Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2018-01-02 | 847 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Коммуникативная модель политической системы была создана американским теоретиком Карлом Дойчем (1912-1992). В книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966) он исходит из представления о ПС, как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей.
К.Дойч разбил процесс на четыре блока – субпроцесса, составляющих единый информационно-коммуникативный процесс управления обществом.
В первом блоке – принимающие элементы, в которые поступают непрерывные потоки информации из внешней и внутренней среды - из разных источников: государственных и общественных, официальных и неофициальных, открытых и закрытых. Здесь производится отбор данных и их кодирование.
Во втором блоке происходит сравнение полученной информации с доминирующими в государстве ценностями, традициями и нормами, а также отбор в соответствии с предпочитаемыми целями, ее накапливание и хранение.
Варианты возможного развития процессов и вызванные ими изменения передаются в третий блок или центр принятия решения.
Готовые решения для их реализации передаются в блок реализации решения. Исполнители не только выполняют решения, но и информируют систему о результатах реализации решений и о состоянии самой системы - подают на вход системы сигнал обратной связи.
Эффективность и стабильность функционирования политической системы зависит от количества и качества поступающей информации; от состояния ее коммуникационных сетей.
В политическую систему должна поступать внешняя информация - необходимый для управления объем фактов о состоянии общества и всей окружающей среды, внутренняя информация - о состоянии и динамике изменений самой системы.
|
Культурологический подход к исследованию политических систем (Алмонд, Верба, Эндрейн)
В основе понимания политики – культурные характеристики: нормы, ценности и образцы действий, определяющие поведение людей и функционирование учреждений и организаций.
По мнению Чарльза Эндрейна ПС структурно состоит из трех частей:
1. Культурные ценности, формирующие политические задачи;
2. Властные структуры (правительства, партии, социальные объединения внутри страны и иностранные институты, воздействующие на данную политическую систему);
3. Поведение политиков и рядовых членов общества, не столь активно участвующих в принятии правительственных решений.
По Ч.Эндрейну именно культурные ценности играют определяющую роль в «производстве политик», то есть в выработке и воплощении в жизнь решений, влияющих на общество в целом - главной функции всей ПС.
Альтернативные концепции по отношению к теории политической системы
Полевой подход
Политическое поле, по П.Бурдье, это место, где в конкурентной борьбе между представителями различных политических сил рождается политическая продукция: проблемы, программы, события, комментарии, концепции, теории.
Агентами политического поля выступают профессиональные политики, журналисты, политические комментаторы и теоретики, которые являются производителями политической продукции.
Рядовые граждане, не имеющие необходимого свободного времени и культурного капитала, остаются потребителями продукции политического поля.
Пространство политического поля составляет две оси координат: экономический и культурный капитал; объем капитала.
Социальное пространство по П. Бурдье является «абстрактным пространством, конституированным ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.)» [Бурдье П. Социология социального пространства, с. 53].
Положение социальной группы в политическом пространстве зависит от накопленных ресурсов, в первую очередь образовательных и финансовых. Такое положение, которое включает социальные, биологические свойства личности (социальной группы), ее социальный статус, экономическое положение, образование.
|
Понятие «габитус» П. Бурдье трактует как «ментальные структуры, через которые агенты воспринимают социальный мир, являются в основном продуктами интериоризации структур социального мира» [Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. – 288 с. с. 74-75].
Габитус – это установки, которые порождают конкретные социальные практики. Поэтому габитус отражает положение личности или социальной группы в политическом пространстве. Совокупность габитусов всех социальных групп образуют политическое пространство.
Другие сторонники полевого подхода рассматривают одновременно несколько полей - социальное, электоральное, парламентское поля.
Сильная сторона - многоуровневая дифференциация граждан по нескольким переменным.
Слабая сторона - отсутствие представлений о процессах политического управления, которые хорошо просматриваются в моделях политических систем.
Социальное пространство – окружающий человека мир с точки зрения его территориальной протяженности, географических и исторических особенностей, социальных / стратификационных различий; мир, воспринимаемый как наличность/ данность и сконструированный под влиянием культурных ценностей и смыслов.
Политическое пространство как вид социального пространства, конструируется дистанциями и различениями между социальными агентами, возникающими в рамках формирования и реализации властных отношений.
Понятия социальное и политическое пространство включают в себя следующие смыслы:
интерсубъективное и коммуникативное пространство взаимодействия акторов;
символическое пространство борьбы за определенный идеологический проект устройства общества и государства.
Конфигурация политического пространства конституируется политическими различиями (дистанциями) и диспозициями акторов. Политическое пространство 1) конструируется в социальных практиках, 2) постоянно воспроизводится и конструируется дискурсивными практиками. Существенную роль здесь играет идентичность политических элит и отдельных индивидов.
|
С организационной точки зрения в социуме существуют иерархии и сети.
Политическая сеть – разновидность социального сообщества, которое на неформальной основе связывает между собой политических субъектов со сходными политическими позициями, убеждениями, интересами. Сети бывают симметричными (основаны на реципрокации) и и ассиметричными (патрон-клиентские отношения даро-обмена).
Неоинституциональный подход
В центре исследования политики - государство, как базовый политический институт.
Основной тезис - в политической реальности, в законах и конституциях, в международных правовых документах речь идет о государствах, а не о политических системах.
Неоинституционалисты (У.Розенау, Н.Пуланзас, М.Манн) под институтом понимали не только государственное учреждение, но систему норм и правил, регулирующую поведение людей.
Государственные институты они подразделяли на составные части и представляли их как некую политическую систему.
Неоинституционалисты акцентировали внимание также на негосударственных образованиях – группах давления, корпорациях, клиентелах, оказывающих воздействие на политику.
Итак, ПС выполняет в обществе следующие функции:
политическое руководство и управление обществом в экономической, политической, социальной и др. сферах;
формирование внутренней и внешней политики;
регулирование общественных отношений между социальными группами, партиями, организациями, гражданами;
обеспечение экономических, политических, гражданских прав;
организация выборов, формирование органов власти;
передача политических традиций, поддержание преемственности политической жизни общества;
реакция на общественное мнение;
совершенствование законодательства;
корректировка, реформа самой ПС;
поддержание диалога с гражданским обществом.
Эффективность политической системы. Источник: Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С.Тургаева, А. Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.
|
«Эффективность политической системы — это ее способность быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения.
Политическая стабильность — это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь».
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь Указ Президента Республики Беларусь № 575 от 09.11.2010. национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз; национальные интересы – совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь; источник угрозы национальной безопасности – фактор или совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы национальной безопасности; угроза национальной безопасности – потенциальная или реально существующая возможность нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь; политическая безопасность – состояние защищенности политической системы от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию национальных интересов во всех сферах национальной безопасности |
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!