Роль деятельностного принципа в развитии прагматики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Роль деятельностного принципа в развитии прагматики

2018-01-07 70
Роль деятельностного принципа в развитии прагматики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение предмета лингвистической прагматики представляет немало трудностей. Часто её определяют коротко как дисциплину, стремящуюся описывать язык не в его внутренней, имманентной структуре (language structure, Sprachstruktur, le systėme de langage), а в его употреблении человеком (language in use, Sprachverwendung, l’usage de langage).

Этим она отличается от лингвистических дисциплин традиционного набора, которые изучают язык скорее как статичную систему. Что касается дополнившей этот набор лингвистической прагматики, то она включает язык не просто в речь, речевую деятельность по производству высказываний, а в целенаправленную предметно-практическую и познавательно-теоретическую социально значимую деятельность человека как Субъекта общения.

Тем самым прагматика заново открывает для языкознания основные принципы общей теории деятельности и принципы теории общения (коммуникации). Она сосредоточивает своё внимание на том, как происходит, выражаясь словами Эмиля Бенвениста (Émil Benveniste,1902—1976), “присвоение” языка человеком в конкретных коммуникативных актах.

Утверждение идей и принципов общей и лингвистической прагматики явилось результатом длительного процесса осмысления большого ряда понятий, конкретизирующих различные аспекты категории деятельности. В круг этих понятий входят такие, как действие, субъект действия, цель, результат, средства и способы достижения цели, условия и т.п. (см. гл. 3).

Прагматика в той или иной своей версии делает упор на каком-то из этих факторов, либо довольно резко противопоставляя себя системно-структурному подходу к языку, либо сознательно придерживаясь принципа лингвоцентризма и трактуя язык в широком смысле (вместе с его прагматическим аспектом).

Представители первого направления отводят ей место возле лингвистики и вне лингвистики, так что тогда прагматика поневоле оказывается в сфере интересов социологии, культурной антропологии, этнографии и т.п. Даже в новейшей литературе лингвистику в её стандартном понимании по-прежнему продолжают обвинять в тех “грехах”, которые та, якобы, “совершила” в период расцвета структурализма и генеративизма, разрабатывая методы обнаружения жёсткого конструктивного каркаса языка.

Но достижения этого периода были необходимы и для самого теоретического языкознания, и для многих смежных социальных и гуманитарных наук, и для решения задач в области автоматической обработки естественного языка, искусственного интеллекта. Идея инварианта как абстрактной сущности, как своего рода ориентира послужила объяснению сути и характера процессов варьирования конкретных проявлений языковых объектов.

Представители второго направления склонны разделять взгляды Вильгельма фон Гумбольдта (Wilhelm von Humboldt, 1767—1835) на язык как творческую деятельность. Они включают язык в социально значимую деятельность человека. Для них различение предложения и высказывания (или речевого акта) — это различение двух уровней лингвистического анализа одной и той же языковой сущности, а именно уровня строевого (или конструктивного) и уровня функционального (или прагматического). Речевой акт — это, по существу, предложение в действии, предложение в акте его целенаправленного использования субъектом речевой (точнее, речемыслительной) деятельности. Дискурс — это и процесс развёртывания коммуникативной интеракции, и продукт этого процесса. Прагматика при таком подходе включается в число лингвистических дисциплин.

Лингвистическая прагматика, как и когнитивная лингвистика, взаимодействует с различными внелингвистическими дисциплинами, может заимствовать у них идеи и приёмы работы с материалом, но интерпретирует их в интересах языкознания.

На её долю приходится теперь освоение с позиций и в интересах лингвистики проблем элементарных речевых актов, прагматического значения и речевого общения (социально-коммуникативной интеракции). Концептуальный аппарат в первых двух областях создавался прежде всего представителями логики и философии обыденного языка, в третьей области он формировался в русле социологии и этнографии речи. Можно поставить своей целью интегрировать достижения смежных наук в рамках единой прагматики языкового общения.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.