Модуль 7. Невротические нарушения личности в профессиональной деятельности; переживание потери работы. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Модуль 7. Невротические нарушения личности в профессиональной деятельности; переживание потери работы.

2017-12-22 239
Модуль 7. Невротические нарушения личности в профессиональной деятельности; переживание потери работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Рассмотреть феномены невротического самовыражения личности в профессиональной деятельности и закономерности переживания людьми событий потери работы.

Программный материал модуля 7. Истинное и невротическое самовыражение личности в ее профессии и карьере. Общие закономерности невротических нарушений в профессиональной работе. Феномены невротических нарушений в работе (К. Хорни, В. Франкл, А. Маслоу, Н.М. Берток, Б. Швальбе, Х. Швальбе, К.М. Гуревич, Э. Эриксон). Личностные типы невротического поведения в профессиональной деятельности (Хорни К.). Переживание потери работы как невротическое проявление личности; как жизненное событие; как стресс. Этапы переживания потери работы. Психологическая помощь по организации действенных способов поиска нового места работы: активизация контактов; репетирование разговора с работодателем; составление резюме; подготовка интригующего письма работодателю и др.

Проектные задания.

1. Опишите особенности профессионального поведения невротических личностных типов, выделенных К. Хорни.

2. Каковы, согласно А. Маслоу, невротические проявления в деятельности.

3. Опишите выделенные Н.М. Берток невротические стили поведения в профессиональной работе.

4. Каковы Ваши вопросы будущему работодателю.

5. Опишите этапы переживания потери работы

Дидактический тест рубежного контроля.

Выберите правильный ответ.

1. Согласно К. Хорни, страсть к работе демонстрирует такой невротический тип, как:
а) нарцисстический
б) высокомерно-мстительный
в) перфекционистский
г) уступчивый

2. Согласно Н.М. Берток, стереотип "эгоцентрическое миссионерство" у невротического субъекта проявляется в профессиональной сфере по отношению к:
а) предмету его деятельности
б) его коллегам (равным по статусу)
в) его начальнику
г) его подчиненным

3. Согласно В. Франклу в тех случаях, когда "конкретная профессия не приносит чувства удовлетворения, вина лежит на …":
а) обстоятельствах жизни
б) профессии
в) человеке
г) профессиональном сообществе

4. Согласно данным Л. Пельцман, при переживании людьми потери работы временные границы фазы конструктивного приспособления составляют после потери работы:
а) 21 день
б) 3-4 месяца
в) до шести месяцев
г) 1-2 месяца

5. Согласно данным Н.Г. Облецовой, наиболее уязвимыми к действию вызванного безработицей социально-психологического стресса являются:
а) замужние и женщины старшего возраста
б) женатые и мужчины старшего возраста
в) неженатые и мужчины молодого возраста
г) незамужние и женщины молодого возраста

 

Литература

1. Берток Н.М. Проявление жизненных стереотипов у больных истерией в профессиональной сфере // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987.№1. С. 12-20.

2. Демин А.Н. Психологические факторы преодоления индивидуального кризиса трудовой занятости безработными гражданами // Демин А.Н., Кожевникова Е.Ю., Седых А.Б., Седых Б.Р. Психологическое профилирование на рынке труда. Краснодар: Кубанский. гос. ун-т, 2003. - С. 71- 93.

3. Джанерьян С.Т. Потеря работы: жизненное событие и ситуация//Психологический вестник. Вып.1. Ч.2. Ростов-н/Д: РГУ, 1996. С.272-282.

4. Джанерьян С.Т. Психологическая помощь безработным. Методическое пособие. Ростов-н/Д: РГУ, 1996.

5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики СПб.: Евразия, 1997.- С.47-52.

6. Облецова Н.Г. Социальные проблемы женской безработицы: Автореф. дис…канд. социол. наук. М.,1999. – 24с.

7. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу//Психол. журнал. 1992. Т.13. № 1. - С. 126-130.

8. Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1998. - С 188-233; 303-325.

9. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Ювента, 1997. С. 117-121.

10. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех. М.: А/О Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Интер", 1993. С. 89.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. – С. 179-184.

