Использование железобетонных и чугунных пригрузов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Использование железобетонных и чугунных пригрузов

2017-12-22 588
Использование железобетонных и чугунных пригрузов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самым распространённым методом балластировки трубопроводов, прокладываемых в обводнённой и болотистой местности, является применение железобетонных утяжелителей (ЖБУ).

Конструктивное исполнение ЖБУ включает пять разновидностей: П-образные, кольцевые, поясные, сборно-блочные и заливаемые твердеющие растворы, в том числе системы типа «труба в трубе» с межтрубным цементно-песчаным заполнителем.

Наиболее распространены утяжеляющие ж/б пригрузы различных типов и размеров: тип УБО, УБК-М. Эти грузы следует применять для балластировки трубопроводов на переходах через болота различных типов и малые водотоки, на выпуклых и вогнутых кривых и прямолинейных участках, прилегающих к ним, на углах поворота в горизонтальной плоскости, на участках выхода трубопровода на поверхность, имеющего положительную температуру. Сюда же относятся и пойменные участки трубопроводов, прилегающие к водным преградам и подверженные паводковым затоплениям. Таким образом, опасность всплытия трубопроводов достаточно реальна.

Самый распространённый вид пригрузов – седловидные. Главным недостатком этого груза является то, что, центр тяжести конструкции расположен выше оси трубопровода, а это приводит к тому, что нередко положение равновесия нарушается и пригруз опрокидывается. Кроме того, возможна поломка пригруза в вершине седла, вследствие малого сопротивления бетона изгибу.

Указанные недостатки частично устранены в конструкциях шарнирного пригруза и пригруза типа СУГ, однако устойчивость их недостаточна. Привлекательна своей устойчивостью конструкция пригруза УБО, т. к. центр тяжести конструкции размещается ниже оси трубопровода. Однако использование железобетонных пригрузов связано с большими капиталовложениями, т. к. расход железобетона очень велик. В условиях обводнённой и заболоченной местности балластировка трубопроводов осуществляется одиночными и групповыми железобетонными пригрузами.

Опасность всплытия трубопроводов имеет место на обводняемых участках их трассы. К обводняемым относятся участки трассы трубопровода, на которых происходит постоянное или временное превышение уровня грунтовых вод над уровнем дна траншеи и связанное с этим воздействие на трубопровод выталкивающей силы воды. Обводнение участков в процессе строительства и эксплуатации может происходить за счёт притока талых и дождевых вод через боковые стенки и дно в открытую траншею или в грунт обратной засыпки, бокового притока поверхностных и грунтовых вод из-за перераспределения стоков, вызванных отрывкой траншеи, оттаивания грунта вокруг трубопровода при транспортировке.

Недостатки применения ЖБУ состоят в их высокой стоимости и недостаточной надёжности для пучинистых грунтов вечной мерзлоты. В системе магистральных газопроводов на участке Ямбург – Ныда выявлены сотни всплывших участков газопроводов, забалластированных железобетонными утяжелителями типа УБК, УБО. Общее растепление вечной мерзлоты в первые годы работы газопровода привело к массовым всплытиям его участков. Жёсткие связи в системе «трубопровод – закрепляющая конструкция – грунтовое основание» в период пучения промерзающего грунта не выдерживают усилий, возникающих при подъёме трубопровода и разрываются в силу того, что не способны компенсировать вертикальные перемещения трубопровода и перераспределить их между отдельными закрепляющими устройствами. Кроме того, взаимодействие этих устройств с трубопроводом создаёт значительные локальные нагрузки, повреждающие изоляционное покрытие и вызывающие повышение напряжений изгиба в стенке труб.

Для балластировки трубопроводов, сооружаемых в сложных условиях, используются утяжелители, охватывающие по боковым образующим (типа УБО), опирающиеся на него, седловидные (типа УБК) и кольцевые (типа УТК) (рис. 1).

1 – утяжелитель 2-УТК; 2 – шпилька МС; 3 – шайба МС; 4 – гайка М20.

Рисунок 1 – Железобетонный утяжелитель типа 2-УТК

 

Железобетонные утяжелители типа УБО применяются для балластировки трубопроводов круглогодично – на переходах через болота различных типов, на обводненных участках, в поймах рек и на вечномёрзлых грунтах, за исключением участков трубопроводов, получающих в процессе эксплуатации продольные перемещения более 40 мм, а при использовании мягких силовых поясов – более 50 мм. Утяжелитель типа УБО (рис. 2) состоит из двух железобетонных блоков и двух металлических, защищённых изоляционным противокоррозионным покрытием, или мягких, изготовленных из прочного долговечного синтетического материала, соединительных поясов.

Для создания замкнутого контура при групповом размещении утяжелителей на трубопроводе следует использовать утяжелители модернизированные (типа УБО-М), в которых соединительные пояса устанавливаются в глухие пазы, размещённые на бетонных блоках, или утяжелители УБО-ПМ, представляющие собой разновидность утяжелителя УБО-М, в котором изъята часть бетона, превращающая бетонный блок в ёмкость для грунта.

Рисунок 2

Железобетонные утяжелители типа УБО (охватывающего типа) следует применять для балластировки трубопроводров на всех категориях местности, а также углах поворота и участках выхода трубопровода на дневную поверхность.

