Некартографические методы в экономической географии — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Некартографические методы в экономической географии

2018-01-03 83
Некартографические методы в экономической географии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. Я. ЯКОБСОН

 

 

ЛЕКЦИИ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

 

Учебное пособие

по дисциплине «Экономическая география»

для студентов экономических специальностей

 

 

ИРКУТСК 2009

 

УДК 338.24

ББК 65.050

Я 47

 

Якобсон А.Я. Лекции по экономической географии для экономи-

Я 47 стов: учебное пособие / А.Я. Якобсон. – Иркутск: ИрГУПС, 2009. –

С. 104.

 

Рецензенты: доктор географических наук, зав. кафедрой экономиче-

ской географии ИГУ Н.М. Сысоева;

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики

ИрГТУ А.Е. Колмаков

 

Пособие предназначено для студентов экономических специальностей. В нём изложены основы экономико-географической теории применительно к потребностям именно этих специальностей. Представляет интерес также для учёных – специалистов по экономической географии, региональной экономике и мировой экономике

 

Ил. 5 Библиогр.: 18 назван.

 

© А.Я. Якобсон, 2009

© Иркутский государственный

университет путей сообщения, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………………………. Лекция 1. Содержание и значение курса экономической геогра- фии……………………………………………………… Лекция 2. Картографические методы в методическом арсенале экономической географии……………………………... Некартографические методы в экономической географии……………… Значение географических карт……………………………………………. Элементы карты……………………………………………………………. Картографические проекции………………………………………………. Типы географических карт………………………………………………… Картографические способы изображения. Методы передачи информа- ции о географических объектах……………………………………………. Картографические способы изображения. Методы передачи информа- ции о территории……………………………………………………………   Лекция 3.Человеческое общество и окружающая среда…….….. Экономическая география и социальная экология……………………… Экология особей и видов………………………………………………….. Экология популяций и биоценозов……………………………………….. Социальная экология и экология человека………………………………. Подсистемы окружающей среды…………………………………………. Природные условия и ресурсы…………………………………………… Эколого-экономические связи и системы……………………………….. Воздействие общественного производства на природную среду………. Экология человека и загрязнение атмосферного воздуха………………. Экология человека и первично-косвенные эффекты загрязнения атмосферного воздуха………………………………………………. Экология человека и загрязнение воды………………………………….. Экология человека и антропогенный шум……………………………….. Экология человека и излучения…………………………………………… Технические аспекты рационального природопользования……………. Экономические аспекты рационального природопользования…………   Лекция 4.Территориальная организация природной среды…….. Лекция 5.Территориальная организация производства…………. Задача размещения крупного промышленного предприятия…………… Свойства отраслей, влияющие на размещение…………………………... Факторы размещения отраслей промышленности (определяющие)……. Факторы размещения отраслей промышленности (корректирующие)…. Факторы размещения отраслей промышленности (запретительные)……   Лекция 6.Территориальная организация управления……………. «Задача фараона» (приближение объекта управления к его субъекту)… Феодальный подход………………………………………………………... Буржуазно-демократический подход…………………………………….. Территориально-этнический подход……………………………………… Экономическое районирование……………………………………………   Лекция 7.Политическая карта мира: типология стран………….. Общие положения…………………………………………………………. Высокоразвитые страны: крупнейшие империалистические державы… Высокоразвитые страны: малые «привилегированные» страны Европы Высокоразвитые страны: страны переселенческого капитализма……… Страны с переходной экономикой………………………………………... Развивающиеся (слаборазвитые) страны: общая характеристика……… Типы развивающихся стран………………………………………………..   Лекция 8.Политическая карта современной Европы……………. Европа как часть света……………………………………………………… Европа как историко-культурный макрорегион………………………….. Франция, Германия, Италия……………………………………………….. Британские острова………………………………………………………… Скандинавские страны……………………………………………………... Бенилюкс……………………………………………………………………. Пиренейские страны………………………………………………………..   Библиографический список…………………………………………                                  

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вот уже 30 лет (с 1978 года) автор настоящего пособия читает курс экономической географии студентам различных экономических специальностей. И самого начала он стремился придать этому курсу инновационный характер.

