Семейная системная психотерапия — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семейная системная психотерапия

2018-01-04 217
Семейная системная психотерапия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под семейной психотерапией принято понимать комплекс психотерапевтических методов и приемов, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений.

Представители семейной системной психотерапии рассма­тривают семью как целостную систему. Подобно всем живым организмам, семейная система стремится как к сохранению сложившихся связей между элементами, так и к их эволюции. В живой системе, которая формируется и сохраняется, благодаря эффекту обмена энергии и вещества в неравновесных условиях, колебания, как внутренние, так и внешние, превращают си­стему в новую структуру (новое качество). Происходит воз­растание сложности, дифференцированности системы. Таким образом, перефразируя положения классической термодина­мики и системного подхода, можно утверждать, что семья, как живая система, обменивается информацией и энергией с внешней средой. Колебания, внутренние и внешние, обычно сопровождаются реакцией, которая возвращает систему в ее устойчивое состояние. Но, когда колебания усиливаются, в семье может наступить кризисное состояние, трансформация которого приведет семью к новому уровню функционирования.

Исторически первым направлением в семейной психотерапии было психодинамическое, выросшее, как считают на Западе, из анализа случая "Маленького Ганса" З.Фрейдом (Sakamoto J., 1967). Известно, что отец Ганса писал 3. Фрейду письма, в которых он сообщал о ходе интерпретации переживаний сына, страдающего страхом лошадей, а в ответ получал советы по проведению этой работы. В таком подходе сфокусировались все основные признаки психодинамического подхода: анализ исторического прошлого членов семьи, их неосознаваемых желаний и психологических проблем, пережитых на ранних этапах онтогенеза. Поэтому задачей психотерапии являлось достижение инсайта - осознавания того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент, и как из этого нарушенного контекста отношений возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к жизни у некоторых ее членов. В настоящее время такой подход, требующий больших усилий как со стороны психотерапевта, так и членов семьи, огромных затрат времени, считается нецелесообразным.

Как показал состав участников 2-й международной конференции по семейной психотерапии в г. Кракове (1990), больше всего приверженцев оказалось у эклектического и системного подходов в проведении семейной психотерапии.

При эклектическом подходе произвольно интегрируются методы и приемы личностно-ориентированной и поведенческой психотерапии, методы, основанные на лечебном эффекте внушения и изменения сознания — гипноз, AT, медитация и др. (Chabala Ch., 1990; Meinhold W.J., 1990). К примеру, члены одной семьи погружаются психотерапевтом в гипнотический транс, затем им предлагаются ключевые слова-символы, представляющие собой метафорическую форму презентации реальных семейных проблем прошлого и настоящего времени. В ответ на эти раздражители возникают эмоциональные реакции, различные словесные ассоциации, происходит отреагирование на бессознательном уровне, установление своеобразного cohesis'a (чувства сплоченности).

В настоящее время одним из наиболее перспективных, экономически целесообразных, терапевтически эффективных направлений в семейной психотерапии принято считать сис­темное.

На всем протяжении своего существования семья проходит через закономерные "кризисы развития" (Caplan G., 1964): вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность матери, рождение ребенка, поступление ре­бенка в дошкольные и школьные учреждения, подростковый период в жизни ребенка, окончание им школы и выбор "своего пути", разрыв с родителями, уход на пенсию, и т.д. Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными решать новые ситуации прежними способами и поэтому они стоят перед необходимостью усложнять свои при­способительные реакции. Семьи выполняют свои функции с по­мощью определенных механизмов: структуры семейных ролей, семейных подсистем и границ между ними.

Структура семейных ролей предписывает членам семьи чтог как, когда и в какой последовательности они должны делать,, вступая в отношения друг с другом. Повторяющиеся взаимо­действия устанавливают определенные стандарты ("стандарты взаимодействий" по Minuchin S., 1974), а стандарты в свою очередь определяют с кем и как вступать во взаимодействие. В нормальных семьях структура семейных ролей целостная., динамичная и носит альтернативный характер. При неудовлетворении потребностей у членов семьи в рамках сложившейся структуры они предпринимают усилия к поиску альтернативных вариантов выполнения семейных ролей. По нашим данным, у 66% семей, в которых проживали подростки с нервно-психическими расстройствами, отмечены либо структура жестко фиксированных патологизирующих семейных ролей, либо структура как таковая отсутствовала изначально. Под патологизирующими семейными ролями (Эйдемиллер ЭХ-, Юстицкий В.В., 1990) понимают такие, которые в силу своей струк­туры и содержания оказывают психотравмирующее воздей­ствие на членов семьи.

Семейные подсистемы - это более дифференцированная совокупность семейных ролей, которая позволяет избирательно выполнять определенные семейные функции, обеспечивать жизнедеятельность семьи. Один из членов семьи может быть участником нескольких подсистем — родительской, супружеской, детей, мужской, женской и др. Одновременное функционирование в нескольких подсистемах обычно малоэф­фективно. Когда мать ругает сына за плохую оценку, полу­ченную в школе, и при этом замечает: "Это потому, что твой отец рохля, и он не хочет показать, что такое настоящий муж­чина", то она неосознанно начинает функционировать сразу в двух подсистемах — родительской и супружеской. Такое по­ведение приводит к тому, что ни сын, ни муж не воспринимают критику в свой адрес, но предпринимают меры, иногда сообща, чтобы защититься от нее.

Границы между подсистемами - это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные функции - в нормальных семьях они ясно очерчены и проницаемы. В обследованных нами семьях наблюдались либо жесткие, либо размытые границы между подсистемами. В случаях жестких границ коммуникация между подсистемами резко ограничена, не происходит обмена информацией. При размытых границах стрессы, переживаемые в одних подсистемах, легко иррадиируют на другие.

Исходя из этого, задачами системной семейной психотерапии являются:

1. Объединение психотерапевта с семьей.

2. Усвоение и поддержание на первом этапе психотерапии процессов, которые обеспечивают сохранение привычного функционирования семейных подсистем, распределение ролей и др.

3. На втором этапе психотерапевт присоединением к разным подсистемам семьи создает ситуации фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более сложный уровень
функционирования.

Содержанием семейной системной психотерапии является анализ взаимодействия всех членов семьи, которые собираются вместе в ситуации "здесь-и-теперь".

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.