Курса «Возрастная психология» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Курса «Возрастная психология»

2017-12-22 280
Курса «Возрастная психология» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1

Психическое развитие и возраст как предмет психологического исследования. История становления возрастной психологии как науки и ее задачи на современном этапе. Методология и методы исследования

Детство, взрослость и старость: их роль, место и проблемы в жизни отдельного индивидуума и общества в целом. Исторический анализ понятия «детство». Психическое развитие и возраст как предмет психологического исследования. Понятие возраста. Виды возрастов: хронологический паспортный, биологический, психологический и социальный. Типы возрастных изменений: эволюционные, революционные, и ситуационные. Специфика понятий: детская психология, возрастная психология, психология развития, генетическая психология. Возрастная психология как наука о возрастных особенностях и закономерностях психического развития человека в онтогенезе, ее связь с различными отраслями психологии и другими науками: физиологией, анатомией, генетикой, педагогикой, медициной и пр. Системный подход к изучению психического развития человека.

Краткая история становления возрастной психологии. Роль различных школ, направлений подходов, теорий, концепций отечественной и зарубежной психологии в решении проблем психического развития и формирования личности человека. (психоаналитический подход, бихевиоральный подход, теории социального научения, культурно-исторический подход, нормативный подход, теория конвергенции и пр.).

Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии на современном этапе.

Методологические принципы возрастной психологии: детерминизма, развития психики, сознания в деятельности, единства сознания и деятельности, объективности, научности, возрастного, индивидуального и личностного подхода, комплексности, системности, систематичности, гуманизма и педагогического оптимизма, получения добровольного согласия на исследование, конфиденциальности, осведомленности о результатах, привилегии участников. Стратегии, формы, методы и методики исследования в возрастной психологии. Специфика применения методов исследования в детской психологии, этические аспекты работы детского психолога.

Понятия и термины: возраст; психическое развитие; рост, созревание; совершенствование; онтогенез; ребенок; хронологический (паспортный), биологический, социальный, психологический возрасты; эволюционные, революционные и ситуационные возрастные изменения; геронтопсихология; «поперечный срез»; «продольный срез»; лонгитюдиальный (лонгитюдный) метод; констатирующий и формирующий эксперименты; системный подход, психоаналитический подход, культурно-исторический подход, бихевиоральный (бихевиористский) подход, нормативный подход, научение, теория конвергенции, теория рекапитуляции, биогенетический закон.

 

Тема 2

Источники, движущие силы, закономерности и динамика психологического развития и формирования личности в онтогенезе

Понятие психического развития. Проблема источников, движущих сил и условий психического развития человека и ее решение в психологии. Основные механизмы развития личности: идентификация и обособление. Роль наследственности, социальной среды и собственной активности человека в психическом развитии. Теории психического развития (Ст. Холл, А. Гезелл, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б.Скиннер, А.Бандура, К.Бюллер, Дж. Брунер, В. Штерн, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон, Ж. Пиаже, А.Валлон, Х.Вернер, Г.Олпорт, К.Роджерс, Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, А.Леонтьев, Л.Божович и др.). Культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л.Выготский). Проблема взаимосвязи процессов развития, обучения и воспитания в различных теориях. Феномен «зоны ближайшего развития» (Л. Выготский).

Закономерности психического развития ребенка: детерминированность психики, качественное своеобразие и неповторимость каждого возраста, неравномерность и гетерохронность, сенситивность (сензитивность), дифференциация и интеграция психических процессов, свойств и качеств, пластичность, стадиальность развития, преемственность психического развития, переходный и критический характер отдельных периодов (кризисность развития), необратимость психологического развития, мобильность границ возраста усложнение психического развития, индивидуализация психического развития и др.

Отклонения в психическом развитии: одаренность, задержки психического развития. Причины отклонений. Понятие о патологиях психического развития.

