Кафедра анатомии и физиологии — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кафедра анатомии и физиологии

2018-01-07 656
Кафедра анатомии и физиологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Волгоградская государственная академия физической культуры»

КАФЕДРА АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

Рудаскова Е.С., Зубарева Е.В.

СПОРТИВНАЯ МОРФОЛОГИЯ

Рабочая тетрадь

Волгоград – 2018

ББК 75.02

Р 83

Рецензенты: кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ВГАФК» Куропаткина Н.А.,

кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «ВолгГМУ» Агеева В.А.

 

Допущено к изданию решением Учебно-методического совета ФГБОУ ВО «ВГАФК» в качестве учебно-методического пособия

 

Печатается по решению Ученого совета ФГБОУ ВО «ВГАФК»

Рудаскова Е.С. СПОРТИВНАЯ МОРФОЛОГИЯ. Рабочая тетрадь / Рудаскова Е.С., Зубарева Е.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2018.- 91с.

 

Учебно – методическое пособие: рабочая тетрадь по «Спортивной морфологии» по учебной дисциплине «Спортивная морфология» профессионального цикла является 2-м переработанным и дополненным изданием по практическому курсу данной дисциплины. Предназначено для студентов, обучающихся в спортивных вузах по направлениям 49.03.01 – Физическая культура очной и заочной формах обучения, для слушателей курсов факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по физической культуре и спорту. Так же рабочая тетрадь может быть использована аспирантами академий и колледжей спортивного профиля, учителями физической культуры и тренерами.

 

 

ББК 75.02

Р 83

 

© Рудаскова Е.С., Зубарева Е.В., 2018

© ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2018

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Практическое занятие №1. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ АНТРОПОМЕТРИИ. МЕТОДИКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ. АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ТОЧКИ, ПРОДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА.  
Практическое занятие №2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПЕРЕЧНЫХ И ОБХВАТНЫХ РАЗМЕРОВ ТЕЛА. РАСЧЕТ КОСТНОГО КОМПОНЕНТА ВЕСА ТЕЛА.    
Практическое занятие №3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ТЕЛА. ЖИРОВОЙ И МЫШЕЧНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ВЕСА ТЕЛА.    
Практическое занятие № 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ТЕЛА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА.  
Практическое занятие № 5. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДОМ ИНДЕКСОВ. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯПО МЕТОДУ АПАНАСЕНКО.  
Практическое занятие № 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОМАТОТИПА.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПОЛОВОЙ КОНСТИТУЦИИ  
Практическое занятие № 7. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА МЕТОДОМ ДЕРМАТОГЛИФИКИ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВАНИИ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОЙ КАРТЫ    
Вопросы к зачету  
Рекомендуемая литература  
ПРИЛОЖЕНИЕ  

 


ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие - «Рабочая тетрадь: спортивная морфология» является вторым изданием, подготовленным в связи с изменениями количества часов практических занятий, согласно новым государственным стандартам, а так же добавлением новой методики расчета по комплексной оценке уровня здоровья, некоторых современных методик к определению половой конституции. Так же внесены изменения и добавления в контрольные вопросы к тестовым заданиям, требованиям к зачету, перечень рекомендуемой литературы.

Спортивная морфология - это специальный курс анатомии, в котором подробно изучаются особенности строения тела спортсмена. Известно, что каждый вид спорта предъявляет определенные требования к строению тела человека, причем, чем выше квалификация спортсмена, тем строже требования. Поэтому, при спортивном отборе следует ориентироваться в первую очередь на рост, вес и тип телосложения. Следовательно, изучение морфологических особенностей физического развития спортсменов позволяет решить ряд практических задач, то есть подойти к вопросам спортивного отбора и спортивной ориентации, а также к вопросу индивидуализации тренировочного процесса с научно-обоснованных позиций.

В настоящее время программа морфологического обследования спортсменов расширена и носит более функциональный характер. В нее, кроме тотальных и парциальных размеров тела, особенно важных при отборе спортсменов и индивидуализации спортивной тренировки, включены такие показатели, как поверхность тела, характеризующая энергопроцессы в организме; мышечные периметры, свидетельствующие о степени развития мускулатуры; показатели, характеризующие состояние позвоночного столба, грудной клетки и т.п. Так же в настоящее время большое внимание отводится изучению уровня здоровья спортсмена, так как начиная с определенного уровня энергопроизводительности, организм не подвержен развитию заболеваний и максимально устойчив к факторам риска.

