Итоги констатирующего этапа исследования. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Итоги констатирующего этапа исследования.

2018-01-04 572
Итоги констатирующего этапа исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи в старшей группе. В исследовании приняли участие 20 детей и их родители.

Для изучения уровня развития связной монологической речи чаще используются, во-первых, задания на воспроизведение готового текста (методика «пересказа текста») и, во-вторых, задания на самостоятельное придумывание рассказа по картине или без наглядного материала.

В первом случае детям предлагают прослушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:

1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли;

2) структурирование текста - умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

3) лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;

4) грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;

5) плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;

6) самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста 12 баллов (условно). 2 балла – правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных словозамен;наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок;полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. 1 балл – незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз;небольшое количество подсказок. 0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.

Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов – среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.

При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на ее содержание, а с другой – могут проявлять собственное творчество. Безусловно, следует подбирать картинку, доступную детям по содержанию и средствам изображения.

Детям предлагают внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.

Речь оценивается по следующим параметрам:

1) целостность - единство темы;

2) последовательность и структурное оформление;

3) связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;

4) развернутость рассказа, его объем - измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;

5) самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;

6) плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

Количественное выражение оценки весьма условно, как и при пересказе. Методика интерпретации результатов также аналогична. Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи детей.

Для изучения навыков и умений диалогической речи чаще всего используются наблюдения за свободным общением детей. Обращается внимание на характер общения, на инициативность ребенка, его умения вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.

Таблица 1 - Оценка коммуникативных умений детей

Критерии оценки коммуникативных умений детей Оценка в баллах Уровень речевой коммуникации
  Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог   высокий
  Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, умеет отвечать на вопрсы, вступать в диалог   средний
  Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда вступает в диалог   Низкий

 

Для проведения констатирующего эксперимента использовались диагностические методики, предложенные в учебном пособии Алексеевой М.М., Яшиной В.И., пересказ с использованием серии сюжетных картин и специально организованной беседы с детьми. Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. выделены 3 уровня развития связной речи детей:

I уровень – высокий

- Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, при общении допускает ошибки и незначительные паузы, умеет отвечать на вопросы, умеет отвечать на вопросы, вступать в диалог.

III уровень – низкий

- Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершает диалог.

Исследование проводилось с детьми старшей возрастной группы в количестве 20 человек.

При подготовке исследования мы подобрали хорошо знакомое детям произведение и к нему серию картинок. По ходу занятия каждый ребенок пересказывал русскую народную сказку «У страха глаза велики». Анализируя полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

Высокий уровень развития связной речи у 3 детей, что составляет 15%, дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые в речи.

Средний уровень развития связной речи у 10 детей, что составляет 50%. Дети могут выразить основную мысль произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказку, но при этом присутствует небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы.

Низкий уровень развития связной речи у 7 детей, что составляет 35%. Связная речь детей характеризуется неверным или не последовательным воспроизведением текста, нарушением его структуры, бедностью лексики, многочисленными паузами при пересказе, отсутствием описания внешнего вида героев и окончания текста.

Проведя обследование по пересказу русской народной сказки «У страха глаза велики» с использованием серии картинок, мы увидели, что 15 детей старшей группы коллективные признаки выделяют все, в основном, так же структуру и последовательность описания выдерживают. Хорошо развита и связность высказывания. Больше всего в речи дети употребляют существительные и глаголы, а меньше прилагательные. У 5 детей бедный словарный запас, во время рассказа с затруднениями и длительными паузами раскрывали содержание текста.

На последующем этапе диагностики, с каждым ребенком была проведена специально организованная беседа по русским народным сказкам

Проведя обследование по специально организованной беседе, мы увидели, что у 5 детей, что составляет 25% - высокий уровень коммуникативных умений. Они умеют вступать в диалог, владеют речевыми оборотами для установления контакта, легко контактируют с воспитателем, умеют поддерживать и завершать диалог.

У 10 детей (50%) – средний уровень развития коммуникативных умений. Они умеют вступать в диалог, владеют речевыми оборотами для установления контакта, нелегко контактируют с воспитателем, не всегда завершают диалог.

У 5 детей, что составляет 25% - низкий уровень развития коммуникативных умений. Они не всегда вступают в диалог, не владеют речевыми оборотами для установления контакта, умеют отвечать на вопросы, но не умеют их задавать, не умеют завершать диалог.

