Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Законодательство о структуре товарного рынка.

2018-01-03 619
Законодательство о структуре товарного рынка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Основу рыночной экономики составляет товарный рынок как система субъектов экономики и их отношений, целью которых является купля-продажа товаров. Посредством рыночных отношений осуществляется реализация товаров, обеспечивается признание общественного характера создающего их труда. В рамках товарного рынка протекает процесс товарного обращения, совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности.

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям. В Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998—2005 годы, одобренной постановлением Правительства РФ от 15.06.98 № 593, товарный рынок рассматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.– нам важно просто дать определение из этой программы.

Товарный рынок, в свою очередь, принято подразделять на различные секторы. К потребительскому рынку предлагается относить рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств.
Коммерческое право регулирует деятельность национального товарного рынка. Товарный рынок образуют взаимосвязанные действия изготовителей товаров, оптовых торговых и посреднических организаций по реализации товаров, а также розничных торговых и иных организаций и индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары для предпринимательских и производственных целей либо для обеспечения собственной деятельности.

Совершенствование структуры товарного рынка осуществляется при прямом воздействии права. Имеются различные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам построения в России системы рыночных экономических отношений, формированию товарного рынка. Некоторые правовые акты носят разносторонний, комплексный характер.

Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению РФ. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут устанавливаться соответствующими федеральными органами.

Непосредственно в Конституции РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ позволяет утверждать, что вопросы, относящиеся к сфере торговли, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Субъекты РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ:

· реализуют государственную политику в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг;

· принимают нормативные правовые акты, регулирующие осуществление торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

· осуществляют регулирование регионального рынка потребительских товаров;

· разрабатывают рациональные программы развития торговли;

· осуществляют мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;

· осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

К полномочиям органов местного самоуправления можно отнести:

· создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле;

· оказание поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке;

· рациональное размещение торговых объектов на территории муниципального образования;

· установление правил организации торгового обслуживания.

Источниками коммерческого права являются нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с организацией и осуществлением коммерческой деятельности.

Источники коммерческого права можно выстроить в следующей последовательности.

· Конституция РФ. Основной закон страны устанавливает положения экономической основы государства:

o согласно ст. 8 Конституции РФ в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

o согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

o ст. 34 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

o ст. 71 Конституции РФ предусматривает, что в ведении РФ, в частности, находится установление правовых основ единого рынка, ценовой политики, а также гражданского законодательства.

· Нормы международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В настоящее время Россия — участник многих международных договоров. Среди них можно выделить:

o Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров , заключенную в Вене 11 апреля 1980 г.;

o Соглашение от 20 марта 1992 г. «Об общих условиях поставки товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств» и др.

Следует отдельно отметить, что в Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26.07.2000 г., была поставлена задача приведения национального законодательства РФ в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) . В Плане было предусмотрено принятие целого пакета законов для приведения российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО. Во исполнение требований ВТО уже принят Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», изменивший систему требований к товарам (см. вкладку 4 ).

· Законы Российской Федерации. Базовым документом, устанавливающим правовые основы торговли, является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство:

o определяет правовое положение участников гражданского оборота;

o определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальных прав);

o регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

ГК РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, определяет правовые начала функционирования рыночного хозяйства: неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого-либо и частные дела, равенство различных форм собственности и т.п.

Большую роль в торговом обороте играют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность транспорта:

o Кодекс внутреннего водного транспорта;

o Воздушный кодекс;

o Кодекс торгового мореплавания;

o Устав железнодорожного транспорта РФ.

Важными законами в области коммерческого права являются:

o Закон РФ от 20.02.1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»;

o Закон РФ от 7.07.1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»

o Федеральный закон от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании»;

o Федеральный закон от 8.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

o Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. и др.

· Подзаконные акты Российской Федерации. К их числу относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств, ведомств и иных федеральных органов исполнительной власти РФ, наделенных правом издания нормативных правовых актов, например:

o Указ Президента РФ от 29.01.1992 г. № 65 «О свободе торговли», принятый в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции;

o Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»;

o Постановление Правительства от 13.08.1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и др.

· Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Для развития торговой деятельности в Москве большое значение имеют:

o Закон г. Москвы от 09.12.1998 г. «О торговой деятельности в городе Москве»;

o Закон г. Москвы от 24.05.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

o Закон г. Москвы от 20.12.2006 г. «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции»и др.

· Обычаи делового оборота (торговые обычаи). Обычай делового оборота — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ.). Правило поведения, рассматриваемое в качестве обычая, должно быть устойчивым и общепризнанным в соответствующей области предпринимательской деятельности. По форме выражения оно может быть устным или письменным, зафиксированным в каком-либо документе.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.

Существующие в разных странах обычаи в ряде случаев кодифицируются и унифицируются международными организациями, авторитетными общественными организациями, — например, ООН, Международной торговой палатой. Примером могут служить разработанные Международной торговой палатой международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС», целью которых является разъяснение наиболее часто используемых условий поставок во внешней торговле. В настоящее время действует последняя редакция «ИНКОТЕРМС 2000». Правила «ИНКОТЕРМС 2000» применяются при условии, что стороны в договоре сделали на него

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.