Проблема периодизации возрастного развития. Теории периодизаций психического развития по различным основаниям (З.Фрейд, Э.Эриксон, Д.Эльконин, Ж. Пиаже, Дж. Брунер, А.Валлон, Л.Кольберг, Ш. Бюллер, А.В. Петровский и др.).

Понятия и термины: биогенетический (биологизаторский ) подход; концепция рекапитуляции; биогенетический закон, теория трех ступеней; нормативный подход; социогенетический (социологизаторский) подход; теория конвергенции; теория социального научения; психоаналитический подход; периодизация психосексуального развития; оральная стадия; анальная стадия; фаллическая стадия; латентная стадия; генитальная стадия; «Эдипов комплекс»; «Комплекс Электры»; эпигенетическая теория психосоциального развития; эгоидентичность и групповая идентичность; кризис идентичности; психический мораторий; адаптация; ассимиляция; аккомодация; эгоцентризм; стадии и периоды развития интеллекта: сенсомоторный интеллект; репрезентативный интеллект и конкретные операции, репрезентативный интеллект и формальные операции; социализация; фазы адаптации, индивидуализации, интеграции; механизмы развития личности: экстрариоризационная идентификация и интериоризационная идентификация; социальная ситуация развития; внутренняя позиция; ведущий тип деятельности; психические новообразования; высшая психическая функция; основной закон психического развития; интериоризация; актуальный уровень развития; зона ближайшего развития; сенситивность (сензитивность); возрастной кризис; гетерохронность; неравномерность; необратимость; пластичность; интеграция психики; акселерация; ретардация; психический инфантилизм; астения; задержка психического развития; одаренность и пр.

 

Тема 3

Психическое развитие ребенка в перинатальный период и эпоху раннего детства

Понятие перинатальной (пренатальной) психологии как науке о психическом развитии ребенка во время его внутриутробной жизни и родов. Внутриутробное развитие, подпериоды развития: яйцо, эмбрион, плод. Кризис рождения.

Психическое развитие ребенка на первом году жизни: новорожденность и младенчество. Взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Основные рефлексы ребенка. Рецепторная и двигательная активность ребенка (сенсомоторное развитие). Ведущий тип деятельности и основные новообразования. Эмоциональное развитие. Начало речевого развития. Депривации психического развития: эмоциональная (материнская), социальная, сенсорная, двигательная и их последствия. Кризис 1 года.

Период раннего детства. Социальная ситуация развития. Ведущий тип деятельности. Психические новообразования. Развитие предметной деятельности. Начало продуктивной деятельности. Развитие познавательной сферы и речевое развитие ребенка. Предпосылки формирования личности ребенка в раннем детстве. Развитие самосознания. Кризис 3 лет и его симптомы (статья Л.С. Выготского «Кризис 3 лет»)

Понятия и термины: перинатальная (пренатальная) психология; кризис рождения; сенсорная и моторная активность (рецепторная и двигательная); «комплекс оживления»; слуховое и зрительное сосредоточение; гуление; лепет; автономная речь; пассивный словарь; активный словарь; двигательная, сенсорная, социальная и материнская депривации; доверие к миру; «госпитализм», госпитальные дети, непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность; орудийные действия, соотносящиеся действия; стадия «марания», «головоног»; наглядно-действенное мышление; сенсомоторный интеллект; кризис 3 лет, самосознание; полоролевая идентификация.

 

Тема 4

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Развитие игры, ее виды и роль в психическом развитии. Характеристика продуктивной деятельности дошкольника: лепка, рисование, конструирование. Рисуночная деятельность дошкольника и ее динамика (по В.С. Мухиной). Речевое развитие. Интеллектуальное развитие детей в дошкольный период. Новообразования психики. Формирование личности дошкольника и особенности его самосознания. Появление внутренней позиции ребенка. Кризис 7 лет (Л.С.Выготский) и его симптомы. Психологическая характеристика готовности ребенка к школьному обучению: объективная и субъективная готовность, методы определения школьной зрелости.

