История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2018-01-04 | 235 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Прошлому своей семьи, потребностям восстанов-
Ления прерванных традиций.
Пояснительная записка
Программа «Древо жизни» составлена в рамках туристско-краеведческого движения учащихся Бурятии «Тоонто нютаг», «Малая родина». Главное назначение программы – помочь ребенку увидеть себя в зеркале, но не простом, а в зеркале истории, истории его семьи, его рода. Программа должна помочь сберечь тепло родительского дома, написать историю своей семьи, научиться составлять и оформлять свою родословную.
В каждой семье есть захватывающие страницы любви, жизненные трагедии, героизм. Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни. Это дом, семья, то родное тепло, которое мы получаем в детстве. Кто я? Какими были мои родители, когда были маленькими? А кто мои прабабушка и прадедушка? Каждый из нас пытался и пытается найти ответы на эти и другие вопросы.
Актуальность программы - обусловлена тем, что всовременных условиях в связи с возрождением традиционной культуры, языка, обычаев, традиций народа наблюдается ростэтнического самосознания и мобилизации народа, повышенный интерес общества к изучению исторического прошлого, корней своего народа.
Цель:
- Утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи;
- Содействие сплочению семьи, укрепление связей между его поколениями, воспитание и уважения к своим предкам.
Задачи: Обучающие
- Обучить к методам поисково – исследовательской работе через изучение родословной;
- Разработать методику оформления родословных для популяризации данного явления;
- научить работать с научной литературой, составлять аналитический обзор (реферирование) прочитанного;
|
- научить систематизировать материалы домашних архивов;
- научить составлять генеалогическую картотеку рода.
Воспитательные
- воспитать уважения к предкам, любви к своему народу, к месту его рождения;
- воспитать обучающихся на примере своих родителей и лучших представителей рода;
- определить воспитательный потенциал родословных и их влияние на развитие этнического самосознания;
Развивающие
- развить интерес к истории своего рода;
- развить задатки и способности обучающихся, в той степени, которая возможна при совместной работе педагога, школьника и его родителей
Теоретической и методической основой послужили труды отечественных этнографов, филологов, философов, историков, в частности Кушнера П. И., Чебоксарова Н. Н., Токарева С. А., Опучина А. Н., Козлова В. И., Бромлея Ю. В., Джарылгасиновой Р. Ш., Лихачева Д. С., Цыдендамбаева Ц. Б., Барадина Б.Б., Бабуева С. Д., Чимитдоржиева Ш.Б., Долгих Б. О. и др.
Содержание программы, ее построение позволяют проводить познание истории родного края, культуры через изучение норм, правил, опыта жизни родителей, кровных родственников, способствуют реализации у обучающихся человеческой потребности в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность, безопасность человеческого существования.
Программа реализуются следующими формами работы:
- массовые (конференции, вечера, праздники, викторины, игры);
- групповые (экскурсии, походы, экспедиции);
- индивидуальные (изучение литературы, работа с документальными материалами архива, музеев, записи воспоминаний, наблюдения за жизнью и бытом родителей, кровных родственников, выполнение познавательных заданий, подготовка докладов, рефератов, составление родословных таблиц, фотоархивов, фотоальбомов).
Программа состоит из практической и теоретической части. Практическая часть заключается в следующем: оформление своей родословной в папках или на планшетах. Форма выбирается самостоятельно (вертикальные, горизонтальные, круговые, таблицы, родословные древа с применением фотографий). Главное условие – наглядность и понятность. В графической родословной должны быть отмечены даты жизни родственников.
|
Методика преподавания курса сочетает различные формы деятельности: лекции, практические занятия, семинары. По итогам изучения курса учащиеся готовят генеалогическую картотеку своего рода, участвуют на научно-практических конференциях.
Программа «Древо жизни» ориентирована на учащихся 5-11 классов и рассчитана на курс занятий продолжительностью от одного до трех лет. Первый год обучения учащиеся осваивают теоретические направления генеалогии, постигают основы научно-исследовательской работы. Преобладают групповые занятия. В основу второго- третьего годов обучения положен принцип индивидуальных занятий, проведение самостоятельной исследовательской работы по персональным темам, а также коллективное посещение музеев, выставок, архивов, участие в семинарах, конференциях, конкурсах, проведение историко-краеведческих экспедиций по вопросам тематики программы.
Содержание первого года обучения – Историческое родословие
Состоит из 9 блоков:
1. Генеалогия как специальная историческая дисциплина
2. Развитие отечественной и зарубежной генеалогии
3. Источники генеалогии
4. Родство и свойство
5. О Хори бурятах
6. Родословная в устном народном творчестве
7. Историческая ономастика
8. Историко-генеалогическое краеведение
9. Компьютерная генеалогия
Содержание второго года обучения- Изучение личности, семьи и истории народа. Состоит из 8 блоков:
1. Познай самого себя.
2. Моя семья
3. История семьи.
4. Семейный архив.
5. Когда семья вместе, то душа на месте.
6. Мой дом, мой двор.
7. Мои друзья, школа.
8. Мой край. Мое «тоонто».
Основным метод реализации программы является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый ученик с учетом индивидуальных интересов работает над составлением родословных таблиц, семейных архивов, подготовкой докладов.