Изучение специфических особенностей состава тела спортсменов - костной, жировой и мышечной массы - приобретает большое значение для динамических наблюдений в тех видах спорта, где принято разделение спортсменов на весовые категории (методику определения костной, мышечной и жировой компонентов веса тела см. в разделе 2 и 3 данного пособия). Перераспределение жировой и мышечной массы необходимо учитывать при проведении тренировочного процесса, при подборе физической нагрузки.

В основе широкого морфологического обследования спортсменов лежит антропометрия (от греч. “anthropos” - человек, “metreo” - мерю). Антропометрия - это метод изучения человека, основанный на измерении морфологических и функциональных размеров его тела.

Для тренеров и спортсменов антропометрические данные представляют значительный интерес, т.к. дают возможность постоянно следить за особенностями физического развития, рекомендовать начинающим спортсменам заниматься тем или иным видом спорта, а также индивидуально планировать нагрузку.

Основной целью данного курса является подготовка студентов к научно обоснованному проведению тренировочного процесса с учетом морфологических особенностей строения тела спортсмена, а также овладение практическими навыками антропометрического обследования спортсменов. Антропометрия является одним из основных методов обследования спортсменов, поэтому каждый студент обязан научиться владеть им и применять его на практике.

Используемые в спортивной антропометрии размеры тела можно разделить на продольные, поперечные (диаметры) и обхватные. Для обеспечения точности их измерения используют так называемые антропометрические точки, в качестве которых служат костные выступы - отростки, бугры, мыщелки, края сочленяющихся костей, специфические кожные образования (пупок) и др. Расположение той или иной антропометрической точки находят путем прощупывания с последующим обозначением дерматографическим карандашом на период обследования. Местоположение наиболее часто используемых антропометрических точек и методика измерения продольных размеров тела приводятся в 1 разделе данного пособия (см. практическое занятие № 1).

Поперечные размеры тела определяются толстотным циркулем как проекционное расстояние во фронтальной или сагиттальной плоскости между антропометрическими точками, на которых фиксируют ножки циркуля. Обхватные размеры тела, или периметры, измеряют сантиметровой лентой. Методика определения поперечных и обхватных размеров описана во 2 разделе пособия (практическое занятие № 2).

Исследования пальцевых узоров - дерматоглифика, является интересной методикой так как являются адекватными генетическими маркерами анатомо-физиологических задатков человека и могут применяться в спортивной практике для определения прогностических функциональных возможностей и развитие физических качеств у спортсмена. В практическом занятии №5 будет предложено студенту посмотреть собственные пальцевые узоры и сделать вывод о преобладающих двигательных качествах.

Определение собственного типа половой конституции по методикам, описанным в практическом занятии № 6, позволит сделать вывод о степени андрогинности, маскулинности или фемининности.

Рабочая тетрадь содержит необходимую информацию по практическому курсу дисциплины «Спортивная морфология» для студентов вузов спортивного профиля. Практический курс «Спортивной морфологии» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта 3-го поколения высшего профессионального образования и направлен на развитие следующих компетенций.

Для направления 49.03.01 Физическая культура, профили подготовки «Физкультурное образование», «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»:

ОПК-1 способностью определять анатомо-морфологические, физиологические, биохимические, биомеханические, психологические особенности физкультурно-спортивной деятельности и характер ее влияния на организм человека с учетом пола и возраста,

ОПК-5- способностью оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, технику выполнения физических упражнений,

ПК-8 - способностью формировать мотивацию к занятиям избранным видом спорта, воспитывать у обучающихся моральные принципы честной спортивной конкуренции,

ПК-10 - способностью реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Таблица 3

Норма количества мышечной массы в организме (в %)

Норма мышечной массы у женщин в возрасте:
до 20 лет 34% — 43%
от 20 до 50 лет 31% — 40%
старше 50 лет 27% — 35%
Норма мышечной массы мужчин в возрасте:
до 20 лет 43% — 57%
от 20 до 50 лет 42% — 54%
старше 50 лет 39% — 48%

 

У спортсменов высокой квалификации относительная мышечная масса достигает 50% от веса тела.