Понятия и термины: социальная ситуация развития дошкольника; сюжет; роль; игровые и реальные взаимоотношения; конструктивная деятельность; грамматический строй речи; ситуативная речь; контекстная речь; объяснительная речь; эгоцентрическая речь; интериоризация; наглядно-образное мышление; «феномен Пиаже», анимизм, кризис 7 лет, объективная и субъективная готовность к школе, мелкая и грубая моторика, вербальный и невербальный интеллект и др.


Тема 5

Психическое развитие и формирование личности

младшего школьника

Общая характеристика возраста: анатомо-физиологические особенности младшего школьника, психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу, проблема адаптации к школе. Кризис 7 лет. Социальная ситуация развития младшего школьника.

Учение – ведущий тип деятельности младшего школьника. Структура учебной деятельности, мотивация учения ребенка. Развитие познавательной деятельности учащихся младших классов, их познавательные возможности. Психические новообразования возраста.

Формирование личности в младшем школьном возрасте, особенности самосознания младшего школьника.

Понятия и термины: учение; обучение; научение; структура учебной деятельности; учебная задача; учебные операции и действия; мотивы учения: познавательные и социальные; мотивация достижения; мотивация избегания неудач, престижная мотивация; компенсаторная мотивация; произвольность психических процессов; внутренний план действий; рефлексия учебной деятельности, чувство компетентности.

 

Тема 6

Психологические особенности подростка

Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее отражение в психике ребенка. Половое созревание Эмоциональная и личностная нестабильность.

Социальная ситуация развития. Маргинальность положения подростка. Переход из детства во взрослость в различных типах культуры. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущий тип деятельности подростков. Психические новообразования возраста: чувство взрослости, потребность в автономии, реакция группирования, развитие самосознания, рефлексии и самооценки, новый уровень полоролевой идентификации. Развитие нравственного сознания.

Подростковые группы, их функции, виды и роль в личностном развитии. Референтная группа. Проблема лидерства. Стратегии самоутверждения.

Особенности учебной деятельности в этом возрасте, ее мотивация. Познавательная деятельность подростков, взаимовлияние познавательных процессов и личностно-мотивационной сферы в подростковом возрасте.

Изменение положения подростка в семье. Особенности общения подростков и родителей (родители, учителя). Эмансипация от близких взрослых. Влияние стилей семейного воспитания на взаимоотношения подростков с родителями (по Э. Шеферу). Трудности переходного возраста. Подростковый кризис. Акцентуация характера подростков. Девиантное поведение, его причины. Проблемы подростковой преступности. Подростки «группы риска»

Понятия и термины: пубертатный период; подростковая дисморфофобия; подростковая анорексия; акселерация; вторичные половые признаки; маргинальность положения; интимно-личностное общение со сверстниками; чувство взрослости и реальная взрослость; самосознание; референтная группа; акцентуации характера; субкультура подростков; девиантное поведение; делинквентное поведение и др.

 

Тема 7

Психология ранней юности

Анатомо-физиологические особенности развития в ранней юности и их отражение в психологических особенностях.

Социальная ситуация развития в период ранней юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности этого возраста. Познавательная и социальная мотивация учения старшеклассников. Интеллектуальные возможности старшеклассников. Формирование мировоззрения, развитие теоретического мышления и индивидуального стиля умственной деятельности. Интеллектуальная деятельность.

Психические новообразования возраста и формирование личности в период ранней юности. Самоопределение (профессиональное и личностное или моральное), формирование жизненных планов, временная перспектива, самовыражение, потребность в самореализации, развитие самосознания, «открытие Я», кризис идентичности, психический мораторий, диффузия идентичности, философская рефлексия. Особенности волевой и эмоциональной сферы в юношеском возрасте. Романтика, мечты, идеалы, чувство одиночества. Дружба и любовь в ранней юности. Особенности общения со сверстниками и взрослыми.