«Инновационный» – не просто красивое слово. Принципиальное отличие от подавляющего большинства курсов с аналогичным названием
в том, что данный курс направлен на то, чтобы дать студентам представление об экономико-географической теории, встроить географические знания в общую структуру экономической подготовки, сориентировать на самостоятельное овладение методами и фактами, и уж в последнюю очередь – на сообщение и заучивание быстро устаревающих географических фактов.

Основной метод, используемый в данном курсе, – модельный. По мнению автора, наука только тогда становится наукой, когда переходит на язык моделей. Между тем, авторы подавляющего большинства учебников экономической географии ухитряются не упоминать ни про кольца Тюнена, ни про штандортный треугольник, ни про энергопроизводственные
и ресурсные циклы, ни про теорию центральных мест, не говоря уже про модель идеального материка. Чуть больше, но ненамного везёт анализу экономико-географического положения, расчёту приведённых затрат, транспортной задаче.

Именно в 2008 году автор созрел, наконец, до понимания того, что задача написания учебного пособия не так проста. Многие темы, нормально звуча в лекционном курсе, пока «не даются» для записи на бумагу (настоящий преподаватель знает, что так бывает), а между тем другие уже вполне готовы. Из этого был сделан вывод: надо издавать те лекции, которые можно издать, чтобы студенты могли пользоваться этим материалом.

Настоящее учебное пособие, таким образом, не представляет собой полного лекционного курса экономической географии. Это отдельные лекции по данному курсу, но в таком виде (можно смело утверждать) данный материал не изложен нигде, кроме как в специальных учебниках, предназначенных для профессиональных географов. Не записан пока, а лишь сведён в небольшой параграф богатый материал по описательным и математико-статистическим моделям. Полностью отсутствует такая важная тема, как территориальная организация расселения. В разделе «Территориальная организация производства» не рассматривается так называемая задача мелкого предпринимателя (она упомянута во вводной лекции), а также понятие «иерархия территориально-производственных систем». Из многообразия общественных отношений проанализированы подходы к территориальной организации управления и типология стран мира, но пока остались «за бортом» этнокультурные проблемы, геополитика. Наконец, политическая карта мира (единственный «фактологический» раздел, данный в пособии для того, чтобы научить усваивать сложный для запоминания материал) пока характеризуется лишь на примере «дальнезарубежной» Европы.

Пока не совсем ясно, должны ли впоследствии войти в пособие такие вопросы, как геомаркетинг, региональный имидж. Но зато вполне удовлетворяют автора (на данном этапе) вводная лекция, характеристика картографических методов, необходимые для изучения курса сведения по экологии и физической географии, анализ факторов размещения производства, отдельные вопросы географии управления и политической географии.

Может вызвать удивление почтенный возраст монографий, на которые ссылается автор в списке литературы. Принято считать, что учебная литература быстро устаревает, а уж географическая и подавно. Но не устаревает классика – по определению. А Н.Н. Баранский, К.К. Марков, К.А. Салищев, Э.Б. Алаев, В.В. Вольский – это настоящие классики. И если в первой лекции много говорится об истории географических открытий, то на кого и ссылаться как не на монографию И.М. Магидовича, изданную в 1957 г., если ничего более капитального с тех пор не написано. В том самом году родители десятилетнего мальчика подарили эту книгу будущему автору данного пособия, ставшую впоследствии на всю жизнь любимейшим чтением, и все авторские мысли по этой тематике построены именно на ней. А взять книгу А.Т. Хрущёва «География промышленности СССР», вышедшую в последний раз в 1986 г. И СССР уже нет, и география промышленности совсем другая, но теория факторов размещения сохраняет свою актуальность процентов этак на девяносто пять.

Отсюда логично перейти к благодарностям тем людям, которых автор
с гордостью числит своими учителями. Именно им я обязан формированием своих взглядов, отражённых в этой книге. А, скажем, Н.Н. Баранский – общепризнанный учитель учителей. Большинства этих людей уже нет в живых, но благодарность им всем – навсегда.