Промежуточным результатом работы является участие на научно-практических конференциях.
В итоге работы кружка по программе первого года обучения каждый ученик должен овладеть определенными умениями и навыками исследовательской самостоятельной деятельности: составлять родословные таблицы, карточки, составлять библиографию, работать с каталогами, краеведческой, научной и справочной литературой, вести интервьюирование, владеть приемами записи и работы с аудио- и видеозаписывающей аппаратурой, фотографированием.
|
Кроме того, члены кружка учатся наблюдать, описывать предметы материальной культуры, исторические памятники, события, готовить информацию на краеведческую тему, составлять семейные альбомы, семейную хронику, готовить доклады и выступать ними. Обучающиеся становиться участниками научно-практических конференции (районных, республиканских, всероссийских)
Материалы данной программы направлены на выработку как познавательных и практических навыков, так и может способствовать этническому воспитанию личности. В течение всего обучения учащиеся осваивают практическое направления генеалогии, постигают основы научно- исследовательской работы
Программа способствует к выработке умений и навыков: находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве, наиболее ценные для последующих поколений материалы. Овладеть практическими навыками оформления и подачи находок и документов, осваивать способы изображения родословных корней, генеалогического древа, формировать умения восприятия и передачи жизненного опыта поколений, помогать навыкам культуры письменного общения с родными и близкими людьми.
Практическое значение работы не ограничивается возможностью использования основных положений и выводов исследования при дальнейшем изучении рассматриваемого явления. Результаты проведенного исследования могут быть весьма полезными в школьной практике при разработках учебных курсов, спецкурсов, учебных программ по дисциплинам с национально-региональным компонентом и в целом представляют интерес как источник в исследовании культурно-духовного наследия бурятского народа.
Основные положения работы прошли апробацию в виде статей, сообщений в сборниках
1. «Храни свои корни» // Код семьи –родословной. -Улан-Удэ,- 2003.
2. Альманах «Родословие» //Моя родословная Москва, -1999.
|
3. «Я иду на урок с журналом Вестник Евразии» // Элективный курс: «Родословные таблицы как средство воспитания этнического самосознания» Москва - Улан-Удэ, 2008
4. «Теория и практика дополнительного образования» № 12 // Теория и методика составления родословной// под ред. Горского, М., -2008.
Докладывались на научно-практических конференциях:
1. «Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образования» (2007),
2. II региональный конкурс учителей «Я иду на урок с журналом Вестник Евразии» (2007);
3. «Роль традиционных праздников в воспитании нравственности детей и молодежи» (2008);
4. «Непрерывное образование личности в условиях модернизации общества» (2008).
Члены кружка принимают активное участие в районных, республиканских, всероссийских научно-практических конференциях.
Учебно-тематический план
№ | Наименование | Количество часов | ||
Темы | Всего | Теор. | Практ. | |
1 год обучения (114ч.) I. Историческое родословие | ||||
1. | Вводное занятие. | |||
1. | Генеалогия как специальная (вспомогательная) историческая дисциплина. Из истории генеалогии | |||
2. | Развитие отечественной и зарубежной генеалогии | |||
Источники генеалогии. Родословные легенды и предания. | ||||
4. | Родство и свойство | |||
5. | О Хори бурятах. | |||
6. | Родословная в устном народном творчестве | |||
7. | Историческая ономастика | |||
8. | Историко-генеалогическое краеведение | |||
9. | Компьютерная генеалогия | |||
10. | Итоговое занятие | |||
Итого | ||||
2 год обучения (216 ч.) II. Изучение личности, семьи и истории народа | ||||
1. | Познай самого себя | |||
2. | История семьи | |||
3. | Семейный архив. Практическая генеалогия | |||
4. | Когда семья вместе, то душа на месте | |||
5. | Мой дом, мой двор | |||
6. | Мои друзья, школа | |||
7. | Мой край. Мое «тоонто» | |||
итого | ||||
3 год обучения (216 ч.) III. «Формирование умений и навыков исследовательской деятельности» | ||||
1. | Научно- исследовательская деятельность: цели, задачи, специфика. | |||
Основные компоненты исследовательской деятельности | ||||
Методы исследовательской деятельности. | ||||
Факт, знание, информация | ||||
Круглый стол: Учебно-исследо-вательская работа обучающихся | ||||
Завершающий этап учебно-исследовательской деятельности обучающихся | ||||
Оформление отчетности по самостоятельной познавательной деятельности обучающихся | ||||
Проведение учебно-научного семинара по исследованиям обучающихся. | ||||
Итого: |
§ План индивидуальной работы
|
Составление библиографии.
Программа
«Историческое родословие» (144 ч.)
Первый год обучения
I. Вводное занятие (2)
Знакомство с детьми. Изложение программы занятий. Анкетирование. Выявление личных предпочтений детей в области генеалогии.
1. Тема «Генеалогия как специальная (вспомогательная) историческая дисциплина. Из истории генеалогии» (17 ч.)
Теория. Предмет и задачи генеалогии, ее место в системе специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Из истории генеалогии. Первые родословные книги. генеалогия становится наукой. Начало изучения родословий в России. Бурятские исторические хроники родословной.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!