Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Изучение генеалогии не только преследует чисто

2018-01-04 316
Изучение генеалогии не только преследует чисто 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Этно-студии «Гуламта»

 

 

Возраст: 6-17 лет

Срок реализации: 3 года

Тарнуева Соелма Батуевна -

педагог дополнительного образования

 

Кижинга

Авторская образовательная программа

«Древо жизни»

Изучение генеалогии не только преследует чисто

Научные цели, но и отвечает интересу людей к

Прошлому своей семьи, потребностям восстанов-

Ления прерванных традиций.

Пояснительная записка

Программа «Древо жизни» составлена в рамках туристско-краеведческого движения учащихся Бурятии «Тоонто нютаг», «Малая родина». Главное назначение программы – помочь ребенку увидеть себя в зеркале, но не простом, а в зеркале истории, истории его семьи, его рода. Программа должна помочь сберечь тепло родительского дома, написать историю своей семьи, научиться составлять и оформлять свою родословную.

В каждой семье есть захватывающие страницы любви, жизненные трагедии, героизм. Чтобы чувствовать себя уверенным в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни. Это дом, семья, то родное тепло, которое мы получаем в детстве. Кто я? Какими были мои родители, когда были маленькими? А кто мои прабабушка и прадедушка? Каждый из нас пытался и пытается найти ответы на эти и другие вопросы.

Актуальность программы - обусловлена тем, что всовременных условиях в связи с возрождением традиционной культуры, языка, обычаев, традиций народа наблюдается ростэтнического самосознания и мобилизации народа, повышенный интерес общества к изучению исторического прошлого, корней своего народа.

Цель:

- Утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи;

- Содействие сплочению семьи, укрепление связей между его поколениями, воспитание и уважения к своим предкам.

Задачи: Обучающие

- Обучить к методам поисково – исследовательской работе через изучение родословной;

- Разработать методику оформления родословных для популяризации данного явления;

- научить работать с научной литературой, составлять аналитический обзор (реферирование) прочитанного;

- научить систематизировать материалы домашних архивов;

- научить составлять генеалогическую картотеку рода.

Воспитательные

- воспитать уважения к предкам, любви к своему народу, к месту его рождения;

- воспитать обучающихся на примере своих родителей и лучших представителей рода;

- определить воспитательный потенциал родословных и их влияние на развитие этнического самосознания;

Развивающие

- развить интерес к истории своего рода;

- развить задатки и способности обучающихся, в той степени, которая возможна при совместной работе педагога, школьника и его родителей

Теоретической и методической основой послужили труды отечественных этнографов, филологов, философов, историков, в частности Кушнера П. И., Чебоксарова Н. Н., Токарева С. А., Опучина А. Н., Козлова В. И., Бромлея Ю. В., Джарылгасиновой Р. Ш., Лихачева Д. С., Цыдендамбаева Ц. Б., Барадина Б.Б., Бабуева С. Д., Чимитдоржиева Ш.Б., Долгих Б. О. и др.

Содержание программы, ее построение позволяют проводить познание истории родного края, культуры через изучение норм, правил, опыта жизни родителей, кровных родственников, способствуют реализации у обучающихся человеческой потребности в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность, безопасность человеческого существования.

Программа реализуются следующими формами работы:

- массовые (конференции, вечера, праздники, викторины, игры);

- групповые (экскурсии, походы, экспедиции);

- индивидуальные (изучение литературы, работа с документальными материалами архива, музеев, записи воспоминаний, наблюдения за жизнью и бытом родителей, кровных родственников, выполнение познавательных заданий, подготовка докладов, рефератов, составление родословных таблиц, фотоархивов, фотоальбомов).

Программа состоит из практической и теоретической части. Практическая часть заключается в следующем: оформление своей родословной в папках или на планшетах. Форма выбирается самостоятельно (вертикальные, горизонтальные, круговые, таблицы, родословные древа с применением фотографий). Главное условие – наглядность и понятность. В графической родословной должны быть отмечены даты жизни родственников.

Методика преподавания курса сочетает различные формы деятельности: лекции, практические занятия, семинары. По итогам изучения курса учащиеся готовят генеалогическую картотеку своего рода, участвуют на научно-практических конференциях.

