Изменения в рабочей программе — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Изменения в рабочей программе

2018-01-07 146
Изменения в рабочей программе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

дисциплины «Основы менеджмента в образовании»

На 2012 – 2013 уч. год

 

Утверждаю.

Директор ИРПО

_________________ И.В. Ильина

«____» ________________ 2012 г.

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1) Откорректированы темы практических занятий.

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры непрерывного профессионального образования, протокол № 1 от «29» августа 2012 г.

 

 

Заведующий кафедрой _________________ И.В. Ильина

 

Составитель __________________________ И.М. Подушкина

 

 

Согласовано:

 

Начальник УМУ

__________________ И.Я. Благирева, «____» ______________ 2012 г.

 

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки

__________________ О.В. Терещенко, «____» _______________ 2012 г.

 

Председатель методической комиссии по направлению 050100 Педагогическое образование _______________К.Э. Загуменных

«____» _________________ 2012 г.

 

Изменения в рабочей программе

дисциплины «Основы менеджмента в образовании»

На 2013 – 2014 уч. год

Утверждаю.

Директор ИРПО

_________________ И.В. Ильина

«____» ________________ 2013 г.

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры непрерывного профессионального образования без изменений, протокол № 1 от «28» августа 2013 г.

 

 

Заведующий кафедрой _________________ И.В. Ильина

 

Составитель __________________________ И.М. Подушкина

 

 

Согласовано:

 

Начальник УМУ

__________________ И.Я. Благирева, «____» ______________ 2013 г.

 

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки

__________________ Е.В. Кононова, «____» _______________ 2013 г.

 

Председатель методической комиссии по направлению 050100 Педагогическое образование _______________О.Ю. Бражник

«____» _________________ 2013 г.

 

 


Пояснительная записка.

1.Наименование дисциплины

Данная программа предназначена для осуществления профессиональной подготовки магистрантов по вопросам управления образовательными учреждениями, функционирующими на различных уровнях системы образования. Программа по учебной дисциплине «Основы менеджмента в образовании» разработана в соответствии с требованиямиФедерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 – «Педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14»января 2010 г. № 35.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла ООП и является дисциплиной по выбору магистрантов.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в бакалавриате и в результате освоения дисциплин ООП подготовки магистров «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы организации научного исследования», «Деловое общение», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Организация делопроизводства».

Дисциплина «Основы менеджмента в образовании» предваряет циклы дисциплин «Управление качеством образовательного процесса», «Ресурсное обеспечение управления образованием», «Управление персоналом», «Технология формирования корпоративной культуры», «Маркетинговая среда в образовании», «Контрольно-аналитическая деятельность в управлении ОУ», является основой для изучения других дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для прохождения научно-исследовательской и производственной практики.

В процессе отбора содержания образовательной программы учитывается возможность ее корректирования на основе изменяющихся требований общества к образованию, инновационных процессов в управлении образованием, создании эффективных адаптивных моделей управления на основе оптимизации структуры управления, внедрения корпоративного, ценностно- ориентированного, мотивирующего управления, организации конструктивной обратной связи с персоналом и обучающимися.

3. Место дисциплины в модульной структуре ООП

Тип модуля – профессиональный. Год обучения – первый. Семестр - 9.

4. Цель изучения дисциплины:

Получить первоначальное представление о теоретических основах управления образовательными системами, сущности государственной политики в области модернизации общего образования, философии современного менеджмента; новых парадигмах и моделях менеджмента; научных школах управления; механизмах эффективного управления образовательными системами; развитие умения разрабатывать инновационную программу развития образовательного учреждения; осуществлять управление инновационными процессами; проектировать организационно-управленческие условия, обеспечивающее качество функционирования и развития образовательного учреждения в современных социально-экономических условиях.

5. Структура дисциплины

Содержание учебной дисциплины включает следующие разделы. Теоретико-методологические основы менеджмента в образовании. Функции управления образовательным учреждением. Усиление государственно-общественного характера управления образовательным учреждением. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении. Особенности менеджмента качества в образовательном учреждении.

