносит мантры и фразы с двояким смыслом. Глупая Джатила может уловить только внешнее значение. А Радха и гопи все понимают и в своих любящих сердцах наслаждаются внутренним смыс­лом этих высказываний.

Глава 8. ПарикрамапоРадха-кунде

Сокровенный смысл: «Я предлагаю себя Кришне, чей даршан уничтожает злополучное вожделение. Он -~ все-привлекающий друг лотосоподобных гопи».

На протяжении всей пуджи Мадхумангала произносит различные ведические мантры. И в конце он дает совет «Хе Радхе! Чтобы завершить поклонение солнцу (гопати) и увеличить численность Твоих коров, Ты должна предло­жить несколько коров (го тати) священнослужителю».

Сокровенный смысл: «Радхе! Чтобы исполнить жела­ние Кришны — желание любовных игр, — Ты должна пред­ложить Свое тело со всеми его чувствами (го тати) царю пастушков (гопати, или Кришне)».

Под впечатлением от «брахманической учености» Вишва Шармы, Джатила сказала: «Теперь я буду каждый день приглашать этого умиротворенного мальчика-брахма­на с телом цвета шьям, чтобы он проводил пуджу для моей дочери».

Вишва Шарма сказал: «Мой гуру, Гарга Муни, научил Меня многому, и теперь я искусный хиромант, астролог и прорицатель». По желанию Джатилы Кундалата попросила Вишва Шарму погадать Радхе по руке.

Услышав эту просьбу, Кришна сделал вид, что Он в рас­терянности, а потом сказал: «Я безупречный брахмачари и не притрагиваюсь к женщинам, и даже не смотрю ни на од­ну часть их тела. Мне жаль, но таков Мой обет! Но посколь­ку вы так сильно этого хотите и полагаетесь на Меня, Я ис­полню ваше желание. Покажите Мне Ее ладонь издалека».

Вид нежной розовой ладони Шримати Радхики вызвал в памяти Кришны воспоминания о многих сокро­венных играх с Ней. Переполняемый блаженством, Криш­на стал плакать и дрожать от радости, а тело Его покрылось мурашками.

СладостноепрославлениеРадха-кунды

Стараясь не выдать Себя, Кришна воскликнул; «О, по благоприятным линиям на Ее руке я вижу, что эта девуш­ка— Сама богиня удачи! Все расцветает там, куда Она ки­нет Свой милостивый взгляд. Где бы Она ни жила, все там будет благополучно». Сокровенный смысл: «Я буду самым счастливым, когда встречусь с Радхой наедине».

Кришна спросил Джатилу, как зовут ее сына'Затем, сделав вид, что высчитывает его гороскоп, Кришна сказал: «Я вижу множество опасных и неблагоприятных планет, влияющих на жизнь твоего сына Кажется, он может уме­реть в любой момент. Но не беспокойся: благодаря могуще­ству этой целомудренной девушки никакие опасности не угрожают ему».

Услышав это, Джатила обрадовалась и дала Кришне в награду серьги, усыпанные драгоценными камнями. Искус­но жонглируя словами, Кришна превратил сердитую, недо­верчивую и острую на язык Джатилу в нежно любящую свекровь. В это время пришел Субал и сказал: «ОВишва Шарма' Кришна ждет тебя с нетерпением. Он хочет устро­ить пир с угощением из лесных плодов и молока для тебя и Мадхумангалы».

Мадхумангала сказал: «О Джарати (пожилая женщи­на; так называют Джатилу)! Вознагради меня


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.