Программа «Древо жизни» ориентирована на учащихся 5-11 классов и рассчитана на курс занятий продолжительностью от одного до трех лет. Первый год обучения учащиеся осваивают теоретические направления генеалогии, постигают основы научно-исследовательской работы. Преобладают групповые занятия. В основу второго- третьего годов обучения положен принцип индивидуальных занятий, проведение самостоятельной исследовательской работы по персональным темам, а также коллективное посещение музеев, выставок, архивов, участие в семинарах, конференциях, конкурсах, проведение историко-краеведческих экспедиций по вопросам тематики программы.

Содержание первого года обучения – Историческое родословие

Состоит из 9 блоков:

1. Генеалогия как специальная историческая дисциплина

2. Развитие отечественной и зарубежной генеалогии

3. Источники генеалогии

4. Родство и свойство

5. О Хори бурятах

6. Родословная в устном народном творчестве

7. Историческая ономастика

8. Историко-генеалогическое краеведение

9. Компьютерная генеалогия

Содержание второго года обучения- Изучение личности, семьи и истории народа. Состоит из 8 блоков:

1. Познай самого себя.

2. Моя семья

3. История семьи.

4. Семейный архив.

5. Когда семья вместе, то душа на месте.

6. Мой дом, мой двор.

7. Мои друзья, школа.

8. Мой край. Мое «тоонто».

Основным метод реализации программы является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый ученик с учетом индивидуальных интересов работает над составлением родословных таблиц, семейных архивов, подготовкой докладов.

Промежуточным результатом работы является участие на научно-практических конференциях.

В итоге работы кружка по программе первого года обучения каждый ученик должен овладеть определенными умениями и навыками исследовательской самостоятельной деятельности: составлять родословные таблицы, карточки, составлять библиографию, работать с каталогами, краеведческой, научной и справочной литературой, вести интервьюирование, владеть приемами записи и работы с аудио- и видеозаписывающей аппаратурой, фотографированием.

Кроме того, члены кружка учатся наблюдать, описывать предметы материальной культуры, исторические памятники, события, готовить информацию на краеведческую тему, составлять семейные альбомы, семейную хронику, готовить доклады и выступать ними. Обучающиеся становиться участниками научно-практических конференции (районных, республиканских, всероссийских)

Материалы данной программы направлены на выработку как познавательных и практических навыков, так и может способствовать этническому воспитанию личности. В течение всего обучения учащиеся осваивают практическое направления генеалогии, постигают основы научно- исследовательской работы

Программа способствует к выработке умений и навыков: находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве, наиболее ценные для последующих поколений материалы. Овладеть практическими навыками оформления и подачи находок и документов, осваивать способы изображения родословных корней, генеалогического древа, формировать умения восприятия и передачи жизненного опыта поколений, помогать навыкам культуры письменного общения с родными и близкими людьми.

Практическое значение работы не ограничивается возможностью использования основных положений и выводов исследования при дальнейшем изучении рассматриваемого явления. Результаты проведенного исследования могут быть весьма полезными в школьной практике при разработках учебных курсов, спецкурсов, учебных программ по дисциплинам с национально-региональным компонентом и в целом представляют интерес как источник в исследовании культурно-духовного наследия бурятского народа.

Основные положения работы прошли апробацию в виде статей, сообщений в сборниках

1. «Храни свои корни» // Код семьи –родословной. -Улан-Удэ,- 2003.

2. Альманах «Родословие» //Моя родословная Москва, -1999.

3. «Я иду на урок с журналом Вестник Евразии» // Элективный курс: «Родословные таблицы как средство воспитания этнического самосознания» Москва - Улан-Удэ, 2008

4. «Теория и практика дополнительного образования» № 12 // Теория и методика составления родословной// под ред. Горского, М., -2008.

Докладывались на научно-практических конференциях:

1. «Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образования» (2007),

2. II региональный конкурс учителей «Я иду на урок с журналом Вестник Евразии» (2007);

3. «Роль традиционных праздников в воспитании нравственности детей и молодежи» (2008);

4. «Непрерывное образование личности в условиях модернизации общества» (2008).

