Понятие связной речи, характеристика речи. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Понятие связной речи, характеристика речи.

2018-01-04 500
Понятие связной речи, характеристика речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеристика разговора воспитателя с детьми как метода формирования диалогической речи в разных видах деятельности.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. С помощью разговора можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными, преднамеренными и непреднамеренными. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают. В средней и старших группах тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей. В младшей группе преобладают индивидуальные разговоры. Очень важно расположить ребенка к себе, заинтересовать его.Воспитатель вовлекает малышей в коллектив, приучает слушать взрослых и друг друга и постепенно переходит к разговорам с подгруппами детей. Воспитатель обращается к детям с общими вопросами. К поведению детей во время разговора еще не предъявляется строгих требований. Допустимы коллективные ответы, ребенок может прервать собеседника, закончить разговор на полуслове. Постепенно воспитатель приучает детей слушать не перебивая, говорить громче или тише, смотреть на собеседника. В средней и в старших группах начинают преобладать коллективные разговоры. Теперь большее внимание воспитатель обращает на содержание детской речи, ее правильность. Повышаются требования к поведению детей во время разговора: они не могут прерывать разговор и уходить; должны говорить спокойно, четко, не торопясь, поочередно. В непосредственном общении с воспитателем дети задают много вопросов, которые показывают, как растут их сознание, интересы, расширяется круг знаний. Нужно обращать внимание на правильность построения детьми вопросов. Для формирования диалогической речи используются прием словесных поручений, в старшем дошкольном возрасте совместная деятельность, дидактическая игра, подвижные игры, специально организованные речевые ситуации. Методика использования речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач: 1) на вербальной основе и 2) на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя

 

Требования к вопросам взрослых и ответам детей в беседе.

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Поставить вопрос – значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой. Вопросы нацеливают на выводы, обобщения, классификацию, установление причинно-следственных связей.

В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов.

Вопросы, требующие простой констатации – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т.е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?). Это репродуктивные вопросы.

Другая группа вопросов – поисковые – направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинноследственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?).

В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы.–. Важнейшее требование к основным вопросам– логическая связь друг с другом и последовательность в постановке

В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя. Указания имеют большое воспитательно-образовательное значение.они помогают установить четкую внешнюю организацию ведения беседы. Указания определяют порядок и правила высказывания, привлекают внимание детей к содержанию вопроса. При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребенка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать детей умению вести разговор.

 

Вопрос 24

Е. А Смирнова кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных наук Московского государственного индустриального университета.

Занималась исследованием развития речи у детей» в частности формированием навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи и речевого общения В качестве основного было принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания

Изучала возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи.

Считала, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развитая и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Е.А. Смирнова рассматривала вопросы формирования связной речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин. Автор определила содержание н методику обучения старших дошкольников связному повествовательному высказыванию по серии сюжетных картин и доказала эффективность обучения обеспечивающего формирование умений выстраивать сюжетную линию рассказа, заложенную в содержании серии, композиционно завершать текст и использовать различные типы внутритекстовой связи.

Шадрина Людмила Геннадьевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновского государственный педагогический университет имени И.Н Ульянова»

Занималась изучением связанной речи у дошкольников. В исследовании Л. Г. Шадриной уточнены приоритетные линии развития разных сторон речи младших дошкольников. Так, не отрицается важное влияние работы по воспитанию правильного звукопроизношения у малышей для их умственного и речевого развития, но подчеркивается, что необходимо уделять более пристальное внимание воспитанию интонационного чутья, дикции, темпа речи, поскольку в этих умениях заложено наиболее важное условие становления связной речи Работа нал интонационной выразительностью речи помогает избежать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, невнятность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания

В решении задач формирования словаря на первое место была выдвинута работа над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова н его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества речи как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел говорящего.

Исследования Шадриной показало возможность н необходимость внесения в программу воспитания и обучения дошкольников, начиная с младшей группы, задач формирования связной речи, включал умение строить самостоятельные высказывания разных типов.

