Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-12-22 | 587 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
Все
Здесь условие – одна из команд проверки условия.
Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов
Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
Если справа свободно то
Вправо
Закрасить
Все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
Если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
Вправо
Все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
Нц пока справа свободно
Вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у её левого конца.
На рисункеуказан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Р | |||||||||
|
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и левее вертикальной стены, кроме клетки, в которой находится Робот перед выполнением программы. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.
Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
Сохраните алгоритм в файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|». | Пропускаем клетку, в которой стоит Робот вправо | Двигаемся вправо, пока не дойдём до прохода в горизонтальной стене | Закрашиваем пройденные клетки нц пока не сверху свободно закрасить вправо кц | Двигаемся дальше до горизонтальной стены нц пока сверху свободно вправо кц | Двигаемся вправо, пока не дойдём до вертикальной стены | Закрашиваем пройденные клетки нц пока справа свободно закрасить вправо кц | Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в вертикальной стене | Закрашиваем пройденные клетки нц пока не справа свободно закрасить вниз кц | Двигаемся дальше до вертикальной стены нц пока справа свободно вниз кц | Двигаемся вниз,до конца вертикальной стены | Закрашиваем пройденные клетки нц пока не справа свободно закрасить вниз кц Возможны и другие варианты решения |
|
Указания по оцениванию | Баллы |
Алгоритм правильно работает при всех допустимых исходных данных | |
При всех допустимых исходных данных верно следующее: 1) выполнение алгоритма завершается и при этом Робот не разбивается; 2) закрашено не более 10 лишних клеток; 3) остались незакрашенными не более 10 клеток из числа тех, которые должны были быть закрашены | |
Задание выполнено неверно, то есть не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла | |
Максимальный балл |
Оценивание этого задания экспертом производится путем анализа записанного алгоритма, поиска в нем ошибок, проверки, верно ли алгоритм выполняет задачу и т.д.
Прежде всего следует отметить, что записанный алгоритм должен работать при любых длинах горизонтальной и вертикальной стен, а также проходов в них, а не только для того примера, который приведен в условии задачи. Решения, работающие только при каких-то конкретных размерах коридора, оцениваются в 0 баллов, поскольку они решают задачу только для частного случая. Пример такого решения:
Пример решения | Оценка | Комментарий |
вправо закрасить вправо закрасить вправо закрасить вправо вправо закрасить вправо закрасить вниз закрасить вниз закрасить вниз вниз вниз закрасить вниз закрасить вниз | Задание решено только для частного случая, изображенного на рисунке |
Таким образом, любое правильное решение этой задачи обязательно должно содержать минимум два цикла, перемещающие робота вдоль стен, то есть:
Нц пока справа свободно
Вправо
кц
и
Нц пока не справа свободно
Вниз
кц
Первый цикл приведет Робота в угол двух стен, а второй выведет под стену, находящуюся справа. Однако, так как в вертикальной стене есть разрыв, одного этого цикла будет недостаточно.
Если такие циклы в алгоритме отсутствуют, то задание решено неверно в любом случае и оценивается в 0 баллов.
|
Далее эксперт должен ответить на вопросы:
1. Завершает ли работу проверяемый алгоритм (то есть верно ли, что алгоритм не содержит бесконечных циклов)?
2. Остается ли робот цел в результате исполнения алгоритма (то есть верно ли, что робот не разрушается от столкновения со стеной)?
3. Полностью ли робот выполняет поставленную задачу, то есть закрашивает все требуемые клетки.
Если ответы утвердительные на все вопросы, то есть алгоритм всегда заканчивает свою роботу, робот не разрушается при исполнении алгоритма и полностью выполняет поставленную в условии задачу, то задание оценивается в 2 балла.
При этом не учитываются синтаксические ошибки в записи алгоритма, то есть проверяется умение составить алгоритм, а не синтаксически правильно его записать (поскольку учащийся может быть не знаком с формальным синтаксисом того алгоритмического языка, который используется для записи алгоритма). Алгоритм также может быть записан с использованием другого синтаксиса алгоритмического языка, более знакомого учащимся. Таким образом, оценивается только алгоритмическая правильность решения, но не синтаксис записи алгоритма.