Понятия и термины: постпубертатный период; самоопределение; временная перспектива, психосоциальная идентичность; поведенческая, эмоциональная, моральная и ценностная автономии; диффузная идентичность; самосознание; «личностный мораторий»; инфантилизм; дивергентное мышление; когнитивный стиль; юношеская субкультура, юношеский максимализм.

 

Тема 8

Психическое развитие в период молодости

 

Социальная ситуация развития в период с 18-20 до 30 лет. Аспекты наступающей взрослости: физиологический, экономический, юридический, социальный, психологический. Анатомо-физиологические особенности и характеристика психофизических функций.

Молодость как ранняя взрослость. Роль брака, новой семьи в личностном развитии. Жизненные стратегии. Изменение социальных ролей, развитие карьеры, выработка индивидуального стиля жизни. Выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей. Кризис развития: способность к социальному бытию или отчуждение. Интимность (близость) или одиночество. Кризисы в семейных отношениях.

Понятия и термины: личностная экспансия, самовыражение, индивидуальный жизненный стиль, индивидуальные смыслы жизни, жизненная стратегия, социальные роли.

 

Тема 9

Психология взрослых

 

Анатомо-физиологические особенности и их динамика у взрослых.

Переходный возраст взрослых (30-35 лет). Психологические особенности женщин «бальзаковского возраста» и психология мужчин. Кризис 33 лет – первый смысложизненный кризис.

Общая характеристика средней взрослости (30 – 55 лет) как центральной стадии жизненного пути человека. Понятие об акмеологии. Производительность (генеративность) или застой. Новые личностные характеристики. Доминирующий склад личности. Продуктивность и креативность.

Кризис развития: достижения и значимость в обществе либо не значимость. Мифы и реальность кризиса середины жизни.

Изменения в познавательной сфере за период взрослости. Характеристики зрелой личности в теориях личности.

Понятия и термины: акмеология, генеративность, продуктивность, застой, кризис середины жизни.

 

 

Тема 10

Психология пожилого и старческого возраста

Характеристика пожилого возраста (55-65 лет). Социальная ситуация развития. Новообразования старческого возраста. Кризис возраста: живительные связи с окружением либо эгоистическая стагнация.

Понятия геронтологии и геронтогенеза. Закон гетерохронии. Старость (старше 65 лет). Социальные, эмоциональные, мотивационные изменения. Увеличение зависимости от других. Характеристика психофизиологических процессов. Перемены в жизни, способные вызвать стресс. Типология стариков и старости (Ф.Гизе, И.Кон, Д.Бромлей). Долгожители. Кризис развития: чувство значимости, целостности личности (эгоинтеграция) или отчаяние.

.

Понятия и термины: геронтология; геронтогенез, закон гетерохронии, эгоистическая стагнация, эгоинтеграция, кризис пенсионного возраста, мудрость.

Тема 11

Методы развивающей работы психолога

Проблемы развития человека на разных возрастных этапах. Возможности и методы развивающей работы психолога.

Развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, речи, логического мышления, творческого мышления и воображения, внимания). Развитие руки. Развитие эмоциональной сферы. Развитие навыков общения. Особенности работы с леворукими детьми. Развивающие игры. Понятие о тренингах личностного роста и поведенческих умений.

Понятия и термины: методы развивающей работы, развивающие игры и упражнения, психокоррекция.

 

Список литературы

 

Учебники и учебные пособия:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 704с.

2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М. Издательский центр «Академия»,1998.

3. Альперович В. Социальная геронтология. – Ростов н /Д, Феникс, 1997.

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение. 1988. – 336с.

5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.А.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1998.

6. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для пединститутов /Под ред. М.В. Гамезо– М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

7. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия / Сост. и научн.ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. –М.: Академия, 1999.

8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. Пособие для студентов пед институтов по спец. “Педагогика и психология (дошк.)” и пед. училищ по спец. “Дошк. Воспитание”. – М.: Просвещение. 1991. – 144с.

9. Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: Личность от молодости до старости. –М.,1999.

10. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Пер. с франц. – М. Мир, 1992.

11. Зеньковский В.В. Психология детства: Учеб. Пособие для вузов. – Екатеринбург: “Деловая книга”, 1995. – 350 с.

12. Крайг Г. Психология развития. –СПб.: М.: Питер 2000.

13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. Пособие / Ун-т Рос. Акад. Образования. – М.: Изд-во РОУ, 1996, 1997. – 175 с.

14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.

15. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского.-М.: Просвещение, 1977.

16. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: «Академия» – 1997. – 432с.

17. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А.Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272с.

18. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 496с.

19. Обухова Л.ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.

20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

21. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. –М.: Сфера, 1999.

22. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1999.

23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В двух кн. –М.: ВЛАДОС, 1999

24. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 1987.

25. Практическая психология образования: Учеб. Для студентов вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

26. Психология личности. Хрестоматия в 2х томах – Самара, БАХРАХ, 1999.

27. Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

28. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303с.

29. Развитие личности ребенка: Пер. с англ./Общ. Ред. А.М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – 271 с.

30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.Питер 2000.

31. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

32. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для пединститутов, педучилищ и колледжей, воспитателей дет. Сада. – М.: Просвещение. 1995. – 291 с.

33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 336 с.

34. Флайк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ./Общ. Ред. И предисл. М.С. Мацковского. –М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 511 с.

35. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. Пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М. Междунар. Пед. акад., 1994. – 256 с.

36. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение). – С-Пб: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

37. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

 

Монографии, книги, сборники, статьи.

1. Абрамова В.В. Социальная психология детства. – М.: Воронеж. - 2000.

2. Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития психологии. – М., 1978.

3. Бабаева Т.И. У школьного порога. - М: Просвещение, 1993–128 с.

4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Пер. с англ. – М.: Семья и школа, 1995.

5. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия. – М.: Апрель-Пресс, 2000.

6. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М.: Прогресс, 1979.

7. Божович Л.И., Славкина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М.: Знание, 1979. – 96 с.

8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – М.: Межд. Педагог. Академия. 1995. – 212 с.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

10. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

11. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителей и родителей. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1992. – 255с.

12. Буянов М.И. Ребенок их неблагополучной семьи. - М., 1988.

13. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.

14. Винокуров Л.Н. Основы педагогической диагностики и профилактики нервно-психических нарушений у детей и подростков: учеб. Пособие. – Кострома: КГПИ, 1994. – 251 с.

15. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

16. Возрастная и педагогическая психология: Тексты/Сост. И коммент. Шуаре Марта О. – М.:Изд-во Моск. ун-та, 1992. –272 с.

17. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб.:СОЮЗ, 1997, 224с.

18. Выготский Л.С. Кризис 3-х лет // Собр. соч. в 6 т. – Т.4 – М., 1984.

19. Выготский Л.С. Кризис 7 лет. // Собр. Соч. в 6 т. – Т.4 – М., 1984ю

20. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни //Собр. соч. в 6 т. – Т.4 – М.,1984.

21. Выготский Л.С. Лекции о психологии.– С-Пб.: СОЮЗ, 1997, 144 с.

22. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.

23. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993 (1996).

24. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М.,. 1973.

25. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. – 1981. - №6. – С. 13-27.

26. Дейноу Ш. Как пережить опасный возраст ваших детей? – М., 1993.

27. Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. – Донецк., 1997.

28. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993. – 112 с.

29. Ибука М. После трех уже поздно. – М.: Знание, 1992. – 96 с.

30. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.

31. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). – М.: Прогресс, 1991.

32. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190с.

33. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984

34. Кон И.С. Введение в сексологию. – М. – Медицина, 1989.

35. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978.

36. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.

37. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

38. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988.

39. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. – М.: МОДЭК.1997.