6. Основные образовательные технологии

При проведении занятий предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм занятий (интерактивных лекций с использованием электронных образовательных ресурсов в компьютерном классе, семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, case-study, групповых дискуссий, творческих мастерских менеджеров образования, презентаций результатов работы студенческих исследовательских групп) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с руководителями инновационных образовательных учреждений, проведение педагогических мастерских, творческих лабораторий, мастер-классов руководителей по изучению опыта управленческой деятельности, круглых столов, управленческих практик.

В программе предложены разнообразные виды научно-исследовательской деятельности магистров: библиографическая работа по составлению электронных каталогов образовательных ресурсов по определенным проблемам; работа с электронными образовательными порталами (Народное образование // www.intelligent.ru; Директор школы // www.direktor.ru; Практика административной работы в школе // www.direktor.ru;Завуч // www.ppoisk.nm.ru;Управление персоналом // www.top-personal.ru; Административно-управленческий портал; Элитариум: центр дистанционного образования // www. elitarium. ru); реферирование и аннотирование научных работ и научных статей известных теоретиков и практиков менеджмента; изучение степени разработанности исследуемой проблемы в теории менеджмента, в теории внутришкольного управления; проведение сравнительно-сопоставительного анализа различных научных школ, концепций; проведение проблемно-ориентированного анализа состояния изучаемого феномена; выявление противоречий и установление причинно-следственных связей между явлениями и процессами; разработку авторских управленческих проектов.

7. Ожидаемые результаты образования и компетенции по завершении освоения учебной дисциплины

В результате изучения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать следующие образовательные результаты:

 

№ п.п. Формируемые компетенции Образовательные результаты, соответствующие формируемым компетенциям
индекс компетенция индекс Результат
1. ОК-2 готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач З-1 знать современные тенденции развития образовательных систем;
З-2 иметь представление о научных школах управления;
З-3 знать основные теоретические положения и ключевые понятия менеджмента в образовании;
З-4 знать новые парадигмы и модели менеджмента в образовании;
З-5 знать критерии инновационных процессов в образовании;
У-1 уметь использовать знания фундаментальных основ, современных достижений менеджмента в образовании для решения профессиональных задач;
У-2 уметь интегрировать современные информационные технологии в управление образовательными системами;
У-3 демонстрировать способность выстраивать целостную систему управления образовательным учреждением, обосновать логику управленческой деятельности;
      У-4 уметь определять приоритеты корпоративной стратегии развития образовательного учреждения;
У-5 демонстрировать готовность использовать инновационные подходы к управлению развитием образовательного учреждения;
В-1 владеть способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций менеджмента в образовании;
В-2 владеть научными подходами к управлению развитием образовательного учреждения;
В-3 владеть критериями инновационных процессов в образовании;
В-4 владеть способами интеграции современных информационных технологий в управление образовательными системами;
2. ПК-10 готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа З-6 знать методы стратегического и оперативного анализа состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения;
З-7 иметь представление о современных тенденциях развития управляемой системы;
З-9 знать состав и содержание функций управления;
З-10 знать методы управления, типологию методов управления, их основные характеристики;
З-11 знать требования к планированию деятельности образовательного учреждения;
У-6 проявлять готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружение путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
У-7 уметь планировать деятельность образовательного учреждения;
У-8 уметь технологически грамотно осуществлять внутришкольный контроль;
У-9 демонстрировать способность отбирать оптимальные методы управления для эффективного решения управленческих задач;
В-5 владеть методами стратегического и оперативного анализа состояния и потенциала управляемой системы, ее макро- и микроокружения;
В-6 владеть инновационными подходами к управлению развитием образовательного учреждения;
В-7 владеть навыками планирования деятельности образовательного учреждения;
В-8 владеть технологией осуществления внутришкольного контроля;
3. ПК-11 готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы З- 12 - иметь представление об основах проектирования, организации и оценивания реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы в условиях модернизации образования;
З-13 знать технологию разработки концепции развития образовательного учреждения;
З-14 знать требования к проектированию инновационной программы развития образовательного учреждения;
З-15 иметь представление об инновационных формах взаимодействия образовательного учреждения со стратегическими партнерами;
У-10 уметь выявлять причины, тормозящие развитие образовательного учреждения;
У-11 демонстрировать способность к проектированию инновационной программы развития образовательного учреждения;
      У-12 демонстрировать готовность планировать и организовывать управленческий процесс в образовательном учреждении с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
У-13 уметь осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие;
В-9 владеть способами исследования, проектирования, организации и оценки реализации управленческого процесса в условиях модернизации образования;
В-10 владеть технологией проектирования концепции инновационного развития образовательного учреждения;
В-11 владеть технологией разработки системы ресурсного обеспечения управленческой деятельности;
      В-12 владеть технологией разработки системы обеспечения качества в образовательном учреждении;
4. ПК-12 готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы; З-16 иметь представление о задачах и содержании деятельности руководителя по организации командной работы для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы;
З-17 знать динамику развития команды, жизненный цикл команды;
З-18 иметь представление о роли команд в целенаправленном развитии персонала образовательного учреждения, подготовке его к восприятию и внедрению нововведений;
З-19 знать методы эффективной организации работы команды;
У-14 демонстрировать способность организовывать работу команд для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы;
У-15 уметь создавать условия для эффективной командной работы в образовательном учреждении;
У-16 уметь вовлекать команды в процесс разработки стратегии развития образовательного учреждения, инновационной программы развития образовательного учреждения;
У-17 уметь конструктивно взаимодействовать с сотрудниками в процессе организации командной работы;
В-13 владеть технологией организации командной работы в образовательном учреждении;
В-14 владеть технологией разработки круга обязанностей членов команды;
В-15 владеть методами эффективной организации работы команды в образовательном учреждении;
5.   ПК-13 - готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт З- 20 знать сущность, содержание и особенности разработки и реализации управленческих решений в образовательном учреждении;
З- 21 иметь представление о типологии управленческих решений в менеджменте;
З-22 знать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением;
З- 23 иметь представление об отечественном и зарубежном опыте принятия управленческих решений в управлении образовательным учреждением;
У- 18 проявлять способность определять содержание управленческих решений в условиях развития образовательного учреждения;
У- 19 уметь классифицировать управленческие решения;
      У-20 демонстрирует готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением;
В-16 владеть знаниями о технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт;
В-17 владеть технологиями группового и индивидуального принятия решений в управлении образовательным учреждением;
В- 18 владеть методами разработки и реализации управленческих решений;
      В-19 быть в состоянии продемонстрировать технологию группового принятия решений в управлении образовательным учреждением.