Протокол 5

Кожно-жировые складки(мм)
Грудь Плечо Предплечье Спина Живот Бедро Голень
передняя поверхность задняя поверхность
               

 

 

Состав веса тела(кг, %) Абсолют. поверхность тела 2)
Абсолютный вес жирового компонента (кг) Относительный вес жирового компонента (%) Абсолютный вес мышечного компонента (кг) Относительный вес мышечного компонента (%)  
         

 

 

ВЫВОД: _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Самостоятельная работа:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

I. Изучение осанки тела

Под осанкой тела понимается привычная поза непринужденно стоящего человека, мышцы которого не находятся в состоянии активного напряжения. Характер осанки учитывается при определении физического развития.

Нормальная, или хорошая осанка характеризуется:

1. Положением головы и позвоночного столба - оси туловища и головы находятся на одной вертикали, перпендикулярной поверхности опоры;

2. Симметричным положением плеч;

3. Симметричными шейно-плечевыми линиями;

4. Симметричным расположением углов лопаток, подвздошных гребней и ягодичных складок;

5. Расположением остистых отростков в срединной плоскости - по задней срединной линии;

6. Умеренно выраженными изгибами позвоночного столба (лордозами и кифозами);

7. Расположением акромиальных точек во фронтальной плоскости;

8. Одинаковой длиной нижних конечностей;

9. Правильным положением стоп.

Существует несколько методов определения осанки: субъективные (осмотр, пальпация, функциональные пробы) и объективные, которые разделяются на линейные и гониометрические. Из линейных объективных методов наиболее распространенными и простыми являются: измерение ромба В.Н. Мошкова и определение плечевого показателя по О.Н. Аксеновой.

Методы определения осанки.

Ход работы.

А) Для вычисления плечевого показателя по Аксеновой из протокола № 2 выписать в протокол №6 акромиальный диаметр ( ширина плеч ). Это расстояние между акромиальными точками измерялось спереди толстотным циркулем.

Сантиметровой лентой измеряется то же самое расстояние на задней поверхности туловища – это плечевая (акромиальная дуга). Измерение записывается в протокол 6.

Протокол 6

акромиальный диаметр (ширина плеч) плечевая дуга (акромиальная)
   

 

Б) Плечевой показатель (ПП) вычисляется в процентах как отношение ширины плеч к плечевой дуге.

Полученные данные подставляются в формулу:

ПП= ширина плеч х 100 = __________________ x 100 = _______(%).

плечевая дуга

Если полученный плечевой показатель менее 85%, это свидетельствует о наличии сутуловатости, более 85% - наличие хорошей осанки.

 

ВЫВОД: __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы

Индекс скелии (ИС) вычисляется по формуле:

ИС= (длина тела - рост сидя) х 100%

Рост сидя

Для расчета индекса скелии необходимо перенести из протокола №1 длину тела сидя (в см).

Рост сидя = _____________ см

Вычисляем индекс скелии:

ИС= (длина тела - рост сидя) х 100% = _________________ = ______%

Рост сидя

Индекс скелии (ИС) рассчитывается в процентах:

ИС - до 84,9% - брахискелия (коротконогость);

ИС - от 85,0 до 89,9% -мезоскелия (средненогость);

ИС - от 90% и выше - макроскелия (длинноногость).

 

ВЫВОД: _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Таблица 6

Для мужчин

 

Показатели Баллы
Индекс Кетле 18,9 и менее -2 балла 19.0 - 20.0 -1 балл 20.1 - 25.0 0 баллов 25.1 - 28.0 -1 балл 28.1 и более -2 балла
Жизненный индекс 50 и менее -1 балл 51 - 55 0 баллов 56 - 60 1 балл 61 - 65 2 балла 66 и более 3 балла
Силовой индекс 60 и менее -1 балл 61 - 65 0 баллов 66 - 70 1 балл 71 - 80 2 балла 81 и более 3 балла
Индекс Робинсона 111 и более -2 балла 95 - 110 -1 балл 85 - 94 0 баллов 70 - 84 3 балла 69 и менее 5 баллов
Проба Мартине 3 и более -2 балла 2 - 3 1 балл 1.30 - 1.59 3 балла 1.00 - 1.29 5 баллов 0.59 и менее 7 баллов

 

