Бакалавр зарубежного регионоведения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Бакалавр зарубежного регионоведения

2018-01-04 122
Бакалавр зарубежного регионоведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зарубежное регионоведение

 

 

Профиль подготовки

«Евразийские исследования»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр зарубежного регионоведения

Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы могут быть использованы следующие образовательные технологии:

Лекции: проблемная лекция, диалоговая лекция, интерактивная лекция, лекция с вопрошающими паузами, лекция с запланированными ошибками, контекстная лекция.

Семинарские занятия: кейс-технология, деловая игра, ролевая игра, дискуссия, дебаты, мозговой штурм, проблемно-концептуальный доклад, аргументированное эссе.

Самостоятельная работа: логический анализ текстов, критический анализ текстов, формализация текстов, постановка и решение проблем, решение логических задач, выполнение познавательных заданий.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

6.1. В учебном процессе применяются следующие оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

1. Контрольные вопросы для текущего контроля:

Модуль 1. Специфика философского знания.

1. Какие исторические типы мировоззрения

предшествовали философии?

2. Почему философия является высшим историческим

типом мировоззрения?

3. В чем специфика философского отражения мира?

4. Как соотносятся научная и философская картины мира?

5. В чем специфика предмета философии?

Модуль 2. Бытие и сознание.

1. В чем философский смысл проблемы бытия?

2. Сравните толкование бытия в философии Парменида и Гераклита?

3. Обоснуйте связь мировоззрения Нового времени с проблемой бытия.

4. Объясните выражение: «В Новое время бытие стало субъектным».

5. Раскройте взаимосвязь мировоззрения ХХ в. и философского решения проблемы бытия.

6. Какой метафорой пользовались греки для описания сознания?

7. Обоснуйте связь средневекового понимания сознания с теоцентристским мировоззрением.

8. Сформулируйте предпосылки переосмысления проблемы сознания в Новое время.

9. Сравните средневековое и новоевропейское понимание сознания.

10. Как понимает природу сознания К.Маркс?

11. Что такое общественное сознание?

12. В чем сходство и различие учения З.Фрейда о бессознательном от учения К.Маркса?

 

Модуль 3. Проблема человека в философии

1. В чем заключается смысл представлений философов Древней Греции о человеке?

2. Сравните образы человека в мировоззрениях космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма.

3. Обоснуйте средневековую трактовку человека как «образа и подобия Бога».

4. Объясните выражение Ж.-П. Сартра: «Человек – это будущее человека».

5. Как вы понимаете выражение Э. Кассирера: «Человек – это символическое животное».

6. Какие Вы знаете концепции антропосоциогенеза?

7. Существуют ли биологически заданные схемы социального поведения человека?

8. Какие современные концепции акцентируют роль биологического начала в человеке?

9. Кто из мыслителей подчеркивал роль культурных факторов в формировании человека?

10. Что такое социальное наследование?

11. Сравнить основные подходы к проблеме «смысла жизни».

12. Изложить аргументы, отрицающие существования смысла жизни.

 

Модуль 5. Познание и наука.

1. Что такое знание и познание?

2. Какие существуют формы знания?

3. Каковы основные этапы разработки проблемы познания в истории философии?

4. Какие существуют подходы в понимании возможностей познания человеком окружающего мира?

5. Как решалась в философии проблема соотношения веры и разума в познании?

6. Сравнить эмпиризм и рационализм как методологические подходы к процессу познания.

7. В чем суть метафизике как методе познания?

8. В чем суть диалектики как методе познания?

9. Назовите основные законы диалектики?

10. Что такое истина и каковы ее критерии?

11. Обоснуйте зависимость представлений об истине от конкретно-исторического типа мировоззрения.

12. Как соотносятся познание и практика?

13. Назовите уровни познания.

14. Назовите критерии научности познания.

15. Раскройте суть научных революций и их влияние на смену типов рациональности.

 

Темы рефератов.

Модуль 2. Бытие и сознание.

1. Проблема первоначала в Милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

2. Формирование понятий «бытие» и небытие» в Элейской школе (Ксенофан, Парменид, Зенон).

3. Античная атомистическая философия.

4. Учение Платона об идеях.

5. Учение Аристотеля о бытии, о четырех причинах.

6. Понятие материи у Платона и Аристотеля.

7. Проблема бытия в философии Нового времени.