Задание оценивается в 1 балл, если закрашены не все клетки, которые должны быть закрашены, или закрашено несколько лишних клеток. Как правило, это одна пропущенная или неправильно записанная команда (например, закрашивается первая клетка, на которой стоит Робот или закрашивается одна из клеток под проходом сверху или слева от прохода в правой стене, что может быть результатом неправильного чередования команд движения и закрашивания в теле цикла.
Выполняя оценивание, эксперт должен определить, какое количество лишних клеток будет закрашено в том случае, если длины стен и проходов очень большие. Так, 0 баллов должно быть оценено решение, в котором Робот закрашивает все клетки от первоначального положения до стены справа, в том числе все клетки под проходом в горизонтальной стене.
Задание оценивается в 0 баллов, если закрашивается (не закрашивается) более 10 лишних клеток при очень больших размерах стен и проходов или алгоритм изложен неверно. Также в 0 баллов оценивается решение, не имеющее завершения или приводящее к аварийному останову.
|
Методические рекомендации по оцениванию задания 20.2
Задание 20 в варианте 20.2 проверяет умение записать алгоритм на языке программирования. Оно проверяет умения, связанные с созданием простейших программ, содержащих цикл и ветвление внутри цикла, на одном из языков программирования. Пример задания 20.2:
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 4, но не кратных 7. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 4 и не кратное 7.
Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа
не превышают 30 000.
Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 4,
но не кратных 7.
Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
4 16 28 26 24 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль: var n,i,a,k: integer; begin readln(n); k:= 0; for i:= 1 to n do begin readln(a); if (a mod 4 = 0) and (a mod 7 <> 0) then k:=k+1; end; writeln(k) end. Возможны и другие варианты решения. |
Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты:
| ||||||||||||
Указания по оцениванию | Баллы | |||||||||||
Предложено верное решение. Программа правильно работает на всех приведённых выше тестах. Программа может быть записана на любом языке программирования | ||||||||||||
Программа выдаёт неверный ответ на одном из тестов, приведённых выше. Например, решение, в котором неправильно задано условие отбора чисел (a mod 10 = 4) выдаст неправильный ответ на тесте № 2. | ||||||||||||
Программа выдаёт на тестах неверные ответы, отличные от описанных в критерии на 1 балл | ||||||||||||
Максимальный балл | 2 |
Решением данного задания является программа, записанная на одном из языков программирования. Эксперт должен выяснить, правильно ли работает данная программа.
Прежде всего эксперт должен установить язык программирования, на котором записана программа – как правило, это тот язык программирования, который изучался школьниками. Затем эксперт должен скомпилировать программу (если программа записана на компилируемом языке программирования) и запустить ее. Если программа содержит синтаксические ошибки, и потому ее компиляция и запуск невозможны, то задание оценивается в 0 баллов (так как данное задание выполняется учащимися за компьютером, при этом у учащихся есть возможность компилировать и запускать программу, редактировать текст программы, исправлять синтаксические и алгоритмические ошибки, то программа, которая не может быть скомпилирована и запущена должна оцениваться в 0 баллов).
|
Правильная программа должна содержать следующие части:
1. Ввод данных.
2. Нахождение ответа.
3. Вывод ответа.
Программа, которая не содержит ввода данных (например, данные для работы программы задаются константами в ее исходном коде) или не содержит вывода ответа, также оценивается в 0 баллов.
Затем эксперт должен определить, как необходимо вводить данные в программу и выводить результат. Использование стандартного ввода (считывание с клавиатуры, например, оператор Read в Паскале) и стандартного вывода (вывод на экран, например, оператор Write в Паскале) не являются единственно возможными способами, например, возможны и такие варианты:
1. Ввод-вывод данных с использованием файлов.
2. Ввод-вывод данных через графический интерфейс (поля ввода, «ползунки» и т.д.).
3. Ввод-вывод с использованием средств локальной сети и интернета.
4. Другие технологии ввода-вывода данных.