Таблица № 7

Для женщин

Показатели Баллы
Индекс Кетле 16,9 и менее -2 балла 17.0 - 18.0 -1 балл 18.1 - 23.8 0 баллов 23.9 - 26.0 -1 балл 26.1 и более -2 балла
Жизненный индекс 40 и менее -1 балл 41 - 45 0 баллов 46 - 50 1 балл 51 - 55 2 балла 56 и более 3 балла
Силовой индекс 40 и менее -1 балл 41 - 50 0 баллов 51 - 55 1 балл 56 - 60 2 балла 61 и более 3 балла
Индекс Робинсона 111 и более -2 балла 95 - 110 -1 балл 85 - 94 0 баллов 70 - 84 3 балла 69 и менее 5 баллов
Проба Мартине 3 и более -2 балла 2 - 3 1 балл 1.30 - 1.59 3 балла 1.00 - 1.29 5 баллов 0.59 и менее 7 баллов

 

Ход работы

Для вычисления своего уровня Здоровья, необходимо замерить несколько показателей своего организма.
А именно:

1. Массу тела (кг)
2. Рост (м)
3. Артериальное давление систолическое ("верхнее") (мм.рт.ст.).
4. ЖЕЛ - жизненную емкость легких (мл).
5. Силу (динамометрию) кисти (кг) (ДМК).
6. ЧСС - частоту сердечных сокращений (пульс).
7. Время (в минутах) восстановления пульса после стандартизированной нагрузки (20 приседаний за 30 секунд).

 

Правила измерения.

Пункты 1,2 взять из протокола №1

Артериальное давление

Измерение кровяного давления проводится с помощью прибора- тонометра. Испытуемый находится в сидячем и расслабленном положении. Руку, на которую будет надеваться манжет, необходимо установить в такое положение, чтобы ее локоть был приблизительно на уровне сердца. Во время измерения нельзя разговаривать и двигаться. Наденьте на руку манжет, на уровне сердца, но таким образом, чтобы манжет был на 3-5 см выше локтевого сгиба руки. Если проводите измерение ручным тонометром, то приложите стетоскоп к центру внутреннего сгиба руки и наденьте его. В этом месте, во время спускания воздуха из манжеты, вы сможете отчетливо услышать пульс. Накачайте манжету до 200-220 мм рт. ст. Медленно, со скоростью 2-4 мм в секунду, ориентируясь на циферблат тонометра, спускайте воздух и слушайте в стетоскопе удары (пульс). Как только Вы услышали первый удар, запомните показания прибора, т.к. это показатель верхнего давления (систолическое артериальное давление). Когда Вы перестаете слышать удары, это показатель нижнего давления (диастолическое артериальное давление).

При измерении давления с помощью автоматического тонометра наденьте манжет на руку и положите ее на уровне сердца. Нажмите на тонометре кнопку для начала измерения давления. Ожидайте, пока тонометр не выдаст вам результаты. Он сам накачает манжету воздухом, а потом спустит ее. Вам нужно только записать показания.

Сделайте измерение 2-3 раза. Среднее значение между ними и будет показателям вашего артериального давления. Между двумя измерениями необходимо выдержать 3-5 минутную паузу, чтобы давление в сосудах, после их сдавливания манжетой тонометра нормализовалось.

Самостоятельная работа

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

I. Определение соматотипа.

 

Dгр х 6

L - длина тела (см),

Dгр - поперечный диаметр грудной клетки (см).

I = ________________________________ = ________________ (см)

Тип конституции по индексу Риса — Айзенка:

Для женщин -

I < 95,9 - пикническая конституция

I = 95,9 - 104,3 - нормостеническая конституция

I > 104,3 - астеническая конституция

Для мужчин -

I < 96,2 пикническая конституция,

I = 96,2 - 104,8, нормостеническая конституция

I > 104,8 астеническая конституция

 

Вывод: ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Занесите полученные данные по типу конституции в протокол 11.

Протокол 11

Тип конституции
по индексу Пинье по Шелдону по индексу Риса — Айзенка
       

 

Вывод: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

L н.к.

где L – рост стоя

L н.к.- длина нижней конечности (взять из протокола № 1)

I = __________ _ см

Определите по таблице 14 свой тип половой конституции и занесите его в протокол № 12 (см.с.65).

 

Таблица 14

Пальцевые пропорции (2D:4D) у женщин и мужчин

Ход работы

1. Измерить с помощью линейки длину пальцев 2D и 4 D в мм.

