Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2018-01-02 | 554 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Остановимся теперь вкратце о проблемах развития логистики в России. В полезности внедрения логистических подходов в российскую экономику сегодня уже никого не надо убеждать. Вопрос в том, как это сделать. Зарубежный опыт показывает, что темпы внедрения логистики и ее эффективность зависит от многих факторов: и от уровня развития производительных сил, и технологий, и от политической обстановки в стране, и от зрелости рыночных отношений. Не вдаваясь в детальный экономический анализ, попробуем в общих чертах сформулировать те принципиальные трудности, которые имеются сегодня на пути логистики в России.
Во-первых, внедрению в отечественный бизнес логистических идей, принципиально новых для большинства российских предпринимателей, менеджмента, ИТР, существенно мешает сложная общеэкономическая ситуация в стране. Высокий уровень монополизма в важнейших отраслях, очень невысокий уровень жизни подавляющей массы населения и, как итог, социальная напряженность во всех слоях нашего общества, негативная реструктуризация экономики, разгул коррупции – вот далеко не полная характеристика социально-экономической обстановки, которая сдерживает развитие логистики в России.
Во-вторых, сфера обращения, сфера торговли (т.е. снабжение и сбыт), где позиции логистики традиционно наиболее сильны, в Советском Союзе всегда намного отставала от производственной сферы, и особенно в организации сбыта товаров и услуг. Сфера обращения всегда финансировалась по остаточному принципу, высший управленческий персонал всегда недооценивал роль этой сферы в экономике, что и привело к тому, что товары на рынок продвигались медленно, спрос удовлетворялся плохо, везде и во всем был дефицит, качество обслуживания потребителей было крайне низким. Такое отношение к сфере обращения хотя и преодолевается постепенно, однако до сих пор не изжито.
|
В-третьих, инфраструктура экономики в России (и, прежде всего, в сфере обращения) развита очень слабо, и значительно отстает не только от развитых стран, но даже и от среднемирового уровня. Это и:
отсутствие развитых систем распределения товаров и в промышленности (снабжение), и в торговле (сбыт), а значит, организованных оптовых товарных рынков мало;
достаточно низкий уровень развития современных систем электронных коммуникаций (правда, этот недостаток постепенно устраняется);
отсталая транспортная инфраструктура (автодороги, грузовые терминалы и т.п.);
отсутствие на всех видах транспорта современных транспортных средств, а те, что есть, морально устарели и физически сильно изношены;
низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства (нет современного технологического оборудования по грузопереработке, недостаточен уровень механизации и автоматизации складских работ);
слабо развито производство современной тары и упаковки, и т.д.
Всё это существенно тормозит внедрение логистики в российскую экономику, и преодолеть это быстро, очевидно, не удастся. Тем не менее, к началу перехода к рынку в России уже имелись определенные предпосылки для достаточно быстрого и эффективного внедрения логистики в отечественную экономику. Это, с одной стороны, достижения науки и образования, и, с другой, технологические разработки.
Что касается научно-теоретических предпосылок, то следует сказать, что в мире широко известны работы российских ученых и специалистов в области технической и экономической кибернетики, системного анализа, теории управления запасами, массового обслуживания и др., составляющих научную базу современной логистики. Много теоретических разработок и практического опыта имеют российские специалисты в области материально-технического снабжения (МТС) и сбыта, оперативного управления производством, оптимального планирования потребности в МР, организации складского хозяйства, взаимодействия транспорта с поставщиками МР и сбытовыми структурами, и т.д.
|
Если говорить об образовании, то, несмотря на то, что сам термин «логистика» появился в отечественной экономической литературе совсем недавно, в экономических вузах и раньше изучались такие по сути логистические дисциплины как: экономика и организация МТС и сбыта, организация складского и тарного хозяйства, нормирование МР, оперативно-календарное планирование производства и ряд других. Правда, все эти дисциплины рассматривали участников, по существу, единого логистического процесса изолированно друг от друга. Объяснялось это, как и во всех других случаях, сугубо ведомственным подходом к своей деятельности.
В производственной сфере существовали системы организации работы технологического транспорта во взаимодействии со складским хозяйством, ГАПСы, САПРы, системы оптимального оперативно-производственного планирования, контроля и управления запасами МР, подобные зарубежным системам «планирования потребностей/ресурсов», KANBAN и др.
