Упражнения, игры для развития музыкально-сенсорного слуха детей — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Упражнения, игры для развития музыкально-сенсорного слуха детей

2018-01-07 286
Упражнения, игры для развития музыкально-сенсорного слуха детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Звуковысотного:

«Труба». «Труба». Е. Тиличеевой.

«Кто скорее уложит кукол спать». «Спите, куклы». Е. Тиличеевой.

«Веселые гармошки». «Гармошка» Е. Тиличеевой.

«Узнай песенку по двум звукам». «Курица», «Труба», 2Спите, куклы», «Гармошка», Е. Тиличеевой.

 

Ритмического:

«Петушок, курочка и цыпленок». «Петушок, курица и цыпленок». Г. Левкодимова.

«Ритмическое лото». «Мы идем с флажками», «Небо синее», «Месяц май», «Смелый пилот», Е. Тиличеевой.

 

Тембрового:

«Угадай, на чем играю». «Веселые инструменты» Г. Левкодимова.

 

Динамического:

«Узнай звучание своего аккордеона». «Громко — тихо» Г. Левкодимова.

 

Музыкальные произведения для слушания

 

Мир ребенка, сверстников и взрослых людей:

«Тревожная минута», «Раздумье», «Вальс», «Полька» С. Майкапар.

«Утренняя молитва», «Нянина сказка», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка». П. Чайковский.

«Порыв», «Солдатский марш». Р. Шуман.

«Раскаяние», «Сказочка». С. Прокофьев.

«Избушка на курьих ножках». М. Мусоргский.

«Марш». Д. Шостакович.

«Вальс». А. Гречанинов.

 

Природа в музыке:

«Весною», «Облака плывут». С. Майкапар.

«Весной». Э. Григ.

«Октябрь». П. Чайковский. «Осень», «Зима». Ц. Кюи.

«Дождик». Г. Свиридов.

«Зимой». Р. Шуберт.

«Сорока», «Петушок», «Зайчик». А. Лядов.

«Куры и петухи». К. Сен-Санс.

«Марш зайчат». А. Жилинский.

«Зайчик дразнит медвежонка». Д. Кабалевский.

 

Рукотворный мир:

«Музыкальная шкатулочка». С. Майкапар.

«Музыкальный ящик». Г. Свиридов.

«Музыкальная табакерка». А. Лядов.

 

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:

I. Освоена азбука шестой ступени музыкальной культуры слушания произведений различного содержания и характера; сформирован опыт ценностной ориентации к родному краю:

• Развиты основы музыкально-эстетического сознания.

• Сформированы представления об образной основе произведений, имеющих два музыкальных образа.

• Развиты представления о первичных жанрах музыки и их видах.

• Ребенок помнит, различает большое количество музыкальных произведений, прослушанных за год, называет некоторых их авторов.

II. Освоена азбука шестой ступени деятельности слушания музыки:

• Более развито целостное восприятие музыки; ребенок получает эстетическое удовольствие при ее слушании, воспринимает смену характера музыки в отдельных ее частях.

• Становится более совершенным дифференцированное восприятие: ребенок понимает форму произведения, отличает ведущие средства музыкальной выразительности.

• Развиты музыкально-сенсорные способности.

• Ребенок выражает свои музыкальные впечатления в эстетических суждениях, пластических импровизациях, рисунке.

III. Освоена азбука шестой ступени развития музыкального творчества в процессе слушания музыки: ребенок может через пластику рук, пластические импровизации передавать характер музыки, особенности развития музыкального образа, взаимодействие двух образов и т. п.

 

 

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Характеристика возрастных возможностей

На шестом году жизни, как правило, у ребенка сформирована потребность в пении: он способен петь гораздо более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни, владеет разнообразным по тематике репертуаром. В этом возрасте можно отметить следующие положительные особенности пения детей:

• Голос стал более звонким.

• Более дифференцированно выделяются дети с высокими или низкими голосами, для большинства характерен диапазон в пределах ре-си первой октавы.

• Налаживается вокально-слуховая координация; дети начинают осознанно следить за правильностью и точностью певческой интонации, начинают пользоваться самоконтролем, исправлять неточности своего пения (но лучше слышат пение другого ребенка).

• Могут петь не только выразительно напевно, но и отрывисто, если это необходимо для передачи выразительности музыкальных образов и настроений, переданных в песне.