В результате исследования уровня развития связной речи мы пришли к следующим показателям:

5 детей с высоким уровнем развития связной речи.

- Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.

10 детей со средним уровнем развития связной речи.

- Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, при общении допускает ошибки и незначительные паузы, умеет отвечать на вопросы, вступать в диалог.

5 детей с низким уровнем развития связной речи.

- Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершает диалог.

Для получения наиболее достоверных результатов провели педагогическое наблюдение за детьми в ходе свободной самостоятельной деятельности. Была разработана программа и составлен протокол наблюдения.

Программа наблюдения за детьми в ходе свободной самостоятельной деятельности:

Объект: самостоятельная игра детей

Цель: выявить уровень развития связной речи в ходе игровой деятельности

Время: 20 сентября 2011 года

Продолжительность: 30 минут

Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:

Дети свободно ведут диалог

Умеют грамотно задавать вопросы

Умеют грамотно отвечать на вопросы

Используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения

Протокол наблюдения:

Наблюдение показало, что дети:

Дети свободно ведут диалог– 45%

Умеют грамотно задавать вопросы–50%

Умеют грамотно отвечать на вопросы–55%

Используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения– 40%

Итоги педагогического наблюдения позволили сделать следующие выводы –дети в своем большинстве малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержания, словарь детей скуден, не умеют задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершают диалог.

Также было проведено анкетирование родителей по теме «Развитие речи в семье». В анкетировании приняло участие 20 родителей воспитанников. Респондентам было предложено ответить на 6 вопросов. Были предложены следующие варианты ответов:

«Да»

«Нет»

«Не знаю»

После обработки анкет были получены следующие результаты:

Вопрос Ответило «Да» Ответило «Нет» Ответило «Не знаю»
1. Знаете ли вы что входит в понятие связной речи? 40% 30% 30%
2. Знаете ли вы как развивать связную речь? 30% 50% 20%
3. Используете ли в общении с детьми произведения детской литературы? 40% 60%  
4. Организовываете ли вы дома игры, направленные на развитие речи? 30% 70%  
5. Проявляет ли ваш ребенок интерес к театрализованной деятельности? 50% 30% 20%
6. Необходима ли вам консультации педагогов в данном вопросе? 30% 30% 40%

 

Исходя из итогов анкетирования сделан вывод о том, что родители не знают как правильно развивать речь детей, какие методы и средства необходимо использовать.

По итогам диагностики планируется индивидуальная работа с детьми, работа с родителями, консультации, беседы, упражнения по развитию речи дома с детьми. Результаты работы по театрализованной деятельности закрепляются на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями.

 

 

 

 

2.2. Реализация в практике работы дошкольного учреждения системы мероприятий, направленной на рост уровня связной речи в театрализованной деятельности.

Использование театрализованных игр для развития коммуникативно – речевых навыков у детей возможно осуществлять по определённой системе, что предполагает её постепенное усложнение. В связи с этим, всю работу можно разделить на несколько этапов:
1 этап – (младший дошкольный возраст) вся работа посвящена знакомству детей с художественными произведениями, в основном сказками.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью можно проводить игры “Наседка и цыплята”, “Медведица и медвежата”, “Зайчиха и зайчата”, а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывала игры по литературным произведениям: “Игрушки” А. Барто, “Котик и козлик” В. Жуковского.Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Чтобы эта работа проходила ненавязчиво для детей, рекомендуется предусматривать разные виды их деятельности. Сначала знакомить воспитанников со сказкой. Это может быть чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов или мультфильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций.Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (настольный театр, игры с персонажами сказок и т.п.).
Затем предусматривать отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, изготовлении атрибутов для игр.
Когда подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры закончены, организовывается разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры.
Эти игры проводятся с учетом основных педагогических принципов: во-первых, избегать излишней дидактики. Дети получают разумную свободу деятельности, что позволяет проявить творчество. Во-вторых, воздействовать на ребенка через игру, только на первых встречах учу играть, формирую технику игровых действий. В-третьих, использовать продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация), которые вносят существенный вклад в развитие личности ребёнка.