8. Понятия бытия, материи и субстанции.

9. Пространство и время – формы существования бытия.

10. Отражение, сознание и самосознание.

11. Проблема бытия в философии постмодерна.

12. Сознание и идеология.

 

Модуль 5. Познание и наука.

1. Миф и религия как формы познавательной деятельности.

2. Проблема метода в философии Нового времени.

3. Понятие науки, критерии научности.

4. Проблема периодизации истории науки.

5. Специфика естественных наук и наук о «духе».

6. Специфика заблуждений в социальном познании.

7. Роль философии в научном исследовании.

8. Проблема критерия истины в философии и науке.

9. Роль абстрактных истин в гносеологии

10. Современные гносеологические подходы к проблеме истины.

11. Феномен научных революций.

12. Проблема рациональности в ХХ в.

13. Особенности постнеклассической науки.

14. Классификация научных методов и уровней методологии.

15. Социальные последствия научно-технического прогресса.

3. Темы курсовых работ:

1. Проблема смысла жизни.

2. Социальное и биологическое в человеке.

3. Проблема насилия и ненасилия в истории.

4. Общественный прогресс и его критерии.

5. Массовое общество: зло или благо.

6. Свобода: миф или реальность.

7. Жизнь и смерть как философская проблема.

8. Русская идея: утопия или реальность.

9. Гражданское общество и государство.

10. Проблема бессознательного в философии.

11. Понимание и объяснение в познании.

12. Роль религии в современном мире.

13. Терроризм как глобальная проблема современности.

14. Рациональность: классический и неклассический типы.

15. Запад-Восток-Россия в диалоге культур.

16. Столкновение цивилизаций: за и против.

17. Глобализация как мегатенденция мирового развития.

18. Глобализация и идентичность.

19. Либеральные ценности Запада и православно-русская цивилизация.

20. Проблема пути развития России.

 

4. Вопросы к экзамену:

1. Представление о человеке в различных культурах.

2. Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, структура личности.

3. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.

4. Истина и заблуждение.

5. Материя и движение, пространство и время.

6. Наука и техника.

7. Критерии истины.

8. Гражданское общество и государство.

9. Философская и научная картины мира: сходство и различия.

10. Бытие, эволюция философского смысла понятия бытия.

11. Понятие природы, человек и природа.

12. Закон, динамические и статистические закономерности.

13. Глобализация, глобальные проблемы современности.

14. Объект и субъект познания.

15. Насилие и ненасилие.

16. Знание и вера.

17. Понятия: бытие, материя, субстанция.

18. Биологическое и социальное в человеке.

19. Понятие истины, современные подходы к проблеме истины.

20. Общество и история, проблема исторической закономерности.

21. Общество как развивающееся целое, сферы и структура общества.

22. Специфика философского знания, исторические типы философствования.

23. Диалектические законы бытия и мышления.

24. Проблема предмета философии, философия и мировоззрение.

25. Сущность сознания. Сознательное и бессознательное.

26. Философские методы: метафизика и диалектика.

27. Социальное наследование как способ формирования и развития человека и общества.

28. Человек в системе социальных связей.

29. Специфика познавательной деятельности.

30. Основные категории диалектики.

31. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

32. Научные революции и смена типов рациональности.

33. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

34. Проблема национального характера философии, русская философия как национальная философия.

35. Проблема природы человека в экзистенциализме.

36. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое.

37. Понятие науки, критерий научности, структура научного знания.

38. Проблема смысла человеческого существования.

39. Проблема антропосоциогенеза.

40. Будущее человечества и сценарии возможного будущего.

 

5. Задания для контроля самостоятельной работы студентов.

 

Модуль 2. Бытие и сознание.

1. Задание 1. Дать определение понятий: онтология, субстанция, материя, монизм, дуализм, плюрализм, пантеизм, движение, развитие, сознание, самосознание, память, язык.

2. Задание 2. Составить планы-конспекты ответов на вопросы: «Философский смысл понятия бытие», «Проблема единого и многого в античной натурфилософии».

3. Задание 3. Сравнить биологическое и социальное пространство и время, движение и развитие.

4. Задание 4. Сравнить античное и средневековое понимание сознания.

Модуль 5. Познание и наука.

1. Задание 1. Дать определение понятий: гносеология, наука, субъект, объект, познавательный процесс, метод, диалектика, метафизика, познание гуманитарное, познание естественнонаучное, герменевтика, парадигма, проблема, гипотеза, теория.

