В чем особенность Радха-кунды? — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

В чем особенность Радха-кунды?

2018-01-04 362
В чем особенность Радха-кунды? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Некоторые ачаръи говорят, что по сравнению с Гокулой, Вриндаваном, Варшаной и Нандаграмом Радха-кунда осо­бенна и уникальна, потому что в ней сосредоточена только мадхурья-раса. Гокула, Вриндаван, Нандаграм и Варшана абсолютно духовны и преисполнены трансцендентных игр Кришны. Но в них проявлены разные расы.

В детстве в Гокуле Кришна пахтал океан ватсалья-расы, непрерывно наслаждаясь сладостью родительской любви Нанды и Яшоды. Во Вриндаване Кришна вкушал мадхурья-расу в ночь полнолуния в сезон шарат. Но в этом танце маха-раса, который называют панчити-раса, Кришна не мог наслаждаться наивысшей сла­достью мадхурьи, потому что в танце участвовало мно­жество разных гопи, в том числе и олицетворенные Веды, мудрецы Дандакаранья и другие освобожденные души, которые только что обрели тела гопи, чтобы участвовать в танце раса.

Шри Радха разозлилась из-за присутствия всех этих «новичков» и покинула танец раса. Тогда Кришна утешил Радху и начал другой, особый танец только со Своими пара-ма-прештха-сакхи (самыми близкими гопи). В Нандагра-ме Радха и Кришна наслаждались, в основном, нектаром сакхьи и ватсальи (дружбы и родительской любви) в Сво­их семьях и со Своими друзьями.

СладостноепрославлениеРадха-кунды

Радха-кунда — драгоценный венец всех мест игр Радхи и Кришны, лила-стхан. Радха-кунда — место, исполнен­ное наивысшего совершенства, потому что только на Радха-кунде Радха и Кришна наслаждаются самым экстатичным нектаром мадхурья-расы со Своими ближайшими подру-гами-гопи. Вот почему Радха-кунда — самое чистое, самое священное и самое возвышенное место не только в матери­альном, но и в духовном мире.

«О Вриндавана-дхама! Есть ли в этом мире те, кто, слу­жа тебе, не достигал вскоре совершенства? Я предлагаю те­бе свои поклоны. Низко склонив голову, я смиренно молю тебя, пожалуйста, даруй мне возможность увидеть моих Царя и Царицу. Пожалуйста, яви мне свою милость» («Ут-калика Валларих»).

Глава 3

ПОЯВЛЕНИЕ РАДХА-КУНДЫ

Радха-кунда и Шьяма-кунда вечны и абсолютно транс-цендентны. Их появление в этом мире — просто веселая игра Радхи-Кришны и гопи.

«Кришна убил демона-быка Ариштасуру на северном берегу Манаси Ганги. Чтобы искупить грех убийства быка, Кришна ударил оземь левой пятой и таким образом создал Шьяма-кунду» («Ади Пурана»).

«Затем Кришна омылся в этой кунде вместе со Своими друзьями и отправился на пастбище отдыхать. Взяв флейту, Кришна созвал гопи и сказал Радхе, что Она должна очис­титься, потому что все это место и все, кто здесь находится, осквернились, приняв на себя часть кармы Кришны, убив­шего быка Тогда Радха обняла Кришну и создала озеро, ко­торое назвали в Ее честь.

По велению Паурнамаси, Вриндадеви посадила различ­ные деревья и плющ вокруг кунд. Она также построила ук­рашенные драгоценными камнями гхаты для купания со ступенями, спускающимися к кундам, и восемь кундж ага­та сакхи» («Хари-вамша Пурана»).

В «Бхагаватам» Шукадева Госвами говорит, что Ариш-тасура был так огромен, что хвост его касался облаков, а

СладостноепрославлениеРадха-кунды

Шри Рупа Госвами еще подробнее описывает неимоверную величину этого демона в «Хамсадуте»:

«Лалита сакхи сказала лебедю: «На окраине Вриндава-на ты увидишь высохший череп демона Ариштасуры, кото­рый так же бел, как осенние облака. Слуги Куверы и спут­ники Господа Шивы часто по ошибке принимают эти разлагающиеся кости за горы Кайлаш и пытаются взо­браться на вершину».

«Хотя Радха и Кришна желают всегда быть вместе, вре­мя от времени Им приходится расставаться. Они должны преодолевать множество препятствий, чтобы встретиться. Приняв формы Радха-кунды и Шьяма-кунды, Они испол­нили Свое заветное желание вечного единения, беспрестан­но омывая друг друга нектаром Своих волн.

Я (Вишванатха Чакраварти Тхакур) говорю, что, увидев друг друга, Радха и Кришна испытали такое блаженство, что растаяли и превратились в трансцендентные воды этих двух кунд. Вот почему Радха-кунда и Шьяма-кунда— обладатели тех же имен и качеств, что и Божественная Чета» («Враджа-рити-чинтамани»).