Итак, на этом этапе дети только приобщаются к миру театрализованных представлений путём участия в драматизациях литературных произведений и знакомство с использованием различных видов театра, создания положительной эмоциональной обстановки в группе.
2 этап – (средний дошкольный возраст) работа над литературными текстами продолжается, но большое внимание уделяется развитию эмоциональности у детей и невербальных качеств (мимика, пантомимика, жесты, движения). На этом этапедети учатся сочетать в роли движение и слово, и использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Для этого возможно использовать обучающие упражнения, например “Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе”, “Кто как разговаривает”.
С группой детей возможно сначала драматизировать такие произведения, в которых небольшое количество действий (игры – инсценировки по русским народным песенкам и потешкам), затем простейшие сказки, используя настольный театр (сказка “Колобок”). Постепенно увеличивая, как текст, произведения, так и количество участников, действий.

3 этап – (старший дошкольный возраст), когда продолжается работа над вышеперечисленными задачами и дополняется развитие коммуникативных навыков у детей (умение жить и работать в коллективе).На этом этапе можно использую рекомендации Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой по работе со сказкой. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения (“Веселые превращения”, игра – драматизация “Почему так”, творческая игра “Страна Вежливости”). Необходимо научить их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций как на основе сказок, так и создание проблем. Например, в сюжет сказки К. Чуковского “Телефон” включаем дополнительный сказочный персонаж (Золушка, Кот в сапогах) с просьбой о помощи или вводим в сказку в качестве одного из героев самого ребенка.

Поскольку именно в отрезке 5-6 лет идет процесс интенсивного морального развития, осознанного различения добра и зла и закрепления этих категорий за определенными художественными образами. Размывание этих образов может привести к размыванию этих основных этических представлений. Для этого направления следует брать те сказки, герои которых не имеют ярко выраженных индивидуальных характеров и биографий и характеризуются в сказке через свою отнесенность к определенной категории (Например “Заюшкина избушка”). У подобных персонажей вполне можно изменить характер, получив в результате поворот в событиях и отношениях. Такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из знакомого литературного текста, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, изменить их поведение, придумать новый текст.

4 этап – (подготовительная к школе группа) завершается обучение коммуникативно – речевым навыкам, большой упор следует делать на проявлении творчества и фантазии у детей через сюжетосложение, самостоятельное сочинение и обыгрывание инсценировок. Перед детьми следует ставить игровую проблему или просто называю тему, а содержание предлагают дети.На этом этапе работу с группой следует проводить, используя разные методы и приёмы:
–Объяснять новый материал, а затем предлагать детям разобраться с конкретной проблемной ситуацией (например, “Что было бы…, если бы не светило солнце?… не было деревьев?…кругом была вода и т.д.). Дети предлагают разные варианты, основываясь на новые знания.

Группе давать определенное задание, необходимые опоры (картинки, карточки, схемы и пр.). Задание дети выполняют либо по частям (каждый ребёнок занят своей частью), либо по “вертушке” (каждое последующее задание выполняется следующим ребёнком, начинать может либо сильный, либо слабый воспитанник). При этом выполнение любого задания объясняется ребёнком вслух.

–Предлагать детям сочинить продолжения к сказке. Вместе с детьми вспоминать сказку (можно использовать рассказывание по кругу). Затем я спрашиваю у детей: “А что потом?…”).

Процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:
–имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

–имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);

–включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-“режиссер”, ребенок -“актер”, ребенок -“зритель”, ребенок -“оформитель”“декоратор” спектакля).

В свободное от занятий время предлагались знакомые сказки и картинки к ним ("Заюшкина избушка", "Три медведя" и т.п.). Некоторым детям было трудно самостоятельно придумать предложение по картинке и определить последовательность иллюстраций. Поэтому взрослый, в зависимости от ситуации, либо сам раскладывал картинки, либо делал это вместе с ним. В данных ситуациях дети учились составлять предложения, находить иллюстрации, соответствующие тексту сказок и раскладывать их в заданной последовательности.

С целью закрепления умения строить предложение, определяющее основное содержание изображенного на картинке, а также определения последовательности действий проводилось упражнение "Узнай и назови".