2. Вычислить соотношение 2D:4D.

3. Полученный результат занести в таблицу 15, сравнить со стандартными показателями и сделать вывод о типе строения собственной кисти.

Указанный индекс является не только одним из морфологических показателей половой конституции, но и является простым маркером, по которому можно прогнозировать генетическую предрасположенность к способности эффективно совершать скоростно-силовую работу максимальной мощности.

Таблица 15

Тип строения кисти Соотношение 2D:4D
Мужской 0,96 - 0,99
Женский 0,99 - 1,1
Собственные данные и заключение  

 

Результаты научных исследований также показали, что у спортсменок с мужским типом строения кисти достаточно часто выявляется маскулинизация психики. В связи с этим познакомимся с психологическими показателями половой конституции.

Ход работы.

Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас (обведите кружком порядковый номер).

 


1. вера в себя

2. умение уступать

3. способность помочь

4. склонность защищать свои взгляды

5. жизнерадостность

6. угрюмость

7. независимость

8. застенчивость

9. совестливость

10. атлетичность

11. нежность

12. театральность

13. напористость

14. падкость на лесть

15. удачливость

16. сильная личность

17. преданность

18. непредсказуемость

19. сила

20. женственность

21. надежность

22. аналитические способности

23. умение сочувствовать

24. ревнивость

25. способность к лидерству

26. забота о людях

27. прямота, правдивость

28. склонность к риску

29. понимание других

30. скрытность

31. быстрота принятия решений

32. сострадание

33. искренность

34. самодостаточность (полагаться только на себя)

35. способность утешить

36. тщеславие

37. властность

38. тихий голос

39. привлекательность

40. мужественность

41. теплота, сердечность

42. торжественность, важность

43. собственная позиция

44. мягкость

45. умение дружить

46. агрессивность

47. доверчивость

48. малорезультативность

49. склонность вести за собой

50. инфальтильность

51. адаптивность, приспособляемость

52. индивидуализм

53. нелюбовь к употреблению ругательств

54. несистематичность

55. дух соревнования

56. любовь к детям

57. тактичность

58. амбиционизм, честолюбие

59. спокойствие

60. традиционность, подверженность условностям

 


Ключ:

Маскулинность (номера качеств) 1,4,7,10,13,16,19,22,25,28,31,34,37,40,43,46,49,52,55,58

Фемининность (номера качеств) 2,5,8,11, 14,17,20,23,26,29,32,35,38,41,44,47,50,53,56,59

Подсчитайте количество совпавших у вас цифр отдельно по маскулинности и фемининности:

Маскулинность сумма _____________

Фемининность сумма ______________

Показатели маскулинности (М) и фемининности (F) вычисляются следующим образом:

Сумма баллов по маскулинности делится на 20 – это М,

Сумма баллов по фемининности делится на 20 – это F.

Вычисляется I (основной индекс) по формуле:

I = (F - M) х 2,322. (знак «+» или «-» сохраняется)

I = (__________ - ___________) х 2,322 = ______________

 

1. I - меньше - 2,025 – ярко выраженная маскулинность,

2. I - меньше - 1 – маскулинность,

3. I – от -1 до + 1 андрогинность,

4. I – больше + 1 – фемининность,

5. I – больше + 2,025 – ярко выраженная фемининность.

 

Занесите полученные данные по типу половой конституции в протокол №12.

Протокол № 12

Тип половой конституции
по индексу Таннера по вертельному индексу   по соотношению 2D:4D по психологической диагностике
           

 

Вывод: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Самостоятельная работа:

1. Подготовиться к коллоквиуму

Вопросы для подготовки

1. Основные антропометрические точки, их топография.

2. Методика определения поперечных размеров тела.

3. Методика определения продольных размеров тела.

4. Методика определения длины верхней конечности и ее сегментов.

5. Методика определения длины нижней конечности и ее сегментов.

6. Методика определения кожно-жировых складок.

7. Методика определения площади поверхности тела спортсмена.

8. Методика определения обхватных размеров тела спортсмена.

9. Вычисление абсолютной и относительной величин мышечного компонента веса тела спортсмена.

10. Определение абсолютной и относительной величин костного компонента веса тела спортсмена.

11. Определение абсолютной и относительной величин жирового компонента веса тела спортсмена.

12. Основные индексы, используемые в оценке физического развития спортсменов.