Появление Радха-кунды на Голоке

«Однажды гопи обмахивали опахалами Радху и Кришну, сидевших на асане, украшенной драгоценными камнями, во Враджа-дхаме в духовном мире. Вдруг Кришна перепол­нился такой сильной любовью к Радхарани, что принял Ее форму и умонастроение и стал звать: «Кришна! Кришна! Кришна!», — а затем убежал в кунджу.

В то же мгновение Радхарани приняла форму и умона­строение Шри Кришны. Сакхи очень удивились, увидев та­кое превращение Радхи. Так как им не удалось утешить

Глава 3. ПроявлениеРадха-кунды

Радху, сакхи стали искать Кришну. Узнав, как плохо Радха-рани, Кришна пожелал тотчас же вернуться к Ней.

Вдруг с неба раздался голос, который велел Кришне просто воспевать Радха мантру, и тогда Радха придет к Не­му. Кришна стал повторять мантру, и это воспевание приве­ло Радху прямо в кунджу.

«Моя драгоценнейшая Радха, — сказал Кришна, •— Я Твой вечный слуга. Пожалуйста, накажи Меня, как Тебе будет угодно. Моя возлюбленная Радха, Я заставил Тебя плакать и причинил Тебе боль. Я тоже плакал и очень страдал в разлуке с Тобой. Посмотри, потоки Наших слез образовали две маленькие кунды. Кунда из Твоих слез бу­дет называться Радха-кунда, а та, что из Моих — Шьяма-кунда».

Сакхи обрадовались, что Радха перестала печалиться, слушая Кришну. Затем Радха и Кришна омылись в кундах. И, о чудо! Радха вновь обрела Свою форму, омывшись в Ра-дха-кунде, а Кришна — Свою, омывшись в Шьяма-кунде» («Ади Пурана»).

Создание Радха-кунды в этом мире

После того как Кришна убил Ариштасуру, демона в обли­чье быка, между Ним и Радхарани произошла забавная бе­седа. Вишванатха Чакраварти Тхакур так описывает ее в «Сарартха Даршини», своем комментарии к«Шримад Бхагаватам»:

«О Кришна! О убийца быка Ариштасуры! Увы! Не при­касайся к нам!»

Услышав от гопи такие слова, Кришна ответил: «О не­винные девушки! Аришта был ужасным демоном, и хоро­шо, что я одолел его!»

СладостноепрославлениеРадха-кунды

«О Кришна, — сказали гопи, — он все же был быком! Ты должен очиститься так же, как очистился Господь Индра после того, как убил демона Вритрасуру, принявше­го облик брахмана».

Кришна спросил: «Как же очиститься от этого греха?»

«Ты сможешь очиститься, только посетив все святые места всех трех миров», — ответили гопи.

Разгневавшись, Кришна сказал: «Зачем Мне скитаться по всей вселенной? Я в мгновение ока соберу здесь все бес­численные места паломничества и омоюсь в их священных водах. Смотрите!» И с этими словами Господь Мукунда уда­рил пятой оземь.

Кришна воскликнул: «Воды Бхогавати, бегущие из пла­нетной системы Патала, и все священные места, пожалуй­ста, придите сюда!» Услышав эти слова Верховного Господа, все священные места собрались там и предстали перед Гос­подом. Тогда Кришна сказал гопи. «Что ж! Вот;перед вами все священные места».

Но гопи ответили: «Ну, уж нет, мы Тебе не верим».

Молитвенно сложив руки, смиренно заговорили луч­шие из воплощенных мест паломничества: «Я Океан Соле­ной Воды». — «Я Молочный Океан». — «Я река Шона».— «Я река Тамрапарни». — «Я священное место Пушкара». — «Я река Сарасвати». — «Я река Годавари». — «Я река Ямуна, дочь Солнца». — «Я река Сараю (из Айодхьи)». — «Я место слияния рек у Праяга». —- «Я река Рева, —- посмотрите на наши воды и поверьте!»

Омывшись в этих священных водах, Господь Хари воз­гордился и высокомерно заявил: «Теперь Я очистился! Я со­здал озеро, в котором сошлись все священные места Вы же, гопи, родившись в этом мире, не совершили ни одного бла­гочестивого поступка!»

Глава 3. ПроявлениеРадха-кунды

Услышав это, Шримати Радхарани обратилась к Сво­им подругам: «Теперь и Я создам чарующе прекрасное озе­ро, а вы, пожалуйста, помогите Мне!»

К западу от озера Шри Кришны от копыт демона Ари-шты осталась неглубокая яма. В этом месте все гопи во гла­ве со Шри Радхикой стали руками выкапывать груды мяг­кой влажной грязи, отбрасывая ее на небольшое расстояние. За какие-нибудь сорок восемь минут было вы­рыто место для священного водоема.

Удивленный, Кришна с нежностью улыбнулся, увидев озеро, которое они вырыли. Кришна сказал: «О лотосоокая, Ты со Своими подругами можешь наполнить это озеро во­дой из Моей кунды».