 

Гаврнш Наталья Васильевна -доктор педагогических наук, профессор Луганского национального университета имени Т. Шевченко

Изучала развитие у детей образной речи.т.е. которая развивается в процессе заучивания н чтение наизусть, пересказе рассказывания сказок, при запоминании загадок и пословиц

Под образной речью понимаю умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства как сравнение, олицетворение, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко» точно, убедительно выражать свои мысли и чувства

Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы» ИВ Гавриш подчеркивает что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания В связи с этим она прослеживает связь каждой речевой задачи с развитием образности речи

В своих работах Н. В.ГаврИш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Н.В. Гавриш в своих исследованиях доказала, что развитие образности речи, основывающееся на фразеологизмах, используемых в русских народных сказках, должно происходить в единстве с решением задач словарной работы, формированием грамматического строя речи, звукового строя речи

Н.В. Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.

 

Т. М. Юртайкина.

Совместное А. Г. Арушанова и Т.М. Юртайкина разработали вариант методики диагностики развития речи детей: с одной стороны, коммуникативная игровая ситуация деятельности маскирует тестирующий характер общение делает контрольные задания привлекательными, интересными для детей, а, с дугой стороны, выявляет скрытые резервы речевого развитая.

Решение языковых проблемных задач оказывается как бы «побочным продуктом» коммуникации, что характерно для общения в естественных условиях. Так, для детей младшего возраста сценарий общения включает следующие эпизоды: знакомство, ознакомление с игрушками и игровые действия с ними, разговор о любимых сказках, рассматривание понравившейся иллюстрации. На фоне этих ситуаций создаются условиях для диалогического высказывания ребенка о предметах, находящихся в поле зрения и вне его. Включаются вопросы, позволяющие обследовать состояние словаря. Обследование не превышает по времени 20-25 мин.

 

Ушакова Оксана Семеновна - доктор педагогических наук, профессор Международной академии наук психологии и образования, заведующая лабораторией развития речи и речевого общения Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии наук.

В лаборатории развития речи под руководством Ф. А Сохнна и ОС Ушаковой разработана теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду

Исследования ОС Ушаковой, показали, что словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности и выступает как показатель общей культуры речи детей 1) основе словесного творчества его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, разнообразных жанров литературных н фольклорных произведений

ОС Ушакова отмечает, что словесное творчество детей выражается в различных формах в сочинении рассказов, сказок, описаний, в сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве (создании новых слов новообразований)

Под связной речью О С Ушакова понимает «развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно»».

Связная речь, пишет ОС Ушакова, неотделима от мира мыслей «связность речи - это связность мыслей В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его»

ОС. Ушакова -разрабатывала тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения Ушаковой О С разработана дополнительная общеобразовательная программа «Программа развития речи дошкольников» ОС Ушакова совместное НГ Смольниковой в своих исследованиях отмечают, что " своевременное и правильное развитие навыков связной устной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников связкой письменной монологической речи". От ученика, поступающего в школу, требуется умение давать развернутый ответ по всем учебным предметам, полно н последовательно рассказывать о прочитанном, описывать, рассуждать, доказывать Все эти изменения закладываются в дошкольном возрасте

 

Понятие связной речи, характеристика речи.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие).Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность связность монолога обеспечивается одним говорящим. Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника). Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного). Л. П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа. Такую беседу называют в отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие отситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога.

2 Опишите основные характеристики диалогической и монологической речи


Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. Каждый из них имеет свои особенности.
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.
Диалогическая речь осуществляется в виде сменяющихся друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников. Собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
Диалогическая речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной. Для нее характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов, кратковременное обдумывание.
В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога.
Монологическая речь – логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. В монологе высказывается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Монолог характеризуется полнотой, четкостью, развернутостью. Мимика и жесты играют меньшую роль. Для монологической речи характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность. Связность в монологической речи обеспечивается одним говорящим.
Одной из характеристик монологической речи является ее произвольность, т.е. умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые полно и точно передают смысл того, что говориться.
Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.