Общие подходы и основные положения теории систем — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие подходы и основные положения теории систем

2018-01-02 563
Общие подходы и основные положения теории систем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория политических систем

Структура ПС

Подсистемы ПС: институциональная, нормативная, коммуникативная (информационная), культурно-идеологическая, функциональная.

Функциональная подсистема политики воплощается в политическом режиме (в данном смысле ПС – это комплекс взаимодействующих средств, методов организации и функционирования механизмов осуществления власти, борьбы за власть и оказания влияния на ее осуществление)

 

Б.А.Исаев в структуру ПС включает:

Институциональная подсистема - «политические институты - учреждения и организации как государственного, так и общественного характера, которые отражают интересы социальных групп общества и составляют костяк ПС»;

Нормативнаяподсистема – «политические и правовые нормы - нормы конституции и законов, регулирующих взаимоотношения государственных институтов, политических партий, общественных организаций, регламентирующих функционирование ПС»;

коммуникативная подсистема – «политические отношения и коммуникации - отношения между институтами + отношения между всеми субъектами и объектами политического процесса, осуществляемые по определенным каналам»;

культурно-идеологическаяподсистема – «политическое сознание и информация - идеальное отражение всех реальных политических процессов, включающее научное и обыденное знание, общественное мнение, идеологии, информацию, работу СМИ, пресс-бюро всех политических институтов, PR агенств».

 

В системных моделях политики деятельность органов судебной власти трактуется как контрольная, а данные органы включены в ПС.

В рамках институциональных трактовок судебные органы, а также контрольно-надзорные органы не включены в ПС. Это делается на основе признания их независимости от политического процесса.

 

Для структурно-функциональных концепций ПС в качестве базовых единиц выступают роли и ролевые структуры. Так, Г. Алмонд в качестве элементов ПС называет политическое сообщество, должностных лиц, правовые нормы, ценности, принципы, территорию.

Культурологические концепции ПС направлены на анализ политических убеждений, мнений и ценностей индивидов.

Исходя из системного подхода разработаны следующие модели ПС: модель «вход-выход», структурно-функциональная модель, информационно-кибернетическая модель.

 

Информационно-коммуникативная (кибернетическая) модель ПС Дойча

Коммуникативная модель политической системы была создана американским теоретиком Карлом Дойчем (1912-1992). В книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966) он исходит из представления о ПС, как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей.

К.Дойч разбил процесс на четыре блока – субпроцесса, составляющих единый информационно-коммуникативный процесс управления обществом.

В первом блоке – принимающие элементы, в которые поступают непрерывные потоки информации из внешней и внутренней среды - из разных источников: государственных и общественных, официальных и неофициальных, открытых и закрытых. Здесь производится отбор данных и их кодирование.

Во втором блоке происходит сравнение полученной информации с доминирующими в государстве ценностями, традициями и нормами, а также отбор в соответствии с предпочитаемыми целями, ее накапливание и хранение.

Варианты возможного развития процессов и вызванные ими изменения передаются в третий блок или центр принятия решения.

Готовые решения для их реализации передаются в блок реализации решения. Исполнители не только выполняют решения, но и информируют систему о результатах реализации решений и о состоянии самой системы - подают на вход системы сигнал обратной связи.

Эффективность и стабильность функционирования политической системы зависит от количества и качества поступающей информации; от состояния ее коммуникационных сетей.

 

В политическую систему должна поступать внешняя информация - необходимый для управления объем фактов о состоянии общества и всей окружающей среды, внутренняя информация - о состоянии и динамике изменений самой системы.

Альтернативные концепции по отношению к теории политической системы

Полевой подход

Политическое поле, по П.Бурдье, это место, где в конкурентной борьбе между представителями различных политических сил рождается политическая продукция: проблемы, программы, события, комментарии, концепции, теории.

Агентами политического поля выступают профессиональные политики, журналисты, политические комментаторы и теоретики, которые являются производителями политической продукции.

Рядовые граждане, не имеющие необходимого свободного времени и культурного капитала, остаются потребителями продукции политического поля.

Пространство политического поля составляет две оси координат: экономический и культурный капитал; объем капитала.