Радха ответила: «Нет, нет, нет! Ни за что! *— Вода в Тво­ей кунде осквернена ужаснейшим грехом убийства коровы! Я Сама наполню Свое озеро. Вместе с миллионом Моих по­друг Я принесу чистой воды из Манаси-Ганги в сотнях мил­лионов горшков. Так славе Моего озера не будет равных во всех мирах».

И тут, по мановению руки Господа Кришны, все свя­тые места вышли из Его кунды в единой божественной фор­ме. И эта олицетворенная форма склонилась перед дочерью Вришабхану и с преданностью в сердце и со слезами на гла­зах обратилась к Ней, молитвенно сложив руки:

«О Богиня! Даже те, кто изучил все шастры, не могут постичь Твою славу. Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни Шри Лакшми. Только Сам Кришна, высшая цель всех людских устремлений, истинно знает Тебя, и Он чувствует, что обязан Сам стереть испарину Твоей усталости.

Шри Хари всегда Сам наносит на Твои стопы красную краску хан и украшает Твои лодыжки колокольчиками. Се­годня оттого лишь, что Ты краешком глаза взглянула на

СладостноепрославлениеРадха-кунды

Него, Он испытал такое наслаждение, что и сейчас радуется, считая Себя самым удачливым на свете.

По Его велению мы в мгновение ока явились сюда. Мы поселились в совершеннейшем из озер, которое Он создал, ударив пятой оземь. Если Ты довольна нами, милостиво взгляни на нас хотя бы краешком глаза, тогда наше древо желаний принесет плоды».

Услышав эту молитву всех священных мест, Шри Рад-ха осталась очень довольна и сказала; «Поведайте же Мне, каково ваше желание»..

Тогда они сказали: «Наши жизни увенчаются успехом, если Ты прикажешь нам войти в Твое озеро, — таково бла­гословение, о котором мы просим».

Дочь Вришабхану улыбнулась, взглянув украдкой на ло-тосное лицо Своего возлюбленного, и ответила олицетворе­нию всех священных мест: «Придите, пожалуйста, в Мою кунду».

Ее подруги были согласны с таким решением, и все, включая все подвижные и неподвижные живые существа, погрузились в океан счастья. Таким образом, по милости до­чери Вришабхану, лучшие из священных мест в кунде Шри Кришны прорвались через преграду, отделявшую их от Рад­ха-кунды, и быстро наполнили ее своими водами.

Тогда Господь Хари сказал: «Моя дорогая возлюблен­ная, пусть слава Твоего озера в этом мире превзойдет Мою. Я всегда буду приходить сюда играть и омываться. Теперь это озеро будет Мне дорого так же, как Ты дорога Мне».

Радха ответила: «Я тоже буду всегда приходить сюда с Моими подругами, чтобы омыться в Твоем озере. И те, кто истинно предан этому озеру, где Ты наказал Ариштасуру, кто будет жить или омываться здесь, непременно станут очень дороги Мне. Пусть победят они тысячи демонов Аришта».

Глава 3. ПроявлениеРадха-кунды

В эту ночь Радха и Кришна танцевали танец, раса на бе­регу Радха-кунды. Из Кришны-облака, украшенного вели­колепным сиянием молнии-Радхики, хлынул проливной дождь прекраснейшего, роскошного наслаждения. Так Их божественная слава проникла во все уголки всех трех ми­ров» («Сарартха Даршини»).

Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет в «Шри Чайта-нья Шикшамрите», что Ариштасура-вриша-вадха (убийст­во демона-быка) представляет собой удаление частичной анаршхи, которая препятствует совершению Враджа-бЗог- джаны. Он объясняет, что людей иногда обуревает гордыня из-за увлечения лжерелигиями, которые придумывают мо­шенники. В результате этого они пренебрегают чистым преданным служением, бхахти. Этой хилой, убийством демона-быка по имени Ариштасура, Шри Кришна показал, как Он уничтожает подобные склонности. Наши сердца очистятся от анарпгх, если мы будем читать об этой лиле и громко молить всемогущего Господа Хари очистить нас от этой анартхи.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати так комментирует эту Аилу в книге «Учение Шри Чайтаньи»: «Кришна убил аристотелианство, или рационалистический процесс объяс­нения этого материального мира. Когда Кришна хотел взять Радхарани за руки, Ариштасура вознамерился помешать Ему, потому что многие люди считали Радху женой пастуха по имени Абхиманью. Этот Ариштасура был воплощением мирского знания (рационалистического объяснения), и Кришна убил его и очистился от. этого, омывшись в Радха-кунде».

«Ни одно место не сравнится с прекрасным лесом Вриндавана, великолепным Холмом Говардханом и нектар- ным. раса стихали. Но даже они не сравнятся и с крохотной

СладостноепрославлениеРадха-кунды

частицей одного атома Радха-кунды. Я принимаю прибе­жище Радха-кунды, которая дороже Кришне, чем Его соб­ственная жизнь» («Враджа-виласа-става»).