А из ныне здравствующих и активно работающих, которые многое сделали для появления этой книги, её рецензенты – доктор географических наук Н.М. Сысоева и кандидат экономических наук А.Е. Колмаков, соавторы по ранее вышедшим учебным пособиям – кандидат геолого-минералогических наук М.В. Шульгин и кандидат экономических наук И.М. Максимов, а также кандидат технических наук К.Л. Лидин. Всем
великое спасибо!

 

Лекция 1

СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

В отличие от большинства предметов университетского курса дисциплина «Экономическая география» изучается ещё в средней школе и студентам представляется чем-то знакомым. Это и облегчает задачи преподавания, и одновременно усложняет. Усложняет потому, что содержание университетского курса, хотя и опирается на знание курса школьного, во многом принципиально от него отличается.

Основная задача школьной географии – сообщить будущим выпускникам массу фактических сведений. Человек вряд ли может считаться полноценным членом общества, если он не знает, где находятся Кавказ и Гималаи, Сицилия и Мадагаскар, Амазонка и Дунай, не знает, как называется столица Италии или Японии, не знает, что Германия – высокоразвитая постиндустриальная страна, а государства, окружающие Персидский залив, богаты нефтью.

(Вот интересная и неожиданная иллюстрация. Уж на что низок уровень, на который рассчитано большинство эстрадных песенок, но и там упоминаются то «лондонский дождь», то «сибирские морозы». Предполагается, что даже самого скромного интеллекта молодой человек знает, что это такое).

В этом география подобна истории. Здесь также множество фактов и дат, та же обязательность их знания: можно ли о чём-то говорить с человеком, если он не знает, кто такой Наполеон, не помнит даты II Мировой войны?

Огромный объём зубрёжки, без которой не обойтись.

Правда, заучивать все эти факты будет легче, если учителя догадаются указать на связь географии с историей, а их обеих – с литературой и искусством. Возьмём классические картины Сурикова: «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» – история и география, как говорят сегодня, – «в одном флаконе». Приключения д’Артаньяна придуманы Александром Дюма, но д’Артаньян имеет дело с реальными историческими личностями: Людовиком XIII, Ришелье и Бекингэмом; а в походе за подвесками королевы, на пути из Франции в Англию, он пересекает Ла-Манш. Евгений Онегин «родился на брегах Невы» – как после этого не запомнить, на какой реке стоит Санкт-Петербург!

Но уже в школьной географии наряду с фактами отчасти изучаются взаимосвязи между ними. Не просто где и какие горы, а как они возникли, как изменяется растительность по мере подъёма в гору, что происходит, когда в горную цепь ударяют ветры? Не просто где размещены алюминиевые заводы, а почему они там размещены и какие проблемы они создают?

При таком подходе, а он характерен для старших классов, география отчётливо распадается на физическую и экономическую. Первая имеет
дело с явлениями природы, попутно разбирает вопросы геологии и биологии, а вторая – с обществом, она ближе к истории и экономике.

Говорят, что не бывает ни «бесчеловечной» физической географии, ни «противоестественной» экономической. Это так. И всё же для физической географии человек – один из факторов, воздействующих на состояние природы, а для экономической – природа, или, точнее, природная среда – это одно из условий и ресурсов общественного производства.

В университетском курсе на первый план выходят именно взаимосвязи и их закономерности. Чтобы лучше разобраться в этом, рассмотрим историю науки: сначала географической, потом экономической.

География как наука начала формироваться в Древней Греции. Этому способствовали два исторических обстоятельства.

Во-первых, именно в Греции появляется общая методология научных исследований, во многом дожившая до наших дней.

Логика, система доказательств, лежавшие в её основе, – это было ново, очень ново. Существует мнение, и, как нам кажется, весьма резонное, что это было тесно связано с греческой демократией. Демократия – рациональный, логичный образ управления обществом. Власть египетских фараонов или вавилонских царей иррациональна, и для её поддержки нужен был иррациональный мир вокруг, с богами и раз навсегда заданными догмами. В таком мире могли накапливаться некоторые знания, но не могла возникнуть наука. В рациональном же мире всё подлежит доказательству, обоснованию: как право на принятие решений, касающихся других, так и очевидные геометрические соотношения.