 

8. Общая трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов.

Формы контроля

Текущая аттестация: собеседование, тестирование, письменные домашние задания, проверка домашних заданий, электронный практикум, контрольные работы.

Промежуточная аттестация: контрольная работа, коллоквиум, эссе, тестирование, защита управленческого проекта, реферат.

Итоговая аттестация: экзамен

10. Составитель: Подушкина Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры непрерывного профессионального образования

Программа разработана на основе:

- нормативно-правовых документов Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам модернизации системы общего образования; ФГОС ВПО третьего поколения;

- требований законодательных и нормативных документов Правительства РФ и Министерства образования и науки: Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г., модели образования для экономики, основанной на знаниях «Российское образование – 2020», Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 гг.

При отборе содержания образовательной программы учитывается возможность его корректирования на основе изменяющихся требований общества к образованию, инновационных процессов в теории и практике управления образовательными учреждениями, а также учитывая результаты диагностики уровня культурно-образовательных и профессиональных потребностей магистров в области педагогических и управленческих знаний.

Изучение данного курса строится на основе обеспечения взаимосвязи аудиторных занятий с самостоятельной работой магистрантов по выполнению системы творческих заданий, требующих самостоятельного приращения знаний в области модернизации образования, управления образовательными системами, практической трансформации теоретических знаний в конкретные инновационные образовательные продукты.

В программе раскрываются основные направления государственной образовательной политики, законодательные и нормативно-правовые основы управления образовательными учреждениями, научные подходы к управлению образовательными системами, принципы управления образовательными системами, новая философия, миссия и стратегия управления образовательными учреждениями в условиях модернизации образования.