Описание, данное Шри Дживой Госвами

Шри Джива Госвами так описывает создание Шьяма-кун-ды и Радха-кунды в «Гопала-чампу»:

«Услышав громогласный рев Ариштасуры, Кришна вернулся к Холму Говардхана и убил демона. И все же, даже убив Ариштасуру, Кришна пребывал в отважном и воинст­венном умонастроении. Позже, когда Кришна увидел мес­то, где Он сражался с Ариштасурой, Он ударил оземь Своей лотосной стопой так, словно пнул Обидчика. От удара Его стопы образовалось значительное углубление, которое стало Шьяма-кунДой.

Шьяма-кунда столь могущественна, что может очис­тить любого. Она может даровать достижение четырех це­лей человеческой жизни, а именно: дхармы, артхи, камы и мокши. Кришна и мальчики-пастушки омылись в Шьяма-кунде. Тем самым Кришна явил пример, которому должен следовать каждый разумный человек. Увидев Шьяма-кунду, враджаваси приняли ее за величайшее место паломничест­ва, которое явилось прямо с Патала-локи для того, чтобы да­ровать им благо. Воспользовавшись возможностью, все они тотчас же омылись в ней. Они стали раздавать пожертвова­ния, радостно петь о том, как Кришна одолел демона, а за­тем возвратились в Нандаграм и Варшану.

Шри Кришна поклонился Нанда Бабе и старшим и стал смиренно служить им. Затем Он отправился к Се­бе в спальню и притворился спящим. Тайком покинув Нандаграм, Шри Кришна, океан высшей любви, пришел

Глава 3. ПроявлениеРадха-кунды

к Говардхану и сладостно заиграл на Своей флейте, сзы­вая гопи в лес Враджа.

Никто не видел, как Кришна ушел на раса спгхали, чтобы встретиться с гопи и насладиться танцем раса. Радха вкусила сладость прекрасных, как лотос, уст Шьямы, кото­рой всегда наслаждается Его флейта Радха и Кришна без чувств упали в объятья друг друга. Погруженные в экстати­ческую любовь, Они проявили одновременно все признаки саттвика бхавы.

Затем Кришна сказал Радхарани, указывая на Шьяма-кунду: «Взгляни! Эта Моя кунда подобна океану, омываю­щему Гири-Говардхан. Подобно тому, как Я избавляю Моих преданных от страданий, или как Господь Шива выпивает яд из Молочного Океана, или как Господь Баларама успока­ивает коров, Шьяма-кунда освобождает преданных от всех грехов. Она избавляет их от страданий и умиротворяет их.

Посмотри, Радха, какую кунду Я создал, — она мгно­венно очищает каждого. Но Ты не создала никакого очища­ющего священного места. Что же подумают о Тебе благо­честивые люди?»

Услышав слова Кришны, гопи сказали: «Мы не совер­шали никаких грехов, поэтому нам нет нужды очищаться, чтобы умиротворить или удовлетворить кого-то. Ты же оск­вернился, убив демона Ариштасуру».

Кришна улыбнулся и со смехом сказал: «Ариштасура не был коровой, он был демоном и просто выглядел, как ко­рова Он был ярым противником й коров, и религии, и все­го священного. Защищая безбожного демона, вы разделяете карму го-хатйи (греха убийства коровы).

Теперь и вам необходимо очиститься. Согласно ут­верждениям Вед, подданные страдают от греховных по­ступков царя. Ваша царица — Радхарани. И поскольку

СладостноепрославлениеРадха-кунды

Радха — ваша царица и предводитель, пусть Она одна очис­тится от греха убийства коровы».

Топи ответили: «Ты прав, Кришна. Общаясь с Тобой, мы взяли на себя часть последствий Твоих греховных по­ступков! Чтобы очиститься, мы создадим озеро, подобное Твоему». И гопи создали Радха-кунду.

Топи стали прославлять Радха-кунду, говоря: «О Шья-ма! Радха-кунда — для Твоего блага и для Твоей возлюблен­ной подруги Шри Радхи. Она очищает, подобно Ганге, бе­рущей начало от стоп Господа Вишну. Всего лишь коснувшись ее, человек обретает освобождение. Подобно тому как Парвати Деви появилась на свет от Гималаев, Рад­ха-кунда произошла от Холма Говардхана. Господь Балара-ма сбил спесь с демона Праламбхи. Так же и озеро Радхи сбивает спесь со всех великих рек. Что же еще сказать во славу Радха-кунды?»

Тогда Шьяма улыбнулся и нежно поднял подбородок Радхики. Он почтительно сказал: «Хе Радхе! Если лицо Твое ярче полной луны, то что пользы от луны? Твой прекрасный лотосный лик совершенно затмевает лунный свет. Перед сиянием Твоей улыбки меркнут звезды».

Затем Радха, Шьяма и гопи отправились к Гирирад-жу, чтобы насладиться раса~лилой в чаще леса» («Гопала-чампу»).