Во-вторых, Древняя Греция, как никакая другая современная ей или более ранняя страна, практически нуждается именно в географии. На это влияет география самой Греции. Многочисленные города-полисы, изолированные друг от друга горами, независимы друг от друга и в то же время торгуют друг с другом. Но ещё больше потребность – во внешней торговле. В городах живут искусные ремесленники. На гористой греческой земле пасутся овцы и козы, растёт виноград и оливки, но плохо вызревает пшеница. У греков в избытке металлическая (сначала бронзовая, позже железная) и гончарная продукция, шерсть и ткани, сыр, растительное масло, вино, но не хватает хлеба. Он есть у других народов, живущих за морем.
А плавать по морю грекам удобно – их полисы стоят на берегу, у защищённых бухт. Надо только знать точнее: на каких именно берегах живут потенциальные продавцы хлеба, склонны ли они торговать (а может, предпочитают грабить), нуждаются ли в том, что есть у греков, какие ветры дуют в морях, часты ли там штормы, есть ли удобные подходы к чужим берегам? Ответы на эти вопросы даёт география. Причём география, где природные и общественные факторы неразделимо перемешаны.

Конечно, не греки изобрели морскую торговлю. Но и не так уж много было народов, которые бы так активно на ней специализировались. Собственно, кроме финикийцев и назвать некого. А финикийцы были в этом отношении прямыми предшественниками греков. Но они только путешествовали, научных выводов из своих открытий они не делали.

Греки называли свой мир Ойкуменой (корень «ойкос», или «экос», означающий «дом», вошёл в состав таких слов, как «экономика» и «экология»). Всю античную (греко-римскую) эпоху, охватывающую период почти в полтора тысячелетия (примерно до V века нашей эры), известная Ойкумена непрерывно расширялась. Уже в доклассическое время (до середины I тысячелетия до нашей эры) грекам были известны всё Средиземноморье, Египет, Месопотамия, Иран, Кавказ, Северное Причерноморье. После македонских и римских завоеваний Ойкумена доходила до Индии, Средней Азии, включала Британию и земли к северу от Рейна и Дуная.

Надо заметить, что в те времена своя ойкумена была у любой цивилизации, а цивилизаций было много. Индийцы, например, хорошо знали свою Индию, которая для греко-римлян оставалась полуфантастической окраиной мира, но для них именно такой окраиной оставалось Средиземноморье, а с другой стороны – Китай.

Но именно наследникам античной цивилизации предстояло впоследствии объединить все эти ойкумены в единую Ойкумену. Именно им предстояло превратить скудные географические знания греков в науку географию. Правда, это не был простой процесс.

Более полутысячелетия продолжался в Европе застой. Античные знания были забыты. Христианская церковь, тоталитарно правившая Европой, не поощряла ни науку, ни столь важную для развития географии торговлю. И лишь с формированием буржуазных отношений в Италии (XI–XV века), со становлением централизованного государства в приокеанской Португалии (XIV век), а позже в Испании, складываются активные внешнеэкономические связи и начинается эпоха Великих географических открытий. В ходе этих открытий окончательно сформировалась единая карта Евразии и Африки, были открыты обе Америки и чуть позже Австралия, а также морские пути вокруг Африки и Южной Америки и многие земли в Арктике – в поисках северных морских путей. (Надо помнить, что понятие «открытие» в географии часто относительно: разрозненные цивилизации делают открытия каждая для себя, иногда открывая друг друга. Но многие открытия западноевропейцев были таковыми с любой точки зрения).