 

 

1У. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов с контрольными вопросами, заданиями, перечнями литературы и списком вопросов к экзамену.

Программа каждого из 7 модулей содержит основные теории, авторские положения и позиции, конкретные эмпирические данные, актуальные для понимания специфики адаптации, развития и самовыражения личности в ее профессии и карьере. В представленной к каждому модулю основной литературе содержится соответствующая информация. В списке дополнительной литературы приведены источники, конкретизирующие или дублирующие информацию, полученную после ознакомления с основной литературой.

Содержание каждого модуля включает также проектные задания и дидактический тест рубежного контроля. Четкие, краткие и полные ответы на проектные задания позволят выявить степень усвоения программного материала соответствующего модуля. Дидактический тест рубежного контроля предназначен для самопроверки усвоения программного материала модуля. Он включает 5 тестовых заданий, каждое из которых содержит 4 ответа. Необходимо выбрать только один правильный ответ или дописать недостающий правильный ответ.

Критериями самооценки усвоения учебного модуля выступают полный ответ на одно (по выбору студента) из проектных заданий плюс %% правильных ответов на задания дидактического теста рубежного контроля: 50-60% правильных ответов соответствуют 3 баллам; 70-80% правильных ответов – 4 баллам; 90-100% правильных ответов – 5 баллам.

Список вопросов к экзамену составлен в соответствии с основным содержанием программных модулей. При ответе на вопросы необходимо в полной мере раскрыть основные понятия; знать авторские положения соответствующих теорий; уметь объяснить основные закономерности проявления, функционирования, динамики того или иного явления; ориентироваться в результатах конкретных исследований.

Контрольные вопросы к спецкурсу

1. Факторы выбора профессии в психоаналитической теории (З.Фрейд, А. Адлер).

2. Факторы выбора профессии и профессиональной адаптации личности карьеры в сценарной теории (Э. Берн).

3 Теория развития Д. Сьюпера о закономерностях профессионального развития личности.

4 Типологическая теория Дж. Холланда о закономерностях профессионального развития личности.

5 Теория принятия решений У. Эдвардса и ее использование для оптимизации профессионального выбора.

6 Положения гуманистической психологии о закономерностях функционирования и развития личности в ее профессии и карьере.

7 Современные отечественные психологические трактовки профессиональной адаптации личности.

8 Основные закономерности адаптации личности в профессиональной деятельности.

9 Этапность становления профессионала.

10 Модели развития личности в профессиональной деятельности (Л.М. Митина, А.Р. Фонарев).

11 Кризисы профессионального становления.

12 Психологические классификации и формулы профессий (Е.А.Климов, Дж. Холланд).

13 Проблема гуманитаризации профессионального труда (Н.С. Пряжников).

14 Функционально-генетический подход к исследованию профессиональных способностей (В.Д. Шадриков).

15 Профессиональное самосознание личности: содержание, структура, функции.

16 Ценностно-смысловые основания профессионального труда.

17 Виды самоопределения и типология самоопределяющихся личностей (В.Ф. Сафин).

18 Типы и уровни профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников).

19 Условия возникновения профессиональной деформации личности.

20 Закономерности профессионального выгорания личности.

21 Основные трактовки карьеры в современных психологических исследованиях.

22 Возможные типологии карьер.

23 Гендерные закономерности реализации профессиональной карьеры.

24 Профконсультирование и схема его ведения.

25 Принципы и оперативные требования профконсультации.

26 Пути управления профессиональным выбором.

27 Психологические аспекты анализа потери работы.

28 Феномены невротического самовыражения личности в профессии и их общие закономерности.

29 Личностные типы невротического поведения в профессиональной деятельности.

30 Правила составления постконсультационного заключения, резюме, интригующего письма работодателю.

 

Правильные ответы на дидактические тесты рубежного контроля.

Модуль №1. 1)а; 2)г; 3)б; 4)б; 5)наличие различий между двумя главными влечениями.

Модуль №2. 1) психическая реадаптация; 2)а; 3)в; 4)б; 5)а-3; б-1; в-4; г-2.

