ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры»

2018-01-03 790
ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры»

Кафедра библиотечных и документально-информационных технологий

Вафина Е. М.

Индексирование документов

Часть 1. Теоретические основы индексирования.

Систематизация

Учебное пособие

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность»

2-е издание, исправленное и дополненное

Пермь


УДК 025.4(074)

ББК 78.364я73

В 21

 

Вафина, Е. М. Индексирование документов. Ч. 1. Теоретические основы индексирования. Систематизация: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» / Вафина Е. М.; Перм. гос. ин-т культуры, Каф. библ. и докумет.-инфрм. технологий. – 2-е изд.. испр. и доп. – Пермь, 2017. – 108 с.

 

Изложены теоретические основы индексирования документов. Дана характеристика видов индексирования и информационно-поисковых языков.

Кратко представлена история развития отечественных и зарубежных библиотечно-библиографические классификаций и классификаций наук.

Издание знакомит с библиотечно-библиографическими классификациями, используемыми в библиотеках России.

На конкретных примерах рассмотрены правила общей методики систематизации документов по ББК

Основные темы изложены в форме конспекта лекций и предназначены для студентов в помощь самостоятельному освоению соответствующих разделов курса «Аналитико-синтетическая переработка информации. Ч. 2. Индексирование документов».

 

 

Рецензенты:

Чуприн К. П. – канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечных и документально-информационных технологий ПГИК

 

Гриценко С. В. – канд. филос. наук, директор Научной библиотеки и Культурно-информационного центра Пермской государственной сельскохозяйственный университет имени академика Д.Н. Прянишникова

 

Рекомендовано к печати Учебно-методическим советом Пермского государственного института искусства и культуры в качестве учебного пособия (протокол №??? от??? декабря 2017 г.)

 

 

© Пермский государственный институт искусства и культуры, 2017

© Е.М. Вафина, 2017


Содержание

Список использованных сокращений 5

Введение 7

Раздел 1 Теоретические основы индексирования 9

1.1 Индексирование как вид и составная часть АСПИ 9

1.2 Информационно-поисковые языки как разновидность

искусственных языков 12

1.3 Классификационные информационно-поисковые языки

(библиотечно-библиографические классификации) 20

1.3.1. Теоретические основы библиотечно-библиографических

классификаций 20

1.3.2 Типы библиотечно-библиографических классификаций 24

1.3.3 Таблицы библиотечно-библиографических классификаций 30

1.3.4 Индексация 30

Вопросы для самопроверки 37

Список литературы к разделу 37

Раздел 2 Библиотечно-библиографические классификации в России

и за рубежом 39

2.1 История возникновения и развития классификаций наук 39

2.2 Перечислительные классификации как основной тип иерархической

классификации (античность – последняя треть XIX века) 44

2.3 Иерархические классификации последней трети XIX века: «Десятичная классификация» М. Дьюи и «Растяжимая классификация» Ч. Кеттера 52

2.4 Универсальная десятичная классификация (УДК) как ведущая документная классификация современности: возникновение, основы построения,

применение 57

2.5 Крупнейшие классификации ХХ–XXI веков 64

Вопросы для самопроверки 70

Список литературы к разделу 71

 

Раздел 3 Библиотечно-библиографическая классификация (ББК).

Технологические процессы индексирования документов 72

3.1 Отечественная ББК: предпосылки создания, история развития и

современное состояние 72

3.2 Общая характеристика ББК 77

3.3 Общая методика систематизации документов по Таблицам ББК 88

Вопросы для самопроверки 96

Список литературы к разделу 96

 

Словарь основных терминов по курсу 98

Список рекомендованной литературы 104

 


Введение

Важнейшие технологические операции, реализуемые библиотечными специалистами, связаны с организацией и раскрытием фондов, процессами каталогизации. Расстановка книжного фонда, создание системы каталогов, картотек, баз данных, предполагает знание библиотекарями основ индексирования документов, умение осуществлять технологические процессы каталогизации. Способствовать задаче подготовки специалистов в области индексирования документов призвана дисциплина «Индексирование документов», которая является составной частью комплексного курса «Аналитико-синтетическая переработка информации». Курс служит базовой основой для освоения студентами учебного курса «Справочно-поисковый аппарат».

Курс «Индексирование документов» изучается студентами по специальности 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» на втором курсе дневного и заочного отделений.