Детям предлагались наборы картинок с последовательным развитием действия на тему "С утра до вечера" (разработанные автором). Педагог спрашивал: "Посмотри внимательно и скажи, кто нарисован на картинках? Что он делает на первой картинке? Как ты думаешь, что он будет делать потом? Найди картинку (ребёнок должен найти необходимую картинку). Чем всё закончится? (Ребёнок вновь находил картинку и называл, что на ней нарисовано)". Выполнение заданий проверялось путем наглядного сравнения с правильным расположением картинок. Сравнивая, ребенок передавал содержание картинок в речи.

В ходе выполнения данного задания многие дети испытывали трудность в определении последовательности действий и раскладывании картинок, поэтому очень часто обращались к помощи воспитателя.

Параллельно серии картинок использовались инсценировки с игрушками, в которых главные герои - выполняли ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом; лисенок катается на лошадке и т.п.). Затем предлагались готовые игровые ситуации, созданные взрослым с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.

Приведём пример такой ситуации: "К кукле Маше приходят гости". На столе стоят игрушки, расставленные в виде комнаты: стол, на столе чашки, сахарница, чайник; кукла Маша стоит рядом со столом; за столом сидят зайчик, мишка.

Педагог говорит: "Сегодня к Маше пришли гости. Она решила напоить их чаем. Что сделала Маша?"

Дети: "Поставила чашки и чайник".

Дальше педагог производит действия, которые дети называют: "Маша села за стол; разливает чай; угощает конфетами гостей; подаёт чашку мишке". В заключение воспитатель предлагал придумать, что будут делать Маша и гости, когда попьют чай. Дети придумывали ситуацию, а педагог инсценировал ее с помощью игрушек ("День рождения", "Идем в гости", "Строим дом" и др.).

Важную роль выполняли вопросы: "Как вы думаете, о чем хотят рассказать нам игрушки? (картинка на фланелеграфе?)" ("…о том, как Маша встречала гостей; о дне рождения щенка и т.д."). Такого рода вопросы помогали определять тему высказывания.

Игровые действия повышали умственную активность детей, ставили их в такие обстоятельства, которые требовали нужного высказывания. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание.

Игровые ситуации позволяли детям овладевать навыками необходимыми для построения связного монологического высказывания: отбирать лексический материал в соответствии с темой и ситуацией высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Они вызывали у детей большой интерес и переносились ими в самостоятельные игры, сопровождались высокой речевой активностью.

Вместе с тем, некоторым детям по-прежнему было трудно самостоятельно составить предложения по ситуации, они лишь договаривали за педагогом отдельные слова, фразы.

С целью закрепления умения определять последовательность высказывания, видеть и исправлять неточности в тексте при использовании картинок было проведено второе занятие.

На нем к детям из сказки приходил Торопыжка и сообщал о том, что все книжки у них "заболели". Все в них перепуталось: вместо начала конец и, наоборот; в сказке про"Красную Шапочку" появляется Колобок и т.д. Сказочные герои просят у детей помощи. Если они определят, где в рассказе (сказке) начало, а где конец; найдут неточности в тексте и сами исправят их, то все книжки в сказке станут здоровы. Торопыжка выражал беспокойство по поводу того, справятся дети с заданием или нет. Педагог успокаивал его и говорил: "Не беспокойся, Торопыжка! Для того чтобы научиться замечать непоследовательность, неточность в рассказе или сказке, у нас есть замечательные картинки и интересные игры, которые помогут детям". Дети при участии Торопыжки вновь раскладывали картинки серии "С утра до вечера" в логической последовательности. Задание проводилось по подгруппам. Каждый из них получал по две картинки: зайчик спит, делает зарядку, умывается, обедает, занимается, играет. Нужно было назвать сначала первое действие и показать первую картинку, затем вторую и назвать действие. Если вначале обучения эти картинки использовались для того, чтобы научить дошкольников строить предложения, а помощь в определении последовательности оказывал взрослый, то в данной ситуации каждый ребенок действовал самостоятельно. После выполнения задания дети могли проконтролировать себя. Пособие было изготовлено таким образом, что на обратной стороне каждая картинка имела окошечко, внутри которого была стрелка, указывающая направление действия. В ходе выполнения данного задания все дети смогли назвать действия, изображенные на картинках, многие рассказывали двумя-тремя предложениями, но наблюдалось нарушение последовательности в изложении событий, на что указывало неправильное расположение карточек (8 человек из 20).

Для закрепления навыка определения последовательности действий, детям предлагали другие серии сюжетных картинок с последовательно развивающимися событиями (картинки из книги Н.Радлова "Рассказы в картинках").