Члены кружка принимают активное участие в районных, республиканских, всероссийских научно-практических конференциях.

Учебно-тематический план

 

Наименование Количество часов
  Темы Всего Теор. Практ.
1 год обучения (114ч.) I. Историческое родословие
1. Вводное занятие.        
   
1. Генеалогия как специальная (вспомогательная) историческая дисциплина. Из истории генеалогии      
2. Развитие отечественной и зарубежной генеалогии      
  Источники генеалогии. Родословные легенды и предания.      
4. Родство и свойство      
5. О Хори бурятах.      
6. Родословная в устном народном творчестве      
7. Историческая ономастика      
8. Историко-генеалогическое краеведение      
9. Компьютерная генеалогия      
10. Итоговое занятие      
  Итого      
2 год обучения (216 ч.) II. Изучение личности, семьи и истории народа
1. Познай самого себя      
2. История семьи      
3. Семейный архив. Практическая генеалогия      
4. Когда семья вместе, то душа на месте      
5. Мой дом, мой двор      
6. Мои друзья, школа      
7. Мой край. Мое «тоонто»      
  итого          
3 год обучения (216 ч.) III. «Формирование умений и навыков исследовательской деятельности»
1. Научно- исследовательская деятельность: цели, задачи, специфика.      
  Основные компоненты исследовательской деятельности      
  Методы исследовательской деятельности.      
  Факт, знание, информация      
  Круглый стол: Учебно-исследо-вательская работа обучающихся      
  Завершающий этап учебно-исследовательской деятельности обучающихся      
  Оформление отчетности по самостоятельной познавательной деятельности обучающихся      
  Проведение учебно-научного семинара по исследованиям обучающихся.      
  Итого:      

§ План индивидуальной работы

  1. Выбор темы исследования.
  2. Подбор источников и литературы
  3. Изучение, чтение, анализ, выписки (картотека)

Составление библиографии.

  1. Написание первого варианта работы, составление схем, таблиц,подбор иллюстративного материала.
  2. Корректировка уточнение фактов.
  3. Написание последнего варианта работы (сочинения, реферата, доклада).
  4. Написание тезисов, подготовка к выступлению.
  5. Выступление, публикация.

Программа

«Историческое родословие» (144 ч.)

Первый год обучения

I. Вводное занятие (2)

Знакомство с детьми. Изложение программы занятий. Анкетирование. Выявление личных предпочтений детей в области генеалогии.

1. Тема «Генеалогия как специальная (вспомогательная) историческая дисциплина. Из истории генеалогии» (17 ч.)

Теория. Предмет и задачи генеалогии, ее место в системе специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Из истории генеалогии. Первые родословные книги. генеалогия становится наукой. Начало изучения родословий в России. Бурятские исторические хроники родословной.

Итоговое занятие (2 ч.)

Подведение итогов за год. Рекомендации на летний период.

Программа

«Изучение личности, семьи и истории народа»

Второй год обучения (216ч.)

Тема «Моя семья» (20 ч.)

Теория. Мои самые близкие люди. Что я знаю о своих родителях? Взаимоотношение в семье. Профессия моих родителей. Гордость нашей семьи. Моя фамилия. Что она означает?

Мои друзья, школа (14 ч.)

Теория. Как я чувствую себя среди одноклассников? Есть ли у меня друзья? С чего начинается дружба? Взаимоотношение в классе. Добрые дела. Традиции школы. Выпускники нашей школы.

Практика. Анкеты, тесты, вечер школьных друзей, путешествие в «страну знаний», дни именинников, участие в праздновании Дня учителя, Дня знаний, Последнего звонка.

Программа

«Формирование умений и навыков исследовательской деятельности»

Информационное обеспечение

§ История, исторические исследования

1. Бадараев Б. Хори буряадай уг гарбал: [происхождение хоринских бурят] // Байгал. – 1965. - №5 – С.141-148

2. Баранников А. П. Летопись хоринских бурят: Хроники Тугулдур Тобоева и Вандан Юмжунова / пер. Н. Н. Лоппе; // Ин-т востсковедения. – 1940. – Т.33.

3. Балдаев С. П. Материалы о бурятских племенах и родах // этногр. Сб. – 1961. – Вып. 2. – С. 129-133.