• Могут петь на одном дыхании фразы песни.

• Певческая дикция у большинства детей правильная.

• Совместное пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.

В то же время голос у детей остается достаточно хрупким, продолжается формирование вокальных связок. Поэтому педагог должен помнить об охране детского голоса. При этом условии дети могут успешно осваивать далее певческую деятельность.

 

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

1. Приобщать детей к азбуке шестой ступени детской певческой культуры; развивать музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического и современного репертуара разнообразного характера и содержания, прежде всего связанного с миром родного края; воспитывать любовь к малой родине:

• Продолжать формировать музыкально-слуховые певческие представления.

• Знакомить с образной природой песен, имеющих два довольно контрастных музыкальных образа.

• Продолжать формировать музыкально - эстетическое сознание средствами певческой деятельности:

— эстетическую потребность в слушании песен различной тематики (мир родного края) и характера (в том числе торжёственного и шуточного);

разнообразные эстетические эмоции, чувства и сопереживания в процессе слушания, исполнения более сложных песен;

— основы музыкального мышления в процессе восприятия и исполнения песен; учить различать, сравнивать яркие образы народных в классических (авторских) песен, находить в них общее и различное;

— творческое воображение в процессе восприятия (или исполнения) песен с опорой на внемузыкальные жизненные впечатления;

— основы эстетической оценки песен (воспринимаемой или исполняемой).

• Продолжать развивать целостное восприятие песен более сложного содержания и формы, побуждать воспринимать:

— настроение, характер песни (торжественный, шуточный), отмечать изменение характера музыки запева и припева (или в разных куплетах);

— различные интонации (нежная, грубая), переданные в одной песне (в разных песнях), учить их сравнивать;

— развитие и взаимодействие различных, довольно контрастных музыкальных образов в песнях, учить их сравнивать.

• Продолжать развивать дифференцированное музыкальное восприятие:

— формы песни (куплетная: вступление, куплеты, заключение; куплеты с припевом), моделировать ее (условно-образно или условно - схематически);

— различных выразительных средств, позволяющих исполнителю передать эмоционально-образное содержание песни (развитие и взаимодействие двух контрастных образов):

музыкальных — темпа (медленного, умеренно медленного, быстрого, очень быстрого), высотности звуков (высокие, средние, низкие звуки в пределах октавы), динамики звучания (громкая, умеренно громкая, тихая, очень тихая), ритмических особенностей (ритма марша, польки, вальса);

внемузыкальных — невербальных (выразительной осанки, позы, жеста, мимики), вербальных (выразительности слов, фразы, куплетов песни).

• Продолжать развивать музыкально-сенсорное восприятие, позволяющее воспринимать, обследовать, сравнивать, обобщать, выделять выразительные отношения музыкальных звуков:

— звуковысотные (звуки кварты, терции, секунды, примы);

— ритмические (ритмы суммирования, дробления, пунктирный);

— динамические (громкое, умеренно громкое, тихое, очень тихое звучание);

— тембровые (тембры голоса поющих детей или взрослых, в том числе нежный, грубый).

• Продолжать развивать восприятие азбуки шестой способов певческих умений: звукообразование, звуковедение, певческую дикцию, точность исполнения мелодических, ритмических, динамических и темповых особенностей; отмечать их изменение в куплетах, в отдельных фразах; отличать правильное умение от неправильного; воспринимать пение по ручным знакам (первая - седьмая ступени), по руке — «нотный стан» (первая — пятая ступени); знакомиться с элементами нотной грамоты.

• Развивать восприятие певческой техники: коллективное пение с солистом, с запевалой; исполнение песен по крупным фразам, частям и т. п.

• Развивать способности элементарного анализа песни; учить сравнивать песни одного названия, но разного содержания и характера, находить в них общее и различное.

• Развивать умение самостоятельно выражать словами свое отношение к характеру и содержанию прослушанной песни или выражать его в творческой исполнительской деятельности — в выразительном движении под музыку песни или в рисунке; кроме того, побуждать моделировать форму песни, содержание, характер песни.

II. Продолжать приобщать детей к азбуке шестой ступени детской певческой деятельности; учить выразительному исполнению более сложных, чем для предыдущей ступени, песен народного, классического и современного репертуара различной тематики и содержания, прежде всего связанного с образами родного края; воспитывать любовь к малой родине:

• Охранять, беречь голос детей.

• Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, выученных в течение года, и песни, наиболее любимые, выученные ранее.

• Побуждать к выразительному пению, исполнять в песне:

— различное настроение, характер (торжественный, шуточный), его изменение в запеве, припеве;

— изменение различных интонаций в куплетах (нежные, грустные);

— особенности развития музыкального образа, взаимодействие двух образов, построенных на контрасте.

• Побуждать передавать, изображать в исполнении свои музыкально - слуховые представления, используя средства выразительности, соответствующие эмоционально-образному содержанию песни:

— музыкальные — темп, различный в запеве и припеве, изменение мелодических и ритмических особенностей мелодии, изменения динамической окраски пения в куплетах, запеве, припеве, возможно, и в некоторых фразах песни;

внемузыкальные — невербальные (выразительные осанка, поза, жест, мимика); вербальные (выразительность слов, фразы, куплета); учить выделять, главное по смыслу слово во фразе.

• Учить не только различать, но и воспроизводить выразительные основные отношения музыкальных звуков:

— звуковысотные (призывность кварты, покой терции, жалость звучания секунды и т. п.);

— ритмические (исполнять ритмы суммирования, дробления, пунктирный; осознавать акцент, сильную долю);

— динамические (передавать смену умеренно громкого, тихого, очень тихого звучания);

— тембровые (передавать тембром голоса особенности музыкального звучания).

• Обучать азбуке шестой ступени способов певческих исполнительских умений:

— продолжать учить новым певческим умениям, совершенствовать имеющиеся навыки:

пение по ручным знакам (первая — седьмая ступени), по руке — «нотный стан» (первая — пятая ступени);

правильность звукообразования; смена различных способов звуковедения; особенности певческой дикции;

точность интонирования мелодии, передачи ритмических особенностей песни;

естественность, непринужденность, эмоциональность исполнения;

исполнение на одном дыхании фразы песни;

соблюдение ансамбля при исполнении темпа (медленного, умеренно медленного, быстрого), ритмических, мелодических, динамических (умеренно громкое, тихое, очень тихое звучание) особенностей песни;

— обучать особенностям техники певческого исполнительства:

пение с солистом, с запевалой;

пение по подгруппам, по фразам в соответствии с певческими диапазонами детей.

• Побуждать к самостоятельному исполнению освоенной песни в повседневной жизнедеятельности в детском саду, в семье.

• Содействовать выражению своих эмоций о песне в эстетических суждениях, в художественно - творческой, исполнительской деятельности — в движениях под музыку, в рисунках; побуждать моделировать содержание характера и форму песни.

III. Осваивать азбуку шестой ступени песенного творчества детей:

• Развивать воображение при восприятии и исполнении песни.

• Побуждать к творческой самореализации в пении.

• Развивать песенное творчество, формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым.

• Побуждать импровизировать в пении нежные, грубые интонации, характерные для различных персонажей, игровых ситуаций; развивать ладовое чувство, формировать первоначальные творческие проявления в самостоятельном поиске певческой интонации.

 

Репертуар

Упражнения

Для развития певческого голоса и музыкального слуха:

В объеме терции:

«Ой, кулики, жаворонушки». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.

 

В объеме кварты:

«Ай, на той горе калина стоит». Русская народная мелодия в обр. А. Лядова.

«Гори, гори жарко». Русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.

«Не летай, соловей». Русская народная мелодия в обр. А. Егорова.

«Вдоль по травке». Русская народная мелодия в обр. В. Попова.

 

В объеме квинты:

«Спи, младенец мой прекрасный». Русская народная мелодия в обр. Л, Абелян.

«А я по лугу…». Русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.

«Сеяли девушки яровой хмель». Русская народная мелодия в обр. А. Лядова

 

В объеме сексты:

«Коровушка». Русская народная мелодия в обр. М. Красева.

«Яблочко». Русская народная мелодия.

«В хороводе». Русская народная мелодия в обр. Б. Добровольского.

«Я по садику ходила». Русская народная мелодия в обр. А. Лядова.

«Заинька, попляши». Русская народная мелодия в обр. Н. Римского-Корсакова.

 

В объеме септимы:

«Ай, на горе дуб, дуб». Русская народная мелодия в обр. Н. Римского-Корсакова.

