Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью.

2018-01-07 338
Элементы цветоведения. Свойства цвета, особенности работы акварелью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все зрительные ощущения цвета делятся на две группы.

^ Ахроматические цвета – черный, белый и все серые. Это так называемые нейтральные цвета.

Хроматические цвета – все остальные, т. е. красный, синий, желтый, зеленый, розовый и т. д.

Английский физик Исаак Ньютон, пропустив луч света че­рез трехгранную призму, получил семь цветов спектра, которые в природе располагаются в определенной последовательности: крас­ный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. С детства вы все знаете волшебную фразу по которой можно запомнить расположение цветов в радуге «каждый охотник желает знать где сидит фазан».

Чтобы удобнее было изучать природу цвета и его свойства, цвета радуги располагают по кругу, который называют «цветовым кругом». Он может состоять из трех, семи, девяти, двенадцати цве­тов, двадцати четырех и т. д. Удобнее изучать свойства цвета на двенадцатицветном круге.

^ Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и их оттенки. Этими цветами можно изобразить цвет солнца, огня, раскаленного металла, пустыни – того, что в природе действительно дает тепло.

^ Холодные цвета: синий, голубой, зеленый, фиолетовый и их оттенки. Этими цветами изображают лед, снег, воду, лунный свет – то, что ассоци­ируется в нашем представлении с холодом, прохла­дой.

Цвета, которые невозможно получить при смешивании ка­ких-либо красок, называются основными. Это – красный, желтый и синий цвета.

Цвета, которые можно получить путем смешивания основных красок, называют составными или производными. При смешивании желтого и синего цветов получается зеленый; малиновый и синий дают фиолетовый цвет, а красный и желтый создают оранжевый цвет.

Проводя в цветовом круге диаметр, например, через желтый цвет, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через фиолетовый цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые называются дополнительными:

красный – зеленый;

синий – оранжевый;

желтый – фиолетовый.

Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение осо­бенной яркости цвета и получило в изобразительном искусстве название цветовой контраст.

Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

^ Цветовой тон определяется названием цвета (красный, жел­тый, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

Насыщенность цвета представляет собой отличие хрома­тического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, из­менится его насыщенность.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ах­роматическим цветам. Светлота – это качество цвета быть более или менее ярким.

Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски на палитре, бумаге. Здесь следует четко разли­чать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптиче­скую природу, а краска – химическую.


^ Существует три способа работы акварельными красками.

Во-первых, можно работать по сухой бумаге многослойно, делая первую общую прокладку красками очень легко, гораздо сла­бее и прозрачнее, чем в натуре, а затем постепенно усиливая цвет последним тонким наслоением на подсыхающие предыдущие слои. Такая техника письма называется лессировкой. Рекомендуется на­кладывать не более трех слоев.

Во-вторых, пишут также по сухой бумаге, но в один слой, сразу накладывая соответствующий цвет в полную силу, мелкими мазками, подобно мозаике. Такие отдельные мазки, сливаясь с еще влажными соседними, создают плавные переходы цвета.

В-третьих, пишут по влажной бумаге в один слой, наклады­вая цвет сразу, когда мазки более или менее расплываются. Такой прием называется «алла прима», что в переводе с французского означает «в один прием». Часто все три приема употребляются в одной работе.

Невозможно правдиво изобразить предмет или тематиче­скую композицию, не зная особенностей воздушной перспективы.

Воздушная перспектива – кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и про­странства по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

При выполнении работы нужно учитывать следующие за­коны воздушной перспективы.

1. Ближние предметы воспринимаются четко, со многими де­талями и фактурой, а удаленные – без подробностей и деталей.

2. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удален­ных – мягко.

3. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и ка­жутся объемными, все дальние – плоскими.

4. Все близкие предметы многоцветны, а удаленные – од­но­цветны.

5. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных пред­ме­тов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздуш­ной дымки – голубой, молочно-белый, фиолетовый.

При изучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети эмоционально воспринимают окружающий мир. Задача педагога – не подавляя вдохновленного порыва детей, методически умело и незаметно подвести учащихся к правильным представлениям об окружающей действительности.


 

Тема №3. Школьная программа по изобразительному искусству, ее структура и содержание. Вариативность программ. Теория и технология проведения занятий по рисованию на темы.

План.

1.Содержание и структура программ по изобразительному искусству, их вариативность.
2.Роль тематического рисования в развитии творчества, фантазии, воображения, наблюдательности, мыслительной активности младших школьников.
а) возрастные особенности в рисунках детей,
б) содержание занятий.
3.Особенности рисования на темы:
а) рисование фигуры человека,
б) рисование портрета,
в) рисование деревьев.