Западноевропейцы не были монополистами в географических открытиях. Ещё раньше них восприняли античное научное наследие и стали его развивать арабы. В частности, они внесли значительный вклад в географию и картографию. С другой стороны, с XV века начинаются торговые и завоевательные походы русских, открывших к концу XVII века всю Сибирь до Тихого океана. Подобно арабской, московско-русская цивилизация была достаточно автономной по отношению к западноевропейской, но не совсем изолированной от неё (как были изолированы от античной древнекитайская или древнеиндийская). В конечном счёте можно говорить
о трёх взаимосвязанных потоках, из которых западноевропейский стал доминирующим и, в конце концов, включил в себя два остальных (арабский и русский), как и другие, менее значимые и прежде изолированные.

Более двух тысяч лет формировалась карта Земли. Кто же играл ведущую роль в этом процессе? Отвечая на этот вопрос, мы обнаруживаем важное и не очень лестное для географии отличие её от других наук.

Современная физика создавалась Архимедом, Галилеем, Ньютоном, Максвеллом, Эйнштейном, Гейзенбергом, Бором. Математика – Пифагором, Евклидом, Декартом, Лобачевским, Гилбертом, Кантором. Биология – Линнеем, Ламарком, Дарвином, Менделем. Наконец, экономика – Петти, Кенэ, Тюрго, Смитом, Рикардо, Марксом, Сэем, Кейнсом. Почтенные учёные, исследователи, экспериментаторы и теоретики, не чуждые философии. Их лица смотрят на нас со стен учебных кабинетов, внушая почтенный трепет перед Наукой.

Совсем не то в географии. Чьи портреты могли бы украшать стены географического кабинета примерно до XVIII века? Портреты отважных и беспринципных авантюристов – Колумба, Васко да Гама, Магеллана; откровенных пиратов вроде Дрейка; сухопутных бандитов-авантюристов, а именно такими были Кортес, Писарро, Ермак. Просто элита среди них – купцы: Марко Поло, ибн Баттута, Афанасий Никитин, грамотные, любознательные люди, сами написавшие или продиктовавшие записки о своих путешествиях, но тоже не учёные.

Дело здесь в особенностях географического знания. Наука – это изучение закономерностей, обобщение фактов, но сначала эти факты надо накопить. Для физиков и химиков факты либо очевидны, либо получаются путём наблюдений и экспериментов. Наблюдения и эксперименты – это уже само по себе научная деятельность, требующая знаний и владения методами.

Историку надо сидеть в библиотеке и архивах, биологу – в лаборатории (как и физику, и химику), но для них этого мало, нужны ещё полевые экспедиции. Однако эти экспедиции бессмысленны, если их совершают
не учёные: в истории и биологии сбор фактов – это уже научная работа.
Да к тому же проходят эти экспедиции обычно там, где уже прошли географы. (Особенно это касается историков. Биологи тоже могут быть первооткрывателями, но в этом случае они совмещают в себе и биолога и географа, как, например, Ч. Дарвин).

А в географии – чтобы открыть новую землю, нужна отчаянная смелость, жёсткая решительность, умение управлять морским судном, а вот логическое мышление или начитанность уже не столь обязательны. Карты зачастую ещё не начерчены, их заменяют опыт и интуиция. И уж едва ли требуется даже элементарная грамотность при завоевании Сибирского ханства или империи инков.

Да, были и «профессиональные» географы. Но их имена куда как менее известны. Этот тип ученого был высмеян великим А. Сент-Экзюпери в «Маленьком принце». Его Географ нигде не бывает, никуда не ездит. Он только расспрашивает путешественников и записывает сведения, которые они привозят отовсюду.

На самом деле эти «смешные» люди делали большое дело, которое было не под силу не только Дрейку и Ермаку, но и куда более симпатичному Афанасию Никитину. Они обобщали информацию, систематизировали её. Первым известным географом-учёным был в V веке до нашей эры Геродот, больше прославившийся как «отец истории» (в отличие от персонажа Сент-Экзюпери, он и сам много путешествовал).

Для понимания вклада Геродота и других ранних географов в науку важно само слово «систематизировали». Ведь путешественники привозили необработанную, «сырую» информацию, даже если путешественник обладал подлинным литературным даром, как, например, Афанасий Никитин; даже если путешествовал географ-профессионал. Это был первый, самый «нижний» уровень информации. Обобщая данные нескольких, а иногда и ранних путешественников, географ излагал их по своей схеме, опуская то, что ему казалось ненужным, чтобы более выпукло подчеркнуть основное.