2. Задание 2. Составить план- конспект ответа на вопросы: «Субъект и объект познания», «Исторические типы диалектики», «Многообразие форм познания».

3. Задание 4. Сравнить естественнонаучные и гуманитарные методы познания.

4. Задание 4. Сравнить философскую и научную картины мира.

5. Задание 5. Доказать, что существует связь объектно-субъектной парадигмы новоевропейской науки с идеей господства над природой.

6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Шевченко О.М. Философия: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д, 2010 (электронный ресурс).

Шевченко О.М. Мультимедийные презентации к курсу «Философия» (электронный ресурс).

Философия. Учебник для высших учебных заведений /Под ред. В.П. Кохановского – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Философия. Электронная библиотека. Ростов н/Д, 2010 (электронный ресурс).

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «ФИЛОСОФИЯ»

а) основная литература:

Философия. Учебник для высших учебных заведений /Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. – М.:"Омега-Л", 2009.

Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2009.

– Лавриенко В.Н. Философия. Учебник. 2004 // Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/ biblio/archive/ lavrienko_filosofija

БуртоваяЕ.И. Хрестоматия по философии //http://www.i-u.ru/biblio/archive/aver_xrbfilosofy/

 

б) дополнительная литература:

Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2008.

Александров В.И. Философия и мировоззрение. Философия как историческая форма мировоззрения // Философские исследования. 2002. № 1.

Канке В.А. Философия: Исторический и систематизированный курс. М., 2010.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М.2004.// http://www.i-u.ru/biblio/archive/kusnezov_filosofija/

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

– Портал «Южный федеральный университет» //http://sfedu.ru;

– Библиотека //http://www.library.sfedu.ru/;

– Полнотекстовые ресурсы

//http://www.library.sfedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=103&Itemid=19&lang=ru;

– Подписные ресурсы //http://www.library.sfedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24&Itemid=21&lang=ru

– электронный УМК http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/umr.umr_show?p_per_id=1617;

– учебно-методические рекомендации

http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/umr.umr_show?p_per_id=1617;

– мультимедийные презентации

http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/umr.umr_show?p_per_id=1617;

– материалы цифрового кампуса ЮФУ http://incampus.ru/;

– ИИК ЮФУ http://dbs.sfedu.ru/pls/rsu/umr.umr_show?p_per_id=1617

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Философия» включает:

1. Мобильные мультимедийные комплексы (в составе: проектор, экран, ноутбук с предустановленным лицензионным программным обеспечением не ниже Windows XP, Office 2007, которое позволяет работать с видео-аудио материалами, создавать и демонстрировать презентации) в количестве 6 штук.

2. Стационарная мультимедийная интерактивная доска позволяющая проводить презентации в интерактивной форме. В количестве 1 штуки.

3. Компьютерный класс, который позволяет реализовать неограниченные образовательные возможности с доступом в сеть Интернет на скорости 6 мегабит в секунду. С возможностью проводить групповые занятия с обучаемыми, а так же онлайн (оффлайн) тестирование.

4. Библиотечный электронный читальный зал с доступом к электронным ресурсам библиотек страны и мира. В количестве 3-х мест.

5. Персональный компьютер с предустановленным лицензионным программным обеспечением не ниже Windows XP, Office 2007, которое позволяет работать с видео-аудио материалами, создавать и демонстрировать презентации, с выходом в сеть Интернет

6. Ноутбук с предустановленным лицензионным программным обеспечением не ниже Windows XP, Office 2007, которое позволяет работать с видео-аудио материалами, создавать и демонстрировать презентации, с выходом в сеть Интернет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «032301 – Регионоведение»

 

Авторы:

Малицкий Валентин Семенович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии ИППК ЮФУ.

Шевченко Ольга Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии ИППК ЮФУ.

 

Рецензенты:

Тахтамышев Владимир Григорьевич, доктор философских наук, профессор (РГУПС);

Штофер Людмила Львовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии РГЭУ (РИНХ).

 

Программа одобрена на заседании кафедры философии и культурологии ИППК ЮФУ от 27 ноября 2010 года, протокол № 4.

 

 

Зарубежное регионоведение

 

 

Профиль подготовки

«Евразийские исследования»

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр зарубежного регионоведения


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.