В содержательном аспекте учебное пособие построено в соответствии с программой, предусмотренной Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность».

В учебном пособии изложен материал первых двух разделов курса: «Теоретические основы индексирования» и «Систематизация документов». Пособие не включает материалы по вопросам частной методики индексирования. Это связано с тем, что по настоящее время не завершено обновление таблиц ББК и, соответственно нет возможности рассмотреть частную методику систематизации документов в полном объеме.

В пособие включен словарь основных терминов по курсу, который поможет в полном объеме освоить необходимую терминологию.

При подготовке учебного пособия были использованы работы ведущих специалистов в области теории и практики индексирования, профессоров Б. Ю. Эйдельмана, Э. Р. Сукиасяна, Л. Б. Зупаровой и базовый учебник для бакалавров «Аналитико-синтетическая переработка информации», подготовленный авторским коллективом под научной редакцией профессора А. В. Соколова (Санкт-Петербург, издательство «Профессия», 2013).

 


Таблица 1 Соотношение используемых ИПЯ и видов индексирования

 

Индексирование
Вид ИПЯ Предкоординатные ИПЯ Посткоординатные ИПЯ
Вид индексирования Предкоординатное индексирование   Координатное индексирование
Вид ИПЯ Классификационные ИПЯ Предметизацион-ные ИПЯ Посткоординатные ИПЯ (ДИПЯ, язык ключевых слов)
Название процесса Систематизация Предметизация Координатное индексирование
Представление ИПЯ Таблицы библиотечно-библиографических классификаций Словарь/список предметных рубрик Тезаурус
Термины индексирования Классификационный индекс Предметная рубрика Ключевые слова, дескрипторы
Область применения Систематический каталог, систематическая картотека статей, расстановка документного (библиотечного) фонда Предметный каталог, предметная картотека, алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу и библиографическим указателя Электронный каталог, базы данных

 

Одновременное применение при индексировании нескольких информационно-поисковых языков позволяет добиться глубины и адекватности отражения содержания документа.


 

Теоретические основы

Таблица 2 Отличия библиотечно-библиографической классификации от классификации наук

 

  Классификация наук Библиотечно-библиографическая классификация
Сущность классификации Методологическая основа для классификации документов Классификация документов с учетом их содержания и вида
Цель классификации Познание объективно существующего мира и выявление направлений его развития   Множество документов и их библиографические записи расположить в научно обоснованной системе, раскрыв тем самым их содержание и сделав возможным их отыскание для получения информации
Особенности классификации Устанавливает связи между объективно существующими областями знаний Имеет дело с документами, и поэтому приходится учитывать помимо содержания документа вид издания, его целевое и читательское назначение, язык текста и другие признаки; наличие «вненаучных» отделов: общий отдел для изданий универсального характера, отдел «художественная литература»; включает комплексные отделы для отражения проблем, изучаемых разными науками

 

Особенности библиотечно-библиографических классификаций проявляются в их структуре и содержании:

1. Линейность. Отраслевые отделы на полках и в каталоге должны располагаться друг за другом в строгой последовательности.

2. Условность. Литература по вопросам, связанным с несколькими отделами отражается в одном месте, а их взаимосвязи отражаются с помощью ссылок к другим отделам. Такая условность неизбежна и при расстановке книг.

3. Комплексность. В ряде случаев возникает необходимость объединения литературы не по отраслям знания, а по тематическому или другим признакам (например «Военное дело»).

4. Наличие в библиотечно-библиографических классификациях «вненаучных отделов». Например, таких отделов как, «художественная литература», «литература универсального содержания».

5. Библиотечно-библиографическая классификация, наряду с содержанием, должна отражать литературные жанры (проза, поэзия и т.д.), целевое и читательское назначение (учебники по…; практическое пособия для…; справочная литература по…) и др.

Учет дополнительных признаков документа облегчает поиск необходимого издания, делает его более точным.

К библиотечно-библиографическим классификациям предъявляется ряд требований:

1. Научность. Библиотечно-библиографическая классификация отражает современную систему знаний.

2. Универсальность. В библиотечно-библиографической классификации должны быть представлены все отрасли знания и практической деятельности.

3. Гибкость/растяжимость. Возможность использовать классификацию в библиотечно-информационных учреждениях с различными по объему документными фондами.

Простота в использовании.