В сфере обращения (снабжение и сбыт) существовали такие структуры, как Госснаб, Госстрой, Госагропром, Госнефтепродукт СССР, которые, несмотря на все перекосы государственного централизованного планирования, занимались управлением многоассортиментными МП, т.е., по сути дела, логистическими вопросами. И хотя с 1993 г. все формы государственного обеспечения и централизованного распределения МР упразднены, остались мощные складские комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты, вычислительные и информационно-диспетчерские центры, объекты оптовой и розничной торговли и т.п. Кроме того, стали создаваться уже чисто рыночные посреднические структуры оптовой торговли, например, ОАО «Росконтракт», занимающееся оптовой торговлей продукцией производственно-технического назначения.
Таким образом, эти объективные предпосылки составляют тот исходный фундамент, на котором будет базироваться распространение логистики в экономике России. Конечно, потребуется дальнейшее развитие и совершенствование материально-технической базы логистики в разных отраслях экономики, приспособление имеющихся и создание новых, уже логистических, товаропроводящих структур. И всё равно России нет необходимости повторять весь долгий путь, который проходила логистика за рубежом. Используя имеющийся практический опыт и теоретический потенциал, можно более ускоренными темпами внедрять современные логистические подходы в отечественный бизнес. Правда, здесь надо еще раз оговориться, что логистика будет активно внедряться только тогда, когда отечественный бизнес сам осознает полезность логистики для себя.
|
Как уже указывалось выше, все стороны логистического процесса в отечественной экономической теории и практике уже рассматривались, не было только объединяющего начала. А это как раз прерогатива логистики. Во-первых, логистика рассматривает все этапы, стадии и операции управления МП как единое целое. Во-вторых, затраты по всем стадиям и этапам она рассматривает как взаимосвязанные, требующие скоординированного, комплексного подхода. В-третьих, координация всех функций в логистике имеет целью своевременное обеспечение потребителей необходимыми им товарами и услугами нужного им качества с наименьшими затратами у всех.
Надо сказать также, что развитие рыночных отношений в России рано или поздно обязательно приведет к тому, что логистика станет востребованной. Почему? Стремясь улучшить собственные показатели работы, фирмы будут вынуждены постоянно и внимательно отслеживать прохождение внутрифирменных потоков, ускорять и улучшать (снижать затраты) это прохождение. А т.к. эффективность движения внутрифирменных потоков существенно зависит от того, насколько хорошо организованы поставки МР и сбыт ГП, то фирме будет небезразлично, как работают их поставщики и потребители. Ей будет выгодно, чтобы и они работали по такой же системе, по тем же принципам. В результате и те (фирма), и другие (поставщики МР), и третьи (потребители ГП) будут вынуждены устанавливать более тесные контакты друг с другом, координировать свои действия, учитывать интересы друг друга, т.е. объединяться, выступать на рынке заодно. Это позволит им охватить большие рынки сбыта, более успешно конкурировать, быстрее осуществлять продвижение своих товаров на рынок.
|
Вполне понятно, что всё более усложняющаяся экономика фирмы приведет к необходимости привлекать к своей работе посредников, которые будут выполнять за нее те виды работ и оказывать те услуги, без которых фирма обойтись не может. А многообразие этих нужных фирме дополнительных операций и услуг (это и складирование, и перевозка, и экспедиционные операции, консалтинговые, информационные, коммерческие, правовые и т.д. услуги) потребует организации серьезных чисто посреднических структур т.н. комплексного обслуживания, которые могут комплектовать и предоставлять потребителям целые наборы различных, в т.ч. логистических, услуг. Об организации взаимодействия логистических посредников мы поговорим более подробно несколько позже.
Существено изменится и роль органов государственного управления. Прежде всего, востребуются их координирующие функции. Связано это с тем, что все хозяйственные связи, которые существуют сейчас между поставщиками, производителями и потребителями, устанавливались спонтанно, по инициативе либо отдельных фирм-производителей, либо тех предприятий бывшего Госснаба и т.д., которые волею реформ оказались в роли посреднических структур. Они имеют свои крупные склады, свои распределительные каналы и даже целые распределительные сети, работа которых раньше координировалась и регулировалась государством, а сейчас они вынуждены сами включаться в процессы товародвижения. В любом случае, движение товарных потоков нуждается в экономическом регулировании и координации. И эти координирующие функции вполне могут взять на себя региональные органы власти. Администрациям регионов целесообразно создавать специальные региональные логистические центры, которые и занимались бы этими вопросами. Эти логистические центры, кроме того, могли бы взять на себя функции выполнения научно-исследовательских программ в области логистической координации деятельности промышленных, снабженческо-сбытовых и транспортных предприятий и организаций в регионе, а также обеспечивать межотраслевые, межрегиональные и межгосударственные логистические связи.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!