Тема 1.Проблемы политической и социально-экономической истории Древней Руси IX– XIII вв. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 1.Проблемы политической и социально-экономической истории Древней Руси IX– XIII вв.

2018-01-03 259
Тема 1.Проблемы политической и социально-экономической истории Древней Руси IX– XIII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наука история. Принципы и методы исторического познания. Историографические факты и историографические источники.Понятие и содержание термина историческая концепция.

Образования государства у восточных славян в современной историографии. «Южный» и «Северный» восточнославянские суперсоюзы: возникновение и взаимодействие. Норманнская теория. Концепция вождества. Феодальная и дофеодальная концепции политического и социально–экономического характера развития Древней Руси. Основные положения концепции городов-государств.

Тема 2. Дискуссионные вопросы политической и социально-экономической истории Руси-России в XIII— XVIвв.

Взаимоотношение Руси и Ордыв XIII— XVI вв. Концепции ига, протектората и Л.Н. Гумилева. Причины возвышения Московского княжества и превращения его в центр национального объединения. Концепции А.А. Зимина. Формирование военно-служилого государства. Выбор вектора политического и социально экономического развития во второй половине XVI в. Реформы «Избранной рады». Опричнина Ивана Грозного. Начало юридического оформления крепостного права.

Тема 3. «Смута» в русском государстве в начале XVII в.

Дискуссионные проблемы«смуты»: причины, периодизация, был ли Лжедмитрий I польским ставленником?; являлось движение И. Болотникова первой крестьянской войной в России?; проблема ограничения царской власти в годы «смуты»; почему избрали царём М.Ф. Романова?

Тема 4.Россия в конце XVII– первой четверти XVIII в.

Теория «кризиса XVII в.» и концепция преемственности между реформами Петра I и политикой его предшественников. Преобразовательная политика царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Становление абсолютизмаи завершение юридического оформления крепостного права. Реформы царя Фёдора Алексеевича. Проблема планомерности и спонтанности реформ Петра I. Характер преобразований первой четверти XVIII в.: различные точки зрения.

Тема 5. Российская империя во второй половине XVIII в. Петр III, Екатерина II, Павел I: личность и политика в современной историографии.

186 дней царствования Петра III и 34-летнее правление Екатерины II: от просвещенного абсолютизма к «дворянодержавию». ПавелI как реформатор: преодоление социально-экономического и политического кризиса.

Тема 6. Проблемы политического развития Российской империи в XIX в.

Александр I и проекты социально-политических реформ. Политическая система Николая I. Александр II и реформы 1860-1870-х гг. Политический кризис на рубеже 1870-1880-х гг. Программа реформ М. Т. Лорис-Меликова. Политические взгляды Александра III. «Народное самодержавие» как программа самобытного развития России. Российская империя на рубеже XIX–XX вв.

Тема 7. Россия в 1917 г.: от февраля к октябрю.

Концепции Февральской революции: советской историографии, Первая мировая война — катализатор революции, концепция «ослабления власти», концепция «заговора», концепция «революции генерал-адъютантов». Николай II человек и самодержец в фокусе дискуссий. Политика и крах Временного правительства. Основные направления политики большевиков.

Тема 8. Проблемы политической истории 1920-х—1930-х гг.

Традиционная интерпретация и современные подходы кизучению вопросов внутриполитического развития СССР в 1920-1930-е гг. Внутрипартийная борьбы в СССР во второй половине 1920-х гг.Мировая революция и построение социализма в СССР.Пути Концепции индустриализации и коллективизации. Концепция Ю. Н. Жукова «нового курса» И. В. Сталина.

Тема 9. Проблемы изучения Великой Отечественной война в современной историографии.

Характер Великой Отечественной войны. Концепция «ледокола». Проблема «внезапности» нападения Германии на СССР. Периодизация Великой Отечественной войны. Причины поражения Красной Армии в 1941–1942 гг. Проблема коллаборационизма. Потери СССР в войне.

Тема 10. Внутриполитическое развитие СССР 1953-1991 гг.: проблемы и дискуссии

Программы усовершенствования советского строяв начале 1950-х гг. Внутренняя политика Н. С. Хрущева. Советское государство во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.: «эпоха расцвета или застоя» СССР? «Перестройка» как попытка реформы политической и социально-экономической системы. Беловежские соглашения и распад СССР.

Раздел 3. Обеспечение учебных занятий

Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

 

Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины «История России: дискуссионные проблемы», список основной и дополнительной литературы к курсу.

 

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

 

Методическое обеспечение самостоятельной работы осуществляется путем предоставления обучающимся списков обязательной и дополнительной литературы, контрольных вопросов, доступа к материалам, размещенным в локальной сети СПбГУ.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.