5. Мнемоничность. Предполагает запоминание последовательности расположения отраслевых отделов и обозначающих их индексов.

6. Классификация должна быть «гостеприимной». Позволять вносить изменения в структуру таблиц классификации.

7. Классификация должна быть единой для всех или большинства библиотек страны.

Таким образом, библиотечно-библиографические классификации, разработанные на основе классификаций наук, обладают рядом особенностей, позволяющим осуществлять индексирование любых документов.

 

Таблица 3 Типы документных классификаций

В зависимости от принятого основания делений В зависимости от структуры
Алфавитная  
Предметная (алфавитно-предметная)  
Систематическая иерархические
перечислительные
комбинационные
аналитико-синтетические (фасетные)

 

Наиболее распространенная разновидность систематической классификации документов и предкоординатного ИПЯ является иерархическая классификация.

Сущность иерархической классификации состоит в делении каждого класса высшего порядка на последовательно подчиненные классы, при этом каждый отдельно взятый класс непосредственно подчинен только одному более широкому классу. В основе иерархических классификаций лежит иерархия (подчинение, соподчинение) и поэтому между классами (подклассами и т.д.) существуют отношения подчинения и соподчинения. Главные характеристики иерархических классификаций – уровни деления, глубина, ёмкость. Основная структурная единица – это класс, классификационная рубрика.

С учетом структуры выделяют следующие иерархические классификации: иерархические перечислительные и иерархические комбинационные классификации.

В основу перечислительных классификаций положен принцип перечисления: их составители стремились представить в классификационной системе все темы, по которым существуют документы. Типовые понятия, то есть повторяющиеся признаки содержания и формы документа, не выделены в отдельные (вспомогательные) таблицы, а отражаются повторением в различных отделах рубрик близкого содержания. Индексирование (систематизация) по перечислительной классификации сводится к поиску в таблицах рубрики, максимально соответствующей содержанию и другим классификационным признакам документа.

Слабые стороны перечислительных классификаций:

а) чрезмерная детализация классификации неизбежно приводит к её большому объему;

б) классификация не может охватить все вопросы и темы, по которым имеются или появятся в будущем документы;

в) перечислительная классификация имеет «застывшую» форму, не позволяющую вносить в нее изменения без «ломки» всей структуры.

В настоящее время перечислительные классификации находят ограниченное применение, главным образом, в библиографических пособиях. Самая известная из используемых в настоящее время перечислительных классификаций – это классификация Библиотеки Конгресса США (КБК).

Комбинационные классификации характеризуются более развитой структурой, нежели перечислительные:

Главный отличительный признак – появление в конце XIX – начале XX веков отдельно выделенных Таблиц типовых делений.

Таблицы комбинационной классификации состоят из основных таблиц, таблиц общих и специальных типовых делений. Классифицирование (индексирование) по комбинационным классификациям не сводится только к поиску в таблицах готового индекса, но в случае необходимости – в зависимости от содержания и других классификационных признаков документа – индексатор составляет индексы путем соединения (комбинации) индексов основных таблиц с индексами таблиц типовых делений.

Второй отличительный признак комбинационных классификаций – возможность сочетания между собой индексов основных таблиц с целью образования новых индексов, не предусмотренных в основных таблицах, но необходимых для более полного и точного раскрытия тематики документа. По определенным правилам, с помощью различных знаков (+ «знак присоединения)»: «двоеточие» / «косая черта») индексатор может сконструировать (скомбинировать) индексы сложных понятий, присоединяя индексы более простых понятий. Например: Я1 – библиографические указатели, 85.31 – музыка; Я1:85.31 – библиографические указатели по музыке.

Применяемые в настоящее время классификационные системы (ДКД, УДК, ББК) являются комбинационными классификациями. По сравнению с перечислительными классификациями, комбинационные характеризуются меньшим объемом и одновременно большей возможностью отражения сложных, многоаспектных и вновь возникающих понятий.

Более сложной структурой, по сравнению с ранее рассмотренными классификациями, обладают аналитико-синтетические или фасетные классификации. Свое название они получили благодаря тому, что при классифицировании сначала производится анализ документа, при котором его содержание выражается терминами из различных фасетов, а затем индексы этих терминов в соответствии с фасетной формулой синтезируются в полный индекс.