К числу утяжелителей охватывающего типа следует отнести железобетонный утяжелитель типа УБГ представляющий собой корытообразную ёмкость, заполняемую грунтом засыпки и состоящий из трёх, шарнирно соединённых между собой прямоугольных плит, боковые из которых имеют сквозные отверстия или анкерующие элементы, через которые проходят или к которым крепятся два соединительных пояса.

Железобетонные утяжелители типа УБО и УБО-М (охватывающего типа) следует применять для балластировки трубопроводов на всех категориях местности, а также углах поворота и участках выхода трубопровода на дневную поверхность.

Опирающиеся на трубопровод железобетонные утяжелители клиновидного типа 1-УБКМ целесообразно использовать для балластировки с заводской изоляцией на обводнённых и заболоченных территориях, в вечномёрзлых грунтах, а также на болотах с мощностью торфяной залежи, не превышающей глубины траншеи.

Железобетонные утяжелители типа УБГ (рис. 3) и УБТ следует применять для балластировки трубопроводов в обводненной и заболоченной местности, в вечномёрзлых грунтах, а также на переходах через болота с мощностью торфяной залежи, не превышающей глубины траншеи (при усло-

вии заполнения их минеральным грунтом).

Отличительной особенностью балластировки трубопроводов утяжелителями типа УБГ является то, что их установка в траншею должна производиться до укладки трубопровода в траншею, а замыкание под трубопроводом соединительных поясов – после укладки трубопровода на проектные отметки. Опирающиеся на трубопроводы железобетонные клиновидные утяжелители (типа УБКм) возможно применять для балластировки трубопроводов в зимних и летних условиях на переходах через болота с мощностью торфяной залежи, не превышающей глубины траншеи, на обводнённых и заболоченных участках, в поймах рек и на территориях, сложенных вечномёрзлыми грунтами.

1 – газопровод; 2 – приямок в траншее для установки утяжелителя; 3 – шарнирносоединённые плиты; 4 – силовой соединительный пояс; 5 – дно траншеи.

Рисунок 3 – Железобетонный утяжелитель типа УБГ

 

Не допускается установка утяжелителей на участках трубопроводов, получающих в процессе эксплуатации продольные перемещения более 40 мм. Железобетонный утяжелитель типа 1-УБКм (рис. 4, табл. 2) представляет собой конструкцию седловидного типа с клиновидной внутренней поверхностью, образованной двумя цилиндрическими взаимно пересекающимися поверхностями с радиусом, превышающим радиус трубопровода.

Рисунок 4 – Железобетонный утяжелитель типа 1-УБКМ

 

Надлежащая устойчивость утяжелителей типа 1-УБКм (в процессе эксплуатации) обеспечивается лишь при наличии минеральных грунтов в основании траншеи. При мощности торфяной залежи, превышающей глубину траншеи, такие грузы в результате подвижек трубы могут потерять устойчивость.

Утяжелители типа УБО устанавливаются на трубопроводе либо по одному через равные расстояния между ними, либо групповым методом.При групповом методе установки утяжелители укладываются отдельными участками вплотную друг к другу; при этом общее их количество и расстояния между грунтами должно соответствовать требованиям проекта.

К числу утяжелителей опирающегося типа следует отнести железобетонный трёхсекционный утяжелитель (типа УБТ), в состав комплекта которого входят два трёхсекционных блока, каждый из которых состоит из продольной стенки и двух опирающихся на трубопровод, поперечно размещённых диафрагм. При этом поперечные диафрагмы шарнирно соединены с продольной стенкой. Монтаж утяжелителя типа УБТ осуществляется после укладки трубопровода в траншею на проектные отметки. Область его применения определяется требованиями нормативных документов по его применению в трубопроводном строительстве.

Железобетонные утяжелители трубопровода кольцевые (типа УТК) рекомендуется применять на переходах через болота и обводнённые участки при сооружении их методом сплава или протаскивания, преимущественно, в летний период.

Одним из условий надёжной работы трубопроводных систем является обеспечение устойчивого положения подземного трубопровода на проектных отметках. Этого позволяет достичь балластировка, одним из надёжных способов которой является обетонирование – нанесение бетонного балластного покрытия на предварительно изолированную трубу.

Трубы с балластным покрытием широко используются на участках морских переходов, переходов через реки и озёра и прокладки в заболоченной местности. Из перечисленных условий наиболее щадящие условия эксплуатации обетонированного трубопровода в заболоченной местности, где основное назначение балластного слоя, – обеспечение устойчивого высотного положения.

В условиях эксплуатации балластированного трубопровода на участках речных и морских переходов к балластирующей функции бетона добавляется защитная. Здесь бетонное покрытие призвано обеспечить целостность стального трубопровода при возможных воздействиях на него якорей речных судов, паромов, барж, тралов рыболовных судов, рабочих частей строительной техники, ледовых перемещений, волн и течений. Данный вид балластировки следует рассматривать и как мощное дополнительное защитное покрытие, повышающее надёжность морских подводных трубопроводов и труб, укладываемых в водонасыщенных грунтах.

Основным недостатком обетонированных труб является их высокая стоимость. За счёт своего веса они требуют значительных затрат на транспортировку до объекта строительства, на укладку в траншею и приводят к увеличению трудозатрат на строительной площадке.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.