Дискуссия как форма активизации учебного процесса в школе..26 — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Дискуссия как форма активизации учебного процесса в школе..26

2018-01-07 197
Дискуссия как форма активизации учебного процесса в школе..26 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По использованию инновационных форм обучения школьников

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Основные черты современного занятия в школе…………………7

2.Формы организации сотрудничества учащихся……………….10

3.Проблемно-диалоговая лекция в современной школе…………..20

4.Деловые игры как форма организации учебного процесса в школе………………………………………………………………………..….24

Деловые игры как форма организации учебного процесса в школе

Сразу оговоримся, что деловая игра - это одна из разновидностей практического занятия. В силу своей новизны, мобильности, ответа на вызов времени деловые игры быстро вписались в учебный процесс школы и готовы подвинуть классические формы учебного процесса. Как и другие формы учебного процесса, деловая игра по-своему решает те же общие задачи. Она способствует повышению уровня знаний школьников, развитию их самостоятельного мышления, усвоению теории в тесном взаимодействии с практикой реформирования и демократизации общества.

Использование деловой игры в учебном процессе позволяет смоделировать исторический факт, конкретно-историческую ситуацию, ситуацию, описанную в литературе. При этом каждый участник деловой игры будет использовать или, скорее, имитировать свою роль, («ролевые игры»), что позволит и ему и всем участникам моделируемых ситуаций более глубоко проанализировать суть проблемы, понять ее не только разумом, но и чувством. Значимость деловой игры зависит от многого, в том числе и от состава участников, и от их готовности к состязательности, зависит от актуальности и значимости рассматриваемых проблем и степени конфликтности, что на протяжении всей игры придает ей эмоциональность и творческое напряжение.

Универсальность деловых игр еще и в том, что с их помощью можно смоделировать эпизод из глубокой истории и ответить, что называется, на злобу сегодняшнего дня. Например, при обсуждении НЭПа (Новой экономической политики в 20-е годы) значительное место займет ее сущность, а также ее сторонники и оппозиционеры.

Чтобы оживить подготовку, а тем более ход деловой игры, можно ввести на подготовительном этапе метод «ролевых игр», т.е. посоветовать участникам игры перевоплотиться и выступать в роли участников реального политического процесса. Это же относится к моделируемым ситуациям из литературы. Так, при изучении «Войны и мира» Л.Н. Толстого можно смоделировать судебный процесс над Наполеоном. А чтобы усилить актуальность, конфликтность идей в подготовке, а затем в ходе игры, - ввести институт оппонентов.

Подготовка к деловой игре по теме предполагает заблаговременное ознакомление школьников с дополнительной литературой. Наиболее активные участники игры - докладчики и выступающие - должны самостоятельно подготовить доклады и выступления, выдерживая избранный методологический подход («ролевой») к теме и, по возможности, используя зарубежную литературу. Необходимо заранее ознакомить класс с темами вынесенных на «симпозиум» докладов и общими установками докладчиков для того, чтобы все участвующие в «симпозиуме» могли подготовить реплики выступления и каверзные вопросы к докладчикам. Заранее следует также оговорить регламент «симпозиума»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По использованию инновационных форм обучения школьников

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Основные черты современного занятия в школе…………………7

2.Формы организации сотрудничества учащихся……………….10

3.Проблемно-диалоговая лекция в современной школе…………..20

4.Деловые игры как форма организации учебного процесса в школе………………………………………………………………………..….24

Дискуссия как форма активизации учебного процесса в школе..26

6.Методика диалогического общения в школе………………………34

7.«Круглый стол» как форма коллективного обсуждения актуальных проблем………………………………………………...............45

Заключение………………………………………………………………47

Литература……………………………………………………………….51

 

Введение. Мы живем, работаем, учим и учимся в новых конкретно-исторических условиях. Вопросы реформирования и демократизации общества и, естественно, учебного процесса во всех учебных заведениях, в том числе и в в практике школьной жизни, продвигаются сложно, противоречиво, но вместе с тем неуклонно. На разных уровнях, в том числе и среди школьных учителей, идет активный процесс поиска инновационных средств, форм и методов с учетом требований. А для этого, как известно, необходимы научные знания, научный подход к оценке факторов, явлений, событий, практических и теоретических проблем.

Учебный процесс в современной школе все более ориентируется на коллективное, публичное обсуждение проблем, активное взаимодействие и сотрудничество учителями и учащимися, обмен мнениями между ними. Все это, в конечном счете, нацелено на выработку правильного понимания содержания изучаемых предметов, их связи с жизненной практикой. Среди них - лекция, диалог, проблемное собеседование, семинар, диспут, конференция, деловые игры, «круглые столы» и другие интерактивные формы занятий, которые активно применяются уже в основной школе.

Целью учебных занятий являются прочное усвоение знаний, выработка устойчивых навыков их практического применения, формирование на этой основе научного мировоззрения школьников.

Важность инновационных форм учебных занятий в школе можно учитывать:

1. В содержании обучения. Учебные программы предметов, факультативов, элективных курсов, тематические планы кафедр призваны отразить актуальные проблемы предмета учебной дисциплины с учетом реальных процессов демократизации общества, роли и места в этом изучаемого предмета. В основе процесса призвана находиться апробированная источниковая база, в том числе нормативные источники, монографическая литература, периодическая печать. Основу этих знаний должны представлять современные учебники, учебные пособия, опорные конспекты, структурно-логические схемы, учебные практикумы, сборники задач, карты программированного обучения и компьютерного контроля в виде рейтинговой системы, авторские современные про­граммы, мультимедийные презентации - все то, что позволит основательно проработать концептуальные и содержательные аспекты изучаемых тем.

2. В организации обучения. Наиболее эффективно реализация содержания обучения возможна через блоковую или модульную систему обучения, что даст возможность более концентрированного изучения проблемы.

Составной частью организации обучения должна быть самостоятельная подготовка школьников при активном контроле и помощи учительского состава. При этом речь идет не только о самостоятельной подготовке школьников в рамках расписания плановых занятий (индивидуальной подготовки), но и о самоподготовке со ссылкой на сайт интернета.

Здесь необходима правильная организация со стороны учителей. Необходимо текущее тестирование школьников по вопросам самостоятельной подготовки в течение полугодия по блокам.

Важное место отводится составлению продуманного реального расписания, преемственности и последовательности в изучении проблемы. Своевременное включение коллективных и индивидуальных консультаций, учебно-методического кабинета, технических средств обучения способствуют более эффективному процессу организации обучения.

3. В методике занятий. Необходимо обратить внимание на овладение молодыми учителями активными формами проведения занятий.

Помимо такой формы, как повышение квалификации, возможны стажировка молодых учителей у опытных преподавателей, внутришкольный обмен опытом по методике проведения уроков, чтения лекций, организации семинаров, практических занятий, консультаций, защите проектов, использованию мультимедийных презентаций, приему зачетов и экзаменов.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.