Но ведь такой подход и называется моделированием! Именно моделирование лежит в основе всей современной науки. И именно этот метод, хотя и не всегда осознанно, применили впервые древние греки.

Греки начинают формировать единую модель окружающего их мира, и география заняла в этой модели достойное место, вырабатывая свои специфические модели – сначала описания, а затем и карты.

Да, описания были первыми моделями в географии, они не потеряли значения и сегодня, хотя теперь их значение скорее вспомогательное. Но особо следует сказать о картах – о подлинных, несомненных моделях,
к тому же чисто географических.

Собственно, первые схематические изображения земной поверхности создавали ещё первобытные люди, не знавшие письменности. Тем более такие картосхемы были у египтян, вавилонян, китайцев. Но первые настоящие карты создали греки. Вначале они совершили ряд других географических открытий чисто научного характера: установили шарообразность Земли, изобрели картографические проекции, ввели в обиход меридианы
и параллели.

По-видимому, первую настоящую карту создал Клавдий Птолемей
(II век нашей эры), больше известный как астроном. Он исходил из шарообразности Земли, а значит, невозможности точно отобразить земную поверхность на плоскости. Его карты составлены по правилам проекции шара на плоскость.

В эпоху Великих географических открытий практическое значение карт, особенно морских, возрастает. Одновременно составляются всё новые карты, отражающие всё новые открытия. Разрабатываются всё новые методические приёмы составления этих карт с всё большей точностью
и всё большей практичностью. А немец Мартин Бехайм в 1492 г. (в год открытия Америки!) создал первый глобус.

Так или иначе, а стараниями множества путешественников, географов-описателей и картографов облик Земли человечеству к середине
XVIII века был в основном сформирован и ясен. Хотя предстояло ещё открыть Антарктиду, исследовать Арктику, огромные внутренние области Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Но это уже будет делаться новыми методами и с новыми непосредственными целями.

Путешественники древности и средневековья отвечали на вопросы «что?» и «где?». В Новое время всё большее значение имеет другой вопрос: «почему?». А для ответа на этот вопрос уже недостаточно было быть просто моряком или купцом. Гумбольдт, Беллинсгаузен, Ливингстон, Пржевальский, Нансен, Амундсен, Шмидт – прежде всего это исследователи, и их портреты украсили бы стены любого кабинета.

Открытие Александром Гумбольдтом закона вертикальной поясности – научное открытие, не уступающее открытию Америки. Началось с описания установленных в путешествии фактов, результатом которого стало обобщение, позволяющее прогнозировать географические явления и процессы.

Однако на этом уровне становится необходимым то самое расщепление географии на физическую и экономическую. Для ответа на вопрос «почему?» в области природных явлений и в области общественных явлений требуются разные познания и разные методы. В XVIII веке впервые прозвучали слова «экономическая география», и произнёс их
М.В. Ломоносов.

Между тем, с другой стороны уже подходила к экономической географии экономическая наука.

В учебниках корни этой науки нередко возводят тоже к Древней Греции. Но советы по домашнему хозяйству, точнее домоведению (именно так переводится греческое слово «экономика»), имеют мало общего с современной экономикой.

Последняя зародилась поздно, когда в ней возникла историческая необходимость. А именно – со становлением капитализма. И, конечно, в стране классического капитализма – в Англии. Позже к англичанам присоединились французы, затем немцы, и уже в ХХ веке – американцы.

Только в ХХ веке появились такие понятия, как «макроэкономика» и «микроэкономика». Это очень плодотворное разграничение, подчёркивающее, что на экономику можно смотреть с двух разных сторон (образно говоря, видеть и «лес», и «деревья»), и оба взгляда будут совершенно правильными, необходимыми и дополняющими друг друга. Экономисты
XVII–XIX веков этого разграничения не знали, но фактически занимались и макро-, и микроэкономикой. Однако в их работах уже присутствует и третья составляющая, которая современными теоретиками экономики до сих пор недооценивается.