«Ходила младешенька по борочку». Русская народная мелодия в обр. Н. Римского-Корсакова.

 

Для пения по ручным знакам (первая — седьмая ступени):

«Осенние листья». Ю. Слонов.

«Здравствуй, утенок». Венгерская народная песня.

«На зеленом лугу». Русские народные мелодии (мажор — минор).

Песенка медведя». А. Филиппенко

«Пение птиц. Польская народная песня.

«Цветики». В. Карасева,

 

Для пения по руке — «нотный стан» (первая — пятая ступени):

«Буду летчиком». Е. Тиличеева.

«Труба». Е. Тиличеева.

«Верблюд». М. Андреева.

«Зайка». Русская народная мелодия в обр. А. Александрова.

«Как без дудки, без дуды» (минор — мажор). Музыка А. Александрова.

«К нам гости пришли». Музыка А. Александрова.

 

По звукообразованию:

«Начинается на «а» (звук «а»). Музыка О. Боромыковой.

«Антошка» (звук «а»). Музыка О. Боромыковой.

«Осень» (звук «о»). Музыка О. Боромыковой.

«Ишак» (звук «и»). Музыка О. Боромыковой,

«Удод» (звук «у»). Музыка О. Боромыковой.

 

Песни

 

Мир ребенка, сверстников:

«Лучше нет родного края». В. Кожухин.

«Мы Родиной зовем». В. Кожухин.

«Танец друзей». Н. Бордюг.

«Веселые ребята». Н. Бордюг.

«Край родной». Е. Гомонова,

«Доброта». Е. Гомонова.

«Праздничный вальс». А. Филиппенко.

«С днем рождения». А. Филиппенко.

«Детский сад». А. Филиппенко.

«Песенка друзей». В. Герчик.

«Мы — дружные ребята». С. Разоренов.

«Плясовая песенка». М. Раухвергер.

«Песенка о песенке». Т. Попатенко.

«Веселая песенка». Г. Струве.

«Вспоминайте детский сад». Л. Вахрушева.

«Большая стирка». Ф. Лещинская.

«Начинаем краковяк». Ю. Чичков.

«Сложим песенку». Е. Тиличеева.

«Колыбельная». М. Качурбина.

 

Мир взрослых:

«Моя семья». Е. Гомонова.

«Бабушка моя». Е. Гомонова.

«Мамина песенка». М. Парцхаладзе.

«Песенка о маме». С. Разоренов.

«Мама». Л. Бакалов.

«Каждый по-своему маму поздравит». Т. Попатенко.

«Мамин день». А. Филиппенко.

«Мой дедушка». А. Филиппенко.

«Наша воспитательница». А. Филиппенко.

«Бравые солдаты». А. Филиппенко

«Урожайный хоровод». А. Филиппенко.

«Патока с имбирем». Русская народная песня.

«Бай, качи, качи». Русская народная песня.

Мир природы:

Зима

«Зимушка хрустальная». А. Филиппенко.

«Зимняя песенка». М. Красев. ‚

«Зимушка-зима». Л. Вахрушева.

«Песня снежинок». И. Кишко.

«Тихая песенка». Е. Тарковский.

«Хороводная». Е. Тарковский.

«Дед Мороз». В. Витлин.

«Дед Мороз». В. Волков.

«Елочка, елка». А. Бертран.

«Хоровод с Дедом Морозом». Русская народная песня.

 

Весна

«Пришла весна». С. Альхимович.

«Весенняя хороводная». А. Филиппенко.

«Соловей». А. Филиппенко.

«Березка». Е. Тиличеева.

«Песенка про березку». С. Шварц.

«Много солнышку работы». Е. Гомонова.

 

Лето

«По малину в сад пойдем». А. Филиппенко.

«Урожай собирай». А. Филиппенко.

«А я по лугу...». Русская народная песня.

«Летние цветы». Е. Тиличеева.

«Дождик». Е. Туманян.

 

Осень

«Осенняя пора». Л. Лядова.

«Падают листья». М. Красев.

«Разноцветные листья». Е. Гомонова.

«Веселый хоровод». Польская народная песня.

«Песенка про непогодицу». Е. Болдырев.

«Возвращайся, ласточка». А. Павлюк.

«Ласточка». В. Витлин.

 

Животные:

«Котик». А. Долухонян.

«Кот и мыши». Польская народная песня в обр. В. Сибирского.