 

Социальное пространство по П. Бурдье является «абстрактным пространством, конституированным ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.)» [Бурдье П. Социология социального пространства, с. 53].

Положение социальной группы в политическом пространстве зависит от накопленных ресурсов, в первую очередь образовательных и финансовых. Такое положение, которое включает социальные, биологические свойства личности (социальной группы), ее социальный статус, экономическое положение, образование.

Понятие «габитус» П. Бурдье трактует как «ментальные структуры, через которые агенты воспринимают социальный мир, являются в основном продуктами интериоризации структур социального мира» [Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. – 288 с. с. 74-75].

Габитус – это установки, которые порождают конкретные социальные практики. Поэтому габитус отражает положение личности или социальной группы в политическом пространстве. Совокупность габитусов всех социальных групп образуют политическое пространство.

 

Другие сторонники полевого подхода рассматривают одновременно несколько полей - социальное, электоральное, парламентское поля.

Сильная сторона - многоуровневая дифференциация граждан по нескольким переменным.

Слабая сторона - отсутствие представлений о процессах политического управления, которые хорошо просматриваются в моделях политических систем.

 

Социальное пространство – окружающий человека мир с точки зрения его территориальной протяженности, географических и исторических особенностей, социальных / стратификационных различий; мир, воспринимаемый как наличность/ данность и сконструированный под влиянием культурных ценностей и смыслов.

 

Политическое пространство как вид социального пространства, конструируется дистанциями и различениями между социальными агентами, возникающими в рамках формирования и реализации властных отношений.

Понятия социальное и политическое пространство включают в себя следующие смыслы:

интерсубъективное и коммуникативное пространство взаимодействия акторов;

символическое пространство борьбы за определенный идеологический проект устройства общества и государства.

 

Конфигурация политического пространства конституируется политическими различиями (дистанциями) и диспозициями акторов. Политическое пространство 1) конструируется в социальных практиках, 2) постоянно воспроизводится и конструируется дискурсивными практиками. Существенную роль здесь играет идентичность политических элит и отдельных индивидов.

 

С организационной точки зрения в социуме существуют иерархии и сети.

Политическая сеть – разновидность социального сообщества, которое на неформальной основе связывает между собой политических субъектов со сходными политическими позициями, убеждениями, интересами. Сети бывают симметричными (основаны на реципрокации) и и ассиметричными (патрон-клиентские отношения даро-обмена).

 

Неоинституциональный подход

 

В центре исследования политики - государство, как базовый политический институт.

Основной тезис - в политической реальности, в законах и конституциях, в международных правовых документах речь идет о государствах, а не о политических системах.

Неоинституционалисты (У.Розенау, Н.Пуланзас, М.Манн) под институтом понимали не только государственное учреждение, но систему норм и правил, регулирующую поведение людей.

Государственные институты они подразделяли на составные части и представляли их как некую политическую систему.

Неоинституционалисты акцентировали внимание также на негосударственных образованиях – группах давления, корпорациях, клиентелах, оказывающих воздействие на политику.

Итак, ПС выполняет в обществе следующие функции:

политическое руководство и управление обществом в экономической, политической, социальной и др. сферах;

формирование внутренней и внешней политики;

регулирование общественных отношений между социальными группами, партиями, организациями, гражданами;

обеспечение экономических, политических, гражданских прав;

организация выборов, формирование органов власти;

передача политических традиций, поддержание преемственности политической жизни общества;

реакция на общественное мнение;

совершенствование законодательства;

корректировка, реформа самой ПС;

поддержание диалога с гражданским обществом.

Эффективность политической системы. Источник: Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С.Тургаева, А. Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.

«Эффективность политической системы — это ее способность быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения.

Политическая стабильность — это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь».

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь Указ Президента Республики Беларусь № 575 от 09.11.2010. национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз; национальные интересы – совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь; источник угрозы национальной безопасности – фактор или совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы национальной безопасности; угроза национальной безопасности – потенциальная или реально существующая возможность нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь; политическая безопасность – состояние защищенности политической системы от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию национальных интересов во всех сферах национальной безопасности

 

Теория модернизации

Модернизация

1) направление прогрессивных изменений;

2) социальные трансформации в западных странах XVII – XIX вв.;

3) переход общества от традиционного аг­рарного состояния к современному – индустриальному, а затем и к постиндустриальному.

