Присоединение психотерапевта к предъявляемой семьей структуре ролей. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Присоединение психотерапевта к предъявляемой семьей структуре ролей.

2018-01-04 333
Присоединение психотерапевта к предъявляемой семьей структуре ролей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Установление конструктивной дистанции — свободное ра­сположение членов семьи.

***

Присоединение через синхронизацию дыхания к тому члену семьи, который заявляет проблему.

***

Приемы "мимезиса" (Minuchin $., 1974) — прямое и не­прямое "отзеркаливание" позы, мимики и жестов участников психотерапии.

***

Присоединение по просадическим характеристикам речи к заявителю проблемы, идентифицированному пациенту (скорость, громкость, интонации речи).

***

Использование психотерапевтом в своей речи предикатов, отражающих доминирующую репрезентативную систему заявителя проблемы и других членов семьи.

***

Отслеживание глазодвигательных реакций участников пси­хотерапии с целью верификации соответствия словесно предъ­являемой проблемы глубинным переживаниям.

***

Сохранение семейного "статус-кво", т.е. той структуры семейных ролей, которые семья демонстрирует психотерапевту. При этом может быть явный лидер — инициатор обращения и заявитель проблемы. Лидер может прикрываться молчанием и невербально давать знать кому-то из членов семьи играть роль "транслятора", который и говорит от имени семьи. В ка­ждом из этих случаев психотерапевт, осуществляя присоеди­нение, вплоть до его завершения, сохраняет предъявляемую структуру ролей.

Формулирование терапевтического запроса.

Инициатор обращения предъявляет психотерапевту, как правило, манипулятивный запрос, который сводится к следу­ющему: "Мой ребенок имеет симптом, мой ребенок плохо учи­тся, мой ребенок непослушный. Сделайте так, чтобы он был другим". Такое формулирование позволяет инициатору обра­щения дистанцироваться от бессознательного или осознава­емого чувства вины, снять с себя ответственность за проис­ходящее в семье и перенести ее на ребенка и психотера­певта.

***

Приемы метамоделирования и психотерапевтические мета­форы позволяют перевести запрос с поверхностного манипулятивного уровня на уровень осознавания родителями себя как неэффективных в родительской роли.

Исследование членами семьи себя как неэффективных ро­дителей позволяет им перейти к осознаванию своей неэффек­тивности как супругов.

***

Параллельно с формулированием запроса психотерапевт исследует ресурсные состояния у отдельно взятых членов семьи и их как системы. "Был ли в вашей жизни момент, когда вы были вместе успешны? Как вы это делали?" Таким образом, нами разработана технология формулирования терапевтического запроса, которую мы назвали: XR -> YR -> ZR, где:

X — уровень манипулятивного запроса;

Y — уровень осознавания себя как неэффективных родителей;

Z — уровень осознавания своей некомпетентности как супругов;

R — ресурсные состояния семьи как системы и отдельных членов семьи.

На этапе формулирования терапевтического запроса важно было исследовать цели, которые поставлены каждым членом семьи и которых они хотят достигнуть в ходе психотерапии. В этот момент важно перевести психотерапевтическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость "здесь-и-теперь". Экскурсии в прошлое совершаются лишь для поиска ресурсных состояний у членов семьи. Формулирование целей каждого члена семьи приводило к формированию цели семьи как единого психологического организма.

 

Реконструкция семейных отношений.*

(*О выходе на этот этап семейной психотерапии свиде­тельствовали открытость членов семьи, изменение располо­жения во время сеанса, предоставление друг другу неиска­женной обратной связи и желание ее принимать.)

Работа психотерапевта способствовала установлению границ между подсистемами, усилению функционирования одних и реципрокно связанному с этим ослаблению функционирования других подсистем. Если ранее супруги большую часть времени занимались неосознанным смешением родительского и супружеского контекстов, что приводило их, с одной стороны, к неудолетворенности супружеством, и, с другой, появлению проблем или симптомов у ребенка, то в процессе психотерапии разделение родительского и супружеского контекстов способствовало повышению их эффективности и как супругов, и как родителей. Прародители учились распознавать границы своей подсистемы, качество ее функционирования и мотивы, по которым они несогласованно пересекали внутренние границы.