Эта составляющая – «пространственная». Есть нерасчленённая, единая, «точечная» макроэкономика. Есть микроэкономика, состоящая из самостоятельных экономических агентов – фирм и домохозяйств (а также, как бы наравне с ними – государства). А есть третья экономика, где взаимодействуют между собой и с природой территориальные совокупности производительных сил.

Это и есть экономическая география. В работах У. Петти и физиократов, у «классиков» и К. Маркса–Ф. Энгельса она не выделяется как самостоятельная область (но у них и две другие экономики не выделяются). Они и не задумываются над тем, что занимаются географией: это слово означает для них лишь землеописание, школьную дисциплину. Но какие бы вопросы экономики они ни затрагивали, они изучают их и в пространственном аспекте. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ, начинающая макроэкономический анализ с отраслей, использующих непосредственно дары природы; природная рента Д. Риккардо; анализ оборота капитала К. Маркса (учитывающий зависимость от расстояний и транспорта) – всё это блестящие примеры попыток ответить на вопрос «почему?» в области общественных явлений.

Если географам, занявшимся данным вопросом (М.В. Ломоносову
в первую очередь), необходимо было овладеть пониманием экономических отношений и методами экономического анализа, то экономистам-теоретикам (политэкономам), уже владеющим тем и другим, необходимо было хорошее знание географических фактов, закономерностей взаимодействия природы и общества (а значит, и чисто природных), умение пользоваться картой.

Первое чисто экономико-географическое исследование появилось лишь в середине XIX века. Принадлежало оно немецкому помещику и экономисту-любителю Иоганну фон Тюнену. Надо оговориться, что приведённое утверждение не является общепризнанным. Больше того, многие отечественные историки экономико-географической науки не считают нужным даже упоминать про Тюнена; другие называют его в ряду прочих. Но наше мнение именно таково, и мы попробуем его обосновать.

Фон Тюнен поставил перед собой задачу: исследовать закономерности размещения сельского хозяйства в зависимости от расстояния до рынка. Фактически это была первая попытка решить так называемую проблему мелкого предпринимателя: поиск специализации при заданном размещении бизнеса. Задача вполне прикладная. И в то же время теоретическая, поскольку предполагает объяснение закономерностей и возможность прогнозирования. Подобной задачи никто до него не ставил.

Но мало того, он применил совершенно новый методологический подход – формализованно-модельный. Подобным подходом сплошь и рядом пользуются, например, в физике: для того чтобы исследовать некоторое явление, отвлекаются от как можно большего числа второстепенных факторов. Так, Галилей доказал, что любое тело падает с одинаковым ускорением, независимо от своей массы. Для этого ему пришлось отвлечься от двух реальных факторов – силы земного тяготения на данной географической широте и сопротивления воздуха. Зная «идеальное» ускорение, для вычисления реального надо лишь внести поправки на эти факторы. Причём первый учитывается с помощью простых формул, а второй очень сложен, поскольку в свою очередь зависит от формы конкретного тела (которая может быть очень причудливой и разнообразной) и отчасти от состояния воздуха в данный момент (его плотности, движения).

Фон Тюнен предположил, что «идеальное пространство» (в его терминологии – «изолированное государство») представляет собой сплошную равнину с одинаковыми природными и транспортными условиями повсюду и одним городом (рынком сбыта) в центре и, исходя из этого, построил систему концентрических колец с различной специализацией сельского хозяйства. Понятно, что на самом деле условия повсюду различны, а городов много, у них разные размеры, разный спрос, они размещены достаточно причудливо. Однако такая модель позволяет анализировать любую реальную ситуацию как искажение идеальной при введении соответствующих поправок.

Только спустя сто лет задача мелкого предпринимателя и метод «идеального пространства» получили развитие в трудах немецких же географов Вальтера Кристаллера и Аугуста Лёша.

В конце XIX века в той же Германии складывается уже целое направление вокруг другой проблемы – «задачи крупного собственника», или
(в терминологии её основателей) задачи штандорта, а проще говоря, поиска оптимального размещения для нового промышленного предприятия (в частном случае – для инвестиций в реконструкцию) данной отрасли. Здесь выделяются прежде всего работы Альфреда Вебера.