4. Каменцева Е.И., История вспомогательных исторических дисциплины.- М., - 1979.

5. Князев Е.А. Родная старина: слова, термины, образы.М.,Остожье, 1996. - 394с.

6. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А. Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. – М., 1994. – С. 178-207.

7. Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история / Сост. Елманова Н.С., Савичева Е.М. – М., - 1993. – С. 101-104.

§ Источниковедение

1. Басаева К. Д. Воспитание детей у бурят // Этногр. сб. -1965. – Вып. 4: Культура и быт народов Бурятии. – С. 38-54.

2. Басаева Н. Д. Бурятские народные традиции. - Улан-Удэ. 1996.

3. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Изд. 2-е, доп. и испр. – Ростов-на – Дону, 1976. – 343с.

4. Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования: Учебн. пособие «История». – М., 1989. – 208с.

§ Генеалогия

Учебно-методическая литература

1. Аббасов А. Семейный родословник. – Воронеж, 1994.

2. Аббасов А., Вялых Л. Твоя родословная. –Воронеж, 1991.

3. Бычкова М. Е. Семейный летописец // Как собрать досье для составления родословия своей семьи. / Родина. – 1991. -№5 – С.35-37.

4. Бычкова М.Е. Семейный летописец (как собрать досье для составления родословия семьи) // Родина.- 1991.№5 – С. 35-37.

5. Можаров Н.Д. Как составить свою родословную // Воспитание школьников. – 1992. - %5-6. – С. 21-25.

 

§ Историография по генеалогии

1. Аксенов А.И. Очерк истории генеалогии в России // История и генеалогия. – М., 1977.

2. Цыдендамбаев Ц. Б. Природа истории бурят по данным пережитков тотемных культов // Происхождение аборигенов Сибири и их языков: Материалы межвуз. конф., 11-13 мая 1969г. – Томск, 1969. – С. 134-136.

3. Медушевская О. М. Историческая наука и генеалогия // Вопросы истории. – 1970.- №2. – С. 187-188.

§ Генеалогические исследования

1. Бычкова М.Е. Некоторые задачи генеалогического исследования // вспомогательные исторические дисциплины.– Л.,1983.–Вып.14 –С.3-22.

2. Лукичев М.П., Станиславский А.Л. Об использовании делопроизводственных источников X VI- XVII вв. генеалогических исследованиях // Отечественные архивы. – 1994. - №5. – С. 14-20.

3. Миронов П. С. Моя родословная // Бурятовед. сб. – 1929. – Вып. 5. -. 62-63. – Прилож: Схема моей родословной. – С. 64.

4. Соболева Н.А. Некоторые аспекты методики генеалогических исследований // История и генеалогия. –М., -1977. – С. 274-286.

5. Шаховской Д.М. Приемы изучения источников по русской генеалогии и новейшей исследовательской практике // Археографический ежегодник за 1988 год.- М., 1989. – С. 93-103.

§ Родство и свойство

1. Шавров А.В. Поколенная роспись родства и свойства по русскому речению // Отечественные архивы. – 1992. - №5. – с. 92-94с

§ Компьютерная генеалогия

1. Рикман В.Ю. Опыт применения ЭВМ в генеалогических исследованиях// 2. Генеалогичесие исследования: Сб. статей. – М., 1993.

§ Историческая ономастика

1. Зинин С.И. Историческая ономастика.- М., 1977.-308с.

2. Успенский Л.В. Ты и твое имя. Рассказы об именах.- Л. 1991. – 220 с.

3. Щаницын В.А. Народные личные имена - М., 1989.-65с.

§ Историческое краеведение

Учебно-методическая литература

1. Историческое краеведение / под. Ред. Г.Н. Матюшкина. – М., 1975.

2. Историческое краеведение: Основные источники изучения истории родного края – М., 1969.

 

 

Этно-студии «Гуламта»

 

 

Возраст: 6-17 лет

Срок реализации: 3 года

Тарнуева Соелма Батуевна -

педагог дополнительного образования

 

Кижинга

Авторская образовательная программа

«Древо жизни»

Изучение генеалогии не только преследует чисто


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.