13. Определение конституции по Чернорутскому и У.Шелдону.

14. Факторы, определяющие физическое развитие.

15. Методы, используемые в оценке физического развития спортсменов.

16. Представление об осанке. Классификация и методы исследования осанки.

17. Что такое физическое развитие, и какие факторы влияют на физическое развитие?

18. Какие методы используются для определения полового диморфизма?

Рекомендуемая литература для подготовки к коллоквиуму:

1. Практические занятия 1-7 по курсу «Спортивной морфологии».

2. Лысов, П. К. Анатомия (с основами спортивной морфологии): в 2 т.: учебник / П. К. Лысов; М. Р. Сапин. - М.: Изд. центр "Академия", 2010.

3. Дорохов, Р. Н. Спортивная морфология: учебное пособие / Р. Н. Дорохов. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 236 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Ход работы

1. Рассмотреть под увеличительным стеклом рисунок каждого пальца на обеих руках.

2. Занести в протокол № 13 результаты собственных наблюдений.

3. Проанализировать результаты исследования и сделать вывод о своих морфофункциональных характеристиках на основании данных таблицы № 9.

Протокол № 13

 

Пальцы руки Тип узора (рисунок и определение) Преобладающий тип узора (по всем пальцам)
I правый    
II правый  
III правый  
IV правый  
Vправый  
I левый  
II левый  
III левый  
IV левый  
V левый  

Выводы:________________________________________________________

________________________________________________________________

Требования для допуска к зачету

При явке на зачет студент предъявляет экзаменатору:

1. Заполненную рабочую тетрадь с выполненной индивидуальной работой.

2. Лекции по курсу «Спортивная морфология».

3. Заполненную антропометрическую карту.

Вопросы к зачету

1.Понятие о спортивной морфологии, ее классификация и задачи.

2. Методы исследования, используемые в спортивной морфологии.

3. Факторы, обусловливающие эффект адаптационных реакций. Правило Арндта-Шульце.

4. Норма реакции организма и факторы ее определяющие.

5. Структурные изменения костной и мышечной систем при рациональной и нерациональной формах адаптации к физической нагрузке?

6. Понятие о конституции человека и факторы определяющие ее.

7. Какие соматические типы выделял Клод Сиго?

8. Конституциональная схема Черноруцкого и Бунака.

9. Определение конституции по У.Шелдону.

10. Оценка соматотипов детей по Штефко-Островскому.

11. Определение женской конституции по И.Б. Галанту и В.П. Чтецову.

12. Факторы и показатели, определяющие физическое развитие.

13. Методы, используемые в оценке физического развития спортсменов.

14. Особенности физического развития спортсменов в избранном виде спорта.

15. Представление об осанке. Классификация и методы исследования осанки.

16. Понятие о сколиозе, его типы.

17. Основные антропометрические точки, их топография.

18. Методика определения поперечных размеров тела.

19. Методика определения продольных размеров тела.

20. Методика определения длины верхней и нижней конечностей и ее сегментов.

21. Методика измерения кожно-жировых складок.

23. Методика определения площади поверхности тела спортсмена.

24. Методика измерения обхватных размеров тела спортсмена.

25. Вычисление абсолютной и относительной величин мышечного компонента веса тела.

26. Определение абсолютной и относительной величин костного компонента веса тела.

27. Определение абсолютной и относительной величин жирового компонента веса тела.

28. Основные индексы, используемые в оценке физического развития спортсменов.

29. Охарактеризуйте метод антропометрических стандартов.

30. О чем можно судить по антропометрическому профилю?

31. Какие методы имеются для определения полового диморфизма?

32. Что такое индексы физического развития и как их определяют?

33. Какие изменения происходят в костной системе при адаптации к регулярной физической нагрузке?

34. Какие изменения происходят в суставах при адаптации к регулярной физической нагрузке?

35. Какие основные внешние и внутренние изменения обнаруживаются в мышцах при статических и динамических нагрузках?

36. Какие структурные изменения происходят с сердцем при адаптации к физической нагрузке?

37. Каким образом влияют занятия спортом на иммунную систему?

38. Как интенсивной физической нагрузки влияют на пищеварительную, дыхательную и мочевую системы?

39. Какие морфологические изменения происходят в центральных и периферических отделах нервной системы при адаптации к физическим нагрузкам?