Царь Ваджранабха восстанавливает Радха-кунду

После того как Кришна покинул Землю, трансцендентная форма и красота Радха-кунды ушли в непроявленное состо­яние. Иными словами, они стали недоступны материалис­тическому взгляду. Ваджранабха, правнук Господа Криш­ны, пришел в Хастинапур, когда Господь завершил Свою

Глава 3. ПроявлениеРадха-кунды

Дварака-лилу. Тогда царь Юдхиштхира возвел его на престол Матхуры.,

Говорится, что садху попросили царя Ваджранабху рас­крыть места игр Шри Кришны во Враджа-мандале. Царь Ваджранабха исходил Враджа-мандалу вдоль и поперек, но, к сожалению, не смог найти ни одной лила-стханы (места игр Кришны). С сердцем, полным печали и тревоги, царь Ваджранабха сел у реки Ямуны и заплакал от отчаянья.

Вдруг священные древа желаний Враджи, калпа-врик-ша, заговорили с царем. Они рассказали ему, как найти мес­та трансцендентных игр Радхи и Кришны. Переполняемый радостью, царь принялся за дело, используя все доступные ему средства.

Он установил многие известные Божества Вриндавана, такие как Мадана Мохана (сейчас в Кароли), Говиндаджи (сейчас в Джайпуре), Гопинатха, Кешаваджи (изначальное Божество в Матхуре, в Джанмаштане), Харидева (у Манаси Ганги), Шри Гопала (сейчас Шри Натхаджи), Шри Сакши-Гопала, Гопишвара Махадева, Вриндадеви кмногие другие. Божество Говинда Девы, которое сделал царь, так походило на Верховного Господа, что Уша Деви, мать Ваджранабхи, за­стенчиво прикрыла лицо вуалью, принимая Его даршан. Че­тыре с половиной тысячи лет спустя Шесть Госвами вновь обнаружили эти Божества и возродили поклонение Им.

Тогда же (примерно пять тысяч лет назад) царь Вадж­ранабха отыскал Шьяма-кунду и обустроил этот водоем, чтобы увековечить память места, где Шри Кришна убил де­мона Ариштасуру. Хотя в обычное время этого не видно, но когда в Шьяма-кунде нет воды, в центре ее можно увидеть стену, отгораживающую маленькую глубокую кунду. Ее называют Ваджра-кундой — это та самая кунда, которую вырыл царь.

2. МаханидхиСвами

СладостноепрославлениеРадха-кунды

Господь Чайтанья восстанавливает Радха-кунду в 1514 г. н. э.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху пришел к Радха-кунде, это место называлось Аришта-грам, по имени демона-быка Аришты. Несколько крестъян-враджаваси жили там, на холме за храмом Пурана Радха-Кришна Мандир. Если не считать нескольких полей, расчищенных для выращивания сельскохозяйственных культур, все это место было окруже­но непроходимыми джунглями, в которых водилось мно­жество тигров и медведей.

За многие годы Радха-кунда и Шьяма-кунда заросли. Они стали всего-навсего двумя прудами посреди несколь­ких рисовых полей. Местные крестьяне называли их Гаури-кундой и Кали-кундой. Ачарьи говорят, что Радха-кунда и Шьяма-кунда исчезли от боли разлуки с Радхой и Кришной. Из-за того же чувства разлуки Гирираджа-Говардхан каж­дый день понемногу погружается в землю.

В «Бхакти-ратнакаре» приводится удивительное опи­сание того, как Господь Чайтанья посетил Радха-кунду.

«Завершив Свою парикраму по Враджа-мандале, Гос­подь Чайтанья сел под деревом тамила возле Шьяма-кун-ды. Хотя никто не знал местонахождения Радха-кунды и Шьяма-кунды, Господь Чайтанья увидел их среди рисовых полей. Господь с радостью омылся в том ничтожном коли­честве воды, которое было в кундах, и стал всячески про­славлять их. Изумленные Его поведением, жившие там вра-джаваси обезумели от привлекательности Его нектарного облика

Один из них сказал: «Нет никаких сомнений, этот сан-ньяси не из материального мира, потому что мой ум трепе­щет в экстазе при виде Его».

Глава 3. ПроявлениеРадха-кунды

Другой сказал: «Это не саняьяси. Это Сам Кришна, пе­реодетый отшельником, явил Себя нам. Посмотрите, весь Вриндаван отвечает на Его любовь! Кукушки и попугаи ра­достно кричат: «Хе Шьяма! Хе Говинда! Хе Мурари!» Павли­ны, радостно распустив свои радужные хвосты* танцуют, ликуя. Свежие благоуханные цветки распускаются на дере­вьях. Мед сочится из их стволов и стекает, подобно слезам любви, увлажняя Его лотосные стопы.

Лозы малати и джутхи сыплют сладко пахнущие цветки на голову этого человека, одетого в одежды саннья-си. Олени пьют нектар Его лотосного лика чашами своих продолговатых глаз. Коровы, взволнованные, сбежались, подняв хвосты, окружили Его и не сводят с Него глаз, пол­ных любви. Видя, как они плачут в экстазе, мы понимаем, что деревья и животные Враджи встречают друга, которого очень давно не видели. Дорогой брат! Давай же поклонимся лотосным стопам Господа, который милостиво раскрыл трансцендентную сущность этих двух рисовых полей!»