 

В ходе модернизации преобразуются все сферы общественной жизни:

в экономике – индустриализация, научные технологий, углубление общественного разделения труда, рыночная экономика;

в социальной сфере – изменятся социальная струк­тура, возрастает социальная мобильно­сть, разделение сфер частной и общественной жизни, переход от личной зависимости между людьми к личной автономии;

в политической области – образование наций и централизо­ванных государств, включение широких масс населения в поли­тический процесс, становление правового государства и гражданского общества;

в духовной сфере – развитие образова­ния, идеологический плюрализм, приобщение крупных групп на­селения к достижениям культуры, развитие СМИ, секуляризация сознания, отделение светских ценностей от религиозных.

 

Переходное общество – этап функционирования общества, на котором создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития.

 

В ХХ в. концепция социального развития разрабатывалась Дюркгеймом, Вебером, Теннисом, Парсонсом.

1950–60-е гг. – освобождение от колониального господства ряда государств Азии и Африки.

1980–90-е гг. – демократизация стран «социалистического лагеря».

Теория модернизации исходит из признания неравномер­ности общественного развития: синхронного существования стран с досовременным и современным состоянием.

Вклад в теорию модернизации внесли Г.Алмонд, Р.Даль, Ш. Айзенштадт, С. Хантингтон, Д.Эптер, С. Верба, Л. Пай.

Теоретиками модернизации страны Запада рассматри­ваются как государства «спонтанной модернизации».

Страны, в которых изменения происходили позд­нее, относятся к «отраженной модернизации».

 

Этапы развития теория модернизации:

Первый этап. 1950-60-е гг. – после Второй мировой войны распались колониальные системы. Бывшие колонии стремились преодолеть свою отсталость. Теоретики модернизации либеральной направленности (Алмонд, Пай, Даль) предложили моджель заимствования западных устоев («вестернизация», «заимствованная модернизация».

Второй этап. Консервативные идеи в модернизационных теориях (С. Хaнтингтон).

В 1970–80-е гг. модернизация стала рассматриваться как функция развития, эволюции общества.

Исследователи стали изучать факторы, препятствующие модернизации, учитывать особенности политической культуры (Алмонд, Пай). Экономические реформы и переход к демократии должен опираться на традиции, культурные особенности, без заимствования западных образцов (Хантингтон, Эйзенштадт). Появились термины: «контрмодернизация», «антимодернизация» (Турен).

Измене­ние социально-экономических и политических структур может проводиться вне западной модели. См. Пай Л. «Незападный политический процесс».

Денкварт Растоу в работе «Переходы к демократии: попытка динамической модели» выделил следующие стадии демократизации: а) предварительное условие (наличие национального единства); б) подготовительная фаза (длительная политическая борьба); в) фаза принятия решений (признание многообразия в единстве и институционализация основополагающих механизмов демократии); г) фаза привыкания. «При переходе к демократии последовательность процессов должна быть следующей: от национального единства как подосновы демократизации, через борьбу, компромисс и привыкание – к демократии». Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. № 5. С.5.

Третий этап. Во второй половине 1980–начале 90-х гг. возникает транзитология в связи осмыслением процессов трансформации в постсоциалистических странах.

Транзитология (лат. transitus переход + гр. logos учение) - раздел политологии, возникший в 1980-90-е гг. и изучающий переход от тоталитаризма и авторитаризма к демократической политической системе.

Демократический транзит – процесс перехода политической системы государства к демократии. Связан с политической модернизацией общества.

Волны демократизации

С.Хантингтон выделил три волны демократизации. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М.: РОССПЭН, 2003. С.26.

Первая зародилась в начале ХIХ в. в США и длилась до окончания Пер­вой мировой войны.

Вторая волна демократизации – по­сле Второй мировой войны, когда шло восстановление демократии в Западной Германии, Италии, Австрии, Японии, распространение демократии на ряд развивающихся стран после деколонизации. Вторая волна длилась до середины 1960-х гг.

