ТЕМА: Смысловая структура предложения. Порядок слов и его функции — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

ТЕМА: Смысловая структура предложения. Порядок слов и его функции

2018-01-03 345
ТЕМА: Смысловая структура предложения. Порядок слов и его функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОПРОСЫ

1. Как соотносятся диктум и модус в смысловой структуре предложения?

2. Какова сущность категории модальности?

3. Какими языковыми средствами выражается в предложении субъективная модальность? Каков набор грамматических средств?

4. Какие функции выполняет порядок слов?

5. Какие нормы определяют выбор порядка слов в предложении?

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Определите смысловую структуру предложений. Укажите средства выражения субъективной модальности.

А. 1. Событие как событие. 2. Вот профессионал так профессионал. 3. Радость не в радость. 4. На что ты намекаешь? – Ну ладно, рассказывать так рассказывать! 5. Всем репортажам репортаж! 6. Чем не интервью?! 7. Все тараторит, пилит, тарахтит! Нет бы помолчать! Мне не до разговоров. 8. Только и разговоров, что о деньгах. И чтобы он когда-нибудь оказался в выгоде! Так нет.

Б. 1. Дождь ливмя льет. 2. Снег выпал, и кругом белым-бело. 3. А в мыслях одно: за что, за что, за что мне такое?!

В. 1. Его просили помолчать, а он возьми и все расскажи. 2. Тоже мне репортер! 3. Так я и рассказал! 4. Дождь что ли собирается? Накрыло вроде как.

Г. 1. Я требую, чтобы дали свободу всем, приговоренным к смерти. 2. Мне снилось, что я снова дома. 3. Уверяю вас, что никаких чудес не бывает!

Задание 2. Определите, какую роль выполняет частица "не". Укажите, как может быть выражено отрицание.

1. Я не мог не засмеяться. 2. Ну чем не работа? 3. Как бы чего не вышло! 4. Как мне не плакать? 5. Да, так я вас и послушалась!

Задание 3. Проанализируйте модус данных предложений. Определите средства его выражения.

1. Такое явление, как считают ученые, вряд ли повторяется чаще, чем один раз в тысячу лет. 2. За тридцать лет, по словам сотрудников заповедника, популяция бурых медведей выросла. 3. Книга, вероятно, вызовет много критических замечаний. 4. Как говорится, телевидение разъединяет людей. Но оно может и объединить их. 5. Теперь приобрести участок в собственность смогут даже те владельцы, у кого раньше элементарно не хватало денег на столь масштабную покупку, таким образом, приватизированные предприятия оказываются в выигрышном положении. 6. К сожалению, не вся информация в СМИ вызывает доверие из-за сомнительной достоверности. 7. Наконец-то нашлись те самые москвичи, которые отважились положить разноцветные хрустящие бумажки в банки (правда, две старушки признались, что коммерческим банкам они предпочитают трехлитровые, которые “лопают не так часто”).

Задание 4. Найдите тему и рему высказывания. Какими средствами говорящий осуществляет свою коммуникативную задачу?

1. А вместо жертв – что? 2. Есть вполне безобидный способ – филологический. Употребляйте вместо мата слова-заместители: названия растений, произведения кулинарного искусства или фамилии особо известных политических деятелей… 3. Россия и США отвергают терроризм. 4. Наша судьба – то гульба, то пальба. 5. Предвыборный слоган эсдэков: “Мы готовы!” Готовы взять власть? Готовы принять ответственность? Готовы к непопулярным решениям? Каждый может понимать по-своему. 6. Он играет человека искусства, хотя к искусству никакого отношения не имеет. Он только и способен на то, чтобы многозначительно сетовать на непонимание и одиночество. 7. Классика потому и классика, что многомерна.

Задание 5. Определите тип сегментированных конструкций: найдите парцелляцию, неполные предложения с опущенной темой.

1. Актуальность. Иначе говоря, это конъюнктура, если понимать ее по-рыночному. 2. Ю.М. тем временем стал адвокатом. Самым перспективным в Ленинграде. 3. Многоликий Пушкин. Многоликий еще при жизни. Прижизненные портреты не похожи друг на друга, но везде его можно узнать. 4. Пушкин стал тем единственным (символом, знаком?), что объединило всех. Красных, белых, коричневых, зеленых. Русских. 5. Вот эта новая доктрина – она толкает Швецию в руки НАТО. 6. Во властные структуры стали возвращаться “шестидесятники”. Не в смысле идеологии, ценностей и стиля. В смысле возраста.

Задание 6. Укажите ошибки в порядке слов.

1.В романе являются белыми воронами такие люди, как Пьер. 2. Они шьют с детства куклам платья. 3. Манилов, несмотря на прожитые годы, сохранил нежные отношения с супругой (из сочинений). 4. Трест ведет работы в нашем городе по улучшению экологического состояния реки Невы. 5. Федеральное положение предоставляет комиссии по товарным биржам делегировать права по рассмотрению заявлений на выдачу лицензий различным брокерским гильдиям и ассоциациям (из газет). 6. Мои люди делают все возможное, но нельзя же повесить замок Каменской на мозги (А.Маринина).

ЛИТЕРАТУРА

Майданова Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку. Екатеринбург. 1993. С. 277 - 280.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.