Литература:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1967.
2. Кузин В.С. Психология.- М.: 1982, 1997.
3. Курочкина Н.Н. Детям о книжной графике.- СПб.: 1997.
4. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги.- М.: 1998.
5. Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.: 1979.
6. Сокольникова Н.М. Основы композиции.- Обнинск: Издательство ТИТУЛ, 1996.

1.Содержание и структура программ по изобразительному искусству, их вариативность.
Изобразительное искусство - это обязательный учебный предмет в общеобразовательной школе, который введен в 1970 году вместо предмета «рисование». В процессе обучения школьников решаются актуальные задачи художественного образования, духовной культуры личности, способствующие нравственному и эстетическому воспитанию.
В общеобразовательной школе по изобразительному искусству базисным учебным планом запланирован 1 час в неделю или 2 часа, если это эстетические классы.
Основной документ, с которого мы начинаем вплотную знакомиться с тематикой занятий по любому предмету - это программа.
Для достижения успехов в работе, учителю необходимо знать какой объем знаний, умений и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте.
В основном эта задача уже решена школьной учебной программой по изобразительному искусству, которая утверждена главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ.
Любая программа начинается с пояснительной записки, где указаны цели, задачи преподавания данного предмета, виды деятельности.
Большинство школ Тулы и Тульской области работают по программе Владимира Сергеевича Кузина, несколько школ города и области по программе Бориса Михайловича Неменского и Татьяны Яковлевны Шликаловой. Но по какой бы программе не работал учитель, везде в изобразительном искусстве при обучении детей предусматривается 6 основных видов занятий:
1.Рисование с натуры, по памяти и представлению в 1 классе; рисование с натуры со 2 класса; включает в себя
-рисунок карандашом, мягкими материалами (мелками, углем, сангиной и т. д.),
-живопись акварелью, гуашью. Программа 2006 г. с-2.

2.Рисование на темы и иллюстрирование (композиция), как графическая, так и живописная. С-4.
3.Декоративное рисование. С-6.
4.Лепка из пластилина и глины. С-7.
5.Работа с белой и цветной бумагой (аппликация, оригами, создание объемных конструкций). С-7.
6.Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. С-7.

Поощряется проведение экскурсий как очных, так и заочных и пленерных занятий, т. е. выполнение графических и живописных работ на открытом воздухе.
Все виды деятельности взаимосвязаны, дополняя друг друга, они помогают достоверно охарактеризовать окружающий мир в сознании ребенка.
Что нужно усвоить ребенку в 1,2,3,4 классах? Проработать самостоятельно по программе В.С.Кузина: 1 класс с.-23, 2 класс с-39,3 класс с-57, 4 класс с-71.
В 1 классе дети не рисуют с натуры, как это делают дети старшего возраста, они в силу своего психологического развития рисуют по памяти и представлению. Только со 2 класса даются задания рисования с натуры предметов расположенных фронтально. Рисовать человека учащиеся начинают в первом классе по пропорциональным размерам, а знакомятся с пропорциями в 3 классе, а к концу 4 класса выполняют наброски фигуры человека с натуры.
Изобразительное творчество является одним из любимых занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна, необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение.
В настоящее время, когда многие школы работают по вариативным программам, не возможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства, поэтому к этому процессу надо относиться творчески. Даже действующие государственные программы существенно отличаются друг от друга. В одном случае в основу обучения берется рисование с натуры (Кузин В.С.), по которой в основном и работают в Тульском регионе. В программе Неменского Б.М. акцент ставится на эмоциональном развития школьника. В программе Шпикаловой Т.Я. занятия построены на углубленном изучении народного искусства.
Мы считаем, что одна из основных задач обучения изобразительному искусству - искать не отдельные точки соприкосновения с ребенком, а стремиться увидеть личность в целом, способности восприятия, мышления, интеллект, который находится в сложном, постоянно изменчивом соотношении с выразительными возможностями, с активной потребностью детей живо и непосредственно реагировать на видимый, окружающий мир. Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания, плодотворная работа творческого воображения осуществима только на основе реальных жизненных наблюдений. Изучение изобразительной грамоты с 1 по 4 класс является азбукой, основой любого визуального и предметного творчества. В то же время художественное творчество рассматривается как чувственное и эмоциональное начало самовыражения.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.