Третья волна началась с 1974 г. (в Португалии прекратил существование режим Салазара); пала диктатура "черных полковников" в Греции. В Испании в 1975 г. после смерти Ф.Франко восстановлена монархия и начались реформы. Третья волна распространилась на Латинскую Америку, а с середины 1980-х г. охватила социалистические страны Центральной и Восточной Ев­ропы и СССР. Образование новых госу­дарств включается в эту волну.

Т. Карл и Ф. Шмиттер включали процессы демократических преобразований в странах ЦВЕ в четвертую волну демократизации.

Теории зависимости

Сторонники теории зависимости имеют кардинально отличные от либеральных взгляды на политическое развитие. Они подвергают критике действия США и ТНК в развивающихся странах.

Теории зависимости существуют в марксистском и в немарксистском вариантах.

Немарксисты ( Рауль Пребиш, Йоган Гальтунг) видят в государстве инструмент экономического развития. Государство может ослабить зависимость от стран-глобализаторов, освободить от внешнего контроля, расширить экспорт промышленных товаров и обеспечить социальное равенство.

 

Сторонники марксистского подхода (Самир Амин ( египетский политолог, экономист, исследователь глобализации, теоретик неомарксизма, развивал мир-системный подход), Андре Гундер Франк ( немецкий экономист, социолог и политолог, развивал мир-системный подход ), Хосе Карлос Марьятеги) поддерживают мобилизационную систему социалистического (или социально ориентированного) типа.

 

Транзитология возникла во второй половине 1980–начале 90-х гг. в связи осмыслением процессов трансформации в постсоциалистических странах.

Предмет транзитологии – переходные процессы от авторитаризма к демократии в этих странах. Первоначально эти процессы пытались осмыслить в рамках теории политической модернизации. Перспективы демократического развития постсоциалистических стран оценивали исходя из опыта модернизаций в Западной Германии, Италии, Португалии, Греции, Испании, Латинской Америки. Однако эти модернизационные модели оказались не адекватными реалиям многих постсоциалистических стран.

Транзитологическая традиция заложена Д. Растоу (Rustow D.A. Transitions to Democracy. Toward a Dynamic Model. // Compara­tive Politics. - 1970. - №3. - P. 337-363.), развивалась Г.О’Доннеллом и Ф. Шмиттером O’Donnell G. and Schmitter P. Transitions from Authoritarian Rule. Tentative Conclusions about Uncertain Democracies. Baltimore and London: Johns Hopkins University Press, 1986.

Внимание концентрировалось на формате линейного перехода к демократии либерального образца и условиях ее последующей консолидации.

 

В работах ряда таких исследователей, как Л. Даймонд, Х. Линц, А. Степан, К. Шмиттер, Р. Саква, Т. Карозерс, А.Ю. Мельвиль, В.Я. Гельман, Т.П. Лебедева, Д.А. Фурман, Б.И. Макаренко исследуются закономерности посткоммунистических трансформаций, связанные с парадигмой транзита. В рамках последней выделяются такие фазы, как: 1) эрозия и распад авторитаризма, 2) либерализация, 3) институциональная демократизация, 4) неконсолидированная демократия, 5) демократическая консолидация.

 

Реальные проблемы демократизации привели к появлению новых категорий, так называемых «демократий с прилагательными» Collier D., Levitsky S. Democracy with Adjectives. Conceptual Innovation in Comparative Research. // World Politics. - 1997. - №3. - P. 433 - 451.

«Исследователями используется также концепт «султанизма» – формы патримониализма, характеризующейся неограниченным произволом властителя» Guliyev F. Post-Soviet Azerbaijan: Transition to Sultanistic Semiauthoritarianism An Attempt at Conceptualization. // Democratizatsiya. - 2005. - № 3. - P. 393 - 436.

Типы гибридных режимов (О’Доннелл и Л.Даймонд)

Делегативная демократия по Гильермо О’Доннеллу соответствует критериям полиархии Р. Даля. Электорату отводится роль делегирования прав и полномочий определенной элите. Всенародно избранный президент становится главным выразителем национальных интересов.