С целью проверки, насколько они могут замечать нарушения последовательности в речи без использования наглядного материала, проводилась игра "Так бывает или нет?"

Она способствовала развитию логического мышления, умения замечать непоследовательность в рассказах, устанавливать связи между явлениями и выражать их в слове.

Ход игры: педагог объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

Примерные рассказы воспитателя:

"Наступила осень. Все птицы улетели. Грустно стало детям. "Давайте сделаем для птиц скворечники!" - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям".

"Все дети обрадовались наступлению осени. "Вот теперь мы будем собирать красивые листья, и делать букеты", - сказала Света. "А я люблю купаться в реке, - сказала Люда, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать".

(Сначала рассказы педагога сопровождались показом картинок, которые наглядно демонстрировали нарушения последовательности и логики действий.При повторном проведении игры наглядность не использовалась). Правильное выполнение задания поощрялось цветной фигуркой для фланелеграфа. Побеждал в игре тот, кто имел больше фигурок и мог составить сюжет картинки на фланелеграфе без нарушения логики развертывания событий. Взрослый побуждал детей к составлению предложений и коротких рассказов по этим картинкам, что способствовало закреплению представлений детей о структуре связного высказывания и формировало умения использования разнообразных синтаксических конструкций в зависимости от контекста. Все эти задания требовали большой индивидуальной работы с детьми. Так, педагог демонстрировал им картинки на фланелеграфе и задавал вопросы: "Нравится тебе эта картинка? Всё на ней правильно? Что ты можешь изменить в ней? Давай сделаем это вместе?"

Если ребёнок легко и быстро справлялся с заданием, ему предлагалось послушать рассказ или сказку по данной картинке. Далее и сам ребёнок договаривал отдельные слова, фразы (использовались знакомые детям литературные произведения "Колобок", "Маша и медведь", "Три медведя", "Пузырь, лапоть и соломинка").

На последующих двух занятиях продолжали знакомить детей с разными вариантами начала и конца сказок. С целью создания интереса и желания участвовать в последующей деятельности детей приглашали в комнату сказок. В ней их встречали Торопыжка и бабушка-сказительница. Торопыжка благодарил за детей за помощь, все книжки у них "выздоровели", но теперь ему очень хочется самому сочинять рассказы и сказки, а как это сделать он не знает. Вот он и хочет узнать, как получаются рассказы и сказки? "А правда, как они получаются?" - спрашивал педагог у сказительницы. Она отвечала: "Сказок и рассказов я много знаю, люблю их рассказывать детям, а вот, как они получаются, не знаю, а может и знала да забыла. Стара я стала". Тогда педагог обращался к детям с вопросами, которые помогали вспомнить, как сказки или рассказы могут начинаться, заканчиваться. Так, воспитатель спрашивал: "С чего бы вы начали составлять рассказ или сказку?" Дети отвечали: "Жили-были...", "В некотором царстве...". Педагог помогал детям припомнить некоторые варианты, например: "А я бы начала со слова: "Однажды..." и т.д. "Как можно закончить рассказ или сказку?" - спрашивали у детей дальше. Ответы: "Вот и сказке конец...", "Стали жить-поживать...".

В ходе занятия обращалось внимание на то, что и в рассказе, сказке есть последовательность, которую нельзя нарушать. В заключении сказительница задала детям загадку: перед ними были выложены иллюстрации к сказке "Маша и медведь", нужно отгадать из какой они сказки и восстановить последовательность. После правильного отгадывания, детям рассказывали это произведение.

С целью побуждения детей к созданию самостоятельных высказываний были использованы готовые ситуации. Так, педагог предлагал: "Помоги мне, пожалуйста. Я буду рассказывать свою историю (сказку), а ты показывать её". (Ребёнок внимательно слушал и расставлял фигурки на фланелеграфе или игрушки.Воспитатель помогал ребёнку, направлял его действия.)

"Я уже приготовила игрушки, чтобы рассказать Руслану и Саше вчерашнюю историю. Ведь их не было в детском саду, но мне нужна твоя помощь. Ты очень внимательно слушал рассказ, а я забыла некоторые слова. Давай расскажем историю вместе".