У Вебера и других авторов тоже используются формализованные модели, но иного рода. В классических работах по штандорту ищется оптимальное размещение для предприятия чёрной металлургии. Строится «штандортный треугольник»: на картосхему наносятся пункты нахождения трёх основных факторов размещения – источников сырья, источников топлива и рынков сбыта готовой продукции. Затем, в зависимости от масштабов этих факторов, находится оптимальная точка внутри этого треугольника, а потом делаются поправки на транспортное положение.

Можно предположить, что плодотворность второй проблемы экономической географии по сравнению с первой вызвана различным спросом на результаты исследований. Мелкий собственник, который живёт и имеет свой бизнес в заданном месте, но выбирает специализацию этого бизнеса, не имеет средств заказывать научные исследования и решает свои проблемы на интуитивном уровне. Время же Вебера – это время крупных компаний, которые постоянно расширяют свою деятельность, инвестируют
и хотели бы найти для своих инвестиций наилучшее географическое размещение.

Штандортное направление не потеряло актуальности и в наше время. В качестве крупного собственника может выступать и частная компания, и государство. Но пути решения задачи выглядят для разных отраслей по-разному, учитываются и другие факторы, причём со второй половины
ХХ века всё большую роль для любых отраслей играет рабочая сила.

Следует заметить, что (как и первое направление, а также как и все перечисленные далее) исследования по штандорту носят одновременно прикладной (конструктивный) и объясняющий характер.

Третье направление экономической географии сложилось в Советском Союзе. У его истоков стояли два гиганта отечественной экономической географии, два Николая Николаевича – Баранский и Колосовский (отметим в качестве интересного факта, что в жизни и творчестве обоих важные страницы были тесно связаны с Сибирью). Суть этого направления было
в решении ещё одной проблемы – комплексного развития региона.

Но прежде чем говорить о ней проблеме, нам необходимо разобраться в одном очень непростом историческом вопросе.

В наше время уже не ставятся под сомнения преимущества рыночной экономики по сравнению с плановой, а частной собственности –
с государственной. Не ставим их под сомнение и мы. Но нельзя согласиться с распространённой легковесной оценкой, называющей Октябрьскую революцию катастрофой в истории России, а весь период советской власти – годами неэффективной экономики. (О политических аспектах мы говорить не будем, хотя многое из сказанного об экономике, можно будет, очевидно, отнести и к ним).

Как нам представляется, следует говорить о грандиозном экономическом (точнее, социально-экономическом) эксперименте, который был поставлен в России. Частично этот эксперимент был признан во многом ошибочным и соответственно скорректирован уже через четыре года после его начала, когда была принята Новая экономическая политика (НЭП). Позднее произошло изменение экономического курса, переход к неэффективным мерам вроде коллективизации, консервация не соответствующих времени экономических форм. Но в 20-е годы и отчасти позже был достигнут ряд несомненных успехов в теории и практике.

Стоит упомянуть появление метода межотраслевого баланса, за который впоследствии В.В. Леонтьев (уже в качестве американского учёного) получил Нобелевскую премию; план (точнее, программу) ГОЭЛРО и 1-й пятилетний план, опыт которых в послевоенные годы был использован в системе экономического планирования практически всех европейских стран и Японии; идею оптимального планирования В.Л. Канторовича, также впоследствии удостоенную Нобелевской премии; многие достижения в менеджменте, опережавшие более поздний японский опыт... В этом ряду занимают почётное место упомянутые идеи Н.Н. Баранского и Н.Н. Колосовского.

Суть этих идей в следующем. На любой территории имеется некий набор ресурсов. Если заранее спланировать их оптимальное комплексное использование (а сделать это позволяет государственная собственность на все средства производства), то удастся избежать многих потерь. Не будет трансакционных издержек на поиски информации о планах других экономических агентов; не будет конкуренции между предприятиями за земельные, водные, трудовые и другие ресурсы; использование строительных мо


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.