Модуль №3. 1)б; 2)а; 3)г; 4)в; 5)в; 6)в; 7)а; 8)г; 9)г; 10)б.

Модуль №4. 1)б; 2)а; 3)а; 4)г; 5)а; 6)б; 7)б; 8)а.

Модуль №5. 1)в; 2)в; 3)б; 4)б; 5)а.

Модуль №6. 1) в; 2) а; 3) б; 4) конативный; 5) частота апробируемых и постоянных работ.

Модуль №7. 1)б; 2)а; 3)в; 4)б; 5)г.

У. Глоссарий

Профессия - возникшая в силу общественного разделения труда предметная область деятельности со множеством трудовых постов. Как область приложения сил человека профессия выступает одним из источников его доходов, предполагает качественную определенность (специальная подготовленность, статус и т.п.) человека, являясь, по выражению Климова Е.А. [1992, с. 5], образом жизни, образом мыслей, стереотипом восприятия мира и социальным типом человека. Профессия дефинируется в различных аспектах: общественно-историческом; предметно-деятельностном; деятельностно-энергетическом; субъектно-деятельностном; статусно-ролевом; социально-психологическом; источнике существования доходов; ценностно-смысловом.

Профессионализация означает процессы создания и возникновения профессиональных институтов, одну из стадий (наряду со стадиями адаптации и мастерства) профессионального становления личности; специфическую форму ее социализации. Как форма социализации она - длительный, непрерывный, универсальный для всех людей стадиальный процесс, конституируемый профессиограммой, эталоном модели специалиста, требованиями профессионального сообщества. Будучи индивидуализированной, она препятствует или ассоциируется с развитием личности, или обусловливает ее невротическое развитие.

Профессиональное становление личности означает появление новых, соответствующих профессиональной деятельности качеств человека, новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, однако акцент ставится на изучении личности в этом процессе. Профессиональное становление включает как процесс адаптации, так и процесс развития личности в профессии. Осуществляясь на всех этапах профессионализации, профессиональное становление этапное, динамичное, стадиальное, уровневое, многокомпонентное, зависит от внешних и внутренних условий.

Профессиональное развитие личности есть непрерывный, неотделимый от развития личности процесс ее самопроектирования, саморазвития, стимулирующий и преобразующий и саму профессиональную деятельность. Оно выступает на разных этапах жизнедеятельности человека в качестве результата, средства, фактора развития личности, но опережает личностное развитие только до определенного уровня профессионализма человека, начинается со второй стадии профессионализации - стадии принятия и освоения профессии - при условии достижения человеком некоторого уровня личностного и профессионального самосознания. В случае акцентирования внимания на самом процессе становления личности, как ее непрерывного качественного преобразования, профессиональное становление и профессиональное развитие личности интегрируются понятием "профессиогенез".

Карьера - неразрывно связанный с социализацией и развитием личности профессионально-жизненный путь, который на всех этапах реализуется ее субъектом и характеризуется с точки зрения ее целей и средств, содержания и формы, процесса и результата, возможности развития ее субъекта.

Карьерное пространство – относительно обособленная совокупность должностей в данной организации.

Карьерный тупик – отсутствие возможностей у организации для должностного продвижения работников.

Карьерная среда – единство карьерного пространства и условий для управления карьерой персонала.

Профессиональная адаптация - процесс и результат установления динамического равновесия в системе "человек-профессия".

Самовыражение личности в профессии – разной степени осознанности и истинности объективация потребностей и ценностей субъекта человека в его профессиональной карьере.

Карьерный план личности – совокупность решений личности о главных целях карьеры, сроках и средствах их достижения, а также о субъекте осуществления самого карьерного плана.

Профессиональное консультирование – разновидность психологической помощи нормальному человеку, нацеленная на психологическое обеспечение его функционирования (адаптации) и развития в определенной профессии и соответствующая его конкретной социальной ситуации развития.

Кризисы профессионального становления - инициируемые логикой профессионального становления периоды (до 1 года) изменения вектора профессионального развития личности, сопровождающиеся также изменением самой личности.

 

У1. Методические рекомендации по выполнению практической работы студентами (модули 4, 6, 7).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.