«Тяв, тяв». В. Герчик.

«Петушок играет на гармонике». А. Лазаренко.

«Курица-красавица». А. Живцова.

«Прискакал во двор козел». А. Филиппенко.

«Приключение в лесу». А. Филиппенко.

«Здравствуй, утенок». Венгерская народная песня в обр. Т. Попатенко

«А что?». Ю. Рожавская.

«Шла лиса». И. Пономарева.

«Песенка ежика». Е. Гомонова.

«Где был, Иванушка?.. Русская народная песня.

«Козлик». Русская народная песня.

«Как у наших у ворот...». Русская народная песня.

«Ты куда, серый зайчик?». А. Филиппенко.

 

Рукотворный мир:

«Мишка с куклой пляшут полечку». М. Качурбина.

«Поезд». Румынская народная песня в обр. Т. Попатенко.

«Карусель» Д. Кабалевский.

«Паровоз». Г Эрнесакс.

 

Песенное творчество

«Зайка, зайка, где бывал?». М. Скребков.

«Что ты хочешь, кошечка?». Г. Зингер.

«Лифт». Т. Бырченко.

«Гуси». Т. Бырченко.

«Мишка». Т. Бырченко.

«Играй, сверчок». Т. Ломова.

«Вот взяла лисичка скрипку…». А. Филиппенко.

«Осенние листья». Ю. Слонов.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ:

1. Освоена азбука шестой ступени детской певческой культуры:

• Развито музыкально-эстетическое восприятие песен различного характера и содержания, прежде всего связанного с миром родного края; сформирован первичный опыт ценностной ориентации к нему.

• Имеется достаточный запас музыкально-слуховых певческих представлений: ребенок помнит, узнает большинство песен, прослушанных в течение года, называет некоторых их авторов.

• Средствами певческой деятельности сформированы основы музыкально - эстетического сознания.

• достаточно развито целостное восприятие песен, ребенок получает при этом эстетическое наслаждение: различает, понимает характер и содержание различных куплетов, умеет их сравнивать, находить общее и различное.

• достаточно развито дифференцированное восприятие более сложных по характеру и содержанию песен:

— различает, сравнивает выразительные средства, позволяющие исполнителю ярче передать особенности двух различных музыкальных образов песни:

музыкальные;

внемузыкальные — вербальные, невербальные;

— различает форму песни, сравнивает ее с другими, находит в них общее и различное.

• Развито довольно тонкое музыкально-сенсорное восприятие и воспроизведение основных звуков:

— звуковысотных (от октавы до примы);

— ритмических рисунков (ритм суммирования, дробления, пунктирный);

— динамических (f, mf, р, рр);

— тембровых (тембр поющих детей, взрослых).

• Развито восприятие азбуки шестой ступени способов певческих умений, может оценивать правильность и неправильность певческих умений детей; пение по ручным знакам (первая — седьмая ступени), по руке — «нотный стан» (первая — пятая ступени).

• Понимает особенности певческой техники: пение с запевалой, солистом.

• Проявляется эмоциональное сопереживание характера и содержания песен; ребенок может передавать свои музыкальные впечатления в выразительных словах, движениях под музыку, рисунках; может моделировать форму песни, ее содержание или характер.

II. Ребенок в достаточной мере освоил азбуку шестой ступени детской певческой исполнительской деятельности:

• Помнит, называет, узнает песни различного характера и содержания, прежде всего связанные с миром родного края.

• Любит петь, может эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов.

• Умеет осознанно использовать в пении отдельные средства выразительности (музыкальные, внемузыкальные) для передачи особенностей музыкальных образов и их взаимодействия.

• Владеет основами азбуки шестой ступени способов певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции, пения по ручным знакам (первая — седьмая ступени), по руке — «нотному стану» (первая — пятая ступени).

• Умеет оценивать свое пение, высказываться в эмоциональной форме, передавать свои чувства о характере и содержании песни в выразительной творческой исполнительской деятельности — в движениях под музыку и рисунке, а также может моделировать форму песни, ее содержание и характер.

III. Освоена азбука шестой ступени песенного творчества. Ребенок проявляет себя:

• В выразительности исполнения песен.

• В творческих песенных импровизациях:

— в импровизации окончания мелодии, начатой взрослым;

— в импровизации отдельных интонаций (нежная, грубая).

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.