Способ комбинационного построения индексов получил в них дальнейшее развитие. Если в иерархических классификациях отрасли знания многократно делятся по принципу от общего к частному, образуя цепи родовидовых отношений, а проблема отражения многоаспектных понятий решается главным образом при помощи специальных типовых делений, то в фасетных классификациях все понятия, входящие в отрасли знания и их подразделения, группируются по сходным признакам в особые таблицы- фасеты. Каждый фасет образуется благодаря делению по одному основанию. Внутри фасетов понятия могут быть расположены в иерархическом порядке. Как и в иерархических классификациях, каждое деление фасетной классификации снабжено индексом. При классифицировании документов индексы сложных понятий образуются путем комбинирования индексов простых понятий. Порядок расположения индексов из разных фасетов определяется фасетной формулой (правилами), которую определяет составитель классификации. Таблицы фасетных классификаций также содержат алфавитно-предметный указатель.

Фасетные классификации позволяют многоаспектно отражать содержание и вид документа, быстро вводить новые понятия, но они трудны в применении. Фасетные классификации не могут заменить комбинационные, из-за сложности их составления и использования, но приемы и некоторые методики востребованы создателями комбинационных классификаций (например, при формировании таблиц типовых делений). Основное направление развития фасетных классификаций – создание отраслевых классификаций.

Одна из самых известных фасетных классификаций – «Классификация двоеточием» разработанная индийским библиотековедом и математиком Ш. Ранганатаном.

Разработка библиотечно-библиографических классификаций невозможна без использования алфавитной, предметной и аналитико-синтетической классификаций. Систематические классификации, применяемые в современных библиотечных учреждениях, содержат фасеты, оформленные в виде вспомогательных таблиц типовых делений и алфавитно-предметный указатель.

 

Общее языкознание

Природа языка, функции языка (прагматическая, когнитивная и др.) и др.

 

 

Происхождение языка см. 81.02

 

Индекс и 81.0
Словесное наименование раздела отрасли Общее языкознание
Содержание классификационной рубрики Природа языка, функции языка (прагматическая, когнитивная и др.) и др.
Отсылка

 

 

Происхождение языка см. 81.02

 

Ссылки в Таблицах служат одним из способов установления связей между понятиями.

Часть 2. «Вспомогательные таблицы или Таблицы типовых делений» отражает общие признаки тех объектов, которые составляют содержание основных таблиц. Это могут быть признаки, связанные с видом издания (учебник, справочник и т.д.), с содержанием документа (история отрасли, методология отрасли и т.д.).

Признаки, общие для всех отделов классификации, включаются в «Таблицы общего применения»; признаки, характерные только для одной конкретной отрасли или раздела, входят в «Таблицы специальных типовых делений» (СТД).

«Таблицы общего применения» могут состоять из нескольких таблиц, когда выделены несколько признаков. Они публикуются либо в начале (Таблицы УДК), либо в конце (Сокращенные таблицы ББК), либо отдельным изданием (Средние таблицы ББК).

Пример. Общин типовые деления в/я

В01 Предмет и задачи науки

Пример.

74.03 История образования и педагогической мысли

Специальные типовые деления

для детализации материала в подразделениях истории образования

и педагогической мысли

-2 Педагогические системы, школы и направления

-218 Педагогические взгляды ученых, писателей и общественно-политических деятелей

-4 Отдельные общеобразовательные учреждения

-8 Персоналии деятелей образования

 

Значение Таблиц типовых делений заключается в том, что они служат средством дальнейшей детализации основных таблиц; придают классификации многоаспектность, единообразие построению систематического каталога; сокращают объем основных таблиц за счет исключения из них всех повторяющихся понятий.

Часть 3. «Алфавитно-предметный указатель», являясь обязательной структурной составляющей современных таблиц классификации, сформирован как алфавитный перечень всех понятий, которые в основных таблицах и таблицах типовых делений приведены в систематическом порядке. В АПУ представлены предметные рубрики (словесное наименование предмета) и соответствующие им классификационные индексы.

Главное назначение АПУ – сделать простым и быстрым поиск нужной рубрики, входящей в основные таблицы или таблицы типовых делений.

В состав АПУ входят два вида предметных рубрик:

а) Простые. Состоят из наименования предмета и индекса

 

[рубрика] Земельное право 67.407.1

[рубрика] Христианство 86.37

б) Сводные или «гнездовые». Если один предмет является объектом изучения нескольких наук и в основных таблицах отражен в различных классификационных делениях, в зависимости от аспекта рассмотрения, то в предметных рубриках АПУ сам предмет и его аспекты объединены в одну предметную рубрику.