Установив метод ввода-вывода данных, эксперт должен проверить, верно ли составлен алгоритм решения задачи. Для этого эксперт запускает программу, вводит тестовые примеры, которые приведены в критериях оценивания и проверяет, правильный ли ответ выдала программа, после чего повторяет эту операцию для всех тестовых примеров, указанных в критериях оценивания. Например, для входных данных «2 28 4» программа должна вывести «1». Если программа выдает правильный ответ, то данный тест считается пройденным, если программа выдает неправильный ответ, или не завершает свою работу из-за зацикливания, или аварийно завершает свою работу из-за алгоритмической ошибки (например, деление на ноль), то данный тест не засчитывается. Вывод о правильности программы делается в том случае, если программа проходит все тесты.
Оценка в 2 балла за задание 21 выставляется, если программа правильная (выдает верный ответ на всех тестах).
Оценка в 1 балл выставляется, если она содержит одну ошибку, то есть дает неверный ответ на одном из тестов.
Оценка в 0 баллов выставляется, если программа не проходит два и более теста, то есть не работает как минимум в половине случаев.
Материалы для самостоятельной работы экспертов ОГЭ по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом.
Общие подходы к организации работы экспертов ПК ОГЭ
по оцениванию заданий с развернутым ответом
Задания с развернутым ответом экзаменационной работы по информатике и ИКТ содержатся во второй части работы. В отличие от других предметов, а также в отличие от вариантов Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ, задания с развернутым ответом ОГЭ по информатике и ИКТ представляют собой практическое задание, выполнение которого производится учащимся на компьютере. Результатом выполнения каждого из заданий является отдельный файл. После окончания экзамена организаторы экзамена осуществляют сбор файлов с выполненными заданиями и передают их на проверку экспертной комиссии.
Эксперт получает электронный носитель с файлами ответов на задания. Файлы кодируются числовыми идентификаторами участников, в протоколе выставления оценок за задания указываются идентификаторы. Каждому идентификатору должно быть сопоставлено три файла: электронная таблица с решением задания 19, текстовый файл с алгоритмом для исполнителя Робот (файл может иметь расширение.kum, если он создан в среде разработки и исполнения алгоритмов на школьном алгоритмическом языке «Кумир») – решение задания 20 и текстовый файл с программой на языке программирования высокого уровня, созданный либо в соответствующей среде программирования, либо в текстовом редакторе. Расширение файла будет соответствовать использованной среде программирования.
При выполнении заданий с развернутым ответом используется специальное программное обеспечение. Рекомендуется использовать то программное обеспечение, которое использовалось в данном образовательном учреждении при освоении учебной программы по информатике и ИКТ, то есть используемое программное обеспечение должно быть знакомо учащимся.
Задание 19 заключается в обработке большого массива данных с использованием электронной таблицы. Для выполнения данного задания необходимо использовать программу электронных таблиц, например, ОpenOffice.org Calc, LibreOffice Calc, Gnumeric, Koffice Kspead, Microsoft Excel, Microsoft Works или другую программу.
Для выполнения задания учащемуся предоставляется файл электронной таблицы, содержащей исходные данные для выполнения задания. Данные файлы создаются разработчиками КИМ и являются неотъемлемой частью экзаменационных материалов. Использовать другие файлы (не те, что прикладываются к варианту КИМ) для выполнения данных заданий нельзя, так как это приведет к тому, что учащимися будут получены неверные ответы на предложенные задания. Исходные файлы с данными предоставляются в наиболее распространенных форматах электронных таблиц: Microsoft Excel версий 2003 (расширение файла.xls) и 2007 (расширение файла.xlsx), OpenDocument Spreadsheet (формат, используемый в OpenOffice.org, расширение файла.ods). Кроме того представляются данные в простом текстовом формате, с разделением полей при помощи запятых (формат CSV).
При выполнении задания 19 учащийся находит ответы на вопросы, сформулированные в задании, используя средства электронной таблицы: формулы, функции, операции с блоками данных, сортировку и поиск данных и записывает ответы в указанные ячейки электронной таблицы, после чего сохраняет электронную таблицу в формате, установленном организаторами экзамена. Результатом выполнения этого задания является файл электронной таблицы, содержащий ответы на поставленные вопросы.
При проверке этого задания эксперт по расширению файла устанавливает использовавшуюся версию табличного процессора и запускает его. Далее проверка происходит в среде этого процессора.