***

На всем протяжении семейной психотерапии использовались те же приемы, которые применялись в разработанной нами модели групповой психотерапии:

а) сбалансированность в исследовании негативного и позитивного опыта;

б) использование двухуровневой обратной связи;

в) психоскульптурирование, семейная психодрама.

Завершение психотерапии и отсоединение.

О завершении психотерапии свидетельствовало достижение сформулированных целей.

***

Соблюдение оговоренного временного контекста. После этапа присоединения, на который уходило, как правило, 1 — 2 сеанса продолжительностью по 2 часа, участники психотерапии оговаривали границы временного контекста, необходимого для достижения психотерапевтических изменений. Минимальное время для реконструкции семейных отношений составило 8 часов — 4 сессии, а максимальное время семейной психотерапии составили 16 часов — 8 сессий.

***

Экологическая проверка - создание членами семьи образа своего будущего. На последнем занятии мы предлагали в ряде случаев членам семьи представить себя в отрезке будущего, как они там взаимодействуют, как это у них получается, и что не получается. Обсуждение этой работы позволяло определить наиболее эффективные пути использования этих состояний.

***

Наш опыт показал высокую эффективность разработанной нами невербальной процедуры "Совместное рисование семей­ного счастья", которой мы часто завершали семейную психо­терапию. Каждый участник рисует недоминантной рукой с за­крытыми глазами свое представление о счастье. После этого все вместе складывают фрагменты в целостную картину и об­суждают, что получилось.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время есть все основания с оптимизмом оценивать все перспективы развития семейных исследований, методов семейной психотерапии и консультирования в России.

Во-первых, постепенно люди избавляются от страха по­знания и самопознания, учатся узнавать себя, раскрывать и использовать свои возможности. Свободные и уверенные в себе люди имеют много шансов построить свое семейное сча­стье и узнать, что им помогает и мешает.

Во-вторых, начиная с 1990 года, в России растут кадры профессионалов, работающих с дисфункциональными семьями.

Мы хотим выразить надежду, что разработанные и апроби­рованные нами методы семейной диагностики и психотерапии будут востребованы как специалистами, так и их клиентами. Обратная связь от семейных специалистов будет с благодар­ностью принята автором.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мишина Т.М, Мягер В.К. Семейная психотерапия при неврозах. Методические рекомендации. — Л.: МЗ РСФСР, 1976.

2. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и под­ ростков. — Л.: Медицина, 1982.

3. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.: МГУ, 1988-

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1990.

5. Эйдемиллер Э.Г. Семейная системная когнитивно-по­веденческая психотерапия. Лекции

для врачей-слушателей. - Л.: ГИДУВ, 1990.

6. Nickols M. Family Therapy Concepts and methods. - N.Y., London: Gardner Press Inc., 1984.

7. Ричардсон, Рональд У. (Richardson R.W.). Силы семейных уз. — СПб.: "Акцидент", 1994.

 

Приложение 1

ОПРОСНИК А С В

для родителей детей в возрасте 3 - 10 лет.

 

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов".

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны - зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.

В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать.

 

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) - пообщаться, поиграть.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей - в уходе за собой, поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.

6. Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.

8. Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.

9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным

ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое

время наказал бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я

поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(я) муж (жена) не

мешал бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она не стоила.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить

ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за

младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом

плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и

недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие коле­бания. Иногда мы очень строги, а

иногда все разрешаем.

32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как

он хочет.

35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с

ними борюсь.

38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же

начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем муж­чины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.

43. Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.

44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста

поручения.

46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.

47. Главное, чему родители могут научить своих детей — это слушаться.

48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в

хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не

нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему

подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря

на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа.

59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.

62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня

раздражение.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие,

наоборот, — очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.

 

73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро

взрослел(а).

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не

получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него

действует — это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т.д.

82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним

что-нибудь случилось.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят

родители.

88. В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (ее). Если все тихо, мы опять

оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то наверняка в него

влюбилась бы.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жить.

95. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

96. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во

вред себе или окружающим.

97. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит

наоборот.

98. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

99. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

100. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

101. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

102. Желание моего сына (дочери) — для меня закон.

103. Мой сын очень любит спать со мной.

104. У моего сына (дочери) плохой желудок.

105. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

106. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.

107. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

108. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.

109. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

110. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

111. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах

своих родителей.

112. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

113. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).

114. Мне очень трудно сказать своему ребенку "Нет".

115. Меня огорчает, что мой сын все менее нуждается во мне.

116. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.

117. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

118. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

119. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома - в яслях, детском саду, у

родственников.

120. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.

121. Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.

122. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

123. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

124. Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря

моей постоянной помощи.

125. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

126. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке

какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, "пепси" и т.д.).

127. Мой сын говорил мне — вырасту, женюсь на тебе, мама.

128. Мой сын (дочь) часто болеет.

129. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

 

 

Приложение II.

ОПРОСНИК А С В

для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года.

 

Инструкция для родителей подростков аналогична инструкции для родителей детей.

 

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным — куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами.
Лучше, чтобы догадался сам (сама).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей, чем большинство его товарищей.

6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильны ли взгляды их родителей.

8. Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет.

9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми в общем-то утомительное дело.

17. У моего сына есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж не мешал бы мне.

19. Большинстве мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой сын (дочь).

23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он сам(а) хочет, даже если она дорогая.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его.

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем жен­щины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем муж­чины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.

43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого.

44. Если подольше побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела.

46. На моего сына (дочь) нельзя положиться в серьезном деле.

47. Главное, чему родители могут научить своих детей — это слушаться.

48. Мой сын сам решает, курить ему или нет.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я — мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться.

62. Бывало, что я не узнавал о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел(а) дневник.

63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Мой сын (дочь) сам решает, на что ему тратить свои деньги.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, — очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.

73. Когда мой сын (дочь) был маленький, он(а) мне нравился больше, чем теперь.

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходилось в детстве многое позволять ему.

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово.
Единственное, что на него действует — это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т.д.

82. Нередко мне приходится (или приходилось) подписываться в дневнике за несколько недель сразу.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Мой сын (дочь) много помогает мне (дома, на работе).

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.

88. Выходя из дома, мой сын (дочь) редко говорит, куда он идет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.

90. Многие недостатки в поведении моего сына (дочери) прошли сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (нее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то я наверняка в него влюбилась.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жив.

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) — для меня закон.

104. Когда мой сын был маленьким, он очень любил спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел (пошла) бы на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему (ей) все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку "Нет".

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства его сверстников.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.

120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома.

121. У моего сына (дочери) очень много времени на развлечения.

122. Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), он добился только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127. Кончив уроки (или придя домой с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему нравится.

128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

 

Приложение III.

Бланк для ответов ДЗ (*)
          Г+  
          Г-  
          У+  
          У-  
          Т+  
          Т-  
          З+  
          З-  
          С+  
          С-  
          Н  
          РРЧ  
          ПДК  
          ВН  
          ФУ  
          НРЧ  
          ПНК  
          ВК  
          ПЖК  
          ПМК  
          Г+  
          Г-  
          У+  
          РРЧ  
          ФУ  
          НРЧ  

 

Ф.И.О. _______________________________________________________________________

Фамилия и имя сына (дочери) ___________________________________________________

Сколько ей (ему) лет? __________________________________________________________

Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель) _____________________________________

* - эта часть бланка испытуемым не показывается

 

Приложение IV

Бланк теста "Семейная социограмма"

Инструкция.

Перед Вами на листе круг. Нарисуйте в нем себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Нарушение процесса воспитания в семье  
Психологические причины отклонений в семейном воспитании  
Проективный тест "семейная социограмма" и метод "семейной генограммы"  
Семейная системная психотерапия  
Заключение  
Литература  
Приложение I: Опросник АСВ для родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет  
Приложение II: Опросник АСВ для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года  
Приложение III: бланк для ответов опросника АСВ  
Приложение IV: Бланк теста "семейная социограмма"  

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.392 с.