Пример. Представлен фрагмент сводной рубрики «Семья»

[рубрика] Семья

[подрубрики] воспитание в С. 74.9

дошкольное образовательное учреждение и С. 74.105

культура С. 71.063.2

образовательное учреждение и С. 74.205

психология С. 88.576

социально-педагогическая работа с С. 74.664.6

этика С. 87.703.7

Наличие сводных рубрик АПУ способствует установлению связей между различными аспектами одного предмета, так как эти аспекты неизбежно будут рассредоточены в классификации по различным отраслевым делениям. АПУ является обязательной структурной составляющей современных таблиц классификации.

Часть 4. «Правила применения». Могут быть представлены общей и частной методикой систематизации, методическими указаниями для индексатора, описанием классификационного информационно-поискового языка.

Индексатор должен хорошо ориентироваться во всех структурных компонентах таблиц библиотечно-библиографической классификации, знать их содержание, уметь применять для реализации качественного индексирования документов.

Индексация

В классификационных таблицах для обозначения каждой отрасли и составляющих ее структурных компонентов используются индексы.

За каждой классификационной рубрикой Основных таблиц и Таблиц типовых делений закрепляется индивидуальный индекс. Индексы СТД могут иметь одинаковое обозначение, но неодинаковое значение в разных отраслях.

Для построения индексов используются буквы русского и латинского алфавита, арабские и римские цифры, знаки пунктуации, математические символы. Система обозначений, принятая для библиотечно-библиографической классификации, называется индексацией (или нотацией).

Функции индексации:

а) закреплять логическую структуру классификации;

б) быть средством связи между рубриками основных таблиц, рубриками АПУ, отделами систематического каталога и отделами на книжных полках при систематической расстановке фонда;

в) служить средством записи результатов классифицирования документов на каталожных карточках (и в электронном виде) и на самих документах.

В разных классификационных системах индексация различается по используемым знакам (см. таблицу 4) и по способу построения (см. таблицу 5):

Таблица 4 Виды индексации по используемым знакам

Вид индексов УДК ББК
Однородные:    
Буквенные   Сб Сборники Р Русская литература
Цифровые 621.38 Электроника    
Смешанные   Т3 История Д89 Страноведение. Краеведение

Таблица 5 Виды индексации по способу построения

 

Вид индексации, его характеристика Подвид, его характеристика Индексы основных таблиц
Структурная (ступенчатая, логическая): связана построением с иерархией классификационной системы Выразительная: число знаков в индексе всегда соответствует ступени классификации УДК 5 Естествознание 51 Математика 517 Высшая математика 517.1 Теория чисел. Высшая алгебра ББК (Средние таблицы) Ч Культура. Наука. Просвещение Ч 1 Культура. Культурология Ч 2 Наука. Науковедение
С ослабленной выразительностью: допускаются отступления от следования структуре классификации ББК(«старый» вариант ББК) Ч Культура. Наука. Просвещение Ч 11 Культура Ч 21 Наука
Неструктурная: выявляет порядок, но не отражает подчинение отделов классификационной системы Номерная(порядковая): рубрики таблиц имеют порядковые обозначения Классификация Гарриса (США) 35 Естественные науки 36 Математические науки 37 Арифметика 38 Геометрия
Ретроактивная: одна часть индексов применяется для детализации другой «Британский каталог музыки» f Марши h Сюиты n Инструментальная музыка p Духовые инструменты pf Марши для духовых инструментов ph Сюиты для духовых инструментов

 

Требования к индексации и, соответственно, к индексам во многом аналогичны требованиям, предъявляемым к библиотечно-библиографическим классификациям. Индексы должна быть понятны, кратки, мнемоничны, удобны для написания и произношения, «гостеприимны», растяжимы и способны к сокращению.

Считается, что смешанные индексы более мнемоничны, чем однородные, но наличие букв вызывает затруднения для их применения в международном масштабе и в многонациональном государстве (при использовании разных алфавитов).

Знание теоретических основ индексирования, владение информационно-поисковыми языками дает возможность каталогизаторам осуществлять качественное индексирование документов. Сегодня важно применять все виды индексирования в процессе создания качественного справочно-поискового аппарата библиотеки для удовлетворения информационных запросов современного пользователя.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит сущность индексирования документов?