В том случае, если открыть файл с этим расширением не удастся, эксперт пытается применить средство преобразования таблиц, встроенное в один из наиболее распространенных табличных процессоров и прочесть представленный файл как электронную таблицу.
Решение задания 20 записывается в виде текстового файла алгоритма в текстовом процессоре или непосредственно в среде Кумир. Эксперт открывает этот файл либо в среде Кумир, либо в текстовом редакторе и переносит текст программы с помощью буфера обмена в среду Кумир.
Решение задания 21, где необходимо реализовать алгоритм на языке программирования, знакомом учащимся, является файл, содержащий исходный текст программы на изучаемом языке программирования, созданной в среде разработки программ.
Таким образом, эксперты получают для проверки несколько файлов (один файл для каждого выполненного учащимся задания). Для проверки выполненных заданий эксперт открывает файл в приложении, работающим с данным форматом файлов (то есть, в электронной таблице – для задания 19, в среде учебного исполнителя или текстовом редакторе – для задания 20, в среде разработки – для задания 21), проверяет правильность ответов учащихся и выставляет оценку за задание в соответствии с критериями оценивания. На рабочих станциях экспертов рекомендуется установить те же версии программного обеспечения, которые использовались учащимися при выполнении заданий.
Если формат проверяемого файла не соответствует тому формату, в котором требовалось сдать выполненные задания, эксперту необходимо попробовать установить формат файла, и открыть сданный файл с учетом его формата, возможно, с использованием средств импорта файлов из другого формата или с использованием другого приложения. Если эксперту удалось открыть файл в другом формате, то задание проверяется на основании критериев, оценка за сохранение файла в неверном формате (или с неверным именем) не снижается. Если эксперту не удалось установить формат файла и прочитать его содержание, то за данное задание выставляется оценка в 0 баллов.
Тренинг по оцениванию задания 19
Разберем задание 19 одного из вариантов КИМ ОГЭ.
19 |
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
A | B | C | D | |
округ | фамилия | предмет | балл | |
С | Ученик 1 | физика | ||
В | Ученик 2 | физкультура | ||
Ю | Ученик 3 | биология | ||
СВ | Ученик 4 | обществознание |
В столбце A записан код округа, в котором учится ученик, в столбце
B – фамилия, в столбце C – выбранный учеником предмет, в столбце
D – тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся
в этой таблице, ответьте на два вопроса:
1. Сколько учеников, которые проходили тестирование по математике, набрали более 500 баллов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников, которые проходили тестирование по математике? Ответ на этот вопрос запишите
в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |
Решение для OpenOffice.org Calc и для Microsoft Excel Задание допускает много способов решения. Ниже приведено одно из возможных решений. Подготовительная часть. В ячейку Е2 запишем формулу =ЕСЛИ(И(C2="математика"; D2>500); 1;0)) или =IF(AND(C2="математика"; D2>500); 1;0) (здесь и далее первая формула используется для русскоязычного интерфейса, вторая – для англоязычного) В ячейку F2 запишем формулу =ЕСЛИ(C2="математика"; D2; 0) или =IF(C2="математика"; D2; 0) Скопируем эти формулы во все ячейки диапазона Е3:F1001. Задание 1. В ячейку H2 запишем формулу =СУММ(E2:E1001) Или =SUM(E2:E1001) Задание 2. В ячейку I2 запишем формулу =СЧЁТЕСЛИ(F2:F1001; ">0") или =COUNTIF(F2:F1001; ">0") В ячейку I3 запишем формулу =СУММ(F2:F1001) или =SUM(F2:F1001) В ячейку H3 запишем формулу =I3/I2 Возможны и другие варианты решения. Например, при выполнении задания 1 можно упорядочить данные так, чтобы нужные строки стояли подряд, а потом подсчитать их количество, используя нумерацию строк. Если задание выполнено правильно, и при выполнении задания использовались файлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания, то должны получиться следующие ответы: На первый вопрос: 60. На второй вопрос: 558,85. | |
Указания по оцениванию | Баллы |
Получены правильные ответы на оба вопроса. Допустима запись ответа в другие ячейки (отличные от тех, которые указаны в задании), при условии правильности полученных ответов. Допустима запись ответов с точностью более двух знаков. | |
Получен правильный ответ только на один из двух вопросов. | |
Правильные ответы не получены ни на один из вопросов. | |
Максимальный балл | 2 |
При выполнении этого задания учащиеся должны использовать файл со входными данными, подготовленный разработчиками КИМ для проверки данного задания. Данный файл содержит 1000 записей, которые необходимо обработать средствами электронной таблицы и найти ответы на вопросы, сформулированные в задании. Распечатка файла данных приводится в приложении к данной брошюре. Если задание было выполнено учащимся правильно, и использовались именно те файлы, которые были подготовлены для проверки данного задания, то учащийся должен получить такие же верные ответы, которые указаны в критериях оценивания.