40. Лешли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Пер. с англ.: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.

41. Липкина А.И. Самооценка школьника – М.,1976.

42. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет / Пер. с англ. – М.: Педагогика – Пресс,1992. – 304с.

43. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1985.

44. Личко Е.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л. 1983.

45. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.

46. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1977.

47. Маркова А.К. Закономерности возрастного развития // Советская педагогика. – 1988. - №9. – С. 49-56.

48. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. Для учителя / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1989. – 160с.

49. Миллер С. Психология Игры. -= СПб.: Университетская книга, 1999.

50. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г.Хрипковой. – М.: Педагогика, 1989. – 288с.

51. Мир детства: Юность / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.

52. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.

53. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. – М., 1987.

54. Одаренные дети / Пер с англ. / Общ. Ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

55. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1967.

56. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С.Круглова. – М., 1988.

57. Пиаже. Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

58. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 – 128 с.

59. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

60. Прихожан А.М.. Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990.

61. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.

62. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.

63. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностике акцентуаций характера детей и педагогической помощи им). – М.: Новая школа, 1994. – 64с.

64. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.(м. – Апрель-Пресс.1999).

65. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.

66. Рождественская Н.А. Как понять подростка. – М.: Роспедагентство, 1995. – 76 с.

67. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы: Метод пособие / Под ред. И.В. Дубровиной – М.: Академия, 1997. – 128 с.

68. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 1995.

69. Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. – М.: Аст-Пресс, 1997. – 288 с.

70. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер –мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. – М.: Смысл С –Пб.: Гармония, 1994. – 237 с.

71. Соколова В.И., Юзефович Т.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991.

72. Спок Б. Ребенок и уход за ним / Пер с англ. – Архангельск: Сев.- Зап. кн. Изд-во, 1990. – 510 с.

73. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 320 с.

74. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

75. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М.: НПЦ «Коррекция», 1995. – 208 с.

76. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия. 1995. – 368 с.

77. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Науч. –исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

78. Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. – М., 1967.

79. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.

80. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер с англ. – М.: Педагогика. 1993. – 144 с.

81. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.; 2-е изд –М.: Совершенство 1999.

82. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В.П., 1996ю – 112 с.

83. Цукерман Г.А., Мастеров В.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.

84. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1990.

85. Эйзенберг А. И др. В ожидании ребенка: Руководство для будущих матерей и отцов: Пер с англ. / Минск, БАДППР, 1994. – 656 с.

86. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

87. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

88. Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск.1993.

89. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996

90. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Примечание: дополнительная литература рекомендована к семинарским и лабораторным занятиям.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие №1 (4 часа – семинар; 4 часа – лаб. раб.)

Тема: Детство как предмет психологического исследования

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Исторический анализ понятия «детство».

2. Методологические принципы психологического исследования в

возрастной психологии.

3. Стратегии и методы исследования в возрастной психологии.

Практическая часть:

1. Психологический диктант по методу наблюдения.

2. Проанализировать различные программы и протоколы наблюдения.

4. Осуществить анализ вопросов беседыс ребенком.

 

Задание для самостоятельной работы:

Составить вопросы беседы для старшеклассников с целью выявления особенностей взаимоотношений в классе (10 – 12 вопросов).

Литература

 

1. Возрастная психология: Хрестоматия / Под ред. Мухиной В.С. и Хвостова А.А. – М.: Академия,1999. С.11-105.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. М., 1994.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб; - М.: Питер,2000.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология М.1997. С. 4 – 14.

5. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы. М.,1995 С.13-22.

6. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич – Щербо М.: Педагогика. 1988.

7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., Просвещение, 1995. С.5 – 7.

 

Занятие №2 (семинары - 8 часов)

Тема: Проблема источников и движущих сил психического развития. Периодизации возрастного развития

Вопросы для обсуждения:

1. Движущие силы и факторы психического развития.

2. Механизмы развития личности.