2. Какие виды индексирования вы знаете? Определите их сущность и особенности.

3. Каково назначение информационно-поискового языка? Приведите его определение.

4. Какие виды ИПЯ вы знаете?

5. Перечислите требования, предъявляемые к ИПЯ.

6. Охарактеризуйте структурные компоненты ИПЯ.

7. Назовите отличия библиотечно-библиографических классификаций от классификаций наук.

8. Какие существуют типы библиотечно-библиографических классификаций? Назовите их.

9. Перечислите и охарактеризуйте структурные компоненты таблиц библиотечно-библиографической классификации.

10. Дайте определение индексации. Какие виды индексации вы знаете?

Список литературы к разделу

 

1. ГОСТ 7.59–2003. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации. – Взамен ГОСТ 7.59–90; введ. 01.01.2004 // Школа индексирования: практ. пособие / Э. Р. Сукиасян. – Москва, 2005. – С. 105–112. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век; вып. 39).

2. ГОСТ Р 7.0.66–2010. Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию. – Введ. впервые 01.07.2011. – Москва, 2011. – 12 с.

3. ГОСТ 7.74–96. Информационно-поисковые языки. Термины и определение. – Впервые; введ. 01.07.97 // Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост.: Т. В. Захарчук [и др.]. – Санкт-Петербург, 2000. – С. 376–410.

4. ГОСТ 7.76–96. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определение. – Впервые; введ. 01.01.98 // Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост.: Т. В. Захарчук [и др.]. – Санкт-Петербург, 2000. – С. 411–62.

5. Аналитико-синтетическая переработка информации: учебник / Н. И. Гендина [и др.]; науч. ред. А. В. Соколов. – Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 319 с. – (Серия «Бакалавр библиотечно-информационной деятельности»).

6. Гендина, Н. И. Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий: учебник / Н. И. Гендина. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – 440 с. – (Серия «Бакалавр библиотечно-информационной деятельности»).

7. Захарчук, Т. В. Аналитико-синтетическая переработка информации: учеб.-практ. пособие / Т. В. Захарчук, И. П. Кузнецова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2011. – 103 с. – (Азбука библиотечной профессии).

8. Зупарова, Л. Б. Аналитико-синтетическая переработка информации: учебник / Л. Б. Зупарова, Т. А. Зайцева. – Москва: ФАИР, 2007. – 400 с. – (Специализированный издательский проект для библиотек).

9. Справочник библиографа / [науч. ред.: Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева]; редкол.: Г. Ф. Гордукалова, Т. В. Захарчук, Г. В. Михеева. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 768 с.

10. Сукиасян, Э. Р. Школа индексирования: практ. пособие / Э. Р. Сукиасян. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2005. – 144 с. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век; вып. 39).


В России и за рубежом

Таблица 6 Основные деления системы Платона

 

Диалектика (разум) Физика (ощущения) Этика (наука о воле и желаниях)
Идеи Природа Человек  

 

Древнегреческий ученый и философ Аристотель (384–322 до н.э.) за основу своей классификации принял деление науки по целям познания, а затем подразделял ее по предметам изучения (см. таблицу 7):

 

Таблица 7 Основные деления системы Аристотеля

 

Теория Философия теоретическая (бытие) Физика Математика Метафизика
Практика Философия практическая (о деятельности человека и её результатах) Этика Экономика Политика
Творчество Философия творческая (об искусстве) Поэтика Риторика Искусство (включая технологию и ремесла)

 

Заслуживает внимания классификация разработанная «стоиками» (III в. до н.э. – II в. н. э.), получившая называние «Античная триада» (см. таблицу 8):

 

Таблица 8 Основные деления «Античной триады»

 

Физика Этика Логика
учение о природе учение об обществе учение о мышлении

 

Предложенная ими классификация наук отличается простотой, краткостью, доступностью. По мнению стоиков, все составные части знания находятся в неразрывной и органической связи. В научном познании стоики различали те же три большие области, на которые, в сущности, оно делится до сих пор. Только сегодня это деление получило более точное выражение: науки о природе – науки об обществе – науки о мышлении. Таким образом, «Античная триада» стала одним из важных начальных этапов в развитии классификации наук, предвосхитив современную классификацию наук.