Лари Даймонд исходя из «третьей волны демократизации» по Хангтингтону, выделил два промежуточных типа: псевдодемократии и электоральные демократии.

 

Референдумы.

Тип политического режима.

Структурно-логическая схема «Политическая система Республики Беларусь»

 

Глава государства – Президент Республики Беларусь  
Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть
Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь (представительный и законодательный орган) – избирается на 4 года Совет Республики (64 депутата) Избирается косвенными выборами: на заседаниях Советов депутатов базового уровня (т.е. районных и горсоветов) по 8 депутатов от каждой области и от г. Минска, еще 8 депутатов назначает Президент Палата представителей (110 депутатов) Избирается всенародными прямыми выборами по мажоритарной системе Правительство – Совет министров Республики Беларусь (центральный орган государственного управления).   Непосредственный глава исполнительной власти – Премьер-министр Конституционный суд (12 судей: 6 из них назначаются Президентом, 6 избираются Советом Республики Национального собрания); Верховный суд
Республиканские органы государственного управления:   – Министерства (24), – Государственные комитеты (7)   – Государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь (5 гос.концернов + Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению+Уполномоченный по делам религий и национальностей)       Система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные суды.   Экономические суды областей и г.Минска
Государственные организации: объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству
– – – – – – – – – – – – – – – – – – Представительные местные органы власти Местные исполнительно-распорядительные органы: – Областной и Минский городской исполнительные комитеты;   – Районные, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты; – Городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполнительные комитеты, местные администрации
Местные Советы депутатов – Областной и Минский городской Советы; – Районные, городские (городов областного подчинения) Советы; – Городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы.
Выборы, Референдумы Заявления, обращения, жалобы – формы обращения граждан в органы власти, право законодательной инициативы, участие в народных обсуждениях
Гражданское общество: Политические партии (15 зарегистрированных Минюстом партий), общественные объединения, неприбыльные/некоммерческие организации, Политическая оппозиция (в т.ч. несистемная)
     

 

Модель политической системы Республики Беларусь можно представить следующим образом (рисунок)

 

 
 

 


 

……………

Теория политических систем

Общие подходы и основные положения теории систем

Современная теория политической системы базируется на общей теории систем (ОТС), автор которой –австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи (1901-1972).

По Берталанфи; «социальные явления должны рассматриваться как системы», «единственным путем изучения организации является изучение ее как системы». Экономические, социальные и политические процессы могут быть представлены как сложная система, состоящая их разнородных компонентов иотношений с процессами управления и обратной связью, обеспечивающей взаимодействие с окружающей средой.

Признаки саморазвивающихся и самоорганизующихся систем:

– система состоит из множества элементов;

– все элементы системы взаимосвязаны (отношениями, коммуникациями), каждый обладает собственным статусом и ролью в системе, включен в структуру/иерархию;

– система обладает собственными системными свойствами, не сводимыми к свойствам составляющих ее элементов или, иначе система «больше» суммы частей, система эмерджентна;

– система взаимодействует с окружающей средой.

 

Классификация систем: открытые и закрытые, простые и сложные, статические и динамические (изменяющиеся во времени), жесткие и гибкие, механические (состоящие из неживой материи) и органические (живые).

По управляемости: неуправляемые, управляемые и самоуправляющиеся (системы автоматического управления); системы с жесткой и гибкой, положительной и отрицательной обратной связью.

По сферам: экономические, политические, социальные, культурные системы.

 

Парсонс о функциях социальной системы:

функция адаптации обеспечивает экономическая подсистема,

функция интеграции - правовые институты и обычаи,

функция воспроизводства структуры – культура через мораль и институты социализации (семья, школа),

функция целедостижения - политическая подсистема.

Политическая система может быть охарактеризована как сложная, динамическая, самоорганизующаяся и саморазвивающаяся, с обратной связью; служит управляющей подсистемой общества.