"К нам пришли гости (3-4 ребёнка из параллельной группы). Они услышали, что вы учитесь придумывать разные рассказы и сказки. Давайте покажем, чему мы научились". Воспитатель обговаривал с детьми, какую ситуацию создать. Затем один из них рассказывал по этой ситуации. Взрослый подсказывал ребенку начало предложений, отдельные слова, фразы, соединяющие части текста. Так, взрослый создавал следующую ситуацию при помощи игрушек: девочка собирает грибы в лесу, а навстречу ей идет медведь. Приведем пример совместного рассказа:

Р.: - Пошла девочка в лес и заблудилась.

Э.: - Шла она шла и вдруг…

Р.: - увидела мишку.

Э.: - Девочка очень…

Р.: - испугалась.

Э.: - Но мишка ей сказал…

Р.: - не бойся меня.

Э.: - Я могу тебя…

Р.: - привести домой. Взял девочку за ручку и повел.

К концу первого этапа обучения дети научились раскладывать картинки в заданной последовательности; создавать с помощью взрослого сюжеты из игрушек, фигурок на фланелеграфе; устранять нарушения логики в готовых ситуациях; переносили игры и игровые ситуации в самостоятельную деятельность.

На втором этапе эксперимента решались следующие задачи:

1. Формировать самостоятельность высказываний, их структурную оформленность.

2. Закреплять умения по-разному соединять предложения в тексте, используя разнообразные способы связи.

На этом этапе, как и на первом, применяли игрушки, фигурки на фланелеграф, настольный театр с целью создания игровых ситуаций, позволяющих обогатить содержание речи ребёнка; избежать шаблонности в детских высказываниях; структурно их оформить.

На первом занятии продолжали знакомство детей с началом повествования; закрепляли представления о различных вариантах начала на примере знакомых сказок и рассказов; закрепляли умения детей определять главную тему повествования. Развивали у них представление о том, что в начале высказывания обычно называются главные герои произведения и рассказывается о том событии, которое даёт толчок развитию сюжета.

Основным содержанием занятия был пересказ сказки "Маша и медведь". Занятие проводилось в комнате сказок. Сказительница предлагала детям отгадать ее загадки: "Посмотрите на картинку. Из какой сказки (рассказа) эти герои? Назовите их. Вспомните, как начинается эта сказка (рассказ)". Если дети справлялись с заданием и отгадывали загадку, то сказительница дарила детям книгу с этим произведением и картинки, которые дети могли использовать в самостоятельных играх.

В игровых ситуациях дети учились называть главных героев, изображённых на картине, пересказывать начало произведения.

С целью закрепления полученных на занятии умений детям предлагали при помощи картинок показать последовательность литературного произведения; подводили к воспроизведению знакомых сказок, рассказов. Для примера приведем фрагмент записи занятия: " Посмотрите, ребята, кто это? (воспитатель показывает картинку с изображением девочки, которая гуляет в лесу, рис. Е.Рачева к сказке "Маша и медведь").

Филипп: - Это куколка.

Аня: - Да, это Машенька.

Экспериментатор: - Аня, как ты догадалась, что это Машенька?

Аня: - А вы нам про неё рассказывали.

Экспериментатор: - в каких сказках рассказывается про Машеньку?

Дети: - "Маша и медведь", "Три медведя".

Экспериментатор: - В сказке "Маша и медведь" есть Машенька. А в сказке "Три медведя" как звали девочку?

Катя: - Её никак не звали. Просто девочка.

Экспериментатор: - Кто помнит, как начинается сказка "Три медведя?"

Руслан: - "Жили-были" она и начинается.

Наташа: - Нет, так другая начинается.

Экспериментатор: - А как же эта сказка начинается? (Помещает первую иллюстрацию Е.Рачева к сказке "Маша и медведь"). Посмотрите на картинку, она вам подсказывает.

Катя: - А, вспомнила! Одна девочка ушла из дома в лес.

Экспериментатор: - Правильно. Я думаю, что и сказка "Маша и медведь" начинается так же. Верно, ребята?

Дети: - Да. Нет. (хором)

Руслан: - Нет, она начинается "Жили-были".

Экспериментатор: - Правильно говорит Руслан?

Аня: - Правильно, только там: "Жили-были дедушка и бабушка".

Экспериментатор: - Вот видите, ребята. Оказываются сказки начинаются не одинаково. Как они могут начинат<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.