Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2018-01-07 | 70 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Первая подгруппа | Вторая подгруппа | Третья подгруппа | |||
Буквы | % от общего количества смешений графически сходных букв | Буквы | % от общего количества смешений графически сходных букв | Буквы | % от общего количества смешений графически сходных букв |
и-й | т-п | е-ё | |||
ж-х | б-д | и-у | |||
т-п | и-у | б-д | |||
ш-щ | ш-щ | ж-х | |||
и-у | ж-х | Т-П | |||
б-д | т-к | т-п | |||
п-к | т-н | т-р | |||
т-н | Р-Г | К-Н | |||
Р-Г | и-щ | к-н | |||
б-в | л-м | Д-В | |||
е-ё | е-ё | т-к | |||
ц-щ | Т-П | п-р | |||
к-т | Ч-У | т-н | |||
Ч-У | к-н | ш-щ | |||
п-р | И-Ц | и-щ | |||
Д-Р | к-р | У-Ч | |||
д-в | Д-Б | ц-й | |||
п-н | и-й | ||||
К-Н | и-ш | ||||
и-ц | У-И | ||||
п-н | |||||
у-ы | |||||
к-р | |||||
л-м | |||||
ц-щ |
Из таблицы 5 видно, что у учащихся первой подгруппы разнообразие смешений наименьшее, а у школьников третьей подгруппы – наибольшее. При этом у детей первой подгруппы самыми частотными оказываются ошибки, связанные или с пропуском дополнительной детали (специальное исследование показало, что й превращается в и, а щ чаще переходит в ш) или с упрощением или расширением двигательной программы (ж-х, т-п, у-и). В обоих случаях имеет место проявление трудностей серийной организации, что совпадает с толкованием таких ошибок как «кинетических». У детей второй подгруппы самая частотная замена т-п. Если учесть что столь же частотна замена д-б и что встречаются замены Т-П и Д-Б, интерпретация таких ошибок может быть иной. Звуки, обозначаемые этими буквами различаются одним признаком места образования, т.е. кинестетически близки (то же самое относится и к заменам т-к, т-н), это позволяет предположить, что в основе этих замен лежит недостаточность кинестетического анализа звуков, которые данные буквы обозначают (ср. данные Г.М. Сумченко, М.К. Бурлаковой по афферентной моторной афазии). Таким образом, одна и та же ошибка может быть вызвана разными механизмами или их комплексом. Поскольку большинство из смешиваемых пар одновременно характеризуются оптическим и кинетическим сходством букв и кинестетическим сходством обозначаемых звуков, данные ошибки вероятнее всего имеют полифакторную природу. Большая распространенность таких ошибок подтверждает это. Однако даже при полифакторной природе графически сходных ошибок в зависимости от синдрома можно выделить ведущий механизм ошибки. Так, у детей третьей подгруппы смешение графически сходных букв, обозначающих гласные звуки, наблюдалось в 39% случаев всех таких смешений, тогда как во второй подгруппе лишь в 21%. Кроме того, у школьников третьей подгруппы наблюдались смешения букв, в основе которых лежали зрительные или зрительно-пространственные искажения и дизметрии, например, при написании букв Д-В, У-И дети неверно воспроизводили размер начального элемента, что провоцировало в дальнейшем замену буквы на похожую. Само разнообразие ошибок в этой группе, наличие далеких замен, например, к-р также может быть объяснено описанными в литературе оптическими и оптико-пространственными правополушарными трудностями (Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарева, 1997).
При рассмотрении данных таблицы 5 возникает вопрос, почему ошибки по типу персевераций (инертных повторений, например, душистыт) или антиципаций (холхозные), о которых нейропсихологи говорят, как о проявлении регуляторных трудностей (Ахутина, 2001), проявляются, по данным этого исследования, одинаково часто у всех трех групп детей. Выше уже было показано, что замена т-п может происходить по разным основаниям и что при учете соседних ошибок можно выбрать одну из нескольких интерпретаций природы ошибки. То же самое и с персеверациями и антиципациями. Например, ребенок написал: По реке итет лед. Его ошибку можно рассматривать или как замену парных глухих и звонких согласных или как антиципацию. При первичной классификации ошибок детей «контекстный», или синдромный, анализ ошибок не проводился, и потому ошибка в слове идет могла быть случайным образом отнесена к любой из этих двух категорий, что приводило к усреднению данных. С другой стороны, если у ребенка недостаточен звуковой анализ и он утомлялся от него, он чаще дает персеверации и антиципации, т.е. ошибки у него носят комплексный характер, что также ведет к усреднению. Поэтому и оказывается важным не только анализировать ошибки на письме, но и сравнивать состояние письма с состоянием других вербальных и невербальных функций, проводить нейропсихологический анализ синдрома.
Итак, проведенный анализ показал связь обнаруженных трудностей письма детей трех подгрупп с особенностями их высших психических функций, обнаруженных в нейропсихологическом исследовании. Перейдем к анализу устной речи.
Анализ устной речи показал, что для школьников первой подгруппы пересказ текста был особенно труден, что связано с особой выраженностью у них трудностей программирования высказывания. Они проявлялись в наличии «смысловых скважин» в тексте и недостаточности связующих средств организации элементов текста (см. табл.6). У детей третьей подгруппы страдала целостность текста при отсутствии нарушений связности (о противопоставлении понятий цельность и связность текста см. Сахарный, 1989)
Таблица 6
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!