Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2018-01-07 | 364 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Задание:
1. Выписать из словарей (философский, мифологический, литературоведческий, искусствоведческий) определение традиции.
2. Прочитать и законспектировать гл. «Фольклорная традиция» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций. 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.30-48.
3. Подготовить (письменно) анализ одного литературного произведения (по выбору студента) в контексте фольклорной традиции. Для этого:
1) Изучите историю исследования произведения в литературоведении и фольклористике. Составить библиографию.
2) Проанализировать образно-предметные смыслы избранного произведения, выявить культурно-исторические традиции, особое внимание обратив на фольклорную традицию.
3) Определить функцию творческих приемов и принципов фольклора в анализируемом произведении.
План занятия:
1. Прокомментировать определение традиции разными гуманитарными науками. Отметить схождения и различия.
2. Фольклорная и литературная традиции: общее и особенное.
3. Выступить с анализом выбранного произведения перед студентами своей группы.
Вариант 4
Традиционные культуры и мифологическое мышление
Задание:
1. Прочитайте Введение в кн. А.В. Юдина Русская народная традиционная духовность. – М.: Интерпракс, 1994. – С.7-51. Выпишите новые термины и непонятные слова, объясняя их значение.
2. Продумайте, почему Клод Леви-Стросс называл мифологическое мышление «природным», а современное «прирученным»? Как подходят к восприятию мира люди с «природным» и «прирученным мышлением».
3. Приведите примеры закона партиципации (лат. participot – участвую в чем-либо) [Леви-Брюль] – мистической сопричастности друг к другу (отождествление с животными, именем, портретами и т.д.) в фольклоре и культуре славянства.
|
Подготовьте ответы на вопросы:
1. Как ученые характеризуют первобытное мышление?
2. Какие точки зрения существуют в науке на первобытное мышление?
3. В чем особенности мифологического мышления по теории Клода-Стросса?
4. В чем суть традиции в обществе. Что понимал под традицией Рене Генон, какую цивилизацию считал традиционной?
5. Как вы понимаете разделение культур на «западные» и «традиционные»?
6. Что, по мнению ученых, объединяет все культуры? Возможно ли изучать основу культуры всех народов вообще и всех славянских народов?
7. Какое общество Рене Генон назвал традиционным? Как вы понимаете выражение «расцвет мифологической традиции»?
8. Чем отличаются письменные и бесписьменные культуры? Каковы истоки появления письменности? Какие древние священные тексты разных народов вы знаете. Расскажите о Велесовой книге славян. Что хранит и передает «коллективная память»?
9. Что было высшей ценностью мифологического общества? Что выполняло роль универсального регулятора коллективной и индивидуальной жизни этого общества? В чем ценность традиционного предания, традиционного знания? В чем функция мифов с точки зрения мифологического сознания? В чем смысл бытия человечества в критические моменты жизни людей?
10. Объясните значение терминов «первые времена», «первообраз» (архетип), «архетипические знания», ритуал.
11. Проанализируйте стихотворение Ф. Тютчева «Последний катаклизм», «Видение», «Бессонница» с учетом полученных знаний:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них! (1829)
Литература:
1. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. – М., 2003.
2. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1930.
3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1937.
|
4. Леви-Стосс К. Структурная антропология. – М., 1983.
5. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры // Труды по знаковым системам. – Тарту, 1967.
6. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1976.
7. Мифы народов мира. Энциклопедия, 2-е изд. – М., 1991.
8. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.
9. Топоров В.Н. Первобытные представления о Мире (общий взгляд) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. – М., 1982.
10. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М., 1972.
11. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М., 1986
Итоговый контроль - экзамен
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Традиционность, полиэлементность, универсальная повторяемость фольклора.
2. Вариативность – форма существования фольклорной традиции. Вариант. Версия.
3. Собирание русского фольклора в ХVIII в. Сборник Кирши Данилова (место и время создания, жанровый состав, история публикации).
4. Собрание песен П.В. Киреевского (история создания, жанровый состав, публикация).
5. Собирательская деятельность В.И. Даля. Сборник Даля «Пословицы русского народа» (состав, композиция, история публикации).
6. Сказочные сборники ХIХ – начала ХХ вв. Сборник А.Н. Афанасьева (источники, объём, композиция, научный аппарат, публикации).
7. Собирание былин в ХIХ – начале ХХ вв. Сборники П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга (объём, состав, композиция, научный аппарат).
8. Мифологическая школа в русской фольклористике. Труд А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».
9. Школа заимствования. Обогащение миграционной теории А.Н. Веселовским.
10. Историческая школа. Труд В.Ф. Миллера «Очерки русской народной словесности».
11. Трудовые песни («дубинушки»).
12. Народные гадания. Подблюдные песни.
13. Поэзия заговоров.
14. Жанровый состав обрядового фольклора.
15. Зимние праздники народного календаря (Святки, Масленица). Их поэзия.
16. Песни весенних обрядов (веснянки, егорьевские, волочебные, вьюнишные).
17. Художественные особенности хороводных песен.
18. Троицко-семицкие обряды и песни.
19. Летние и осенние календарные праздники и обряды, их поэзия.
20. Композиция русского свадебного обряда. Его региональные типы.
21. Мифологическое в русской свадьбе.
22. Свадебная поэзия.
|
23. Причитания. Исполнительница причитаний И.А. Федосова.
24. Пословицы и поговорки.
25. Загадки.
26. Сказки как вид народной прозы.
27. Особенности построения сказочных сюжетов. Их типы.
28. Роль книги в обогащении устного сказочного репертуара.
29. Сказки о животных.
30. Исторические корни волшебной сказки. Мифологический и семейный конфликт.
31. Персонажи волшебных сказок (главный герой, его противники и помощники).
32. Традиционная стилистика волшебных сказок.
33. Бытовые сказки (анекдотические и новеллистические).
34. Предания как жанр. Основные циклы преданий.
35. Народные легенды, их разновидности.
36. Народные демонологические рассказы.
37. Происхождение и периодизация былин. Особенности отображения истории в былинах.
38. Былины мифологического содержания.
39. Илья Муромец – героический образ русского эпоса.
40. Добрыня Никитич и Алёша Попович – герои русского эпоса.
41. Киевские былины новеллистического содержания.
42. Новгородские былины (темы, сюжеты, образы).
43. Поэтика былин.
44. Определение исторических песен. Особенности отображения в них исторического времени.
45. Содержание исторических песен ХVI–ХVIII вв.
46. Народные баллады – жанр раннетрадиционного, классического и позднетрадиционного фольклора.
47. Репертуар и художественные особенности духовных стихов.
48. Содержание крестьянских лирических внеобрядовых песен.
49. Поэтика традиционных крестьянских лирических песен.
50. Роль книжной лирики в обогащении народного песенного репертуара.
51. Фольклорный театр, его виды (балаган, раёк, театр Петрушки, вертеп).
52. Народные драмы. Особенности их постановки.
53. Детский фольклор, его специфика и жанры.
54. Современная детская мифология.
55. Городской фольклор.
56. Частушка как жанр народного песенного творчества.
57. Фольклор рабочих (общая характеристика).
58. Фольклор периода Великой Отечественной войны.
59. Фольклор современных субкультур.
60. Интернет-фольклор.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!