В эпоху Средневековья (V – начало XVII в.) система знаний развивалась медленно. В общественной и культурной жизни господствовала теология (богословие). Однако были единичные попытки вырваться из плена догматики религии. Одной из самых заметных фигур в области классификаций наук стал английский ученый Роджер Бэкон (около 1214 – около 1292). Ему удалось многое предвосхитить и предугадать.

Р. Бэкон полагал основой всех наук не богословие, а филологию, поэтому свою классификацию начал с языкознания. Он считал знание языков предпосылкой грамотности, а теологии отводил второстепенное место. За такие «еретические» взгляды Р. Бэкон долгие годы провел в заключении, где продолжал работать над энциклопедией и классификацией наук. Большое значение Р. Бэкон придавал математике, естественным наукам, технике, физике и т.д. в его классификации заметно влияние античной триады. В классификации Р. Бэкона научные знания располагаются в такой последовательности: от неорганической природы к органической, затем к человеку, обществу и мышлению.

В средние века была широко распространена факультетская классификация наук, основанная на факультетской системе университетов того времени. Факультетов, как правило, было четыре: богословский, юридический, медицинский, искусств, включающий наряду с изящными и механические искусства и технику. Это деление вместе со ступенями средневекового образования – тривиум и квадриум, отражало дополнительные разделы системы знаний. Факультетская классификация наук в ряде стран, особенно во Франции, оказывала значительное влияние на систематику книг.

XVII–XVIII века отмечены появлением ряда значительных классификаций наук. В дальнейшем на построение библиотечно-библиографических классификаций XIX века оказала наибольшее влияние классификация наук английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561–1626).

В классификации Ф. Бэкона широко представлены науки, направленные на изучение явлений природы и жизни общества. В основу классификации знаний Ф. Бэкон положил «способности человеческого духа», которых, по его мнению, три – память, воображение, разум. Соответственно этому все науки он подразделил на три группы: «история» (основана на памяти); «поэзия» (основана на воображении); «философия, или наука» как результат деятельности разума.

Исходное деление наук осуществлялось не по объекту науки или природы, а по средствам переработки человеком ощущений. Этот принцип деления, выдвинутый искусственно, был известен ранее. Однако Ф. Бэкон первым применил это трехкратное деление в полном объеме. Для дальнейшей детализации наук Ф. Бэкон использовал такой признак, как практический опыт человека. Он распределил науки в соответствии с изучаемыми объектами.

Несмотря на недостатки, классификация Ф. Бэкона отличается многими прогрессивными сторонами: отдельные «ветви наук» Ф. Бэкон уподоблял ветвям дерева, имеющим общий ствол, подчеркивая этим взаимосвязи наук. Сначала выделил историю науки, затем философию науки. Большое место отводилось в классификации «Технике». Ф. Бэкон спрогнозировать науки (предметы) и дал классификацию ещё несуществующих наук, только зарождающихся, отвел им место в своей классификации: например, это – «история науки», «история искусств», «всеобщая наука о человеке». В отдел «медицина» поместил такие деления как «сохранение здоровья», «излечение болезней», «продление жизни» и т.д. Для своего времени классификация Ф. Бэкона стала исключительным явлением. Ее автор был первым и долгое время единственным философом, разработавшим классификацию наук (знаний) с большой полнотой и детализацией.

В XVII–XIХ вв. разработкой классификаций наук занимались многие выдающиеся философы, просветители, экономисты, математики, физики, биологи: Т. Кампанелла (1568–1639), Р. Декарт (1596–1650), Дж. Локк (1632–1704); французские энциклопедисты: Д. Дидро (1713–1784), Д`Аламбер (1717–1783), Вольтер (1694–1778), Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) и др.; А. Смит (1723–1790), И. Кант (1724–1804), Г. Гегель (1770–1831), К. А. Сен-Симон (1760–1825), А. Ампер (1775–1836) и др.

Классификацией наук в России занимались ученые различных отраслей знания. Особенно привлекали вопросы классификаций знаний основоположника русской науки Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765). Внимание М. В. Ломоносова к классификациям было обусловлено его энциклопедизмом и многосторонними научными интересами, в том числе деятельностью по сохранению книжных фондов библиотеки Академии наук.

К середине XVIII в. относится одна из первых русских классификаций наук составленная книговедом Андреем Ивановичем Б


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.