Шри Шри Радха-кунда Шъяма-кунда ки джай!,

Рагхунатха дас Госвами приумножает милость

Комментируя явление Радхаткунды Господом Чайтаньей, один из ачаръев говорит: «Шри Чайтанья Махапрабху, оли­цетворение премы, высвободил приливную волну, положив начало восстановлению вечных хиха-стхан Радхи и Криш­ны во Вриндаване, и затопил всех экстатической любовью к Богу».

С милостивого одобрения Шри Рупы и Санатаны Гос­вами, Рагхунатха дас Госвами поселился у Радха-кунды и полностью погрузился в бхаджана расу. В своей духовной

СладостноепрославлениеРадха-кунды

форме служанки по имени Рати Манджари он в уме служил Шри Радхе день и ночь. В то время площадь каждой из кунд составляла всего двенадцать квадратных футов.

«Однажды в сердце Рагхунатхи даса возникло жела­ние для всеобщего блага расширить кунды до: размеров двух больших прекрасных озер. Посчитав его препятстви­ем для своей бхаджаны, Рагхунатха стал корить себя за та­кое «порочное желание». Затем, с еще большей решимос­тью, он безраздельно погрузился в служение лотосным стопам Гандхарвики-Гиридхари. Тем не менее, если в сердце чистого преданного возникает какое-либо жела­ние, от него невозможно отказаться, потому что Кришна выполнит его.

В это время в Бадарикашрам пришел один богатый че­ловек, чтобы сделать большое пожертвование Господу На-раяне. Во сне этому человеку явился Господь и велел отнес­ти деньги в Аришта-грам (к Радха-кунде) и отдать их Рагхунатхе дасу Госвами для восстановления кунд. Когда Рагхунатха дас услышал эту историю, он пришел в изумле­ние. Воздав хвалу счастливой судьбе этого человека, Рагху­натха дас Госвами возглавил работы по расширению кунд» («Бхакти-ратнакара»).

Маха-мантра и появление Радха-кунды

Чтобы явить Свою милость и сострадание падшим душам века Кали, Господь Шри Кришна пришел на землю в обра­зе Шри Чайтаньи Махапрабху и распространил Харе Криш­на маха-мантру:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе:

Глава 3. ПроявлениеРадха-кунды

В этот век Господь Кришна, Верховная Божественная Личность, нисходит в форме Своих святых имен, чтобы да­ровать Свою милость Воспевая эти имена, любая обуслов­ленная душа может очиститься от всех анартх и апарадх. Постепенно искренний садхака поднимается до уровня безоскорбительного воспевания. Развиваясь духовно, он достигнет уровня чистого воспевания и вкусит нектар бхак-ти-расы, священной любви к Богу.

Один из учеников как-то спросил Шрилу Прабхупаду, является ли умонастроение харинама-санкиртаны умо­настроением гопи в раса-лиле. Шрила Прабхупада под­твердил это, ответив: «Да, ты понял суть санкиртсшы». Та­ким образом, человек вкушает блаженные расы на уровне чистого воспевания.

В Кали-югу Шри Кришна распространяет Свою ми­лость посредством Своих святых имен — трансцендентного звукового воплощения. Подобным же образом Шримати Радхарани раздает Свою милость в Кали-югу через транс­цендентные воды Своего священного озера, Шри Радха-кунды. На санскрите слово сара означает «озеро», или кун-да. Сара также означает «лучшая, сладчайшая часть чего-либо». Если же слоги са и ра поменять местами, то по­лучится раса, что означает «жидкость, божественный вкус» или «духовный нектар».

Во «Враджа-рити-чинтамани», стих 34, Шри Вишванат-ха Чакраварти Тхакур объясняет, что сара Радхи, или Ее озе­ро, — не что иное, как Ее трансформировавшаяся раса, или мадхуръя према. Шри Чакравартипада говорит, что однаж­ды Кришну так очаровала и поразила неописуемая красота Шримати Радхарани, что Он растаял и превратился в озеро экстатической расы. Эта раса и стала озером, сара, Шьяма-кундой. Подобным же образом, услышав чарующие звуки

СладостноепрославлениеРадха-кунды

флейты Шьямы, почувствовав Его сладостный аромат и уви­дев Его обворожительный облик, Шримати Радхарани рас­таяла и превратилась в озеро экстатической расы, которое и стало Радха-кундой.

Подобно тому, как наслаждается бхакти-расой тот, кто чисто воспевает святые имена Кришны, искренний садхака, без оскорблений омывающийся в Радха-кунде, вкушает чистый духовный нектар мадхурья-расы. Омы­ваться в Радха-кунде — означает омываться в исполненной расы жидкой форме премы Шримати Радхарани. Появле­ние Радха-кунды в материальном мире — это выражение сострадания Шримати Радхарани к страждущим душам ве­ка Кали.