Политическая система – совокупность государственных и негосударственных институтов (организаций), посредством которых реализуется политическая власть; совокупность всех элементов, которые принимают участие в формировании и реализации власти в государственно-организованном сообществе. – совокупность политических институтов, общественных организаций, норм и ценностей, а также их взаимодействий, посредством которых реализуется политическая власть и осуществляется управление делами общества. – совокупность институтов, формулирующих и воплощающих в жизнь коллективные цели общества (или составляющих его групп). – комплекс политических институтов, организаций и отношений между ними, регулируемый политическими и правовыми нормами, традициями, обычаями, функционирующий на основе политических интересов и идей.

 

Р. Даль в работе «Современный политический анализ»: политическая система – это «любая постоянная совокупность человеческих отношений, которая включает отношения власти, управления и авторитета».

 

Два подхода к описанию политической системы: институциональный и системный.

 

С позиций системного подхода ПС включает в себя совокупность ролей, действий и структур, влияющих на процесс принятия и осуществления политических решений.

Принципы системного подхода в политической науке:

а) политическая жизнь – это подсистема среди других подсистем социума (экономика, культура, социальная структура), находящаяся в общей окружающей среде;

б) ПС – это ряд взаимодействий, посредством которых в обществе распределяются необходимые ценности и ресурсы;

в) ПС имеет регулирующий и саморегулирующий потенциалы, позволяющие корректировать внутренние процессы системы;

г) ПС может сохранять устойчивость при наличии определенного баланса между входящими и исходящими воздействиями и импульсами;

д) ПС динамична.

 

С позиций институционального подхода ПС – это совокупность конкретных организаций и учреждений (государство с его системой учреждений, политические партии, профсоюзы, молодежные и другие общественные организации и объединения), осуществляющих руководство, управление социальной жизнью. Одним из первых в СССР в 1960-е гг. категорией «политическая система» стал пользоваться Ф.М. Бурлацкий. Разделы под названием «Политическая система общества» вошли в конституции СССР 1977 г., Сальвадора (1983 г.), Никарагуа (1987 г.). В болгарской конституции 1971 г. был раздел «Социалистическая политическая система».

Советские теоретики Ф.А.Бурлацкий и А.А.Галкин развивали институциональный подход и выделили три функции политической системы: определение целей и задач общества; мобилизация ресурсов; легитимизация власти.

Структура ПС

Подсистемы ПС: институциональная, нормативная, коммуникативная (информационная), культурно-идеологическая, функциональная.

Функциональная подсистема политики воплощается в политическом режиме (в данном смысле ПС – это комплекс взаимодействующих средств, методов организации и функционирования механизмов осуществления власти, борьбы за власть и оказания влияния на ее осуществление)

 

Б.А.Исаев в структуру ПС включает:

Институциональная подсистема - «политические институты - учреждения и организации как государственного, так и общественного характера, которые отражают интересы социальных групп общества и составляют костяк ПС»;

Нормативнаяподсистема – «политические и правовые нормы - нормы конституции и законов, регулирующих взаимоотношения государственных институтов, политических партий, общественных организаций, регламентирующих функционирование ПС»;

коммуникативная подсистема – «политические отношения и коммуникации - отношения между институтами + отношения между всеми субъектами и объектами политического процесса, осуществляемые по определенным каналам»;

культурно-идеологическаяподсистема – «политическое сознание и информация - идеальное отражение всех реальных политических процессов, включающее научное и обыденное знание, общественное мнение, идеологии, информацию, работу СМИ, пресс-бюро всех политических институтов, PR агенств».

 

В системных моделях политики деятельность органов судебной власти трактуется как контрольная, а данные органы включены в ПС.

В рамках институциональных трактовок судебные органы, а также контрольно-надзорные органы не включены в ПС. Это делается на основе признания их независимости от политического процесса.

 

Для структурно-функциональных концепций ПС в качестве базовых единиц выступают роли и ролевые структуры. Так, Г. Алмонд в качестве элементов ПС называет политическое сообщество, должностных лиц, правовые нормы, ценности, принципы, территорию.

Культурологические концепции ПС направлены на анализ политических убеждений, мнений и ценностей индивидов.

Исходя из системного подхода разработаны следующие модели ПС: модель «вход-выход», структурно-функциональная модель, информационно-кибернетическая модель.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.