Поскольку исходные файл содержит большое число записей, то «ручная» обработка данного файла, например, путем просмотра всех записей практически невозможна и для решения задания необходимо использовать специальные средства электронных таблиц – формулы, относительные ссылки, функции, сортировка данных и т.д.
Данное задание является весьма творческим и имеет множество различных решений, использующих различные средства электронных таблиц, поэтому оценивается не ход выполнения задания, а правильность полученных числовых ответов. Поэтому проверка этого задания не вызывает, как правило, особых затруднений: за правильные ответы на оба вопроса задание оценивается в 2 балла, за правильный ответ только на один вопрос задание оценивается в 1 балл, иначе задание оценивается в 0 баллов.
Разберем варианты решений, представленных учащимися, и проведем процедуру оценивания в соответствии с критериями.
Образец 1.1.
Так выглядит электронная таблица с эталонным решением. Единственный недочет здесь – слишком большая точность ответа на второй вопрос, но это вполне соответствует формулировке задания («не менее двух знаков после запятой»). При работе эксперта с файлом он легко видит формулы, стоящие в ячейках E2:F1001 и H2:I3, и эти формулы соответствуют написанным в образце решения (на снимке показана формула в ячейке F15).
Оценка: 2 балла.
Образец 1.2
Внешне верхняя часть таблицы незначительно отличается от предыдущей (второе значение записано не в ячейке H3, а в ячейке I4, что является недочетом, но не должно вызывать автоматического снижения балов), но значения в ячейках H2:I4 отличаются. При этом формулы, записанные в ячейках H2 и I2:I4, соответствуют приведенным в решении. Значения изменились от того, что формулы в диапазонах E2:E1001 F2:F1001 заполнены не до конца диапазона. Эксперту не обязательно устанавливать причину ошибки, так как формально оценивается только наличие верного ответа, но желательно проверить, что исходные данные совпадают с эталоном, а при заполнении диапазона E2:F1001 допущена ошибка.
В любом случае, согласно критериям правильные ответы не получены ни на один из вопросов.
Оценка: 0 баллов
Образец 1.3
В данном случае ход решения был иным: экзаменующийся воспользовался функцией фильтрации, отобрал только записи об учениках, сдававших математику и отсортировал отобранные записи по убыванию баллов. Далее он перенумеровал строки, вручную определил сколько записей соответсвуют первому критерию и написал верную формулу подсчета среднего балла по математике (формула верна потому, что в модифицированной таблице все учащиеся сдавали математику). Получено 2 верных значения.
Оценка: 2 балла
Тренинг по оцениванию задания 20.1
Задание 20 проверяет умение записать формальный алгоритм с использованием инструкций ветвления и цикла для формального исполнителя «Робот». Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или же записан в текстовом редакторе. Формулировке задания 20 предшествует описание команд исполнителя и синтаксиса записи алгоритмических конструкций ветвления и цикла, поэтому задание может быть выполнено даже теми школьниками, которые не знакомы с используемым синтаксисом языка, но владеют основами алгоритмизации.
Приведем пример задания 20 из варианта 1, использовавшегося на апробации.
20.1 |
Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
У Робота есть девять команд. Пять команд – это команды-приказы.
Четыре из них управляют перемещениями Робота:
Вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит
команду передвижения сквозь стену, то он разрушится
Также у Робота есть команда закрасить,при которойзакрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!