Так же, как Кришна дарует прему тому, кто чисто вос­певает Его имена, Радхарани дарует прему и личное слрке-ние Ей В'манджари-бхаве тому, кто, не совершая оскорбле­ний, омывается в Ее любимом озере. Божественная Чета столь милостиво благословила все обусловленные души эти­ми двумя дарами: Харе Кришна мантрой и Радха-кундой. Оба эти дара — беспричинная милость Шри Чайтаньи Ма-хапрабху. Через.Свое воплощение в образе Господа Чайта­ньи Кришна даровал Свои совершенные святые имена. И через Господа Гаурангу Шримати Радхарани раскрыла мес­тонахождение Радха-кунды и исключительную важность омовения в Ее озере неиссякаемой милости.

Радхаштами и появление Радха-кунды

Появление Радха-кунды напоминает явление Шри Кришны и Шримати Радхарани. Все три формы Господа явились на восьмой день луны, агатами. Подобно Кришне, явившему­ся в полночь, Радха-кунда и Шьяма-кунда тоже появились

Глава 3. ПроявлениеРадха-кунды

в полночь. Поскольку Радха-кунда— проявление Шримати Радхарани, она возникла в месяц Карттика, когда Шримати Радхарани является Верховным Божеством. Карттику назы­вают месяцем Шримати Радхарани. Итак, как и надлежит, Радха-кунда появилась в Ее месяц.

В день явления Шримати Радхарани, Радхаштами, пре­данные омывают Ее панча амритой, пятью нектарами: своей исполненной любви верой, преданием себя, привязанностью, памятованием и молитвами. В день же Шри Радха-кундашта-ми, день явления Радха-кунды, известный еще как Бахулашта-ми, Шримати Радхарани отвечает преданным взаимностью, нежно обнимая их и омывая нектаром Своей премы. В этот день все преданные омываются в Шри Радха-кунде, празднуя Ее милостивое явление в этот мир.

Появление Молочного океана в Радха-кунде

В 1941 году были проведены обширные ремонтные работы по восстановлению Радха-кунды и Шьяма-кунды. Когда их осушили, стало видно, как со дна кунд бьют бесчисленные крохотные роднички. Некоторые из этих подземных род­ников источали столько воды, что кунды вскоре вновь на­полнялись, если выключали дренажные помпы. Ачаръи, жи­вущие у кунд, говорят, что каждый источник представляет собой одно из святых мест, тиртх, которые сошлись сюда пять тысяч лет назад по зову Кришны. Эти тиртхи приня­ли форму родничков, чтобы продолжать служить прекрас­ным, словно лотосы, стопам Шримати Радхарани.

Тогда же преданные обнаружили Канчана-кунду, ма­ленькую кунду посреди Радха-кунды. Это место, огражден­ное стеной, является той изначальной кундой, которую Шримати Радхика и гопи выкопали своими браслетами.

СладостноепрославлениеРадха-кунды

Что удивительно, в центре Радха-кунды преданные обнару­жили несколько необычных родников, из которых сочилась густая беловатая жидкость, напоминающая молоко.

В последние пятьдесят лет случалось,, что «молочные родники» выделяли огромное количество «молока». Оно со­бирается в отчетливо различимые в водах Радха-кунды лу­жицы. Иногда «молочные родники» источают столько мо­лока, что вся Радха-кунда становится такой белой, будто кто-то вылил й нее тысячи тонн молока Однажды местный преданный собрал немного этого молока в бутылку, а на следующий день оно превратилось в йогурт.

Откуда берется это молоко? Местные ачарьи говорят, что из Кшира сагары, Молочного Океана Вселенной. Кши-ра сагара появился в Радха-кунде, когда Кришна созвал тиртхи и реки Вселенной, чтобы наполнить Шьяма-кунду. Это произошло подобно тому, как Кришна призвал Гангу к Говардхану, чтобы удовлетворить желание Нанды Бабы, ко­торый хотел совершить очистительное омовение. Это про­явление священной реки Ганга называется Манаси Ганга.

Почему же в Шьяма-кунде нет молочных родников? Священные тиртхи, наполнив Шьяма-кунду, сделали свое дело, очистив Кришну, а затем наполнили Радха-кунду. Здесь они приняли прибежище Шримати Радхарани, по­просив оставить их Ее слугами в Ее нитъя-лиле. И Она со­гласилась.

Эти тиртхи (в форме молочных родников) иногда пе­реполняет экстаз при виде лил Радхи-Мадхавы, и тогда мо­локо потоками бьет из них. Это происходит подобно тому, как у мамы Яшоды и у коров сочится молоко от экстатичес­кой любви к Кришне.

В Аюрведе молоко названо амритой, или нектаром. Молоко -*■ это форма нектара, потому что оно имеет слад-

Глава 3. ПроявлениеРадха-кунды

коватый вкус, способно питать тело и ум и поддерживать их здоровье. Так же, как молоко поддерживает тело, нектар премы питает душу. Радха-кунда наполнена обоими этими нектарами, дарующими жизнь. У Радха-кунды можно ис­пить и молочного нектара из таинственного подземного ис­точника, и према-амриты, нектара премы, текущего от прекрасных, словно лотосы, стоп Шримати Радхарани.

Шри Шри Радха-кунда Шьяма-кунда ки джай!