40. Какие изменения в отделах автономной нервной системы отмечается у спортсменов в соревновательный период?

41. Какие изменения в эндокринной системе отмечаются в процессе адаптации к регулярной физической нагрузке?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Лысов, П. К. Анатомия (с основами спортивной морфологии): в 2 т.: учебник / П. К. Лысов; М. Р. Сапин. - М.: Изд. центр "Академия", 2010.

Дополнительная литература

1. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. – М.: Терра-Спорт, 2003. – 208 с.

2. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Спортивная морфология: Учебное пособие для высших и средних спец. заведений физ. культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 236 с.

3. Давыдов В.Ю. Схемы нормальных конституций (соматотипов): Учебное пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2003. – 126 с

4. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры. - Изд. 6-е. – М.: Терра-Спорт, 2003. – 624 с.

5. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 192 с.

6. Лущик И.В., Полеткина И.И., Дзержинская Л.Б. Спортивная морфология: Учебно-методическое пособие.- Волгоград: ФГОУ ВПО ВГАФК, 2006 - 52с.

7. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. – М.: ФиС, 1982. -199 с.

8. Полеткина И.И., Гаврилова Е.С., Зубарева Е.В. Основы спортивной морфологии: Учебно-методическое пособие. – Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2009. – 26с.

9. Рудаскова Е.С. Спортивная морфология. Рабочая тетрадь / Рудаскова Е.С., Зубарева Е.В. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015.- 56с.

10. Тристан В.Г., Глухих Ю.Н. Спортивная антропология и морфология: Учебное пособие. – Омск: СибГАФК, 2000. – 112 с.

11. Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт.- М.: ФиС, 1976. – 240 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ситуационные задачи

Раздел 1 Адаптация систем исполнения движений .

Ситуация 1: Ученые изучали влияние стресса на организм животных. Для этого они систематически стрессировали лабораторных крыс импульсами тока в течение нескольких месяцев.
Вопрос: Какие морфологические изменения внутренних органов были обнаружены ими при вскрытии экспериментальных животных?
1. гипертрофия тимуса и лимфоузлов
2. атрофия тимуса и лимфоузлов
3. атрофия коры надпочечников
4. гипертрофия миокарда
Вопрос: Автором теории «реакции – стресс» является ученый Г. Селье. В «реакции-стресс» он выделил 3 фазы: тревоги, сопротивления и … Дайте название третьей фазы:
1. адаптации
2. переадаптации
3. истощения
4. тренированности
 
Ситуация 2: Спортсмен обратился в физкультурный диспансер по поводу болей в тазобедренном суставе. После рентгенологического исследования сустава врач предположил, что спортсмен занимается гимнастикой.
Вопрос: Какие характерные структурные изменения тазобедренного сустава позволили врачу сделать правильное предположение о спортивной специализации юноши?
1. утолщение связок сустава
2. утолщение суставной губы
3. углубление вертлужной впадины
4. уплощение вертлужной впадины
Вопрос: Каким образом выявленные у гимнаста структурные особенности влияют на функцию сустава?
1. снижают подвижность
2. повышают подвижность
3. не оказывают влияния на подвижность
4. снижают риск вывиха сустава
 
Ситуация 3: После вскрытия трупа неизвестного, паталогоанатом сделал заключение о том, что погибший при жизни занимался спортом или тяжелой физической работой.
Вопрос: Какие структурные изменения костной системы помогли ему сделать такое предположение?
1. увеличение диаметра костей
2. уменьшение диаметра костей
3. остеопороз
4. сглаженный рельеф костей
Вопрос: Какие морфологические перестройки, происходящие в костной ткани при рациональной форме адаптации к физической нагрузке, способствуют появлению обнаруженных паталогоанатомом структурных изменений?
1. снижение остеонизации
2. повышение остеонизации
3. развитие остеопороза
4. появление остеофитов
 
Ситуация 4: Отец привел сына – подростка в спортивную школу и попросил взять его на такую спортивную специализацию, которая не оказывает влияния на рост.
Вопрос: Какой вид спорта из ниже указанных можно порекомендовать подростку?
1. гиревой
2. штанга
3. акробатика
4. плавание
Вопрос: Какие нагрузки могут привести к преждевременному закрытию зон роста трубчатых костей?
1. интервальные
2. систематические
3. статиче

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.27 с.