В курсе изучаются знания об образовательном учреждении как объекте управления, формируется представление об основных понятиях изучаемой дисциплины («управление», «руководство», «менеджмент», «педагогический менеджмент», «социальное управление», «функция управления», «система», «социальная система», «социально-педагогическая система», «педагогическая система», «образовательная система», «система управления», «новшество», «инновация», «инновационный процесс»).

В программе рассматриваются теоретические основы педагогического менеджмента, знания об основных компонентах образовательной системы, объектах и субъектах управления, миссии, стратегии, политике развития образовательного учреждения, об основных компонентах ресурсной стратегии развития образовательного учреждения. Программа содержит знания об инновационном развитии образовательного учреждения, этапах инновационного процесса, параметрах оценивания инновационных идей, подходах к классификации инноваций, основных инновациях в общем образовании в условиях модернизации.

Данный курс формирует представление о роли концепции, программы развития образовательного учреждении в наращивании его инновационного потенциала, совершенствовании качества образовательного процесса, инновационных моделях управления образовательной системой.

Программа раскрывает задачи и содержание деятельности школьных управленцев (директора образовательного учреждения и его заместителей) в условиях модернизации образования. Важное место отводится вопросам формирования и развития профессиональной культуры руководителя образовательного учреждения.

В процессе изучения курса магистранты обращаются к анализу нормативных документов, регламентирующих взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнерами, к оценке характера взаимоотношений учителей, родителей, общественности, к определению роли и степени участия родителей в государственно-общественном управлении образовательным учреждением.

Программа ориентирует магистрантов на изучение актуальных вопросов повышения квалификации и аттестации работников школы. Особое внимание в программе обращено на взаимосвязь между повышением квалификации педагогических работников, ростом их профессионализма, качеством и продуктивностью деятельности.

В целях обеспечения качества самостоятельной работы предполагается консультирование и инструктаж по вопросам работы с научно-педагогической и управленческой литературой, со школьной документацией, по выполнению творческих заданий, по анализу опыта управления образовательными системами и др. Содержания и технология изучения курса направлены на развитие мотивации магистрантов к педагогической и управленческой деятельности.

В программе определены конечные результаты изучения каждого раздела учебной дисциплины.

В программе предложены содержание и виды самостоятельной работы, список рекомендуемой для изучения литературы, а также вопросы для самоконтроля, задания для контроля качества освоения рабочей программы.

Схема распределения учебного времени по видам

Учебной деятельности

Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы (108 академических часов)

Виды учебной деятельности Трудоемкость, час
Общая трудоемкость  
Аудиторная работа  
В том числе: Лекции Практические занятия Лабораторные занятия  
Самостоятельная работа  

 

 

Учебно-тематический план дисциплины

«Основы менеджмента в образовании»

 

№ п/п Перечень разделов и дисциплин Всего часов в трудоемкости В том числе аудиторных Самостоятельная работа
Всего Лекции Сем. ЛПЗ
             
  Раздел 1. Теоретико-методологические основы менеджмента в образовании          
1.1. Новые парадигмы управления и модели менеджмента ХХI века. Философия современного менеджмента          
1.2. Образовательное учреждение как объект управления.          
1.3. Научные подходы к управлению образовательным учреждением          
1.4.. Основные функции педагогического управления образовательным учреждением          
1.5. Технология разработки и принятия управленческих решений в образовательном учреждении          
1.6. Виды, формы, методы внутришкольного контроля качества образовательного процесса          
  Раздел 2. Управление развитием образовательного учреждения          
2.1.   Проектирование стратегии развития образовательного учреждения. Инновационная программа развития образовательного учреждения          
2.2. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении.            
2.3. Формирование портфеля новшеств и инноваций в образовательном учреждении          
2.4. Ресурсное обеспечение развития образовательного учреждения            
2.5. Усиление государственно-общественного характера управления образовательным учреждением. Организационная структура управления образовательным учреждением                
2.5. Особенности менеджмента качества в образовательном учреждении          
3. Итоговый контроль         Экзамен
  Всего:          

Содержание программы


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.