Глава 4

ОПИСАНИЕ РАДХА-КУНДЫ

радха-кунда-махима то' корийа шраван лалайита хо'йе ами падибо такхан

«Едва я услышу, как Шри Рупа Манджари воспевает славу священной Радха-кунды, меня охватывает столь непе­реносимо острая тоска по ней, что я тут же падаю без чувств» («Гита-Мала»).

«Есть место, благоухание которого превосходит запах сандала, усиленный в миллион раз. Есть место, благоухание которого превосходит аромат мускуса, усиленный в милли­он раз. Есть место, что благоуханнее потока камфары. Есть место, благоуханнее всей кункумьи Есть место, что чудес­нейшим ароматом превосходит агуру.

И днем и ночью оно напоено сладостным ароматом всевозможных цветов. Там есть всевозможные напитки и изысканнейшие яства и множество сладчайших и прекрас­нейших фруктов. Там лежат пояса, цветочные гирлянды, разбросаны разорванные ожерелья из драгоценных кам­ней и многое другое, потому что игры Радхи-Мадхавы про­ходят там.

Пусть дочь царя Вришабхану, которая поет с темноли­ким Кришной, и в сопровождении подруг — гопи, явится

Глава 4. ОписаниеРадха-кунды

моим глазам в прекрасной беседке, изукрашенной драго­ценными камнями, на берегу удивительной Радха-кунды.

Радха и Ее подруги своими лотосными ладонями плес­кали водой в Господа Кришну, жемчухсину среди всех воз­любленных. Опустив луноподобное лицо, Кришна восклик­нул: «Хватит! Довольно! Признаю Себя побежденным!» Когда Радха услышала эти слова, подобные потоку, нектара, Она перестала брызгать и рассмеялась. Мне интересно, не­ужели здесь проходили такие игры?

Неужели когда-то эти два трансцендентных нектар-ных Божества наслаждались удивительными играми, укра­шая друг друга цветами в этой рощице изящных деревьев калпа-врихша, чьи раскидистые ветви усыпаны восхити­тельными цветами?

Вся слава наслаждению, которое испытывают, влюб­ленные Радха и Кришна, украдкой бросая друг на друга нежные радостные взгляды, прикасаясь под разными пред­логами друг к другу, отчего волосы на Их телах встают ды­бом от экстаза, и обмениваясь друг с другом сладчайшим потоком нектарных слов.

Моя царица — Шри Радха, которая поражает подруг великолепием Своего прекрасного юного тела, сияюще­го подобно расплавленному золоту; а также вечно изумляю­щим прекрасным потоком Своих любовных хил, Своими слезами, дрожащим голосом и другими признаками Своей экстатической любви к темноликому Кришне. Когда подру­ги Шри Радхи приходят в Ее любимую рощу, их переполня­ет такой экстаз; что волосы на их телах встают дыбом.

Пусть же поселятся в моем сердце Шри Радха и Ее воз­любленный, переполняемые волнами удивительной сладости, восхитительной красоты, веселых трансцендентных игр и со­вершенного знания искусства любви, которые пришли во

СладостноепрославлениеРадха-кунды

Вриндаван из Враджа и чья чудесная красота возрастает во многие сотни раз возле Радха-кунды.

Когда же украсит мои уста своей славой озеро, которое поражает великолепием волн нектарного океана сладости и которое наполняет Вриндаван необычайно восхитительным ароматом, самое удивительное из всех мест, где Шри Радха наслаждается Своими прекрасными играми?

У корней деревьев, растущих вокруг Радха-кунды,— площадки с мозаикой из драгоценных камней, и каждая из них неповторима. Одни круглые, другие прямоугольные, третьи — шести- или восьмиугольной формы. Высота од­них— всего лишь до колен, других же —до пупка, подбо­родка или шеи. Радха-Мадхаве и гопи нравится сидеть на них, потому что эти площадки зимой теплые, а летом — прохладные.

Купалъни+гхаты окружены различными кунджами (рощами). За ними — банановые рощи, цветочные и фрук­товые сады, красиво вписанные в яркий пейзаж. Сотни слуг Вриндадеви собирают там плоды, цветы и многое другое для подношения Радха-Говинде. И все, что они собирают, хранится затем в домиках из драгоценных камней, располо­женных вокруг Радха-кунды.

Чтобы доставить еще больше удовольствия Радха-Мадхаве, когда Они играют в этих домиках, Вриндадеви и ее служанки выполняют всевозможные виды служения. Они подметают тропинки и дворики и опрыскивают их ду­шистой водой. Они вешают на дверные проемы гирлянды из благоухающих цветов. Устроив качели, они развешивают над ними яркие гобелены.

Они приготовляют цветочные ложа, покрывая листья множеством мягких благоухающих лепестков красного лотоса и драпируя их сверху тонкой тканью. Не забывают и

Глава 4. ОписаниеРадха-кунды

про мягкие цветочные подушки для сидения. Они ставят ко­робочки с паном, горшочки с пьянящим медовым нектаром и золотые кувшины со


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.