3. Отражение проблемы периодизации возрастного развития в трудах отечественных и зарубежных психологов.

4. Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической теории Э.Эриксона.

5. Исследование интеллектуального развития ребенка в работах Ж. Пиаже и Дж. Брунера.

6. Стадии морального развития личности по Л. Кольбергу., К.Гиллиган

7. Периодизация развития личности с позиций социальной психологии. (по А. В.Петровскому).

8. Периодизация возрастного развития по З.Фрейду.

 

Задание для самостоятельной работы: Составить таблицу из 20 – 25 периодизаций возрастного развития, осуществив собственную их классификацию по следующей схеме:

Автор. Название периодизации Основание периодизации Стадии развития, границы возрастов. Качественное своеобразие возраста. Примечания

Литература:

1. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция личности Эрика Г. Эриксона // Принципы развития в психологии. М., 1978.

2. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности / Психология личности. Т.2 – Самара, БАХ РАХ, 1999. С.345 – 385

3. Брунер Дж. Психология познания М., 1977.

4. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., 1967

5. Годфруа Ж. Что такое психология? Москва, Мир,1992, т.2. С. 7 – 70.

6. Крайг Г. Психология развития. –СПб; - М.: Питер,2000.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология М., 1997, С.27 – 57.

8. Л.С. Выготский. Вопросы детской психологии. С-Пб.: Союз. 1997. С.3 – 39.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество. – М., Академия 1998. С.9 – 97.

10. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.

11. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. -М.,1995.

12. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. №4.

13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды -М. Межд. пед. академия, часть 1, 1994.

14. Психология личности. Т.1 / Хрестоматия. – Самара: БАХ РАХ, 1999. С.83-89.

15. Развитие личности ребенка. / Пер. с англ. -М.,1987.

16. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. -М.,1992. С. 382 – 389, 460 – 461.

17. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С.29 – 64.

18. Эриксон Э. Детство и общество.- Спб: Летний сад, 2000.

 

Занятие №3 (семинар - 4 часа)

Тема: Развитие высших психических функций

Вопросы для обсуждения:

Сообщение: Л.С. Выготский - основоположник отечественной возрастной и педагогической психологии.

1. Л.С. Выготский. Культурно-историческая концепция развития психики. Закон развития высших психических функций, его значение для профессиональной деятельности педагога и психолога.

2. Проблема соотношения процессов развития и обучения. Учение о «зоне ближайшего развития» ребенка.

3. Культурно-историческая концепция и современность.

Литература

1. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии сб // Избранные психологические труды. М., Межд. пед. акад. 1995.

2. Выготская А. Л. Лев Семенович Выготский. –М.,1999.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-Пб.: Союз.1997.

4. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Собр. соч.в 6-ти т. -М.: Педагогика, 1982-84.

5. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии. – М.:Просвещение,1977.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. Чё Ро., 1996 С.198-222

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997. С.14 – 17.

8. Леонтьев А.Н. «Л.С. Выготский». – М.: Просвещение, 1990. (Люди науки).

9. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. М.:ЛПУ, 1982.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология М.1996.С.182-197.

11. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Совершенство,1999. – М.: Просвещение, Разд. 1. Гл.3.,1991.

12. Эльконин Д.Б. Разд.VI Научное творчество Л.С. Выготского // Избранные психологические труды. С. 406-478.

 

 

Занятие № 4 (семинар - 2 часа)

Тема: Психическое развитие ребенка в эпоху раннего детства

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Развитие ребенка в перинатальный период. Кризис рождения.

2. Сенсомоторное развитие ребенка от рождения до трех лет.

3. Интеллектуальное развитие ребенка. Развитие речи.

4. Развитие личности. Кризис первого года жизни. Психические новообразования возраста. Кризис трех лет.

Практическая часть. Решение задач. Анализ материалов.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовьте конспекты статей Л.С.Выготского «Кризи


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.276 с.